Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





После 1917 года



После 1917 года

После революции все театры — императорские и частные — были национализированы и перестали быть средством получения прибыли. Начался бурный рост количества театров. Так, из 45 театров, значившихся в списках театров Петрограда и действовавших в сезонах 1917/1918 — 1920/1921 гг., 27 возникли в 1917—1920 годах (Булавка Л. А. Культура и революция // Альтернативы. 2007. № 3. С.79). В театр пришла новая публика. Вот, например, как об этом новом отношении к искусству (как одной из важнейших составляющих культуры), проявляемом со стороны революционного зрителя писала выдающаяся русская певица Н. А. Обухова: «От прежнего пресыщенного и скучающего зрителя императорских театров его отличало необычайно чуткое отношение к спектаклю, огромная непосредственность, жажда знаний. Каждый, даже рядовой спектакль превращался в праздник» (Обухова Н. Незабываемые дни // Советская музыка. 1957. № 11. С. 27.) Творческие силы народа получили возможность реализации. «Надо удивляться мощному духу пролетария, когда он, утомленный работой, военным обучением, заботой о куске хлеба, аккуратно приходил в студию и скудный остаток (часа 3-4) своего отдыха отдавал искусству», — вспоминал об этом времени бывший актер МХАТ, а в те годы режиссер Центральной студии Пролеткульта В. С. Смышляев (Грядущее. 1920. № 4. С. 11. Цит. по: Пинегина Л. А. Советский рабочий класс и художественная культура 1917—1923. М., 1984. С. 81.)

Годы НЭПа

— время процветания театров-кабаре. Широкое распространение получили агитационно-массовые формы. Для произведений этого жанра характерны аллегории, условный отказ от изображения личности, злободневная тематика. Заметным явлением той поры были массовые театрализованные праздники. Подготовка к ним объединяла усилия поэтов, актёров, художников, режиссёров, музыкантов, а действие предполагало участие нескольких тысяч человек. Первый такой праздник под названием «Мистерия освобожденного труда» состоялся 1 мая 1920 г. в Петрограде.

Однако и драматические театры, привлекая нэпманов в зрительные залы, искали для постановки пьесы легких жанров: сказки и водевили — так на сцене недавно тогда появившейся студии Вахтангова родился спектакль по сказке Карло Гоцци, за лёгким жанром которого скрывалась острая социальная сатира. Но подобные спектакли были, пожалуй, исключением. В основном новые советские пьесы были прокламацией и лозунгами новой власти.

Первым советским спектаклем стала «Мистерия-буфф» — пьеса Владимира Маяковского в постановке Всеволода Мейерхольда с оформлением Казимира Малевича, правда, выдержала она всего три представления.

Появлялись новые театры с новыми сценическими эстетиками — например, на Арбате в 1920 году свою театральную студию Мастфор открыл Николай Фореггер — именно там делали первые сценические шаги Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Борис Барнет, Владимир Масс и ещё очень многие будущие выдающиеся деятели советского искусства.

Тогда же возникло театральное движение «Синяя блуза».

В то же время продолжали работу бывшие частные национализированные МХТ, Камерный театр, Опера Зимина, бывшие императорские и тоже национализированные Большой и Малый театры.

После некоторого перерыва продолжил в новых советских условиях свою работу единственный в мире Театр зверей дрессировщика и ученого-естествоиспытателя Владимира Леонидовича Дурова. Дурову и его семье позволилось даже ещё какое-то время жить в бывшем его, но национализированном помещении театра, которое поначалу было в первую очередь домом известного дрессировщика.

С 20-х гг. начинает выступления с куклами бывший мхатовец театра Немировича-ДанченкоСергей Владимирович Образцов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.