Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Встреча с книгой «Давайте забытую книгу откроем»



Встреча с книгой «Давайте забытую книгу откроем»

Владимир Богомолов «Иван».

      Внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса.

Цель:

· привлечь учащихся к чтению литературы о подвиге и мужестве защитников Родины в годы Великой Отечественной войны;

· воспитывать патриотизм, гордость за прошлое своего Отечества;

· культивировать в сердцах детей гуманизм, доброту, любовь.

                                                     

Дети войны – наполовину вырубленная войной роща…

И чтоб война – то проклятое слово

Встречалось разве только в словарях.

Библиотекарь.

Счетчик времени отсчитал много дней, а в общей сложности 75 лет, от огненной черты Великой Отечественной войны. В подвиге многомиллионного советского народа, победившего фашизм, растворились и самоотверженные усилия детей, которые проявили мужество и героизм в борьбе с захватчиками. Они достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно, в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская доблесть стояла в одном строю плечом к плечу с мужеством взрослых.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть, дети и страшные, не под силу всегда взрослому, испытания. И сегодня мы поговорим именно об этом. Прикоснемся душою и сердцем к тем трагическим и великим годам, к тем людям, взрослым и не очень, которые ковали Победу. Прикоснемся через книгу. Очень волнующую книгу. К сожалению, забытую нами. Это книга Владимира Осиповича Богомолова «Иван».

 

1. Шагает по заснеженному большаку маленький человечек в лаптях, в потрепанной фуфайке, через плечо перекинута холщовая сумка. Проезжают по дороге немецкие военные машины, попадаются и пешие гитлеровцы, полицаи. И никому из них и в голову не может прийти, что по дороге идет партизан-разведчик… Оборванный, с нищенской сумой он шел открыто, в полный рост, не страшась. Шел туда, где бойцу в форме красноармейца надо было ползти, скрываясь и таясь. Он шел через линию фронта, на передний край.

Эта повесть о 12-летнем разведчике. Война не дала ему скидки, не оставила выбора. Немецкими танками смяты посевы.

    Свинцовая хлещет пурга.

    Но грозное пламя народного гнева

    Бушует в тылу у врага.

 

2. Даже ветры от дыма были черными,

Небо – в свинцовых россыпях.

Было детство войной перечеркнуто.

Становились мальчишки взрослыми.

 

Поднимались мальчишки за правду биться,

Побеждали, со смертью споря,

И сердца у мальчишек не дрогнули,

Не согнулись они под пулями.

12 лет! Что мальчишке надо в 12лет? Луг, по которому можно бегать босиком, тихая речка – на которой можно нырять с обрыва. И дом, школа, друзья. Но луг стал минным полем, речка – водным рубежом, и дома нет, и школы нет. И кругом чужая, немецкая речь, фашистские вывески, гитлеровский флаг… Война отняла все: солнечное детство с книжками, тетрадками, друзьями, смехом, играми, праздниками, мамой и маленькой сестричкой.

Непростой скачок из беззаботного, как летний полдень, детства мальчишки делали в ту жизнь, которая была противоестественна жизни ребенка. С молоком матери они впитали любовь к Родине и в тяжкий для нее час встали на защиту. Любовь к Отечеству питает ненависть к ее врагу, и оба эти чувства рождают стойкость и мужество в борьбе за независимость родной страны.

 

3. Владимир Богомолов в своей повести и показывает такого мальчишку. Писатель говорил, что его как художника интересовал человек на войне «главным образом молодой, причем обязательно Воин и Гражданин». О таком Воине и Гражданине (с большой буквы) он пишет повесть. 12-летний Иван - герой повести - воплощение непримиримости к врагу, неприятия зла и несправедливости, ненависти и активного противодействия немецким захватчикам. Он сам для себя решил, что пришло его время сослужить боевую службу: убивать врагов.

  Так убей же хоть одного!

  Так убей же его скорей!

  Сколько раз увидишь его,

  Столько раз его и убей.

Немцы удивлялись… в этой непостижимой России, у этих непонятных советских – партизан или связной чуть ли не каждый. Их стреляют, вешают, жгут – ничто не помогает. Даже дети воюют с немецкими солдатами. И солдаты верхмата боялись русских детей.

 

4.В повести описаны события 1943 года – битва за Днепр. Советские войска вышли к Днепру. Предстояла переправа через эту могучую реку. Враг укрепился на противоположном берегу. А надо было любой ценой сдвинуть врага с оборонительных рубежей и гнать его дальше.

Битва за Днепр осенью 1943 года тщательно готовилась советским командованием. Предстояло сокрушить противника, силы которого были достаточно внушительными: огромная численность солдат, большое количество орудий, минометов, танков, боевых самолетов. Но никакая мощь врага не остановила наступление советских войск. Противнику было нанесено тяжелое поражение, в результате которого были освобождены более 38 тысяч населенных пунктов, в том числе 160 городов. Огромную лепту в победу над врагом на Днепре внесла разведка, не только военная, но и тыловая. В тылу врага люди, и дети в том числе, как могли и чем могли помогали Красной Армии.

 

5. Владимир Богомолов сам воевал и был на фронте разведчиком. Правдиво и досконально он показывает в повести все «мелочи» этой опасной службы. В разведку брали далеко не каждого. Помимо физических данных, очень важными для разведчика были такие качества как выдержка, выносливость, наблюдательность, оперативность в принятии решений, память, чувство товарищества, надежность.

В повести очень профессионально описано проведение специальной операции – переброска разведчика в тыл врага. Таких разведчиков называли «закордонники».

Работать в тылу врага было очень опасно. Не менее опасны сами «переходы» в тыл врага, передача накопленной информации.

  И вот один сегодня,

  Когда вставал рассвет,

  В разведку шел мальчишка

  Двенадцати лет.

                     С палкой-попирашкой

                     Да с нищенской сумой

                     Через луга и пашни

                     Такому – путь прямой.

  Ни разу не присел он

  За короткий осенний день,

  И обошел немало

  Он сел и деревень.

                     Везде фашистских точно

                     Он сосчитал солдат,

                     И делал он это точно,

                     А не просто наугад.

 

6. Переходить линию фронта для Ивана стало делом привычным, так как делал он это сотни раз. И враги не догадывались, что идет разведчик. Сообразительный, наблюдательный, находчивый, он был настоящим профессионалом своего дела. Сведения, которые приносил Иван, не было необходимости уточнять, дополнять. В свои юные годы он был настоящим солдатом – мужественным, смелым, надежным. Эпизод повести, когда «...из заколотого булавкой кармана он вытащил грязный носовой платок, развернув его, высыпал на стол и разложил в отдельные кучки зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвои – иглы сосны и ели. Затем самым сосредоточенным видом пересчитал, сколько в каждой кучке, и записал на бумагу», подтверждает ответственность юного разведчика в выполнении порученного дела, находчивость, ум и смекалку. Для него это не игра, а твердое убеждение, что он обязан хоть на день, на час, на минуту приблизить победу. И зернышки, на первый взгляд безобидные, несли в себе очень важную для уничтожения врага информацию.

 

7.  Как психологически достоверен образ Ивана. В свои 12 лет он – замкнут, суров, бескомпромиссен, сосредоточен. Не богатырь по внешним данным – худенький, на вид 11-летний – он обладает огромной внутренней силой. На фронте тяжело взрослому, опытному солдату. А этот мальчишка, по сути, каждый день проявляет героизм, мужество.

Повесть начинается эпизодом переправы Ивана через Днепр. В студеную октябрьскую ночь он вплавь переправляется через Днепр для передачи в штаб армии собранных ним важных данных. Даже для взрослого опытного пловца - эта задача была не из легких.  Если ширина реки весьма значительная и температура воды ниже 5* - по воинским наставлениям не рекомендовалась переправа вплавь, так как это было очень опасно. Естественно, Иван не знал этих воинских рекомендаций и руководствовался только одним: срочно доставить донесения.

Этот эпизод много объясняет в характере Ивана, в его отношении к своему делу, в его понимании своего места в общей борьбе с врагом. В свои 12 лет в великом фронтовом братстве он – труженик. Взрослые мужчины понимают: «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось». Относясь к нему с любовью и нежностью, как к ребенку, они признавали его за равного и даже выше. Уважали, ценили, считались с его желанием помочь взрослым в борьбе с врагом.

 

8. Финал повести имеет огромное эмоциональное воздействие. Своеобразный приём - «документализация» придает повествованию достоверность, фактическую подтвержденность. Автор повести приводит строки гестаповского документа, бесстрастно фиксирующего последние дни жизни юного героя и его смерть: « В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами … расстрелян 25.1.43г. в 6.55».

В этом эпизоде – правдивость и страшная реальность: многие разведчики гибли в стенах гестапо. Очень хотелось бы, чтобы Иван остался жив, получил бы орден за свои подвиги… Но Богомолов непреклонен в плане изображения правдивости и реалий жизни в грозные годы войны.

  Он и усов еще не брил ни разу,

  Когда ушел на фронт год назад,

  Легло на плечи страшной ношей,

  Как будто миновало пятьдесят.

 

  За год он столько перевидел,

  Что в голове разбухло и в груди.

  В двенадцать лет лицо его в морщинах,

  И до срока поседели виски.

 

  В его глазах ты не отыщешь больше

  Мальчишеского резвого огня.

  Задорно не взлетают больше брови

  И очерствело сердце навсегда.

 

  А на лице лишь ненависти след,

  Нешуточной, суровой, жесткой.

  Как порох детство вспыхнуло, сгорело

  Всего в двенадцать лет…

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.