|
|||
Алиев Такиулла Абдулханнанович 1894 – 1957
Алиев Такиулла Абдулханнанович 1894 – 1957 Выдающийся советский энергостроитель, в годы первых пятилеток возглавлявший строительство многих ЛЭП и электростанций Советского Союза, а в годы Великой Отечественной войны (1942 г. – 1946 г.) по заданию Государственного Комитета обороны (ГКО) - строительство первой на Урале троллейбусной линии (Химмаш – Железнодорожный вокзал).
Такиулла АбдулханнановичАлиевродился 14 июля 1894 года в деревне Ново-Зияшево Мензелинского уезда Уфимской губернии в Башкирии. В декабре 1914 года Т. А. Алиев был призван в армию. Летом 1917 года Т. А. Алиев был направлен на Кавказский фронт, в состав 154-го Дербентского пехотного полка 1-го Кавказского корпуса, где принял участие в боях. За личное мужество и храбрость Т. А. Алиев был награждён Георгиевским крестом. За перевод башкирского войска на сторону красных Т. А. Алиев был направлен БашЦИК на учёбу в Академию Генерального штаба в Москву. Затем последовала учёба в МВТУ им. Баумана. Одновременно по предложению БашЦИК он принимал активное участие в подготовке павильонов БАССР в Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. В 1923 году Т. А. Алиев награждён Главным выставочным комитетом Дипломом «За организацию башкирских павильонов, за успешные работы по постройке башкирской усадьбы и за объяснения, являющие большое знание родного быта и сельского хозяйства». В течение пяти лет Т. А. Алиев работает в Москве в Башкирском представительстве, созданном в соответствии с Соглашением центральной Советской власти с Башкирским правительством. В 1929 году Т. А. Алиев работает в г. Уфе - руководство энергостроительством Башкирии. В 1930-1931 годах Т. А. Алиев - заведующий отделом и член президиума Башкирского центрального совета народного хозяйства, автор проекта Уфимской центральной электростанции. С 1931 года Т. А. Алиев возглавлял строительство электростанций и высоковольтных линий электропередачи в Урало-Поволжье, Казахстане и Белоруссии. В 1933 г. – возглавляет электрификацию строительства Тагилстроя и Уралвагонзавода. В 1934-1939 годах Т. А. Алиев - главный инженер Марийской ГРЭС, начальник строительства Уфимской и Минской ТЭЦ, Воронежской и Карагандинской ГРЭС, Челябинской ТЭЦ, ЛЭП Пермь - Чусовая. В 1940 - 1941 годах Т. А. Алиев начальник СУГРЭСстроя. В 1941г. – электрификация военных заводов в г. Каменск-Уральский, возглавляет строительство ЛЭП Соликамск-Березники, за что был награждён Почетной грамотой Народного комиссара электростанций СССР. С 1942 по 1946 год включительно Т. А. Алиев руководил строительством первой на Урале троллейбусной линии в Свердловске. Троллейбусный маршрут №1 –– Химмаш-Железнодорожный вокзал ветераны г. Свердловска-Екатеринбурга уважительно называют Алиевским маршрутом. За пуск первой очереди троллейбусной линии в тяжелом военном 1943 г. Т. А. Алиев был награжден Почётной грамотой Свердловского Горкома партии, которая ныне находится в Сверловском областном историко-краеведческом музее. За большой вклад в развитие энергетики СССР был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом Трудового Красного Знамени. Именем Такиуллы Абдулханнановича Алиева названа одна из улиц и троллейбусная остановка в Екатеринбурге (на Химмаше), а на доме, где он жил и работал, установлен мемориальный знак.
|
|||
|