Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответы III (заключительного) этапа



Ответы III (заключительного) этапа

Республиканской олимпиады по обществознанию

2019-2020гг.

11 класс

Максимальное количество баллов-100

1.

Задание № 1.

Ответ: А).

3 балла

Задание №2.

Ответ: Б).

3 балла

Задание № 3

Ответы: А); Б); В).

6 баллов

2. Ответ: 3 А);1Б); 4В); 5Г); 2Д)

5 баллов

3.Ответ: финансирование

8 баллов

4.Примерный вариант ответа:

– рабочий не был уверен в том, что сможет устойчиво выполнять условия эксперимента;

– предложенная заработная плата могла быть неадекватна необходимым трудовым затратам;

 – рабочий не был уверен в том, что сможет соответствовать требованиям нового социального статуса.

8 баллов

5. Примерный вариант ответа:

3) Страна Н. поставляет на мировой рынок топливные ресурсы и сырьё мировой экономики. По графику видно, что основа экономики Н. топливная и добывающая промышленность (доля в экономике страны Н. составляет приблизительно 46%)

5) В лидерах развития мировой экономики – хайтек. По графику видно, что доля хайтека в мировой экономике составляет приблизительно 34%.

                                                                                              8 баллов

6. Примерное содержание ответа и критерии оценки:

Понятия «субкультура» и «контркультура» описывают облик доминирующей культуры общества. Субкультура и контркультура являются ценностно-нормативными системами, которые формируются в рамках доминирующей культуры, поскольку действующие индивиды характеризуются тем, что по-разному относятся к ценностям и нормам и интерпретируют существующие ценности и нормы доминирующей культуры. Поэтому эти особые системы разделяются явным меньшинством людей (2 балла).

Субкультура – это ценностно-нормативная система, которая несколько отличается от общей ценностно-нормативной системы, но не вступает с ней в противоречие, является некоторой «расшифровкой» общих ценностей и норм. Социальные группы и индивиды, вовлеченные в субкультуру, «отклоняются» в своем поведении незначительно, но не могут разрушать ценности и нормы доминирующей культуры, поскольку их собственные ценности и нормы базируются на ней. Например, профессиональные субкультуры, молодежные субкультуры и даже преступные субкультуры (поскольку последним незачем разрушать общий порядок, они паразитируют на нем) (2 балла).

Контркультура – ценностно-нормативная система, которая явно противоречит доминирующей культуре, даже ей «бросает вызов». При этом индивиды и социальные группы, вовлеченные в контркультурные объединения, не обязательно ведут себя агрессивно, но разными способами разрушают, оспаривают ценности и нормы доминирующей культуры, с большей вероятностью, чем субкультуры, могут провоцировать социальные конфликты. Одним из самых ярких примеров контркультуры является культура хиппи, поскольку эти люди проповедовали ценности, противоположные ведущим ценностям западноевропейской культур (2 балла).

Процесс глобализации приводит к увеличению числа и вариативности как субкультур, так и контркультур. Во-первых, глобализация может привести к тому, что нормы и ценности доминирующей культуры начинают слабо соответствовать реалиям нового времени, что стимулирует появление контркультурных групп. Во-вторых, процессы смешения и столкновения разных культур, сопутствующие процессу глобализации, могут вызывать критику и протест со стороны разнообразных социальных групп и общностей. Одной из главных причин появления контркультурных объединений является процесс так называемой «вестернизации», связанный с распространением западноевропейского капитализма, который способствует стиранию национальных границ в экономическом смысле. Примерами самых известных контркультур являются «хакеры» и «антиглобалисты», которые в первом случае сводят на нет непреложность некоторых законов об авторском праве, о неприкосновенности чужой собственности и недоступности личной информации, а втором случае – противодействуют основным тенденциям развития современного общества (2 балла).

8 баллов

7.Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Цели познания.

2. Субъект и объект познания.

3. Проблема познаваемости мира:

а) оптимизм;

б) скептицизм;

в) агностицизм.

4. Чувственное и рациональное познание.

5. Особенности научного познания:

а) системность и обоснованность;

б) объективность;

в) наличие специальных методов познания;

г) использование специального языка науки и др.

6. Эмпирический и теоретический уровни познания.

7. Многообразие форм ненаучного знания:

а) жизненный опыт и здравый смысл;

б) мифология;

в) религия;

г) искусство и др.

8. Особенности социального познания.

9. Истина.

10. Критерии истинности знания.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

12 баллов

8.Примерный вариант ответа:

1. Две группы норм: нормы международного права и нормы международной вежливости (обыкновения); Различие: нарушение норм международного права даёт основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечёт (3 балла).

2. Элементы системы права: нормы, институты и отрасли права (1 балл).

3. Принцип суверенного равенства предполагает, что все государства юридически равны между собой в качестве суверенных независимых участников международного общения, в целом пользуются одинаковыми правами и несут равные обязанности, несмотря на различие их экономических, социальных и политических систем (реализация этого принципа исключает дискриминацию государств и связанные с этим международные конфликты);

Принцип невмешательства во внутренние дела предполагает запрет государствам и международным организациям вмешиваться во внутренние дела государств и народов в любых формах (реализация этого принципа предотвращает захватнические и национально-освободительные войны, торговые и иные войны и конфликты);

Принцип соблюдения международных обязательств предполагает недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств и юридическую ответственность за нарушение международных обязательств (реализация этого принципа предотвращает военные и иные враждебные действия государств, чьи права были нарушены) (6 баллов).

4. Международные организации и сфера их компетенции, например:

а) Международный суд ООН (разрешает правовые споры между государствами);

б) ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека)(дела, возбуждаемые физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций);

в) Международные трибуналы ООН (привлечение к ответственности физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права) (4 балла).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

14 баллов

9. Критерии оценивания:

1. Представление обучающимся собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Данную тему участник олимпиады должен раскрывать через комплекс проблем «человек-общество-история». В эссе рекомендуется раскрыть тезис о том, что «человек – существо социальное, общественное», а общество должны быть охарактеризовано как динамичное, находящееся в постоянном развитии. В этом развитии общества должен быть подчеркнут момент преемственности. В эссе должны быть раскрыты факторы приобщения человека к результатам предшествующего исторического развития, то есть должно быть доказано, что в человеке «сохраняется», «выражается» результат всего предшествующего исторического развития. Участнику олимпиады следовало затронуть проблемы традиции и новации, сочетания общего и индивидуального в человеке. Участник олимпиады должен был показать, что человек - не только продукт общества и истории, но и их творец. Необходимо раскрыть понятие «творчество» как способ проявления не только коллективных свойств человека, но и его неповторимой индивидуальности.

25 баллов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.