Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сем. занятие. Тема 6. Социальные институты. Семья и брак как социальные институты. Основные положения



Сем. занятие

Тема 6. Социальные институты. Семья и брак как социальные институты

Цель занятия: формирование представлений о социальных институтах, их характеристиках, функциях; изучение структуры и функций семьи и брака как социальных институтов

ЗАДАНИЕ

1. Ознакомиться с ниже представленным текстом Þ в тетрадочку (переписать, напечатать=приклеить).

2. Ознакомиться с текстами к С.з.6 и ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦЫ.

3. Пройти тест в i-exam

 

Таблица 1. Понятие и типы семьи

Тип семьи Описание
Семья  
Нуклеарная  
Расширенная  
Супружеская  
Детоцентристская  
Гетерогенная  
Гомогенная  

 

Таблица 2. Понятие и формы брака

Форма брака Описание
Брак  
Моногамия  
Полигамия  
Полиандрия  
Полигиния  
Эндогамный  
Экзогамный  

 

Таблица 3. Альтернативные формы брака (не менее 2-х)

Альтернативные формы брака Описание
   
   
   
   

 

Таблица 4. Функции семьи

Функция семьи Описание
   
   
   
   
   

Основные положения

Ø Социальный институт – относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической сфере т т. д. Традиции институционального подхода в социологии были заложены
Г. Спенсером, который считал социальные институты основным элементом общественной организации.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.

Ø Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи – это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения (мама, папа, сын, дочь; родители, дети и т.д.). Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника – занимаемой должности и т. д.).

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы. Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты.

Ø Основными социальными институтами в обществе являются:

• институты семьи и брака – потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;

• политические институты (государство, партии и др.) – потребности в безопасности, порядке и управлении;

• экономические институты (производство, собственность и др.) –  потребности в добывании средств существования;

• институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

• институты культуры – потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;

• институты религии – потребности в решении духовных проблем.

По характеру организации все социальные институты можно разделить на формальные и неформальные.

Ø Процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов называется институционализацией, которая состоит из нескольких этапов:

1) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2) Формирование общих целей.

3) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4) Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5) Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение.

6) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Ø Функции социальных институтов можно разделить на явные, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные (скрытые), которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если и признаются, они считаются побочным продуктом.

Основной явной функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей членов общества. Осуществление данной функции требует обеспечения совместной деятельности людей и ведет к появлению других функций:

1 Закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой норм и правил поведения, регулирующих действия членов общества, стандартизирующих их поведение и делающих его предсказуемым.

2 Регулирования взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. С помощью институтов человек выполняет ролевые требования – ожидания и знает, чего ждать от окружающих людей.

3 Интеграции членов общества путем упорядочивания системы взаимодействий, увеличения объема и частоты контактов. Это обеспечивает устойчивость, внутреннюю сплоченность общества. Интеграция происходит под воздействием институционализированных норм, правил, санкций, системы ролей.

4 Транслирования социального опыта. Для нормального функционирования общества необходимо включение новых поколений в общественную жизнь. Социальные институты создают механизмы, позволяющие индивидам социализироваться к ценностям, нормам и ролям общества.

5 Коммуникации. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института, так и между институтами. Коммуникативные возможности социальных институтов в обществе неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (СМИ), другие ограничены в такой возможности.

Ø Когда социальный институт перестает соответствовать общественным потребностям, возникает дисфункция. Внешне дисфункция социального института может выражаться в недостатке числа подготовленных кадров, материальных средств, организационных неурядиц и т.д. С содержательной стороны дисфункция выражается в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении его престижа, авторитета.

Особенно четко дисфункция социального института проявляется в случае потери ею такого качества, как деперсонализация, которая ведет к дезорганизации, социальной несправедливости. Дисфункция способствует снижению роли социального института в обществе. Институт меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств.

Ø  Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.