|
|||
Краткое описание и цели. Образовательные стандарты. Ход урока
Математика – урок 26 Дата:15.11.2021 Тема: Числовые выражения Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: - числовые выражения; - значения числовых выражений; - порядок выполнения действий в числовых выражениях; - использование скобок. Краткое описание и цели Цель: узнать, что такое числовые выражения, что такое значение числового выражения. Задачи: научиться применять полученные знания в вычислениях значений числовых выражений. Образовательные стандарты 1. Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с. 2. Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с. Ход урока Числовое выражение - запись, в которой используются только числа, знаки арифметических действий (включая возведение в степень) и скобки. Пример: 252+15∙(13+4:2)-13∙2 Определение: Значение числового выражения – число, которое получится, если произвести все действия в нужном порядке. Ясно, что одно число может быть значением различных числовых выражений. Пример: 4 = 2+2=2*2=8:2 Порядок действий при нахождении значения числового выражения. 1) Если в выражении используются только сложение и вычитание, то они выполняются последовательно слева направо. Пример: 23+54-17+13-22-1+2 1 способ. Можно записывать нахождение значения этого выражения «цепочкой»: 23+54-17+13-22-1+2=77-17+13-22-1+2=60+13-22-1+2=73-22-1+2=51-1+2=50+2=52. 2 способ. А можно записать и по действиям: 1 2 3 4 5 6 23+54-17+13-22-1+2=52.
1. 23+54=77; 2. 77-17=60; 3. 60+13=73; 4. 73-22=51; 5. 51-1=50; 6. 50+2=52. 2) Если в выражении используются только умножение и деление, то они выполняются последовательно слева направо. Пример: 1 2 3 4 5 117:9∙12∙7:42:13 1 способ. Находить значение выражения также можно «цепочкой» 117:9∙12∙7:42:13=13∙12∙7:42:13=156∙7:42:13=1092:42:13=26:13=2. 2 способ. По действиям: 1 2 3 4 5 117:9∙12∙7:42:13=2
1. 117:9=13; 2. 13∙12=156; 3. 156∙7=1092; 4. 1092:42=26; 5. 26:13=2. 3) Если в записи числового выражения участвуют знаки сложения, вычитания, умножения, деления, то вначале выполняются умножения и деления слева направо, а затем сложения и вычитания тоже слева направо. Умножение и деление имеют больший приоритет и выполняются самыми первыми по сравнению со сложением и вычитанием. Пример: 42:2+12+3∙37–5∙17=21+12+3∙37–5∙17=21+12+111–5∙17=21+12+111-85=33+111-85=144-85=59 Выполним вычисления по действиям: 1 4 5 2 6 3 42:2+12+3∙37–5∙17=59.
1. 42:2=21; 2. 3∙37=111; 3. 5∙17=85; 4. 21+12=33; 5. 33+111=144; 6. 144-85=59. 4) Если в записи числового выражения есть скобки, то вначале выполняются действия в скобках, а затем остальные действия в том порядке, как описано выше. Пример: 3 6 1 4 2 5 42:2+(12+3) ∙ (37–5) ∙17=8181. 1. 12+3=15; 2. 37-5=32; 3. 42:2=21; 4. 15∙32=480; 5. 480∙17=8160; 6. 21+8160=8181. Пример: 42:2+(12+3∙ (37–5)) ∙17 Вычислим значение выражения в скобках: 12+3∙(37—5)=12+3∙32=12+96=108. Вычислим значение выражения: 42:2+(12+3∙(37–5)) ∙17=42:2+108∙17=21+108∙17=21+1836=1857. 5) Если в выражении встречается возведение в степень, то оно выполняется первым после действий в скобках, затем умножение и деление слева направо, затем сложение и вычитание слева направо. Пример: (2+3)(2+1)+3∙(162—82):42 = 53+3∙(162—82):42 = 125+3∙(162—82):42 = = 125+3∙(256—82):42 = 125+3∙(256—64):42 = 125+3∙192:42 = 125+3∙192:16 = 125+576:16 = = 125+36 = 161. Конечно, столь подробных решений писать не надо, можно за один переход сделать сразу несколько действий: (2+3)(2+1)+3∙(162—82):42=125+3∙(256 64):42 =125+3∙192:16=125+576:16=125+36=161. Практика Числовые выражения 1 Закончить предложения Числовым выражением называют запись, в которой используются __________________________________________________________________. Действиями первой ступени являются _________________________________. Действиями второй ступени являются _________________________________. Если в выражении нет скобок и оно содержит действия только одной ступени, то ________________________________________________________. Если действия содержат действия первой и второй ступени и в нем нет скобок, то _________________________________________________________. Если в выражении есть скобки, то ____________________________________. 2 Определить порядок выполнения действий и вычислите значения выражений а) 418*5+15:5 ___________________________________________________________ Ответ:_________________________ б) 994:(49+22)-10 ____________________________________________________________ Ответ:_________________________ в) (13546-9878)*326+(100000-84364)*502 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_________________________ 3. Расставьте скобки в выражениях, чтобы получилось верное равенство a) 8*15-12:4+7=13 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
b) 1395:45-10*170-140:10=1 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|||
|