|
|||
Встреча с книгой «Давайте забытую книгу откроем»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Встреча с книгой «Давайте забытую книгу откроем» Владимир Богомолов «Иван». Внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса. Цель: · привлечь учащихся к чтению литературы о подвиге и мужестве защитников Родины в годы Великой Отечественной войны; · воспитывать патриотизм, гордость за прошлое своего Отечества; · культивировать в сердцах детей гуманизм, доброту, любовь.
Дети войны – наполовину вырубленная войной роща… И чтоб война – то проклятое слово Встречалось разве только в словарях. Библиотекарь. Счетчик времени отсчитал много дней, а в общей сложности 75 лет, от огненной черты Великой Отечественной войны. В подвиге многомиллионного советского народа, победившего фашизм, растворились и самоотверженные усилия детей, которые проявили мужество и героизм в борьбе с захватчиками. Они достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно, в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская доблесть стояла в одном строю плечом к плечу с мужеством взрослых. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть, дети и страшные, не под силу всегда взрослому, испытания. И сегодня мы поговорим именно об этом. Прикоснемся душою и сердцем к тем трагическим и великим годам, к тем людям, взрослым и не очень, которые ковали Победу. Прикоснемся через книгу. Очень волнующую книгу. К сожалению, забытую нами. Это книга Владимира Осиповича Богомолова «Иван».
1. Шагает по заснеженному большаку маленький человечек в лаптях, в потрепанной фуфайке, через плечо перекинута холщовая сумка. Проезжают по дороге немецкие военные машины, попадаются и пешие гитлеровцы, полицаи. И никому из них и в голову не может прийти, что по дороге идет партизан-разведчик… Оборванный, с нищенской сумой он шел открыто, в полный рост, не страшась. Шел туда, где бойцу в форме красноармейца надо было ползти, скрываясь и таясь. Он шел через линию фронта, на передний край. Эта повесть о 12-летнем разведчике. Война не дала ему скидки, не оставила выбора. Немецкими танками смяты посевы. Свинцовая хлещет пурга. Но грозное пламя народного гнева Бушует в тылу у врага.
2. Даже ветры от дыма были черными, Небо – в свинцовых россыпях. Было детство войной перечеркнуто. Становились мальчишки взрослыми.
Поднимались мальчишки за правду биться, Побеждали, со смертью споря, И сердца у мальчишек не дрогнули, Не согнулись они под пулями. 12 лет! Что мальчишке надо в 12лет? Луг, по которому можно бегать босиком, тихая речка – на которой можно нырять с обрыва. И дом, школа, друзья. Но луг стал минным полем, речка – водным рубежом, и дома нет, и школы нет. И кругом чужая, немецкая речь, фашистские вывески, гитлеровский флаг… Война отняла все: солнечное детство с книжками, тетрадками, друзьями, смехом, играми, праздниками, мамой и маленькой сестричкой. Непростой скачок из беззаботного, как летний полдень, детства мальчишки делали в ту жизнь, которая была противоестественна жизни ребенка. С молоком матери они впитали любовь к Родине и в тяжкий для нее час встали на защиту. Любовь к Отечеству питает ненависть к ее врагу, и оба эти чувства рождают стойкость и мужество в борьбе за независимость родной страны.
3. Владимир Богомолов в своей повести и показывает такого мальчишку. Писатель говорил, что его как художника интересовал человек на войне «главным образом молодой, причем обязательно Воин и Гражданин». О таком Воине и Гражданине (с большой буквы) он пишет повесть. 12-летний Иван - герой повести - воплощение непримиримости к врагу, неприятия зла и несправедливости, ненависти и активного противодействия немецким захватчикам. Он сам для себя решил, что пришло его время сослужить боевую службу: убивать врагов. Так убей же хоть одного! Так убей же его скорей! Сколько раз увидишь его, Столько раз его и убей. Немцы удивлялись… в этой непостижимой России, у этих непонятных советских – партизан или связной чуть ли не каждый. Их стреляют, вешают, жгут – ничто не помогает. Даже дети воюют с немецкими солдатами. И солдаты верхмата боялись русских детей.
4.В повести описаны события 1943 года – битва за Днепр. Советские войска вышли к Днепру. Предстояла переправа через эту могучую реку. Враг укрепился на противоположном берегу. А надо было любой ценой сдвинуть врага с оборонительных рубежей и гнать его дальше. Битва за Днепр осенью 1943 года тщательно готовилась советским командованием. Предстояло сокрушить противника, силы которого были достаточно внушительными: огромная численность солдат, большое количество орудий, минометов, танков, боевых самолетов. Но никакая мощь врага не остановила наступление советских войск. Противнику было нанесено тяжелое поражение, в результате которого были освобождены более 38 тысяч населенных пунктов, в том числе 160 городов. Огромную лепту в победу над врагом на Днепре внесла разведка, не только военная, но и тыловая. В тылу врага люди, и дети в том числе, как могли и чем могли помогали Красной Армии.
5. Владимир Богомолов сам воевал и был на фронте разведчиком. Правдиво и досконально он показывает в повести все «мелочи» этой опасной службы. В разведку брали далеко не каждого. Помимо физических данных, очень важными для разведчика были такие качества как выдержка, выносливость, наблюдательность, оперативность в принятии решений, память, чувство товарищества, надежность. В повести очень профессионально описано проведение специальной операции – переброска разведчика в тыл врага. Таких разведчиков называли «закордонники». Работать в тылу врага было очень опасно. Не менее опасны сами «переходы» в тыл врага, передача накопленной информации. И вот один сегодня, Когда вставал рассвет, В разведку шел мальчишка Двенадцати лет. С палкой-попирашкой Да с нищенской сумой Через луга и пашни Такому – путь прямой. Ни разу не присел он За короткий осенний день, И обошел немало Он сел и деревень. Везде фашистских точно Он сосчитал солдат, И делал он это точно, А не просто наугад.
6. Переходить линию фронта для Ивана стало делом привычным, так как делал он это сотни раз. И враги не догадывались, что идет разведчик. Сообразительный, наблюдательный, находчивый, он был настоящим профессионалом своего дела. Сведения, которые приносил Иван, не было необходимости уточнять, дополнять. В свои юные годы он был настоящим солдатом – мужественным, смелым, надежным. Эпизод повести, когда «...из заколотого булавкой кармана он вытащил грязный носовой платок, развернув его, высыпал на стол и разложил в отдельные кучки зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвои – иглы сосны и ели. Затем самым сосредоточенным видом пересчитал, сколько в каждой кучке, и записал на бумагу», подтверждает ответственность юного разведчика в выполнении порученного дела, находчивость, ум и смекалку. Для него это не игра, а твердое убеждение, что он обязан хоть на день, на час, на минуту приблизить победу. И зернышки, на первый взгляд безобидные, несли в себе очень важную для уничтожения врага информацию.
7. Как психологически достоверен образ Ивана. В свои 12 лет он – замкнут, суров, бескомпромиссен, сосредоточен. Не богатырь по внешним данным – худенький, на вид 11-летний – он обладает огромной внутренней силой. На фронте тяжело взрослому, опытному солдату. А этот мальчишка, по сути, каждый день проявляет героизм, мужество. Повесть начинается эпизодом переправы Ивана через Днепр. В студеную октябрьскую ночь он вплавь переправляется через Днепр для передачи в штаб армии собранных ним важных данных. Даже для взрослого опытного пловца - эта задача была не из легких. Если ширина реки весьма значительная и температура воды ниже 5* - по воинским наставлениям не рекомендовалась переправа вплавь, так как это было очень опасно. Естественно, Иван не знал этих воинских рекомендаций и руководствовался только одним: срочно доставить донесения. Этот эпизод много объясняет в характере Ивана, в его отношении к своему делу, в его понимании своего места в общей борьбе с врагом. В свои 12 лет в великом фронтовом братстве он – труженик. Взрослые мужчины понимают: «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось». Относясь к нему с любовью и нежностью, как к ребенку, они признавали его за равного и даже выше. Уважали, ценили, считались с его желанием помочь взрослым в борьбе с врагом.
8. Финал повести имеет огромное эмоциональное воздействие. Своеобразный приём - «документализация» придает повествованию достоверность, фактическую подтвержденность. Автор повести приводит строки гестаповского документа, бесстрастно фиксирующего последние дни жизни юного героя и его смерть: « В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами … расстрелян 25.1.43г. в 6.55». В этом эпизоде – правдивость и страшная реальность: многие разведчики гибли в стенах гестапо. Очень хотелось бы, чтобы Иван остался жив, получил бы орден за свои подвиги… Но Богомолов непреклонен в плане изображения правдивости и реалий жизни в грозные годы войны. Он и усов еще не брил ни разу, Когда ушел на фронт год назад, Легло на плечи страшной ношей, Как будто миновало пятьдесят.
За год он столько перевидел, Что в голове разбухло и в груди. В двенадцать лет лицо его в морщинах, И до срока поседели виски.
В его глазах ты не отыщешь больше Мальчишеского резвого огня. Задорно не взлетают больше брови И очерствело сердце навсегда.
А на лице лишь ненависти след, Нешуточной, суровой, жесткой. Как порох детство вспыхнуло, сгорело Всего в двенадцать лет…
|
|||
|