Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 1. РОССИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ



Лекция 1. РОССИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

(КОНЕЦ XVII - ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII вв.) (2 часа)

План

1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки реформ.

 2. Петр I. Личность реформатора.

 

Литература

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Изд. 2-е, доп. М., 2008.

Азаров М. Тайны Петра Великого. М., 2001.

 Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

Каменский А.В. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999.

Кузьмин К.И. Сутырин Б.А. История социальной работы. Екатеринбург, 2003.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

Павленко Н.И. Петр I. М., 2000.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. VIII (т. 15). М., 1993. Сахаров А.Н. «…На троне вечный был работник» //Подвижники России. М., 1999.

1. Россия к концу XVII в. полностью преодолела остатки польской интервенции и тяжелые последствия Смутного времени. Она представляла собой единое государство, в котором завершался процесс превращения сословно-представительной монархии в абсолютную. По окончанию Русско-польской войны Россия сумела вернуть себе Смоленск с его землями, Северские земли и закрепить за собой Левобережную Украину с Киевом на правом берегу Днепра. Успехи внешней политики объясняются ростом производительных сил и связанным с этим усилением Русского государства.       Налицо были успехи в сельском хозяйстве, промышленности, освоении новых земель.

  В экономическом отношении Россия обошла Османскую Турцию, Иран, Польшу и некоторые другие страны. Местные областные рынки объединились в единый всероссийский рынок, с ростом которого укреплялась и диктатура господствующего класса. Московское государство укрепило аппарат власти. Проводилось, правда не всегда удачное, укрепление денежного хозяйства и, наконец, понемногу перестраивалась московская армия. После смерти царя Алексея в 1676 г. престол перешел к его старшему сыну 14-летнему Федору Алексеевичу. Одним из воспитателей Федора в детстве был просвещенный монах, белорус по национальности, Симеон Полоцкий, окончивший Киево-Могилянскую академию. Службу он проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

 Царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Федор и Софья были первыми российскими правителями получившими наряду с 4 традиционным и западное образование, включавшее, в том числе, и знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Главную роль при царе Федоре играли Языков и Лихачев, люди, вышедшие из второстепенного дворянства, и молодой князь Василий Васильевич Голицын.

В правление царя Федора было решено открыть Славяно-греко-латинскую академию - первое в России высшее учебное заведение. Выработанный при нем проект академии был утвержден в 1687 году, уже после его смерти. В правление царя Федора Алексеевича (1676—1682 гг.) продолжается ряд реформ внутреннего строя.

 Для упорядочения податного обложения в декабре 1681 г. была создана комиссия под председательством князя В. В. Голицына, не закончившая свою работу при Федоре и продолжавшая ее в правление царевны Софьи (в 1682—1689 годах – регент, и фактический правитель, при младших братьях Петре и Иване). На местах была усилена власть городовых воевод и были упразднены губные старосты. К 1681 г. совещание из разных чинов служилых людей под руководством князя В. В. Голицына занималось вопросом о ратных преобразованиях. Решено было все полки организовать на иноземный лад, каждый полк должен был делиться на шесть рот по 60 человек.

 Несмотря на все преобразования Русское государство в XVII в. оставалось отсталым в сравнении с западноевропейскими странами. В стране слабо была развита промышленность. Замерзание на две трети года Белого моря затрудняло вывоз мехов, пеньки, поташа и пр. Государственное устройство Московского государства с его Боярской думой, приказами и воеводами представляло еще слабо управляемую структуру. 

  Образование, узкими струйками проникавшее в страну, захватывало лишь небольшую прослойку феодалов. Перед Россией стояла основная задача: укрепив государственный аппарат и армию и создав флот, для дальнейшего развития производительных сил страны выйти к берегам Балтики и стать европейской державой. В противном случае ей грозила опасность превращения в колонию (или полуколонию) более сильного западноевропейского государства. К.Маркс в своей работе «Секретная дипломатия XVIII века» следующим образом характеризует эту задачу: «...Ни одна великая нация не находилась в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого. Никто не мог себе представить великой нации, оторванной от морского побережья. Россия не могла оставить в руках шведов устья Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции».

В то время, как Европа осуществляла мощный прорыв в капитализм, Россия продолжала двигаться в традиционном режиме: происходило распространение крепостничества вглубь и вширь, закрепление, расширение и законодательное оформление прав и привилегий дворянства. Развитие торговли, товарных отношений, укрепление мощи государства сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, в том числе и в зарождающейся промышленности, помещичьего произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата. Это обостряло противоречия между господствующим классом и беднейшим крестьянством, горожанами.

   XVII век был отмечен неоднократными протестными выступлениями, среди которых особо выделялось восстание под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.).

 Перспектива превращения России в колонию сильной Швеции была вполне реальной. Авторитет России в европейском мире был невысоким. В 1648 г. в Вестфальском мирном договоре в списке европейских монархов «Великий князь Московский» занимал предпоследнее место перед князем Трансильвании. Судьба России многим европейцам виделась незавидной. Так, известный ученый того времени Г. Лейбниц полагал, что будущее России – это превращение еѐ в колонию Швеции. Для такого утверждения он имел веские доказательства. Среди них – неудачные военные походы русской армии против Османской Турции (1677-1679 гг.) и Крымского ханства (1687-1689 гг.). Эти неудачи убедительно продемонстрировали не только военную, но и экономическую слабость России. Она вряд ли могла рассчитывать на какие-то успехи в европейской политике и даже на сохранение своего суверенитета в Новое время, ознаменовавшееся усилением борьбы ведущих европейских стран за раздел мира.

 Необходимость серьезных перемен в стране осознавали видные государственные деятели (А.Л. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, О. А. Головин и др.) и прогрессивная общественность допетровской России.

   В.О. Ключевский, исследуя петровскую эпоху, заметил, что пришедший к власти в 1689 г. Петр I застал в русском обществе «преобразовательные настроения». Российская цивилизация, отличительными чертами которой были корпоративность и сильное, деспотическое государство, была малоподвижной. Ее сближение с цивилизацией европейской происходило крайне медленно. Русские цари осуществляли династические браки с европейскими монархами. Европейские специалисты и купцы оседали в крупных городах, (только одна немецкая слобода в Москве насчитывала полторы тысячи жителей). Однако в экономическом, социальном и мировоззренческом плане отставание от Европы было колоссальным.

   Его преодоление путем естественной эволюции было крайне проблематично. Европейский тип не мог быть итогом выбора снизу (это показала смута). Народ существовал столетиями в рамках общественной системы близкой к восточному типу. Поэтому европейский тип мог быть привнесен только сверху, путем реформ. Петр I - страстный приверженец западного рационализма и деловитости, предпринял глубокое реформирование российского общества. Он мечтал сделать Россию страной сильной, процветающей, придать динамизм ее развитию.

 2.  Период правления Петра I (1689-1725 гг.) стал наиболее динамичным в истории России Нового времени. За сравнительно ограниченный исторический срок в государстве произошли изменения, которые коренным образом изменили облик страны, поставили еѐ в ряд сильнейших держав Европы и мира. Как в период правления Петра, так и в настоящее время преобразовательная деятельность и личность самого реформатора оцениваются далеко не однозначно. Но в одном исследователи петровской эпохи едины: реформы Петра I имели исключительное значение для судеб России. Что же представлял собой Пѐтр I как личность? Пѐтр родился 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича. Его мать – юная Наталия Кирилловна Нарышкина, была второй женой сорокадвухлетнего царя. Отец умер в 1676 г., когда Петру было лишь четыре года. На престол вступил его сводный брат от первого брака царя с Марией Ильиничной Милославской – Фѐдор Алексеевич (1676-1682 гг.). Весь род Милославских сразу же был приближен к трону. Следом за больным Фѐдором в очередь к трону встал также нездоровый Иван, а рядом выдвигалась фигура царевны Софьи – волевой, умной, честолюбивой и энергичной женщины. Фѐдор Алексеевич умер 27 апреля 1682 г. и, выражая его волю, царѐм был провозглашѐн Пѐтр. По обычаю, при малолетнем царе правление государством переходило к его матери.

Таким образом, правительницей, регентшей страны становилась царица Наталия Нарышкина. Почти сразу после воцарения Петра возникли раздоры между Софьей Алексеевной и Натальей Кирилловной. Довольно быстро сложились две влиятельные группировки: вокруг царевны Софьи (она опиралась на родственников матери – Милославских) и вокруг Нарышкиных. Началась борьба за власть. Малолетний Петр в расчѐт не принимался. Софья и еѐ окружение решили использовать в борьбе стрелецкие полки. 15 мая 1682 г. в Москве вспыхнуло давно назревавшее восстание стрельцов. Оно было вызвано понижением статуса стрелецкого войска, злоупотреблениями военачальников, которые притесняли стрельцов, вымогали деньги, заставляли работать на себя, а также умелой манипуляцией стрелецким войском со стороны бояр – сторонников Софьи. Сторонники Софьи распустили слух об убийстве Ивана и 15 мая восставшие стрельцы ворвались в Кремль. Наталия Кирилловна вынуждена была вывести на Красное крыльцо царя Петра и царевича Ивана. Но успокоить стрельцов не удалось; они ворвались во дворец и убили двух братьев царицы Наталии и ряд ненавистных стрельцам сановников. Происходило это на глазах Петра и, вероятно, испытанное им потрясение было причиной того, что в минуты нервного напряжения с ним случались припадки: непроизвольно кривился рот, дергались щека, шея и нога, появлялись конвульсии, он терял самообладание.

  Политический кризис удалось разрешить компромиссом: Иван и Петр были провозглашены царями вместе, причем Иван – первым, а Петр – вторым, чтобы принизить роль вдовствующей царицы Наталии. Для Ивана и Петра был изготовлен двойной трон. Он имел два сидения, разделенные поручнем посредине. Третье сиденье, располагалось за спиной для регентши Софьи. Она стала фактическим правителем страны в 1682 – 1689 гг. Сторонники Нарышкиных были отстранены от власти и подвергнуты опале. Петр и царица поселились в подмосковном селе Преображенском. Преображенский период в жизни Петра занимает особое место. Петр редко появлялся в Кремле: только на дипломатических приемах и церковных церемониях. Остальное время он проводил в Преображенском, среди лесов и полей. Это непосредственным образом сказалось на личности будущего реформатора России. После бунта стрельцов он был исторгнут из замкнутого, церемонного мира Кремля.

    Петр, оказавшись в Преображенском, не получил, подобно своему отцу или брату Федору, традиционного православного образования московских царевичей, позволявшего им на равных с церковными мыслителями разбираться в сложных вопросах веры, церковной литературы и культуры. Он так и остался малограмотным человеком, не постигшим до конца своей жизни элементарных правил грамматики и орфографии. Даже в зрелые годы он писал многие слова по фонетическому принципу – как слышал, так и писал («был послушлиф», «в выборе афицероф»), что, правда, совершенно не помешало ему освоить баллистику, кораблестроение и тактику. Не традиционное образование, а его отсутствие, не строгий дворцовый церемониал, а свобода общения и действия сильно повлияли на становление личности молодого Петра.

Военные игры – главное увлечение его детства – постепенно становились все сложнее, деревянные ружья и пушечки заменялись настоящими, на смену деревянным солдатикам приходили живые люди – ровесники царя из его окружения: стольники, спальники, конюхи. Они были первыми участниками его бесконечных военных игр. Подрастая вместе с царем, они превращались в солдат и офицеров вначале «потешного», то есть забавного, игрушечного, а потом уже и настоящего войска, соединенного в конце 1680-х годов в два гвардейских полка – Преображенский и Семеновский (по имени соседнего с Преображенским села).

  «Воинские потехи» на полях под Преображенским и Семеновским требовали от царя военных знаний и навыков. И Петр I охотно учился приемам боя, началам тактики (чтобы правильно управлять войсками), артиллерийского дела и баллистики (чтобы точно стрелять), математики и фортификации (чтобы правильно оборонять или осаждать крепости), астрономии и картографии (чтобы определяться на местности, водить в море корабли) и т. д. Кроме того, Петр пристрастился к ремеслам – плотничьему, токарному, столярному, кузнечному, типографскому и многим другим. В этом сказалась любовь царя к конкретному, вещественному, осязаемому результату труда, рационализм его ума. Под руководством иноземных офицеров (живших в соседнем с Преображенским Немецкой слободе или, как называли ее в Москве, в Кукуе), он стал всерьез проходить воинское обучение, начав «службу» с барабанщика. Иноземные офицеры учили Петра арифметике, фортификации, обращению с боевыми гранатами. Он выучился пускать «потешные огни» - фейерверки, что стало одной из его забав.

На Прудах возле Преображенского родилась у Петра страсть к морю. В 1688 г. Петр случайно наткнулся в селе Измайлово на заброшенный ботик и с удивлением узнал, что есть корабли, которые могут ходить против ветра. Ботик и рассказы о больших морских кораблях настолько захватили воображение Петра, что он решил сам научиться строить корабли. По признанию самого Петра, уже в молодости он знал 14 ремесел. Больше всего Петр любил работать на токарном станке, плотничать при постройке кораблей, умел чинить сложные механизмы, выполнял хирургические операции и лечил (удалял) зубы.

  В Преображенском Пѐтр познакомился с европейским образом жизни. Этому способствовали его частые посещения Немецкой слободы, где жили иностранцы. Кукуй являлся своеобразной моделью Европы, где рядом жили католики и протестанты, немцы и французы, англичане и шотландцы. Общение с иностранцами, с жизнью Немецкой слободы не прошло даром для царя – будущего реформатора, западника. Постепенно Петр перешел ту непреодолимую для десятков поколений русских людей границу, которая с древних времен отделяла в сознании русских людей «святую Русь» от «богомерзкого Запада - папистов, лютеран и еретиков». Петр плохо знал по-немецки и по-голландски, иностранцы смешно говорили по-русски, но в деле – у пушки, на бастионе потешной крепости Пресбург, на палубе миниатюрного фрегата - они быстро нашли общий язык, начали дружить. Национальность, вера, возраст, иные различия тут уже мало значили – работа и гульба всех объединяли. Но нужно помнить, что отец и брат царя Петра всегда сторонились иностранцев и, согласно церемониалу подпустив к руке иноземного посланника, они тут же долго и тщательно мыли руки водой из серебряного кувшина – «как бы не опоганиться!».

Знакомство с интересными и образованными людьми (Ф. Лефортом, П. Гордоном, Ф. Тиммерманом), многоязычием, бытом иностранцев, первое любовное увлечение (в 1692г. Пѐтр познакомился с красавицей Анной Монс – дочерью немецкого виноторговца Иоганна Монса и связь с ней продолжалась более десяти лет) – все это способствовало развитию ума и чувств, расширению кругозора.

27 января 1689 г. Пѐтр женился на Евдокии Лопухиной – дочери окольничего. Это событие стало роковым для Софьи, так как по русским понятиям женатый человек считался совершеннолетним. Попытки волевой и образованной Софьи сохранить и укрепить своѐ положение, стать постоянной самодержицей России не имели успеха. Старомосковские бояре и патриарх Иоаким поддержали Петра. Софье было велено переселиться в Новодевичий монастырь. Умерла царевна в 1704 г.

  Государством, после отстранения Софьи, попрежнему правили два государя. Главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Иван лишь формально занимал царское место, а Петр, до поры, не особенно увлекался государственным управлением. 29 января 1696 г. в возрасте 27 лет Иван V скоропостижно скончался. Пѐтр до последних дней жизни Ивана оказывал ему братское уважение и любовь. Двоевластие братьев, на редкость мирное, продолжалось 13 лет, из них 7,5 лет заняло удивительное, парадоксальное явление в государстве – троевластие.  

   Историки, исследующие петровскую эпоху, выделяют несколько событий, которые повлияли на становление Петра как реформатора. К таким событиям относят поездки Петра в Архангельск в 1693 и 1694 гг. Первая встреча молодого царя с морем оказала на него сильное впечатление. Увлеченность Петра морем стала воплощаться в реальные решения о строительстве по его заказу кораблей в Голландии и самом Архангельске. Вторым событием стала война с Турцией в 1695- 1696 гг. за выход к Азовскому морю. Первоначальные неудачи, строительство флота на воронежских верфях и, наконец, военная победа, закладка крепости Таганрог, как базы для флота на берегу Азовского моря, стали для Петра важной военной школой. Он стал мыслить и поступать как государственный деятель. Именно в это время в сознании Петра сформировалось представление о своем месте и предназначении. Идея служения России стала главным стержнем его жизни. Важную роль в развитии реформаторских качеств Петра сыграла его поездка за границу в составе «Великого посольства» в 1697-1698 г. под именем урядника Петра Михайлова. Целью миссии было укрепление союза с европейским странами против Турции и Крыма. Что же касается самого Петра, то, помимо естественного любопытства, цель поездки была для него в учебе у иностранцев тому, в чем они обогнали русских.

 В литературе можно встретить различные объяснения, почему Петр ехал за границу инкогнито. Однако простейшее состоит в том, что в тогдашней Европе это было обычной практикой, ибо официальные визиты глав государств в другие страны еще не были приняты. С.М. Соловьѐв считал, что в этом стремлении Петра на Запад отражалось «неодолимое стремление нецивилизованных, но исторических, благородных народов к цивилизации». Царь выучился в Германии артиллерийскому делу, получив аттестат «огнестрельного мастера». Работая на корабельных верфях в Голландии и Англии, он, между делом, осматривал фабрики, заводы, лесопильни, сукновальни. Интересовался госпиталями, воспитательными домами, анатомическими «театрами» и др. Попутно Пѐтр нанял на русскую службу более 900 специалистов, от корабельного повара до вице-адмиралов. За время этой поездки Пѐтр I получил не только впечатления, знания, умения, но и решил сделать Россию столь же сильной и развитой, как и ведущие страны Европы. Именно тогда возникла его ориентация на западную модель жизни. Позже, в процессе государственной деятельности, Пѐтр I стал искусным дипломатом и талантливым полководцем. Он был хорошим организатором, смог подобрать группу способных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Являясь убежденным сторонником абсолютизма, чувствуя себя полным хозяином страны, Петр I решительно и смело проводил реформы. «Пѐтр выступал не в роли разрушителя, а в роли созидателя» - пишет знаток событий петровского времени Н.И. Павленко. Своей практической деятельностью Пѐтр демонстрировал ответственность первого лица государства перед своим Отечеством.

Контрольные вопросы:

1. Какие объективные предпосылки к осуществлению реформ сложились в России во второй половине и конце XVII века?

2. Какую роль сыграла Софья в формировании личности Петра I?

3. Какая точка зрения на ваш взгляд доминирует в исторической литературе о потребностях российского государства в европеезации?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.