1. Обучающая – сформировать знания обучающихся о базах данных как основе информационной системы.
2. Развивающая –умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
3. Воспитывающая – создавать условия для воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками.
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. ФГОС.
2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов
3. Презентация «База данных – основа информационной системы».
4. Проектор
· СУБД.
Этап урока
| Деятельность учителя
| |
Актуализация знаний и постановка целей урока
| Приветствие
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами будем рассматривать тему: «База данных – основа инфлормационной системы».
Цель урока – познакомиться с базами данных и СУБД с использованием программы LibreOffice Base.
(Слайд 1)
На дом вам было задано учить § 4. Что такое информационная система. Сейчас нужно будет написать тест. Вопросов не много, пять минут вам вполне хватит.
| |
|
Проверочная работа (тест)
Приложение 1.
| |
Теперь ещё раз мне скажите, что такое информационная система?
(Информационная система (ИС) –совокупность содержащейся в базах данных информации, а также информационных технологий и технических средств,обеспечивающих обработку информации.) (Слайд 2)
| |
Изучение нового материала
| Давайте ответим на вопрос. Что такое база данных?
Дадим определение(Слайд 3)
| |
| Подумайте какие примеры БД вы можете привести (Слайд 4)
| |
|
Если рассмотреть вычислительные системы отдельный компьютер или компьютерная сеть то мы можем классифицировать БД по способу хранения информации. (Слайд 5)
| |
| Давайте классифицируем базы данных по характеру информации и рассмотрим примеры. (Слайд 6)
| |
| БД не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации.
БД – это хранилище информации, а обслуживает это хранилище – информационная система.
(Слайд 7)
| |
| (Слайд 8)
А теперь классифицируем БД по структуре организации
• Базы данных
• нереляционные
• иерархическая
• сетевая
• реляционные (табличные)
| |
| (Слайд 9) Примеры нереляционных баз данных
Иерархическая БД Сетевая БД
| |
| Теперь давайте рассмотрим наиболее часто используемые базы данных. Табличные базы данных.
| |
| Рассмотрим пример реляционной БД(Слайд 10)
Откроем учебник на стр.32. и рассмотрим структурные составляющие таблицы (Слайд 11,12)
| |
| Какие бывают типы полей? (Слайд 13)
Давайте вместе придумаем примеры типов полей. (Слайд 14,15)
| |
| Комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования базы данных многими пользователями называется СУБД(Слайд 16)
| |
| Полноценная информационная система на компьютере состоит из трех частей:
СУБД + база данных + приложения(Слайд 17)
| |
| Подведём итог. (Слайд 18)
1. Для чего предназначены БД?
2. Какие БД являются наиболее распространенными.
3. Что такое информационная система?
4. Что такое запись, поле?
5. Что такое главный ключ? Какие бывают ключи?
Определите структуру (состав полей), ключи и типы полей для реляционных бд под такими названиями (Слайд 19):
Ø «Мои знаменитые земляки»
Ø «Рейсы автобусов»
Ø «Страны мира»
Ø «Кинотеатры»
| |
Практическая работа
| Работа 1.3 Знакомство с СУБД LibreOffice Base. (Слайд 21)
Цель работы: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных:
· открытие базы данных;
· просмотр структуры БД;
· просмотр содержимого БД в режимах Таблица и Форма;
· добавление записей через форму;
· быстрая сортировка таблицы;
· использование фильтра.
| |
| Читаем справочную информацию Стр 167.
| |
| Выполняем задание 1-4.
| |
Рефлексия
| Учитель задаёт вопросы:
-Что же мы изучали сегодня, какова наша тема?
-Для чего предназначены БД?
-В чем заключается принцип работы с СУБД?
-Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши одноклассники?(Слайд 22)
| |
Дача д/з
| §5, в тетради составить таблицу основных понятий, вопросы в конце §, Работать с программой LibreOffice Base.(Слайд 23)
| |