Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РОССИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ



РОССИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

(КОНЕЦ XVII - ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII вв.) (2 часа продолжение)

 

1. Преобразовательная деятельность Петра I.

2. Внешняя политика России при Петре I.

 

Литература

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Изд. 2-е, доп. М., 2008.

Азаров М. Тайны Петра Великого. М., 2001.

 Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

Каменский А.В. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999.

Кузьмин К.И. Сутырин Б.А. История социальной работы. Екатеринбург, 2003.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

Павленко Н.И. Петр I. М., 2000.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. VIII (т. 15). М., 1993. Сахаров А.Н. «…На троне вечный был работник» //Подвижники России. М., 1999.

 

 

 1. Активная преобразовательная деятельность Петра I началась сразу же после возвращения из-за границы. Началом реформ Петра I обычно считают рубеж XVIIXVIII вв. Какие же цели преследовали реформы Петра I? Многие исследователи петровского периода сходятся на том, что укрепление России на международной арене требовали наличие сильной армии и сильного флота, оснащенных современным оружием и современной тактикой. Первые поражения российских войск на юге (первый азовский поход – 1695) и на севере (битва при Нарве – 1700 г.) показали, что это невозможно без полной перестройки всей страны изнутри. Радикальные петровские преобразования явились откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший Русское государство во второй половине XVII в. Реформы должны были обеспечить прогресс страны, ликвидировать отставание еѐ от Западной Европы, сохранить и укрепить независимость, покончить со «старомосковским традиционным образом жизни». Приступая к претворению многообразных реформ: в сфере армии и флота, государственного управления, судебной системы, образования и государственного призрения Пѐтр I не имел чѐткой программы действий.

Принципиальные военные новшества, появление новых типов государственных учреждений, изменения административно-территориального управления страной диктовались ведением Северной войны, а также других вооруженных конфликтов, для которых нужно было множество финансовых ресурсов, экономических и производственных мощностей и мобилизация населения России. Допетровские войска Московского государства для своего времени, возможно, были достаточно эффективны и успешно выполнили свою задачу по обороне страны. Однако Петр I поставил перед страной новые цели - не пассивная защита, а активное соперничество с Европой. Очевидно, что эти новые задачи допетровская армия выполнить просто была не в состоянии. Это и послужило главным толчком к началу военной реформы.

   Военная реформа Петра I имела, по сути, перманентный характер. Началом ее можно считать создание Черноморской флотилии, обеспечившей успех второго Азовского похода (1696 г.), а серьезные преобразования продолжаются на всем протяжении правления Петра. Так, например, регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года, в 1718 году создается высший военный орган - Военная Коллегия. Менее значительные изменения происходили до самой смерти императора. До Петра I основой русского войска было дворянское ополчение. Служилые люди являлись по призыву царя «конно, людно и оружно». Такая армия была слабо обученной, плохо организованной. Попытки создать регулярную армию (стрелецкие полки Ивана IV, полки «иноземного строя» Алексея Михайловича) имели временный успех. Стрельцы в мирное время, вынужденно обеспечивали пропитанием себя и своих семей. А полки иноземного строя распускались в отсутствие боевых действий ввиду отсутствия в казне денег на их содержание. В 1705 г. Пѐтр I ввѐл рекрутские наборы с податных сословий (крестьян, горожан). Рекрутов набирали по одному с двадцати дворов. Солдатская служба была пожизненной (в 1793 г. Екатерина II ограничила еѐ 25-ю годами). До 1725 г. было проведено 83 рекрутских набора. Они дали армии и флоту 284 тыс. человек. Рекрутские наборы решали проблему рядового состава.

  Для решения проблемы офицерского состава была проведена реформа сословий. Бояре и дворяне объединялись в единое служилое сословие (первоначально оно получило название шляхетство, но позднее утвердилось название дворянство). Каждый представитель служилого сословия был обязан нести службу, начиная с 15 лет. Единственная привилегия состояла в том, что дворяне служили в гвардейских полках – Семеновском и Преображенском. Только после сдачи экзамена дворянин мог быть произведен в офицеры. Дворяне перестали получать поместье за службу. Теперь им платили денежное жалование. Отказ от службы вѐл к конфискации имения. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», согласно которому имение передавалось по наследству лишь одному из сыновей, а остальные должны были зарабатывать средства к существованию. Для подготовки офицерского состава были открыты школы – навигационная, артиллерийская, инженерная.

    В 1722 г. указом царя была введена т.н. «Табель о рангах». Вводились 14 военных и приравненных к ним гражданских чинов. Каждый офицер или чиновник, начав службу с нижних чинов, в зависимости от своего усердия и интеллекта, мог продвинуться по служебной лестнице вплоть до самого верха. Не был закрыт путь и представителям податных сословий. Солдат мог получить за храбрость офицерский чин и автоматически приобретал личное дворянство. Дослужившись до восьмого ранга он становился потомственным дворянином. Таким образом, сложилась довольно сложная военно-бюрократическая иерархия с царѐм во главе. Все сословия находились на государственной службе, несли обязанности в пользу государства. 18 В результате реформ Петра I были созданы регулярная армия, численностью 212 тыс. человек и мощный флот (48 линейных кораблей и 800 галер с 24 тыс. моряков). Содержание боеспособных армии и флота поглощало 2/3 государственного дохода. Приходилось изыскивать все новые и новые источники поступления в казну.

   Важнейшим средством пополнения казны были налоги. При Петре I вводились прямые и косвенные налоги (на дубовые гробы, за ношение русского платья, на бороды и др.). С целью увеличения сбора налогов была проведена налоговая реформа. До Петра I единицей обложения был крестьянский двор (хозяйство). Крестьяне, чтобы платить меньше податей, сбивались по несколько семей в один двор – вместе жили деды, отцы, братья, внуки, правнуки. Петр заменил подворную подать подушной. Единицей налогообложения стала душа мужского пола, от грудных младенцев до стариков. В 1718 г. была проведена перепись всех тяглых людей, как государственных, так и помещичьих. Все они были обложены податью. Была введена паспортная система – без паспорта никто не мог покинуть место жительства. Тем самым произошло окончательное закрепощение всего населения, а не только помещичьих крестьян. В европейских странах ничего подобного паспортной системе не было* . С введением подушной подати налоги на душу населения выросли в среднем в три раза. Значительно увеличить доходы казны должна была денежная реформа. Реформа проводилась постепенно, начиная с конца XVII в. В начале XVIII века, несмотря на новые налоги, казна снова перестала успевать за военными расходами. * В России паспорта были отменены в 1917 г. и вновь введены в 1932 г.

 Чтобы как-то получить средства, необходимые для содержания армии и флота, Пѐтр I начал перечеканку монет. Однако простой перечеканкой иностранной монеты, которая появлялась в России от продажи иностранным государствам казѐнных товаров, решить проблему не удалось (хотя доход от этого составлял 86 000 рублей), поэтому Пѐтр ввѐл новые монеты. До того времени в России были в ходу только копейки, равнявшиеся двум деньгам (1 деньга = 1/2 копейки). Копейка при этом не считалась основной денежной единицей, а слово «копейка», бывшее лишь разговорным, не чеканилось на монетах. Отныне рубль стал равняться 100 копейкам или 200 деньгам. Пѐтр I ввѐл разменную медную монету — денежки, полушки и полуполушки — и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки, трѐхкопеечники, причѐм вес этих монет уменьшился. Все наличные деньги из приказов было велено доставить на Денежный двор, откуда деньги вернули приказам новыми монетами, добавив 10 % — «по гривне на рубль». В результате проведенной реформы основной денежной единицей стала не деньга, а копейка, а еѐ название впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Был запрещѐн счѐт на старые деньги и алтыны (3 копейки). В результате была создана единая для всей страны монетная система. Она в целом успешно обслуживала потребности денежного обращения. Денежная реформа позволила сосредоточить в руках государства крупные средства, облегчила финансирование военных расходов и многих других преобразований.

  Доход от денежной реформы помог России выиграть Северную войну, не 20 прибегая к иностранным займам. Новые монеты помогли также усвоить новое летоисчисление, гражданский алфавит и цифры.

 Постоянные войны (из 36 лет своего правления Пѐтр I провоевал 28 лет), радикальные преобразования резко увеличили нагрузку на центральные и местные органы власти. Старая государственная машина оказалась не в состоянии справиться с новыми задачами и начала давать сбои.

  Пѐтр I провел реорганизацию всей системы власти и управления. В допетровской Руси законы принимались царем совместно с Боярской Думой. Пѐтр перестал созывать Боярскую Думу, а все важнейшие дела решал в Ближней канцелярии, называвшейся с 1708 г. «Консилие министров», т.е. с узким кругом доверенных лиц. Тем самым, законодательная ветвь власти была ликвидирована. Законы оформлялись указами царя. В 1711 г. был создан Правительствующий Сенат. В отличие от Боярской Думы Сенат не принимал законов. Его функции были чисто контрольными. Перед Сенатом ставилась задача контролировать органы местного управления, проверять соответствие действий администрации законам, издаваемых царем. Члены Сената назначались царем. С 1722 г. была введена должность генерал-прокурора, который назначался царѐм для контроля за работой Сената («око государево»). Кроме того, институт «фискалов», обязанных тайно проверять и доносить о злоупотреблениях должностных лиц.

   В 1718-1720 гг. была проведена коллежская реформа, заменявшая систему приказов новыми центральными органами управления – коллегиями. Коллегии не подчинялись друг другу и распространяли свое действие на территорию всей страны. Всего было создано 11 коллегий (вместо 50-ти приказов): Военная, 21 Адмиралтейская, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-конторколлегия, Берг-мануфактур-коллегия, Коллегия иностранных дел. Важнейшими являлись коллегии, ведавшие иностранными и военными делами.

   Недостатки управления такой огромной страной отразились в недостаточном обеспечении центральных ведомств деньгами. Для армии же это было плохо тем, что проволочки в данной сфере вызывали задержки в обеспечении военной машины рекрутами, провиантом и лошадьми. Все свалившиеся на плечи тяготы военного времени вскрыли недостатки прежней системы, действующей по принципу «приказы - уезды». Да и если не брать в расчѐт неспособность старой системы поддержать ведение войны, структура местного управления была крайне иррациональной: число уездов Московского государства равнялось более чем 146 единиц. Это создавало сложность и запутанность отношений между центром и периферией.

 17 декабря 1707 года издаѐтся указ о формировании губерний. «Росписать города частьми (кроме тех, которые во 100 верстах от Москвы) к Киеву, Смоленску, к Азову, к Казани и к Архангельскому». Основной сутью новой губернской реформы стала передача многих функций, ранее принадлежавших приказам, новоиспечѐнным губернаторам, сосредоточении у них информации о населении, финансах и других важных показателей их губерний. Одним из важных следствий этой реформы стала ликвидация части приказов, в основном территориальных (ведавших окраинными областями), а также и некоторых отраслевых. Также ряд отраслевых приказов, таких как Ратуша, Поместный приказ и Земский, превратились в отделения Московской канцелярии. Однако основные приказы, ведавшие обороной (Адмиралтейский, Военный и Посольский), сохранили свою власть. Восстановил Пѐтр и компетенцию такого общероссийского приказа, как Поместный. Это говорит о стремлении Петра разграничить функции государственного аппарата: ликвидировались лишь те приказы, функции которых могли быть переданы новообразованным губерниям, то есть приказам территориальным, а приказы важнейших отраслей не трогались, так как составляли основу государственного управления Пѐтр ввел новшество, новый принцип обеспечения армии. Между губерниями он распределил расходы на войну. Для этого устанавливалась связь между отдельными армейскими полками и губерниями. Для этого полки сменили названия, производные от имен командиров, на географические: так, Чернышев полк стал Московским полком, Болобанов - Ярославским, Ностицев - Нижегородским, Головкин - Нарвским и т. д. При каждом полку, где бы он ни находился, должен был состоять комиссар от «его» губернии, который был обязан следить за исправностью и комплектностью мундира, припасов, наличием людей и лошадей, выдавать жалованье солдатам и офицерам.

   Задумывая губернскую реформу, Пѐтр был убежден, что это не сможет привести к ослаблению центральной власти. Наоборот, данная децентрализация должна была усилить, сосредоточить административную, судебную, а главное - ради чего и задумывалась изначально сама реформа, финансовую власть в руках представителя царя - чиновника высшего ранга, коим и был губернатор. Если сравнивать губернаторские и воеводские полномочия, то полномочия губернатора - несравненно выше. Областная реформа Петра I придала государственной жизни России бюрократический характер западноевропейского толка. Реформа сыграла значительную роль для победы в Северной войне 1700-- 1721 годов, наметила разделение судебной и административной властей, военной и гражданской службы.

   Однако значительно увеличивался штат государственных служащих, что в свою очередь привело к увеличению затрат на их содержание, и в конечном итоге отразилось на налоговом гнѐте населения. Было бы неверно считать, что усложнение управления и было целью Петра. Удовлетворение военных нужд, стремление упорядочивания финансов, вот что было целью.

   Реформы центрального и местного управления были дополнены церковной реформой. До Петра I русскую православную церковь возглавлял патриарх, избираемый высшим духовенством. Хотя православная церковь признавала примат государства над церковью, тем не менее, власть патриарха была все же достаточно велика. Патриарх, как и царь, носил титул «Великий государь», пользовался большой самостоятельностью.

    Реформы Петра I, его стремление заимствовать западные обычаи, одежду, внешний облик, засилье иностранцев при царском дворе – все это вызывало недовольство церкви. Чтобы ограничить ее влияние Петр в 1721 г. упразднил патриаршество. Вместо него была создана коллегия по делам церкви – Святейший Синод. Члены Синода назначались царем из числа высшего духовенства, во главе Синода стоял назначаемый государем обер-прокурор. Тайный контроль за деятельностью Синода осуществлял главный фискал по духовным делам. Тем самым, церковь была окончательно подчинена государству, стала частью госаппарата, вплоть до того, что священникам было вменено в обязанность немедленно сообщать обо всех антиправительственных замыслах, о которых становилось известно во время исповеди. Такая роль церкви сохранялась до 1917 г.

    Таким образом, Пѐтр I создал стройную, централизованную систему власти и управления: самодержец – Сенат – коллегии – губернии – провинции – уезды. Ее дополняла такая же стройная система контроля (Преображенский приказ, фискалитет), карательных органов (Тайная канцелярия, полиция). 22 сентября 1721 г. (в день празднования Ништадского мира, знаменовавшего окончание Северной войны) Сенат присвоил Петру I титулы «Император», «Отец Отечества» и «Великий». Этим актом завершился процесс превращения сословнопредставительной монархии в абсолютную. Неограниченная власть Петра I получила юридическое закрепление, а Россия превратилась в империю.

   Экономическая политика Петра I также была направлена на укрепление военной мощи страны. Наряду с налогами, важнейшим источником средств на содержание армии и флота была внутренняя и внешняя торговля.

   Во внешней торговле Пѐтр I последовательно проводил политику меркантилизма. Суть ее: вывоз товаров всегда должен превосходить их ввоз. Такая политика обеспечивала положительный торговый баланс, что вело к накоплению денег в казне. Для осуществления политики меркантилизма необходим был государственный контроль за торговлей. Его осуществляла Коммерц-коллегия. Средством осуществления политики меркантилизма стали высокие пошлины на ввозимые товары, достигавшие 30%.

   На торговлю рядом товаров, приносивших наибольшую прибыль (соль, табак, лен, кожа, икра, хлеб и др.), была введена государственная монополия – продавать и покупать их могло только государство. Купцов принуждали объединяться в торговые компании, указывали, в какие порты везти товары, по каким ценам продавать их, насильно переселяли из одних городов в другие. Такая политика решала задачи протекционизма – защиты отечественных производителей от конкуренции зарубежных товаров.

  На начальных этапах модернизации политика протекционизма была вполне оправдана. Однако ее длительное сохранение могло привести к тому, что в отсутствие конкуренции производители перестанут заботиться о качестве товаров и снижении их стоимости.

 Важной составляющей петровских преобразований стало быстрое развитие промышленности. Это было обусловлено тем, что без мощной индустриальной базы снабдить армию и флот всем необходимым было невозможно. При Петре I промышленность, особенно те отрасли, которые работали на оборону, сделала рывок в своем развитии. Строились новые заводы, развивались металлургическая и горнозаводская промышленность. Крупным промышленным центром стал Урал. К 1712 г. армия и флот были полностью обеспечены оружием собственного производства. К концу правления Петра I в России было свыше 200 мануфактур, в десять раз больше, чем до него. Выплавка чугуна выросла со 150 тыс. пудов в 1700 г. до 800 тыс. пудов в 1725 г. Чугун с уральских заводов экспортировали даже в Англию. Типичной чертой экономики петровского времени было усиление роли государства в руководстве промышленностью. Практически все мануфактуры работали по государственным заказам. Часто государство само строило новые заводы, а затем передавало их в частные руки. Но если заводовладелец не справлялся с делом – давал продукцию дорогую и низкого качества – завод могли отобрать и передать другому владельцу. Русские заводовладельцы петровского времени не были капиталистами-предпринимателями в западном понимании. Они скорее являлись помещиками, только роль поместья играл завод. Это сходство особенно ярко демонстрировало то, как решался вопрос о рабочей силе.

   В результате налоговой реформы крепостное право стало всеобщим, все податное население было прикреплено к земле, свободных рабочих рук не было. Поэтому российская промышленность была основана на использовании крепостного труда. Целые деревни государственных крестьян приписывались к заводам. Они должны были 2-3 месяца в году отрабатывать на заводе барщину (добывать руду, жечь уголь и т.д.). Таких крестьян называли приписными. В 1721 г. Пѐтр I издал указ, разрешавший заводовладельцам покупать крестьян в собственность для работ на заводе. Такие рабочие назывались посессионными. Следовательно, мануфактуры при Петре I, хорошо технически оснащенные, были предприятиями не капиталистическими, а феодально-крепостническими.

   Особенно впечатляющими были преобразования Петра I в области образования, науки и техники, культуры и быта. Перестройка всей системы образования была обусловлена необходимостью подготовки большого числа квалифицированных специалистов, в которых остро нуждалась страна. Введение светского образования в России произошло почти 600 лет спустя после Западной Европы. В 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась 27 «Школа математицких и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции образование осуществлялось в 42-х цифирных школах, где готовили чиновников, и гарнизонных школах, где обучали солдатских детей. В 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия» пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. В 1724 г. была открыта горная школа в Екатеринбурге. Она готовила специалистов для горнозаводской промышленности Урала. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиречь, наука числительная…» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных. Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». Появились «Букварь», «Грамматика Славянская» и другие книги.

В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович. В основе развития науки и техники лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых, в изобретательском деле. Так, М. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений, Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов, Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок). Известным механиком петровского времени был А. Нартов – изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

   По инициативе Петра I началось собирание научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на камнях, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов», которое послужило основой для коллекции будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др. Итогом достижения петровского времени в области образования и науки стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук. Она была открыта уже после смерти Петра I в 1725 г. В период правления Петра I было введено западноевропейское летоисчисление (от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как раньше)* . Появились типографии, газета (с декабря 1702 г. стало выходить первое в России периодическое издание – газета «Ведомости», тиражом от 100 до 2500 экз.). Были учреждены библиотеки, театр в Москве и многое другое. Характерная черта русской культуры при Петре I – еѐ государственный характер. Культуру, искусство, образование, науку Пѐтр оценивал с позиций пользы, приносимой государству. Поэтому государство * Пѐтр I, чтобы не входить в лишние раздоры с православной церковью, ввел юлианский календарь, хотя Европа жила по григорианскому. Отсюда разница в 13 дней, которая просуществовала до 1918г. Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Труд писателя, актера, художника, педагога, ученого превратили в разновидность государственной службы, обеспеченную жалованием.

Занимаясь, в основном, вопросами внешней политики и войны, Петр I пытался охватить европейскими преобразованиями все сферы жизнедеятельности страны. Он первым из российских самодержцев законодательно запрещает детоубийство, издает ряд указов о борьбе с детской безнадзорностью. Были предусмотрены следующие меры: - открывалась сеть детоприемных домов для призрения «зазорных младенцев»; -набирался штат кормилиц для приютов и госпиталей с назначением жалования; - за умерщвление детей, в том числе незаконнорожденных виновник наказывался смертью; - устанавливалась анонимность приема младенцев в приюты. Он издает указы о строительстве и содержании по всем губерниям богаделен и больниц для старых и увечных, которые не могли работать.

   На протяжении всей жизни Петр боролся с нищенством, считая, что каждый нищий должен либо находится в государственных учреждениях призрения (присмотра), либо трудиться, обеспечивая себя и нетрудоспособных иждивенцев. Были предусмотрены серьезные наказания не только за прошение милостыни, но и за ее подаяние. Во многих своих указах Петр I обосновывает необходимость борьбы с «ленивыми прошаками», и, в частности, обвиняет их в том, что они «клевещут на властей высоких, и самую власть верховную зло обносят, и простой народ к презорству властей преклоняют».

    Такие государственные расходы требуют и соответствующего обеспечения. Был предусмотрен целый ряд новых налогов, из которых можно упомянуть и налог на свадьбы и монополия церкви на продажу восковых свечей, и всеобщий налог в размере одной копейки с рубля дохода. Таким образом, при Петре I происходит значительное перераспределение социальных забот из ведения церкви в ведение государства. Многие из социальных реформ Петра общество встречает в штыки, в особенности борьбу с нищенством, которое было узаконено еще при царе Алексее Михайловиче.

     Такова судьба многих петровских реформ. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке. Как во время жизни Петра, так до настоящего времени существуют различные, зачастую противоречивые, а иногда и полярно противоположные взгляды на реформы, их последствия и роль в пути России.

2.  Серьѐзные изменения произошли во внешней политике России и, особенно в практике еѐ реализации. Как крупный государственный деятель и способный дипломат, располагающий обширными познаниями, Пѐтр смог верно оценить основные цели и задачи России на международной арене – укрепление еѐ независимости и международного авторитета, приобретение выходов к морям – Балтийскому и Чѐрному, что имело исключительное значение для экономического развития страны. Благодаря стараниям Петра, русская дипломатия поднялась до уровня западноевропейской, в европейских столицах появились посольства. Уже во время «Великого посольства» в Европу проявился дипломатический талант царя: ему удалось подготовить создание Северного союза, окончательно оформившегося в 1699 г. В него вошли Россия, Саксония, Речь Посполитая (Польша) и Дания. По замыслам Петра военный разгром Швеции, доминировавшей на Балтийском море, становился первейшей задачей. В случае успеха Россия возвращала отторгнутые у неѐ территории и открывала выход к морю. Однако для развѐртывания военных действий против Швеции требовалось добиться мира с Турцией и тем самым избежать войны на два фронта. Эту задачу удалось решить посольству дьяка Е.И. Украинцева: 17 июля 1700 г. было заключено перемирие с султаном на 30 лет. Россия получила устье Дона с крепостью Азов и освободилась от выплаты унизительной дани крымскому хану. После урегулирования отношений с Турцией Пѐтр I направил все усилия на борьбу со Швецией. Северная война длилась более двадцати лет (1700-1721 гг.). Она началась для России и еѐ союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. А в ноябре 1700 г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьѐзный урок, который Пѐтр I сумел извлечь для себя и для русской армии. Уже в 1702-1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург и Ниенщанц у устья Невы. Здесь 16 мая 1703 г. была заложена Петропавловская крепость – основание города Санкт-Петербурга, а затем база флота – крепость Кроншлот (Кронштадт).

    Тем не менее, на первом этапе войны (1700-1709 гг.) стратегическая инициатива оставалась в руках швецкого короля Карла XII, войска которого заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Поэтому Пѐтр уделял главное внимание сохранению и преобразованию армии, укреплению военного потенциала страны. Рубежом в Северной войне стала Полтавская битва (27 июня 1709 г.), в ходе которой швецкие войска потерпели поражение. В этой битве в полной мере проявился полководческий талант Петра. Русские уже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла к русской армии. Победа над Полтавой во многом была достигнута и активными дипломатическими акциями Петра. Ему удалось предотвратить вступление в войну на стороне Швеции Турции и Крымского ханства. Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при мысе Гангут (1714 г.), островах Эзель (1719 г.) и Гренгам (1720 г.), в которых молодой русский флот разгромил швецкие военно-морские силы. Война завершилась подписанием Ништадского мирного договора в 1721 г.

 К России отошли Ингерманландия, Эстляндия, Лифляндия с городами Рига, Дерпт, Нарва, Выборг, Карела, острова Даго и Эзель. Швеция сохранила за собой Финляндию и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и компенсацию за Лифляндию – 2 млн. ефимков. Победив в Северной войне, Россия вошла в число великих европейских держав. Во время Северной войны Пѐтру I пришлось вновь возвращаться к южному направлению своей внешней политики. Подстрекаемый Карлом XII и дипломатами ведущих европейских стран, турецкий султан в нарушении договора 10 ноября 1710 г. объявил России войну. Турция потребовала возвращения Азова и ликвидации русского флота. После неудачных попыток прийти к компромиссу Пѐтру I в конце февраля 1711 г. пришлось принять вызов Турции. Война с Турцией оказалась недолгой. 12 июля 1711 г. был подписан Прутский мирный трактат, по которому Россия возвращала Турции Азов, срывала крепость Таганрог и Каменный Замок на Днепре, выводила войска из Польши. Но армия и артиллерия были спасены, мир на южных границах восстановлен, что в условиях продолжения Северной войны имело исключительное значение. Важным направлением внешней политики петровской России было восточное. В 1716-1717 гг. Петром I был направлен в Среднюю Азию через Каспий 6- тысячный отряд князя А. Бековича-Черкасского с целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию. Однако и сам князь, и его отряд, расположившийся в городах Хивы, были уничтожены по приказу хана. В 1722-1723 гг. был предпринят Персидский поход во главе с Петром I. В целом он оказался удачным. По русско-персидскому договору, заключенному 12 сентября 1723 г. в Петербурге, в состав Российской империи включались западное и восточное побережье Каспия с городами Дербент и Баку и некоторые прикаспийские провинции. Россия и Персия заключили оборонительный договор против Турции.

   По Столбовскому договору от 12 июня 1724 г. Турция признавала все приобретения России в Прикаспии и отказывалась от притязаний на Персию. Таким образом, безопасность юго-восточных границ России была укреплена, а международный престиж ещѐ больше возрос.

  В исторической литературе имеются разные точки зрения по вопросу внешнеполитической деятельности Петра I. П.Н. Милюков, например, полагал, что Петр в своей внешней политике не руководствовался ни торговыми, ни экономическими интересами страны, а лишь собственными амбициями. Другие исследователи считали, что царь действовал в интересах или московского купечества, или дворянства, или просто в соответствии с военно-стратегическими интересами. По мнению А.Б. Каменского, по-своему правы и первые, и вторые. Е.В. Анисимов отмечает, что в ходе петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики: от решения насущных задач национальной политики Россия перешла к постановке и решению типичных имперских проблем. После заключения мирного договора между Россией и Персией в 1723 г. на Каспии был создан плацдарм для подготовки похода на Индию. Своеобразный «Индийский синдром», владевший многими завоевателями (ибо нет подлинной империи без богатств Индии), не миновал и Петра. С той же целью была предпринята авантюристическая попытка присоединить к Российской империи Мадагаскар, для чего готовилась в 1723 г. секретная экспедиция адмирала Д. Вильстера. И только неожиданная смерть реформатора в 1725 г. остановила эту затею.

   Результаты и последствия петровских преобразований неоднозначно оцениваются в отечественной и зарубежной историографии. Так, А.Б. Каменский считает, что «при всех оговорках, вынуждены будем признать, что задуманное Петром ему удалось выполнить практически полностью: Россия стала великой мировой державой с развитой индустрией и с такой сильной властью абсолютного монарха, опирающегося на основанные на принципах регулярности политические структуры, что … ему мог бы позавидовать сам Король-солнце Людовик XIV». Многие исследователи особо подчеркивают, что Россия превратилась прежде всего в мощную военную державу. О положении России в европейском мире после окончания Северной войны французский представитель в России Кампредон писал: «При малейшей демонстрации его (т.е. Петра I) флота, при первом движении его войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская корона не осмелятся ни сделать враждебного ему движения, ни шевельнуть с места свои войска, как о том бывала речь при прежних обстоятельствах». Петр обеспечил политический и экономический суверенитет страны, возвратил ей выход к морю, совершил настоящую культурную революцию. Он широко заимствовал европейский опыт, но брал из него то, что служило достижению главной для него цели – превращению России в мощную независимую державу.

    Так, используя европейские образцы государственного устройства, Петр фактически создал систему русского самодержавия, лишь внешне напоминавшую европейский абсолютизм, так как сословное самоуправление в стране так и не получило развития. Петровские преобразования не только укрепили самодержавие, с петровских реформ начался самый жестокий период крепостничества. В частности, рекрутская система комплектования армии носила ярко выраженный крепостнический характер (многие европейские страны комплектовали свои армии в то время за счет наемников).

    Крепостной мерой было разрешение промышленникам покупать крестьян для работы на мануфактурах. Созданная Петром I мощная промышленность являлась по существу крепостнической.

    В ходе реформ город и деревня оказались разоренными. Свои реформы Петр I, будучи сторонником западного рационализма, осуществлял по-азиатски и жестоко расправлялся с теми, кто мешал преобразованиям. Серьезной оппозиции его реформам в правящем классе не было: «три-четыре заговора», вот и все, что насчитал В.О. Ключевский. Даже у царевича Алексея (погибшего в 1718 г.) и его сторонников не нашлось опоры. Это доказывает, что дворянство приняло преобразования Петра.

   Другое дело – крестьяне и горожане, на плечи которых легла непомерная тяжесть преобразований. Но их выступления (восстание стрельцов в Астрахани в 1705 г., казацко-крестьянское восстание под руководством К. Булавина в 1707-1708 гг.) были жестоко подавлены.

  К негативным последствиям реформ Петра I, наряду с консервацией самодержавия и крепостного права (отмененного в большинстве стран Западной Европы к началу XVIII в.), следует отнести и цивил



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.