|
|||
Четверг). Дисциплина: «Экономика». Группа № 83. ХОД УРОКА14.10.2021. (Четверг) Дисциплина: «Экономика» Группа № 83 Урок № 2 Тема: «СВОбОДНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА. ОГРАНИЧЕНОСТЬ РЕСУРСОВ. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ Цель урока: систематизировать и закрепить знания обучающихся об экономических системах и формах собственности при подготовке к государственной итоговой аттестации. ХОД УРОКА Свободные блага ещё называют даровыми. То есть они достаются нам даром, за них не нужно платить. Их не нужно производить. И распределять тоже не нужно. Их так много, что хватит на всех. Солнечный свет, воздух, вода… Если их вдруг начинает не хватать, тогда из разряда свободных благ они переходят в экономические. Экономические блага — те, которые не могут употребляться в неограниченных количествах. Они либо редки, их не хватит на всех, либо на их производство нужно затратить ограниченные ресурсы. Если питьевую воду приходится качать с многометровой глубины, или опреснять, или даже просто очищать, то это уже будет экономическое благо. Подавляющее большинство благ, которыми мы пользуемся, — экономические, даже если лично нам они достаются бесплатно. В нашей стране бесплатное общее образование, оно доступно всем детям. За место в школе не нужно конкурировать с соседом — примут обоих. Но только потому, что из средств государственного бюджета выделяются деньги на строительство учебных зданий, покупку и ремонт оборудования, зарплату учителям и так далее. Школьное образование — это общественное благо. Ещё один пример как бы бесплатных благ — те товары, которые магазин или фирма вручают покупателям в виде подарков (например, во время рекламных акций). Но на их производство были потрачены ресурсы, так что к свободным благам мы их отнести никак не можем. Но вернёмся к неолитической революции, во время которой человечество смогло увеличить доступные ему ресурсы. В последующем это происходило постоянно. Люди осушали болота и строили оросительные каналы. Открывали месторождения полезных ископаемых. Создавали искусственные и синтетические материалы, придумывали ресурсосберегающие технологии. Увеличивали производительность труда, заменяя ручные орудия труда машинами, автоматизированными линиями и так далее. Но потребности росли быстрее, и проблема дефицита ресурсов всё более обострялась. А значит, обострялась и проблема экономического выбора. На что целесообразнее потратить ресурсы? Канадский педагог, литератор Лоуренс Питер как-то сказал: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Но, конечно, об экономике точнее говорят экономисты. «Экономика — не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов», — это высказывание лауреата Нобелевской премии по экономике американца Герберта Саймона. Как добиться такого рационального подхода к решению проблемы выбора? Как ответить на главные вопросы экономики: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить? Вы вернётесь к ним, когда будете сравнивать между собой основные экономические системы: традиционную, рыночную и командную. Проблема ограниченности, как вы понимаете, касается не только природных ресурсов. Все факторы производства ограничены. Каждая страна имеет фиксированное количество трудоспособных граждан. Оно может увеличиться, но не вдруг и не сразу. Кроме того, современной экономике нужны работники, не просто способные к труду, а обладающие определённым уровнем квалификации. Ограничен капитал. Его наличие и размеры связаны с уровнем развития страны, её производственным потенциалом. И предпринимательские способности присущи далеко не всем. С проблемой выбора тесно связано понятие альтернативной стоимости. Если мы используем имеющиеся у нас ресурсы для производства товара А, то не сможем производить товар Б. Если фермер решил посадить на поле картофель, то вырастить на нём в этом году пшеницу (об этом он тоже задумывался) он не сможет. Это и есть альтернатива — выбор из двух взаимоисключающих вариантов.
Альтернативная стоимость — то, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Для фермера альтернативная стоимость картофеля — пшеница. А почему не гречиха, кукуруза или арбузы, которые он также мог бы с этого поля собрать? Всё просто: потому что все эти культуры не могут расти одновременно на одном участке. Только что-то одно. И альтернативной стоимостью является наилучший, самый предпочитаемый вариант из тех, от которых пришлось отказаться. Альтернативную стоимость часто называют «издержками упущенных возможностей». Речь идёт об издержках, выраженных через блага, от получения которых мы оказываемся. Если вы предпочли посвятить три-четыре часа подготовке к контрольной работе, то альтернативной стоимостью вашей потенциально высокой оценки будет удовольствие от фильма и общения с друзьями. Разберём и другой, достаточно актуальный для многих из вас пример. Что делать после окончания школы? Поступить в университет и пять лет грызть гранит науки, получая желаемую профессию, или пойти работать по специальности, которой можно овладеть, приобретая практический опыт? Допустим, вы сделали выбор в пользу учёбы. Какова альтернативная стоимость вашего выбора? Деньги, которые вам придётся заплатить за учебники, проезд к месту учёбы и обратно, жильё. Расходы на оплату жилья мы включим в альтернативную стоимость только в том случае, если при другом выборе эти расходы исключались. Например, если бы вы продолжали жить с родителями и они не требовали бы с вас арендной платы. Не будут входить в альтернативную стоимость и затраты на питание и одежду. Ведь вы бы в любом случае не голодали и не ходили голышом. Альтернативная стоимость значительно увеличится, если вам придётся оплачивать и саму учёбу. Но это ещё не всё. Ведь если бы вы работали, то получали бы зарплату. Добавляем и её тоже. О других упущенных благах в этой ситуации вы можете поразмышлять самостоятельно. Как и подумать над вопросом альтернативной стоимости обратного выбора: работы вместо учёбы. Осуществляя хозяйственную деятельность, люди сравнивают альтернативные издержки с той выгодой, которую они получают. Оптимальным выбором, с точки зрения экономики, является такой, при котором выгоды больше или по крайней мере равны альтернативным издержкам. Для иллюстрации этого положения приведём такой пример. Профессор экономики тратит на поиск более дешёвых (но при этом качественных) продуктов питания 30 часов в месяц. Общая стоимость его закупок в месяц составляет 4000 рублей (все цифры, конечно, условные). Если бы он покупал продукты в ближайшем супермаркете, то они обходились бы ему на 25% дороже. За час работы профессор получает 30 рублей. Стоит ли ему заниматься поиском более дешёвых продуктов? Давайте считать издержки и выгоды. Если бы профессор эти 30 часов работал, а не бегал по магазинам, его дополнительный заработок составил бы 900 рублей (30 часов умножим на 30 рублей). Насколько он снизил стоимость своей продуктовой корзины? Четверть (25%) от 4000 — 1000 рублей. От полученной выгоды отнимаем альтернативные издержки: 1000 минус 900 — 100 рублей. Так что его выбор экономически оправдан. Для того чтобы облегчить проблему выбора, используют экономическую модель, которая называется «кривая производственных возможностей». Производственные возможности — это возможности по производству благ (выпуску продукции). Всё просто!
Домашнее задание : 1. Законспектировать материал урока. Дать определение: потребности, ресурсы, факторы производства, альтернативная стоимость. общественное благо, Экономические блага Свободные блага Выполненное домашнее задание сфотографировать и прислать!
|
|||
|