|
|||
Конспект лекции на тему: Теория познания в философии.Конспект лекции на тему: Теория познания в философии. Способность человека познавать мир и границы его возможностей в этом являются одной из ключевых проблем философии. Отдельный раздел этой науки - гносеология - посвящён изучению феномена познания. Её основной вопрос: познаваем ли мир? Исторически в философии выделяют четыре ответа на этот вопрос: … 1) гностицизм ( или гносеологический оптимизм) - тип философского мировоззрения, согласно которому познавательные способности человека безграничны; примером гностицизма может выступить рационализм - философское направление, представители которого считают разум основой познавательной деятельности человека(например, Рене Декарт); 2) агностицизм тип философского мировоззрения, согласно которому возможности человека познать мир серьёзно ограниченны; примером агностицизма может считаться идеализм направление в философии, основанное на убеждении в том, что познание физического мира доступно только в виде идеальных образов (например, Платон, Пифагор, И. Кант); 3) скептицизм - тип философского мировоззрения, выделяющий способность к сомнению как основу познания; 4) солипсизм - разновидность философии идеализма, в которой является только мыслящий субъект (человек), а все другие субъекты, предметы и явления существуют лишь в его сознании. Само познание в философской традиции определяется как творческий процесс отображения действительности в сознании человека, определяемый целями, формами и принципами познавательного процесса. В любом процессе познания существуют два базовых элемента: 1) субъект познания - человек, общество; 2) объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Центральным объектом исследования философии познание становится в эпоху Нового времени. Это стало возможным благодаря творчеству таких мыслителей как Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон и Джонн Локк. Каждый из них создал оригинальную философскую концепцию, каждая из которых выделяла один основной инструмент познания человеком мира: 1) Рене Декарт - создатель рационализма - считал, что мир познаётся разумом; 2) Фрэнсис Бэкон - создатель эмпиризма - считал, что мир познаётся при помощи опыта; 3) Джон Локк - основатель сенсуализма - считал, что мир познаётся главным образом с помощью чувств. Процесс познания является целенаправленной деятельностью, главной задачей его является установление истины. Под истиной понимается результат познавательной активности человека, проявляющийся в адекватном отражении действительности. Истина бывает двух основных видов: 1) абсолютная - вид знаний, чей научный характер неопровержим и несомненен является гносеологическим идеалом, который практически недостижим; 2) относительная - вид знаний, чей истинный характер зависит от целого ряд: факторов (условия, время и обстоятельства получения этой истины). Процесс познания мира и нахождения истины предполагает формирование человеком понятий. Под понятием понимается мысль, которая вытекает из определённой предметной области и обобщает в класс объекты посредством указания на их общи отличительные признаки (Ист.информации: Словарь философских терминов по редакцией В.Г. Кузнецова. М.,2012г. с. 430). Примеры понятий: красота, материя, идея, деноминация, бифуркация и т.д. В процессе познания любое устно или письменно формулируемое высказывание человека состоит из трёх элементов: 1) понятие - определение какого-либо события или поступка (пример: участи России в борьбе против ИГИЛ на территории Сирии, понятие: внешняя политика); 2) суждение - в нём раскрывается суть понятия (пример: участие России борьбе против ИГИЛ в Сирии обусловлено целым рядом экономических политических факторов, оно не является случайным, а является часть внешнеполитического курса России); 3) умозаключение - позволяет сделать обобщающий вывод, выделить смысл 1понятия и суждения (принимая участие в борьбе против ИГИЛ в Сирии Россия демонстрирует активное участие в формировании мировой политики, тем самым повышая свой международный авторитет). Одним из факторов, определяющих границы познавательных возможностей человека, является память - свойство мыслительной деятельности, заключающееся способности хранить, воспроизводить и вводить в сферу сознания информацию прошлом. (Ист.информации: Словарь философских терминов под редакцией B. Кузнецова. М.,2012г. с. 401). Для справки. Для человеческой памяти характерно явление, которое называют «эффект незаконченного действия», или «эффект Зейгарник». Его суть состоит в том, что прерванные, либо незавершенные действия запоминаются лучше завершенных. История его открытия такова: однажды, сидя в кафе, психологи Курт Левин и Блюма Зейгарн заметили, что обслуживающий их официант не записал заказ, но в точности его выполнил. Когда официанта спросили, что заказывали только что вышедшие посетители, он не смог ничего вспомнить. Последующие эксперименты показали: прерванные интеллектуальные задачи запоминаются в два раза лучше законченных. (Ист.информации: Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб. М,2014. С. 176). Одним из выражений памяти является внимание - способность человека избирательно воспринимать информацию, видеть и слышать то, что нужно, не реагируя посторонние раздражители. (Ист.информации: Букин Д. Развитие памяти по методу спецслужб. М,2014. С. 22). Выделяют следующие виды памяти: 1) мгновенная (сенсорная) - память, информация в которую попадает благодаря органам чувств человека; (длительность хранения информации - не больше полсекунды); 2) кратковременная - тип памяти, при котором информация хранится несколько минут; 3) долговременная тип памяти, отвечающий за длительное хранение информации; (длительность хранения информации - несколько лет); 4) рабочая - тип памяти, благодаря которой происходит процесс обработки информации, a также её дифференциация по степени полезности; отличительная особенность этой памяти в том, что всё, содержащееся в ней, сразу же стирается при переключении на другую задачу; 5) декларативная, или эксплицитная память - память на факты и события. Для справки. Моллюск аплизия обладает как кратковременной, так и долговременной памятью. (Ист.информации: Свааб Д. Мы- это наш мозг: от матки до Альцгеймера. Спб.,2014г. с. 352.). Процесс познания неразрывно связан с работой сознания. Нарушения в последнем способны привести к нарушениям работы памяти. Чаще всего это выражается в состоянии амнезии, среди которой выделяют: 1) ретроградную - нарушение работы памяти, при котором человек не может вспомнить события определённого периода своего прошлого; 2) антероградную - нарушение работы памяти, при котором человек не может вспомнить события с момента произошедшего с ним несчастья. (Ист.информации: Свааб Д. Мы- это наш мозг: от матки до Альцгеймера. Спб.,2014г. с. 354.). В распоряжении человека есть два универсальных способа познания действительности: творчество и интуиция. Под творчеством обычно понимают процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Вопрос о сути творчества по-разному решался в истории философии. В Античности творчество связано с временным, переменным бытием, а вечное, бесконечное считалось выше любой деятельности, в том числе и творческой. Средневековые философы воспринимают творчество как Бога, который свободно творит мир и человека. Творчество человека, таким образом, не являлось сознательным актом его воли, а лишь проявлением воли божественной. В эпоху Возрождения возникает культ гения, интерес к самому акту творчества. Творчество трактуется как способность человека не просто познать мир, но и преобразовать его, ориентируясь при этом на собственные нужды и потребности. Развернутую концепцию творчества разработал французский философ XХ века Анри Бергсон. В его понимании творчество - это процесс рождения, рост, вызревание в природе, а также возникновение новых образов и переживаний в сфере сознания. Русский представитель философии экзистенциализма н. A. Бердяев разработал концепцию, согласно которой важным условием творчества выступала свобода. Само же творчество являлось одним из смыслов существования человека, именно в нём проявлялась способность к познанию себя, мира и Бога. Необходимо уточнить, что в философии творчество так же воспринимается тесной связи с интуицией. Следовательно, понимание закономерностей развития нашего мышления, особенно в момент творческого акта, неотделимо от познания её законов. Интуиция - термин, обозначающий способность человека познавать мир без помощи разума и без опытных данных. Интуитивный подход к познанию проявляется путем решении разнообразных проблемных ситуаций и особенно в актах творчества. Именно процесс создания нового творец неизбежно выходит за пределы стереотипов мышления за границы традиционных форм культуры, формируя с помощью интуиции принципиально новое знание. Интуиция бывает двух основных типов: рациональная (интеллектуальная) и эмпирическая (чувственная). Однако и творчество и интуиция не способны исключить из процесса познания такие негативные явления, как ложь, дезинформация и заблуждение. В этой связи нужно заметить, что главным критерием проверки истины является практика, именно о позволяет отделить истину от лжи и заблуждения. Для справки. Автор книги Психология лжи Пол Экман (американский психол профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Он приобрел всемирную известность своими исследованиями невербального поведения, уделяя при этом особое внимание проблемам распознавания эмоциональных состояний человека. Является прототипом главного героя сериала «Обмани меня») считает, что человек в среднем ля три раза за десять минут разговора (Итс.информации Экман, П. «Психология лжи». Спб 2006г.). Ложь - это понятие, обозначающее информацию, полностью противоположное истине. В философии и логике выделяют четыре основных аспекта лжи: 1) гносеологический -обозначает совокупность условий, при котором происходит искажение информации; 2) логический - исследует способность лгать как свойство человеческого мышления; 3) нравственный - раскрывает ложь как порок (намеренная ложь) и добродетель (ложь во благо во имя спасения жизни); 4) политический - показывает, как ложь может быть применена в качестве инструмента достижения политических целей. Следует различать ложь и заблуждение. Последнее представляет собой неадекватное восприятие человеком окружающего мира, не соответствующего действительности результат познания. Между ложью и заблуждением существует несколько важных отличий: 1) ложь часто носит намеренный характер, заблуждение может быть случайным 2) ложь - более сложный по сравнению с заблуждением феномен человеческого мышления, т.к. предполагает длительный процесс создания и подготовки; 3) ложь более опасна для познания, чем заблуждение, т.к. обладает более сложной внутренней структурой; 4) от лжи в процессе познания необходимо избавляться сразу же, от заблуждения - постепенно, т.к. они являются нормальным спутником познания, без которого невозможно установление истины. Крайней формой лжи, её социально-политическим изменением является дезинформация. Она применяется с целью обмана одного человека или группы лиц, для чего используется специальный набор научно-технических, политических и экономических средств. Главной сферой проверки истины и отделения её от заблуждения является наука. Для достижения этой цели в научном познании используется несколько принципов: 1) принцип конкретности: его суть заключается в том, что истина чаще всего имеет предметные границы, выходя за которые она трансформируется в свою противоположность - в заблуждение; 2) принцип верификации (введён в научный оборот австрийскими философами Морисом Шликом и Людвигом Витгенштейном): его суть заключается в том, что главным критерием истины является возможность её научной проверки; 3) принцип фальсифицируемости (введён в научный оборот австрийским философом Карлом Поппером): согласно этому принципу, главным критерием истины является способность её опровержения; является улучшенной версией принципа верификации; 4) принцип демаркации - это принцип научного познания, формирующий критерии, благодаря которым можно отделить научное знание от ненаучного. Выводы: 1) проблема познания является одной из ключевых для философии, её изучает специальный раздел этой науки - гносеология; 2) главной целью познания является установление истины, которая, в свою очередь, может быть проверена с помощью практики; среди форм практики выделяют научную деятельность и творчество человека; 3) заблуждение и ложь являются органической частью процесса познания, без которой невозможно было бы установление истины; 4) крайней формой лжи является дезинформация; 5) главными отличиями дезинформации от лжи и заблуждения являются её масштаб и сложность реализации 6) в процессе отделения лжи от истины в научном познании используются четыре основных принципа: принцип конкретности, принцип верификации, принцип фальсифицируемости, принцип демаркации.
|
|||
|