Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





группа 5.21  Преподаватель Маловик Н.Н.



группа 5.21                                                              Преподаватель Маловик Н.Н.

Лекция (09.11.21)

Занятие – 80 мин.

Тема 4 Фирма

Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме, представленными в данном файле.

Письменно составьте краткий конспект лекции, ответьте на контрольные вопросы в рабочей тетради до 16.11.21.

Фото-отчет выполненной работы (в электронном виде) пришлите на электронную почту техникума по адресу dist-obuchenie@mail.ru (указав группу, фамилию, имя и дисциплину) или на мою страничку в контакте vk.com/id424036712, или на почту malovikn@inbox.ru

 

Литература:

1. Автономов В.С. Экономика. Учебник для 10, 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010, с.97 – 103.

Цель занятия: Изучить теоретический материал лекционного занятия, сформировать систему знаний и основных понятий об экономических задачах фирмы, ее затратах и прибыли.

План

1. Экономические задачи фирмы.

2. Затраты фирмы. Постоянные и переменные затраты. Средние и предельные затраты.

3. Понятие о внешних и внутренних затратах фирмы.

4. Бухгалтерская, экономическая, нормальная прибыль предпринимателя.

Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в нее играть.

Томас Дж.Уотсон

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем. Неудивительно, что изучение проблем деятельности фирм занимает одно из центральных мест в экономической теории.

Мы уже выяснили, что фирма — это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма — организация, обладающая следующими признаками:

1) она создана для производства товаров или услуг;

2) она покупает или арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ;

3) свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;

4) ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась — производством самолетов, строительством садовых домиков или продажей цветов, — перед нами фирма.

Ответ на вопрос: «Зачем создаются фирмы?» — . зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист.

С точки зрения покупателя,фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок пользующиеся спросом блага. Следовательно, фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя,фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды.

Решить эту задачу успешно удается далеко не каждому предпринимателю. Большинство предпринимательских начинаний (порядка 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только не становятся богаче, но теряют все или почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

1) какие товары или услуги производить;

2) в каком объеме их производить;

3) какую технологию использовать для производства;

4) какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;

5) как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;

6) как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;

7) как продвигать свои товары на рынок;

8) по какой цене предлагать товары к продаже и так далее.

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие (менеджеры) решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточную не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцами прибыли.

Такова логика деятельности фирм в рыночной экономике (независимо от того, являются ли они частными или государственными). В командной системе нет фирм, принадлежащих частным лицам: здесь существуют только государственные предприятия, все аспекты деятельности которых предопределяются заданиями Госплана или министерств. Выполнение этих заданий становится главной целью предприятия (именно за это поощряются и руководство предприятия, и его персонал), а прибыль превращается в нечто сугубо второстепенное.

Но именно прибыль — наиболее естественный источник средств для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, «пустых» денег, что неизбежно оборачивается инфляцией.

Итак, фирмы создаются, чтобы:

1) рационально соединять факторы производства при создании нужных людям благ;

2) зарабатывать своим владельцам Прибыль.

В какой бы форме ни создавалась хозяйственная организация, это всегда — рисковое предприятие. Оно может обогатить своих зачинателей, но может и лишить их не только всех сбережений, но и здоровья, подорванного колоссальной нервной нагрузкой необходимой для ведения дел. И хотя любая фирма — частное дело ее владельцев, успех этого дела вовсе не безразличен для общества в целом. От устойчивости и процветания фирм в любой стране зависит слишком многое: и насыщенность рынка, и уровень цен на товары, и возможности занятости, и многое другое.

Это позволяет сформулировать еще один рецепт экономического благоразумия, прямо связанный с предпринимательской деятельностью.

Деятельность фирмы имеет смысл для ее владельцев лишь в случае получения ими дохода в форме прибыли.

А прибыль — это превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами (издержками) на его изготовление и организацию продажи.

Однако это определение еще недостаточно конкретно, поскольку величина таких общих затрат может быть рассчитана по-разному.

Это связано с тем, что любая фирма при осуществлении своей деятельности пользуется ресурсами двух видов:

— внешними;

— внутренними.

Внешние ресурсы — это все то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан, к этой категории относятся: материалы, детали, энергия, рабочая сила и т.д. Они расходуются для производства определенного объема продукции, а для изготовления следующей партии их надо приобретать вновь.

Например, заработная плата рассчитывается за месяц, и ею оплачивается тот объем продукции или услуг, который наемный работник изготовил за это время. Наступает новый месяц, и за трудовые услуги надо платить опять.

Внутренние ресурсы — это все то, что принадлежит самой фирме и используется ею для организации своей деятельности. Важнейшие из таких ресурсов — помещения, оборудование, земля, денежные средства владельца фирмы, использованные для ее создания. Эти ресурсы не надо ни у кого покупать (в отличие, скажем, от рабочей силы, собственником которой всегда остается наемный работник, даже если он подписал трудовой контракт с фирмой). Но от этого внутренние ресурсы не становятся бесплатными (даровыми).

Все они остаются ограниченными и потому имеют свою ценность. Эта ценность равна цене выбора, сделанного в пользу направления таких ресурсов на деятельность данной фирмы.

Для примера рассмотрим такие внутренние ресурсы, как собственные денежные средства и предпринимательские услуги владельца фирмы.

На первый взгляд они бесплатны: ведь их не надо ни у кого покупать. Однако свои денежные сбережения и силы, вложенные в деятельность фирмы, ее владелец мог бы направить на иные цели и на этом что-то заработать.

Например, деньги положить в банк, а свои способности продать за заработную плату, нанявшись на работу в другую фирму. Но он отдал (вложил) эти ресурсы в свою фирму. Естественно, что такой шаг будет экономически рациональным лишь в том случае, если деятельность фирмы принесет ее владельцу доход, по крайней мере, не меньший, чем он получил бы при ином использовании своего предпринимательского таланта и сбережений.

Такой доход принято называть нормальной прибылью, и он составляет тот минимум, который предприниматель должен получить, чтобы:

— возместить вложенные в дело средства и усилия;

— сохранить заинтересованность в дальнейшем занятии делами фирмы;

— вкладывать и дальше в развитие фирмы суммы, достаточные для сохранения ее конкурентоспособности.

Если предприниматель не получает нормальной прибыли, то, скорее всего, он либо сам бросит свое занятие и станет наемным работником, либо фирма в конце концов захиреет и будет вытеснена с рынка конкурентами.

Все это справедливо и для иных видов внутренних (собственных) ресурсов фирмы. Например, здание, которое принадлежит фирме и используется для ее деятельности, можно было сдать в аренду кому-то другому и получить за это арендную плату. Значит, доход от использования здания на собственные нужды желательно получить в размере, не меньшем возможной арендной платы.

Все эти неполученные доходы от альтернативного использования (цены выбора) внешних ресурсов сокращают прибыль фирмы точно так же, как и ее реальные затраты на внешние (покупные) ресурсы. Это означает, что все внутренние ресурсы тоже имеют для фирмы ценность, и потому общая величина ее затрат (или, что то же самое, издержек) складывается из:

— внешних (явных) затрат;

— внутренних (неявных) затрат.

Иными словами, с точки зрения экономической науки общие затраты фирмы включают расходы на приобретение ресурсов всех видов, которые фирма собрала воедино и использовала для организации производства, включая и собственность самой фирмы, и предпринимательские способности ее владельца.

Понимаемые таким образом общие затраты называются экономическими затратами.

Прилагательное «экономические» в этом определении связано с различием во взглядах на затраты между экономистами и бухгалтерами, а также налоговыми службами государства.

Ни бухгалтеры, ни налоговые службы не учитывают в составе затрат фирмы ее внутренние (неявные) затраты. Для них реальны только те затраты, которые были действительно осуществлены. Нормальная прибыль собственника, по мнению бухгалтеров и налоговых инспекторов, является доходом, а доход подлежит обложению налогом. Таким образом, ни нормальная прибыль собственника, ни прочие неявные затраты бухгалтерами и сотрудниками налоговых служб в качестве затрат не признаются, а говоря о затратах фирмы, они имеют в виду только реально осуществленные и отраженные в бухгалтерских документах, а потому именуемые бухгалтерские затраты.

Но если существуют две различные трактовки общей суммы затрат фирмы, то неизбежно возникают и два различных взгляда на величину прибыли как разницы между выручкой от продаж и величиной затрат.

Иными словами, если мы вычитаем из выручки от продаж экономические затраты, то полученная величина должна называться экономической прибылью.

Если же мы вычтем из выручки от продаж только бухгалтерские затраты, то результат окажется бухгалтерской прибылью.

Если записать это в виде уравнений, то получим:

Теперь мы можем представить различие точек зрения бухгалтеров и экономистов на структуру выручки фирмы от продажи товаров так.

Поскольку существование и развитие фирмы зависят от получаемой прибыли, первейшей задачей владельца или нанятых им управляющих является получение максимальной суммы прибыли.

Добиться этого можно либо путем сокращения затрат, либо за счет увеличения выручки от продаж.

Ясно, что чем ниже затраты, тем — даже при той же самой цене — выше прибыль фирмы. Поэтому в нормальных экономических условиях фирмы должны стремиться к снижению затрат и добиваться этого. Именно ради этого они:

1) совершенствуют технологию и организацию своей производственно-коммерческой деятельности;

2) проводят режим жесткой экономии;

3) придумывают самые действенные методы поощрения работников к повышению производительности их труда.

Чтобы лучше понять, как именно фирмы управляют затратами и какие экономические закономерности им при этом приходится учитывать, стоит разобраться в том, какие у фирм бывают затраты.

Наше путешествие по миру затрат (или, как их часто называют, издержек) фирмы мы начнем с выяснения, как формируются внешние затраты (издержки) и чем они отличаются от расходов и платежей (эти термины используются в мире бизнеса столь же часто, и расположены они «по соседству» с термином «затраты»).

Представим себе, что фирма решила приобрести станок или вагон металла. Чтобы это сделать, фирме надо осуществить расходы, т. е. потратить на приобретение ресурсов определенную сумму денеґ — ту, по которой она договорилась такой ресурс приобрести.

Иными словами:

Но подписание договора о приобретении нужного фирме ресурса еще не значит, что она уже на самом деле осуществила расходы. Расход становится для фирмы реальностью только в тот момент, когда она реально передает продавцу деньги за приобретенный у него вид ресурсов.

Такая реальная передача денег (в форме наличных или безналичных средств) и называется платежом. Заметим, что приобретение ресурсов и платежи за них могут не совпадать во времени. В коммерческой практике дела очень часто ведутся по принципу: «Купи сегодня — заплати завтра!» (так уговорить покупателя сделать покупку оказывается чуть легче).

Но приобретение ресурсов (и даже факт их реальной оплаты, стирающий грань между расходом и платежом) еще не означает, что эти ресурсы реально использованы на нужды фирмы. Они могут, например, попасть на склад, превратившись в запасы.

И лишь в тот момент, когда ресурсы действительно станут использоваться (затрачиваться) фирмой для производства товаров или оказания услуг, начинается формирование величины затрат. Таким образом, затраты равны произведению цены единицы ресурса на тот объем этих ресурсов, который уже использован для изготовления товаров или осуществления иной деятельности фирмы.

Наше понимание затрат будет неполным, если мы не обратим внимания на то, что затраты фирмы формируются по-разному в зависимости от вида используемых ресурсов.

Сравним, например, затраты, связанные с использованием материалов, и затраты, связанные с использованием производственных помещений.

И материалы, и помещения — ресурсы, без которых фирма не может организовать производство. Но если материалы в процессе изготовления продукции теряют свой внешний вид, превращаясь в готовые изделия (а часть — в отходы), то производственные цеха остаются на месте и после того, как их покинет очередная партия изделий.

Кроме того, чем больше единиц продукции нам надо изготовить, тем больше материалов придется на это потратить. Если на изготовление автомобиля уходит, скажем, 1,2 т металла, то для изготовления 10 автомобилей потребуется 12 т металла, а 100 автомобилей — 120 т.

Теперь обратим внимание на цех, в котором производятся эти автомобили, и установленное в нем оборудование. Допустим, что они были возведены из расчета на производство 100 автомобилей в сутки. Но если в этом цехе и на этом оборудовании из-за упавшего спроса будет производиться не 100, а, скажем, 90 автомобилей, то от этого не изменятся ни размеры цеха, ни объем установленного в нем оборудования.

Именно подобные различия в масштабах изменения объемов потребления производственных ресурсов при изменении объемов производства заставили экономистов разбить все виды затрат на две категории:

1) постоянные затраты;

2) переменные затраты.

Постоянные затраты— это те затраты, которые нельзя изменить быстро» а потому они практически не меняются при небольших изменениях объемов выпускаемой продукции; К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с обслуживанием оборудования, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Скажем, построить новое здание цеха в течение месяца невозможно. Поэтому если в следующем месяце фирма планирует выпустить продукции на 5% больше, то это возможно только на существующих производственных площадях и при имеющемся оборудовании.

В этом случае прирост выпуска на 5% не приведет к росту затрат на обслуживание оборудования и содержание производственных помещений. Эти затраты останутся постоянными. Изменятся только суммы выплаченной заработной платы, а также затрат на материалы и электроэнергию (переменные затраты).

Переменные затраты,напротив, можно изменить быстро, и потому они изменяются при любом колебании объемов выпуска товаров и в том же направлении (увеличиваются при росте объемов и падают при их сокращении).

В эту категорию входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

Такой детальный анализ изменения затрат фирмы необходим потому, что только на его базе можно понять, как фирмы определяют:

1) цены, по которым они предлагают свои товары на рынок,

2) объемы производства товаров или услуг.

Дело в том, что решения такого рода принимаются путем изучения закономерностей изменений средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы и их сопоставления с рыночными условиями, в которых фирма ведет свою деятельность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое фирма и каковы ее признаки?

2. Можно ли считать директора государственного предприятия предпринимателем?

3. Почему в командной системе могут существовать планово-убыточные предприятия

4. Что такое общие затраты на производство и из каких затрат они складываются?

5. Какие затраты больше: экономические или бухгалтерские?

6. Почему владелец фирмы может считать для себя желательным (выгодным) ее сохранение даже при отсутствии экономической прибыли?

7. Чем расходы отличаются от затрат?

8. К какой группе затрат относится заработная плата работников конструкторского бюро завода?

9. Сумма каких затрат увеличивается при росте объемов производства?

10. Как определяются средние затраты?

11. Какие виды средних затрат встречаются в коммерческой практике?

12. Чем средние затраты отличаются от предельных?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.