|
|||
ПЕРИОД СУДЕЙ. ИЕФФАЙ. САМСОН. ИСТОРИЯ РУФИСтр 1 из 2Следующая ⇒ ПЕРИОД СУДЕЙ. ИЕФФАЙ. САМСОН. ИСТОРИЯ РУФИ Цель занятия – рассмотреть деятельность судей Иеффая и Самсона и историю Руфи. Задачи: 1. Рассмотреть деятельность судьи Иеффая. 2. Рассмотреть деятельность судьи Самсона. 3. Рассмотреть историю Руфи. План занятия: 1. Совместно со слушателями вспомнить характеристику периода судей и деятельность Деворы, Варака и Гедеона. 2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов. 3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия. 4. Задать домашнее задание: прочитать главы 1-10 Первой Книги Царств, основную литературу, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами. Ключевые понятия: § Иеффай; § Аммонитяне; § Самсон; § Филистимляне; § Руфь; § Моав; § Вооз. Содержание занятия 1. Судья Иеффай 2. Судья Самсон 3. История Руфи
1. Судья Иеффай Судья Иеффай возглавил освободительную войну против аммонитян. Он был сыном блудницы. Когда его братья по отцу подросли, то изгнали его из дома, сказав: «ты не наследник в доме отца нашего» (Суд.11:2). «И собрались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним» (Суд.11:3). Возможно, эти слова означают, что он стал главарем шайки разбойников. Но в трудную минуту этот человек через старейшин Галаадских был призван к служению судьи. Иеффай сначала попытался переговорами отклонить притязания аммонитян на земли за Иорданом. Когда переговоры не удались, он одержал над аммонитянами победу. Когда он шел на них войной, то дал Богу обет, что первое, «что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд.11:31). И случилось так, что при возвращении ему навстречу выходит его собственная дочь. Писание не дает нам возможности решить этот вопрос, в нем лишь говорится, что «она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над ней обет свой, который дал, и она не познала мужа» (Суд.11:38-39). Среди толкователей встречаются разногласия относительно того, принес ли он свою дочь во всесожжение, что было запрещено законом, или этот обет был реализован таким образом, что она сохранила девство на всю жизнь, служа тем самым Господу, поскольку в каком‑то смысле это было равнозначно жертве всесожжения[1]. По тому отношению к браку и чадородию, которое было у израильтян, человек, лишенный детей, считался отверженным, умершим для Бога. Символическое толкование истории судьи Иеффая дает прп. Максим Исповедник: «Кого олицетворяют Иеффай и его дочь? Иеффай олицетворяет Господа, а дочь [Иеффая] — Его всепречистую плоть. Иеффай был рожден блудницей, изгнан своими близкими, выйдя [на войну], сражался с противниками и победил их, пообещав Богу принести в жертву того из домашних, кто выйдет ему навстречу, — так и Господь по плоти произошел без греха от нашей природы, ходившей блудно, явился сеятелем Собственной плоти, был изгнан иудеями, которые казались Его близкими, одержал ради нас победу и принес Собственную плоть в жертву Богу и Отцу. Ведь [имя] ”Иеффай” переводится как “открытие Бога”».
2. Судья Самсон Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, они вскоре попали под власть филистимлян (Суд.13:1). Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое тогда было мало распространено в Ханаане, филистимляне быстро сокрушили раздробленные силы израильтян. В течение сорока лет Израиль вынужден был терпеть их иго. Народ пал духом и стал терять надежду на свое избавление. И вот, когда евреи осознали свою вину перед Богом, Господь послал Израилю избавителя по имени Самсон. В колене Дановом жил тогда еврей по имени Маной, жена которого была бесплодна. Однажды супругам явился Ангел Господень и сказал, что вскоре у них родится сын, который будет назореем Божиим, т.е. посвященным Богу (Числ.6:2-8), не будет пить вина и стричь волос. И он спасет Израиль от филистимлян. Предсказание Ангела исполнилось. Мальчик, которого назвали Самсон, быстро возмужал и стал известен необыкновенной физической силой. Самсон в одиночку боролся с филистимлянами. Однажды он поймал в силки триста лисиц, привязал к хвостам горящие факелы и погнал испуганных зверей в сторону города. Лисицы неслись вперед, как безумные, поджигая по пути нивы, виноградники и сады. За короткое время все достояние филистимлянских земледельцев обратилось в прах. Словно из-под земли вырастал Самсон на дорогах перед прохожими, убивал и сеял такой страх, что даже храбрые из храбрых боялись встречи с ним. Это не могло долго продолжаться, и филистимляне решили положить конец террору Самсона. Их войска вторглись в Иудею и, грозя опустошить страну, потребовали, чтобы им выдали силача. Самсон позволил жителям Иудеи связать себя веревками и отдать врагам. Когда же он был доставлен в лагерь филистимлян и те стали его оскорблять, Самсон разорвал веревки, как нитки, схватил свежую ослиную челюсть, валявшуюся на земле, и в гневе накинулся на своих мучителей. В лагере филистимлян началась паника, и многие обратились в бегство. Самсон воспользовался замешательством и убил тысячу человек. Возвращаясь в свою пещеру, он весело напевал хвастливую песнь: «Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек» (Суд.15:16).
Благодарные израильтяне избрали его судьей. С тех пор в течение двадцати лет он управлял ими, и его имя приводило в трепет филистимлян. Уверенный в своих силах Самсон не боялся в одиночку ходить в филистимские города. Но с ним случилась беда, когда он полюбил красивую филистимлянку по имени Далида. Об этом узнали филистимляне и решили действовать подкупом. За большие деньги они уговорили коварную Далиду выведать у Самсона секрет его необычайной силы. Однажды Самсон признался ей: «Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя...» (Суд.16:17). Далида тотчас уведомила своих земляков, чтобы они пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на своих коленях и повелела состричь семь кос с его головы. Филистимляне заковали Самсона в цепи, выкололи ему глаза и заставили его в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов. Однажды во время пира в храме их бога Дагона развеселившиеся язычники потребовали привести к ним Самсона, чтобы насладиться видом его падения. Бледный, с пустыми глазницами, Самсон стоял в храме между колоннами и терпеливо сносил издевательства и оскорбления. Казалось, он стал беспомощным и душевно сломленным. Никто не заметил, что у него снова отросли волосы. Тихо шевеля губами, он шептал молитву: «Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отомстить Филистимлянам за два глаза мои» (Суд.16:28). Затем с помощью мальчика-поводыря он подошел к двум столбам, на которые опирался храм, уперся в них руками и воскликнул: «Умри, душа моя, с Филистимлянами!» (Суд.16:30). В храме Дагона внезапно наступила тишина. Только теперь филистимляне поняли, что они еще не победили Самсона, но уже было поздно. Самсон напряг свои силы и сдвинул колонны. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребая под своими развалинами богатыря и три тысячи филистимлян, которые там веселились. История жизни Самсона имела глубоко поучительный характер для всего израильского народа. Весь смысл ее заключался в том, что когда Самсон соблюдал обет назорейства, то был необычайно сильным, когда же, увлекаясь чувственными наслаждениями, нарушал свой обет, он становился слабым. Таким образом, история жизни Самсона есть как бы олицетворение истории самого израильского народа. Она показала, что сила народа заключается в ревностном хранении своего союза с Богом. Блж. Иероним в личности судьи Самсона видит прообраз Христа. Он говорит: «Самсон во образ Христа гораздо более умертвил иноплеменников при смерти, нежели при жизни»[2].
Свт. Филарет Московский дает нравственное толкование истории Самсона: «Судьба Сампсона поучительна. Тот, в котором обитала такая крепость, и которому одному не могли противостоять все Филистимляне, был побежден хитростью развратной женщины. Такова сила преступной страсти, так гибельны ее действия, когда она овладевает сердцем человека! Так диавол, постепенно ослабляя в сердце веру и страх Божий, увлекает его в бездну греха… Но вот, с другой стороны, спасительный плод покаяния, к которому Бог призывает, возбуждает и приводит грешника путем скорби и страданий временных. Сампсон лишен зрения, заключен в оковы, осужден на тяжкую и унизительную работу, и среди этих страданий отверзлись его духовные очи, он познал свое духовное рабство, обратился к Господу, и Господь обратился к нему; с сим вместе и возвратилась к нему его телесная сила, и он исполнил свое назначение, отмстил Филистимлянам за свое уничижение и притеснение своего отечества».
3. История Руфи В отличие от Книги Судей, обличающей идолопоклонство израильтян и показывающей примеры их нравственного падения, Книга Руфь рисует принципиально иную картину этой эпохи.
В ней повествуется о неком семействе израильтян, которые по причине голода переселились из Вифлеема в Моав, где сыновья женятся и потом умирают, оставляя троих: мать и своих вдов, из которых одна, Орфа, возвращается в дом своего отца, а другая, Руфь, говорит своей свекрови, что пойдет с ней в землю ее предков и Бог Израиля будет ее Богом. Руфь, вернувшись в Палестину, выходит замуж за родственника мужа – Вооза и входит в родство с избранным народом. Это отражено в родословии Господа Иисуса Христа. Она становится прабабкой царя Давида. В результате этого брака рождается Овид, у Овида рождается Иессей, у Иессея рождается Давид. История этой книги является переходным мостиком от эпохи судей к эпохе царей. Чем важна эта книга и почему она включена в канон Священного Писания? Во-первых, она снова показывает не закрытость и не замкнутость народа израильского, впоследствии иудейского, для всех остальных народов, а значит, и открытость Завета Божия для всего человечества. Завет Божий принадлежит не только израильтянам, но относится ко всему миру. Запрет закона на смешение с иноплеменниками (Втор.7:3) был именно запретом на смешение с язычниками по вере, запретом на потерю чистоты веры и чистоты богопочитания. Руфь же перестает быть язычницей и исповедует веру в Бога Саваофа, Бога Авраамова, поэтому запрет на нее перестает распространяться. Позже Ездра жестко и последовательно провел принцип этнического отделения всех остальных народов, заставил всех, у кого были жены нееврейки, развестись, а жен отправить обратно по домам (Езд.10:3). Из Книги Руфь видно, что Священное Писание такого требования в таком крайнем виде не содержит. В прообразовательном смысле книга говорит о призвании язычников в Церковь. Каким образом? Руфь, для того чтоб войти в число израильтян, оставляет свою землю, свое родство, все свои верования, и только после этого она оказывается причтенной к израильтянам; точно так же как и языческие народы могли войти в Церковь, только оставив свои прежние заблуждения. «Посмотри и на то, что в приключениях Руфи сходно с нашими, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - Она была чужестранка и доведена до крайней бедности, — и, однако, увидевший ее Вооз, не презрел ее бедности, и не погнушался низким ее происхождением. Точно также и Христос, восприявший Церковь иноплеменную и весьма обнищавшую, сделал ее участницею великих благ. И как та никогда не вступила бы в такое супружество, если бы не оставила наперед отца, и не презрела дома, рода, отечества и сродников, так и Церковь, когда оставила отеческие нравы, тогда соделалась любезною Жениху». Вооз женится на Руфи только после того, как более близкий ее родственник отказывается исполнить закон левирата и взять ее в жены (Руфь.4:6). Это прообразует следующее. После ветхозаветного закона, который оказался бесплодным и неспособным просветить язычников, пришел Христос, Который, принял в Церковь уверовавших из язычников.
Родственник мужа Руфи отказывается исполнить закон из соображений выгоды. Зачем выкупать поле, если придется отдать его сыну Руфи, ради рождения которого и должен он вступить в брак (Руф.4:3-8)? Из этого следует, что Вооз взял Руфь только из соображений благочестия и сострадания. И был вознагражден. Ведь в родословии Спасителя, в нарушение закона левирата (так как формально Овид, сын Вооза должен был считаться сыном Махлона, первого мужа Руфи, который некогда покинул землю отцов и на чужбине женился на моавитянке), прадедом Давида назван именно Вооз (Мф.1:5). А имя родственника даже не упомянуто. Закон здесь оказался нарушенным неслучайно, ведь Махлон, первый муж Руфи, покинул землю Израильскую и женился на иноплеменнице, то есть отпал от обетований. Книга Руфь в еврейской Библии входит в число Пяти свитков – книг, читавшихся в праздники. В ветхозаветные времена она читалась в праздник Пятидесятницы, чем вполне подтверждается ее прообразовательный смысл.
Проверочные вопросы: 1. От какого народа освобождал Израиль судья Иеффай? 2. Какой обет дал Иеффай Богу перед сражением? Как он был исполнен? 3. Что говорит Священное Писание о рождении и личности судьи Самсона? 4. С каким народом вел борьбу Самсон? Чем отличался этот народ? 5. Какая беда и почему постигла судью Самсона? 6. В чем заключается прообразовательное значение служения судьи Самсона? 7. Как история жизни Самсона символически связана с историей всего израильского народа? 8. Расскажите историю Руфи. 9. Почему, будучи иноплеменницей, Руфь входит в народ избранный? 10. В чем заключается прообразовательное значение Книги Руфь? 11. Почему в родословии Спасителя упоминается Вооз, а не Махлон (первый муж Руфи), как это было положено по закону о левиратном браке?
|
|||
|