Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Решение задач на движение тела по наклонной плоскости.



 

Класс 10___
Дата «_____»_____20___

Урок _______

Тема: Решение задач на движение тела по наклонной плоскости.

Цели и задачи:

Образовательная. Изучить возможности использования законов механики при рассмотрении движения тела по наклонной плоскости, создать условия для овладения учащимися способами решения теоретических и экспериментальных задач на уроке и в жизни;

Развивающие. Развивать практические умения учащихся при решении задач,

Воспитывающая. Воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.

 

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Тема урока и постановка цели урока:

Научиться решать задачи, когда тело под действием нескольких сил движется по наклонной плоскости.

3. Демонстрация опыта: на горизонтальной деревянной доске лежит деревянный брусок. Берем доску за один конец и медленно поднимаем так, чтобы образовалась наклонная плоскость. Обратить внимание учеников на то, что деревянный брусок еще покоится. При некотором предельном значении угла наклона, брусок начинает двигаться. Опрос учащихся: почему сначала брусок покоился, что являлось причиной движения бруска, какая сила вынудила движение бруска, какое ускорение сообщила эта сила данному бруску?

4. Ознакомление с алгоритмом решения задач данного типа:

5. По ходу демонстрации слайдов ученики делают записи в своих тетрадях.

 

 

Задача 1 Сани спускаются с горы высотой 20 метров и длиной 100 метров с ускорением 1 м/с. Определить коэффициент трения.

Задача 2 С каким ускорением будет скользить вниз ящик по наклонной плоскости, если коэффициент трения равен 0,9, а угол наклонной плоскости относительно горизонтали составляет 60o?

Задача 1. Тело массой 20 кг перемещается вверх по наклонной плоскости с углом наклона 45о и коэффициентом трения 0,03. Определите ускорение, с которым движется тело, если к нему параллельно основанию плоскости приложена сила 650 Н.

ДАНО: РЕШЕНИЕ: На основании второго закона Ньютона, составим уравнение движения тела В проекциях на ось Оx: В проекциях на ось Оy: Тогда сила трения равна Следовательно Преобразуем последнюю формулу Тогда ускорение, с которым движется тело равно
 

Ответ: 14,8 м/с2.

Задача 2. Тело массой 4 кг перемещается вверх по наклонной плоскости под действием связанного с ним невесомой и нерастяжимой нитью грузом массой 12 кг. Начальные скорости тела и груза равны нулю, коэффициент трения тела о плоскость равен 0,05, угол наклона плоскости равен 30о. Определите ускорение, с которым движется тело, и силу натяжения нити. Считать, что блок невесом и трение в блоке отсутствует.

ДАНО: РЕШЕНИЕ: Запишем второй закон Ньютона для тела и груза В проекциях на ось Ох: В проекциях на ось Оy: В проекциях на ось О’y’: Получаем систему уравнений Так как нить невесома и нерастяжима, а в блоке отсутствует трение, то: С учётом последних выражений преобразуем систему уравнений Для того, чтобы решить эту систему уравнений сложим первое и второе уравнение. Тогда получим Преобразуем данное уравнение и выразим искомое ускорение Теперь определим силу натяжения нити
 

Ответ: 6,4 м/с2; 43,2 Н.

Задача 3. Два груза массами т1 = 5 кг и т2 = 2 кг связаны невесомой нерастяжимой нитью, переброшенной через невесомый блок, который прикреплен к вершине призмы, и могут скользить по граням этой призмы. Определите ускорение грузов, если начальные скорости грузов равны нулю, α = 60о, β = 30о, а коэффициент трения — 0,3.

ДАНО: РЕШЕНИЕ: Запишем второй закон Ньютона для обоих грузов В проекциях на ось Оx и O’x’: В проекциях на ось Оy и О’у’: С учётом последних выражений преобразуем систему уравнений в проекциях на ось Оx и O’x’: Так как нить и блок невесомы: Так как нить нерастяжима и в блоке нет сил трения: С учётом последних равенств сложим первое и второе уравнение системы в проекциях на ось Оx и O’x’: Тогда искомое ускорение равно
 

Ответ: 2,6 м/с2.

 

Подведение итогов урока.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.