Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Г.Г. Ягода: сборник документов, биография, служебная деятельность. – Казань, 1997. – 646 с.



 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

ЗАВЕРШЕНИЕ КАРЬЕРЫ ГЕНРИХА ЯГОДЫ

Из биографии Генриха Ягоды

Родился в 1891 году в Рыбинске Ярославской губернии. В семье из семерых детей: три мальчика, четыре девочки. Детство, подростковый период прошел в Нижнем Новгороде, Симбирске. Обучался в гимназии. Получил профессию статиста. Устроившись на работу в Москву был арестован за агитационную деятельность от организации анархистов-коммунистов. Из тюрьмы вышел через год. С началом войны мобилизован в армию. Февральскую революцию встретил в Петрограде. Трудоустроен статистом страховой кассы Путиловского завода. В 1918-1919 гг. – управляющий делами Красной армии и заместитель председателя высшей военной инспекции Красной армии. С февраля 1919 г. управляющий делами Оперативного отдела ВЧК. По его предложению проведена реорганизация структуры и деятельности Оперативного отдела. С 29 июля 1921 г. член коллегии ВЧК, управляющий делами ВЧК и Особого отдела. С декабря 1920 г. начальник Административного и Особого отделов ВЧК. В 1921 г назначен заместителем председателя ВЧК, а с реорганизацией, в той же должности – ОГПУ. В двадцатые годы он уже опытнейший руководитель всесоюзного органа безопасности. По совместительству исполняет должности зам наркома внешней торговли, зам наркома трудовых ресурсов СНК СССР, зам. председателя СТО. С июля 1934 по сентябрь 1936 г. нарком ВД. Генеральный комиссар государственной безопасности. Явился вдохновителем и организатором Московской трудовой коммуны при ОГПУ малолетних преступников. Он – член МК ВКП (б), с июля 1934 г. кандидат в члены ЦК ВКП (б). Много наград и поощрений. Орден Ленина, 2 ордена Красного знамени и проч. Руководитель бесчисленного количества строек заключенными, организатор борьбы с контрреволюцией

В середине 1936 года только в городе Горьком органами внутренних дел под руководством единомышленника и друга генерального комиссара государственной безопасности Г.Г. Ягоды фиксировалось не менее 16 тыс. человек «лишенцев». Объектами массовых репрессий с середины 1930-х гг. становятся не столько «бывшие люди», члены левых небольшевистских партий, но и представители номенклатуры ВКП (б), военачальники, хозяйственные руководители, преподаватели вузов, деятели агитпропа и т.п. Их объединяла действительная или мнимая принадлежность к тем или иным партийным уклонам. В 1936 г. в Горьковской области, по данным органов НКВД, было арестовано 178 членов партии эсеров, 465 троцкистов. В Горьком арестовано 287 человек, в районах области – 178. 

Генрих Ягода в сентябре 1936 года он был снят с поста наркома внутренних дел СССР и назначен наркомом связи. Но уже в январе 1937 года он был снят и с этого поста, а также исключен из партии. 28 марта был арестован.

С начала 30-х годов репрессии все чаще стали затрагивать представителей высших органов власти и управления. Ягоде на посту наркома внутренних дел приписывают арест 52 тысяч и расстрел 4 тысяч человек.

В 1938 году Ягода предстал перед Третьим Московским процессом как один из главных обвиняемых. Ему вменялось совершение «антигосударственных и уголовных преступлений», обвинялся в «связях с Троцким, Бухариным и Рыковым, организации троцкистско-фашистского заговора в НКВД, подготовке покушения на Сталина и Ежова, подготовке государственного переворота и интервенции». На суде он признал себя виновным в государственной измене. Кроме того, между Ягодой и прокурором А. Вышинским состоялся следующий диалог: Вышинский: Внимание, товарищи судьи. Предатель и изменник Ягода сожалеет. О чём вы сожалеете, шпион и преступник Ягода? Ягода: Очень сожалею… Очень сожалею, что, когда я мог это сделать, я всех вас не расстрелял. 13 марта суд огласил приговор. Ягода был признан виновным и приговорен к расстрелу. Последней попыткой спасти себя стало прошение о помиловании: «Вина моя перед Родиной велика. Не искупить её в какой-либо мере. Тяжело умирать. Перед всем народом и партией стою на коленях и прошу помиловать меня, сохранив мне жизнь». Но прошение отклонили. Приговор был приведен в исполнение 15 марта в Лубянской тюрьме НКВД.

Кроме шпионажа и государственной измены Генрих Ягода был также обвинен в смерти Максима Пешкова, а позднее и самого Горького. Соответствующие показания дал секретарь писателя — Петр Крючков, который также обвинялся в преступлениях. «Вскоре Ягода снова возобновил этот разговор со мной и тогда прямо ставил вопрос об устранении, точнее сказать, об убийстве Максима Пешкова. Я ему сказал, что мешать ему, Ягоде, не собираюсь, и спросил, что мне нужно делать. На это он мне ответил: «Устранить Максима». И прибавил, что смерть Максима повлияет на Горького и сделает его политически безобидным стариком. В дальнейшем разговоре он мне сказал: «Ваша задача очень проста — начните спаивать Максима». Максима Пешкова действительно споили и простудили. По официальной версии он скончался от воспаления легких 11 мая 1934 года. Позднее Ягода признал, что сделал это из личных соображений, т. к. был влюблен в «Тимошу». Однако отметил, что убийство самого Горького было исполнено по приказу Троцкого. 18 июня 1936 года писатель скончался в Горках также, как и сын, от воспаления легких.

Характерны слова Г.Г. Ягоды высказанные на допросе 26 апреля 1937 года: «Я всю свою жизнь выдавал себя за непримиримого большевика. На самом деле я большевиком никогда не был. С самого начала организации советской власти у меня создавалось недоверие в окончательную победу партии. Действовал исходя из реалий обстановки создававшейся в аппарате ОГПУ». Литература:

Г.Г. Ягода: сборник документов, биография, служебная деятельность. – Казань, 1997. – 646 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.