Предложения по включению дополнительных требований в проекте СанПиН
Предложения и замечания участников общественных слушаний на тему: «Новые санитарные правила, принятые Роспотребнадзором, в сфере воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», проведенных в Общественной палате Российской Федерации 11 февраля 2021 года
№ п/п
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28
Комментарии, замечания и предложения общественных экспертов
Предлагаемая редакция
1.
Пункт 1.3. При разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - объекты), должны соблюдаться требования Правил, установленные пунктами 2.1.1, 2.1.2 (абзацы первый, второй, четвертый, пятый), 2.1.3, 2.2.1 (абзацы первый - четвертый), 2.2.2 (абзацы первый и четвертый), 2.2.3 (абзацы первый и третий), 2.2.5, 2.2.6, 2.3.1, 2.3.2 (абзацы первый и третий), 2.3.3, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 (абзацы первый, третий, четвертый, седьмой), 2.4.6 (абзацы первый, одиннадцатый - четырнадцатый), 2.4.7, 2.4.8 (абзацы первый и второй), 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11 (абзацы первый, второй, пятый), 2.4.12 (абзац первый), 2.4.13, 2.4.14, 2.5.1, 2.5.3 (абзацы второй и третий), 2.5.4, 2.6.1, 2.6.5, 2.7.1 (абзацы первый и второй), 2.7.2, 2.7.4 (абзацы первый и второй), 2.8.1, 2.8.2 (абзацы первый и второй), 2.8.5 (абзац первый), 2.8.7, 2.8.8, 2.12.2 - ко всем хозяйствующим субъектам с учетом особенностей, определенных для отдельных видов организаций в соответствии с:
пунктами 3.1.1 (абзац первый), 3.1.2 (абзацы первый - четвертый), 3.1.3 (абзацы первый - седьмой, девятый, десятый), 3.1.7 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.1.11 (абзацы первый - четвертый, шестой - восьмой) - в отношении организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий,
пунктами 3.2.1 (абзац первый и второй), 3.2.4, 3.2.7 - в отношении детских центров, центров развития детей и иных хозяйствующих субъектов, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях,
пунктами 3.3.1 (абзац первый и второй), 3.3.3 - в отношении детских игровых комнат, размещаемым в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения,
пунктами 3.4.1 (абзац первый), 3.4.2, 3.4.3 (абзацы первый - третий), 3.4.4, 3.4.5, 3.4.9 - 3.4.13, 3.4.14 (абзацы первый - четвертый, шестой) - в отношении организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
пунктами 3.6.1, 3.6.3 (абзацы первый - четвертый) - в отношении организаций дополнительного образования и физкультурно-спортивных организаций,
пунктами 3.7.2, 3.7.4, 3.7.5 - в отношении организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
пунктами 3.8.1 - 3.8.4 - в отношении организаций социального обслуживания семьи и детей,
пунктами 3.9.1, 3.9.2 (абзацы первый и второй), 3.9.3 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.9.4 - в отношении профессиональных образовательных организаций,
пунктами 3.10.1, 3.10.2 - в отношении образовательных организаций высшего образования,
пунктами 3.11.3 (абзац первый), 3.11.4, 3.11.5, 3.11.6 - в отношении загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием,
пунктом 3.15 - в отношении хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги временного размещению организованных групп детей в общежитиях, гостиницах, загородных отелях, туристических базах, базах отдыха.
Объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.[1]
Данная норма:
сделает невозможным эксплуатацию образовательных организаций, которые не соответствуют требованиям СанПиН, закроет все функционирующие образовательные организации (школы, секции, лагеря и т.д.), которые не соответствуют требованию обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
2.
Пункт 1.4. Функционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего их соответствие санитарному законодательству в том числе Правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителейСП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
________________
Указанная формулировка предполагает, что до получения заключения о соответствии организации отдыха детей и их оздоровления санитарному законодательству, указанные организации не вправе заниматься своей деятельностью. При организации летнего лагеря, из-за погодных условий подготовка к сезону возможна не ранее середины марта, после таяния снега. За 2 месяца до открытия летнего сезона невозможно получить заключение, а без него нельзя формировать команду педагогов, осуществлять набор детей, и самое главное, вкладывать в развитие лагеря.
Предлагается пересмотреть пункт данный пункт таким образом, чтобы без санитарного заключения не разрешался прием детей, но не вся хозяйственная деятельность организации.
3.
Пункт 1.7. Проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается.
Избыточные и трудновыполнимые требования. Предлагается изложить в новой редакции.
Пункт 1.7. изложить в следующей редакции: «1.7. Проведение всех видов ремонтных работ в помещениях объектов в период нахождения там детей не допускается.».
Требуется конкретизация видов проводимых ремонтных работ.
4.
Пункт 1.9. При нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания.
Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.
Необходимо обеспечить реализацию на объектах качественной продукции.
Дополнить пункт 1.9. следующими словами: «Питание и качество пищевых продуктов должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения.».
5.
Пункт 1.10. В случаях возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, хозяйствующий субъект в течение двух часов с момента выявления информирует территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и обеспечивает проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Уточнить или исключить временной интервал информирования территориальных органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор для палаточных лагерей, поскольку при возникновении чрезвычайной ситуации на маршруте целесообразнее оперативно связаться с оперативными службами, а не с Роспотребнадзором.
6.
Пункт 2.1. При размещении объектов хозяйствующим субъектом должны соблюдаться следующие требования:
Пункт 2.1.1. Через собственную территорию не должны проходить магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов.
Запрет прохождения изолированных (транзитных) тепловых сетей приведет к повышению расходов бюджетов всех уровней, поскольку через территории образовательных организаций высшего образования проходят транзитные сети.
Обеспечить безопасность используемого земельного участка.
Пункт 2.1.1. дополнить абзацем «предоставление земельных участков для строительства объектов общеобразовательных организаций допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка требованиям санитарных правил».
7.
Пункт 2.2.1. Собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
Собственная территория должна быть озеленена из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, в том числе и по периметру этой территории.
Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками собственной территории в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учетом климатических условий в этих районах. В городах в условиях стесненной городской застройки допускается снижение озеленения не более чем на 25% площади собственной территории, свободной от застройки.
На собственной территории не должно быть плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников.
Данные общие требования избыточны и не могут быть полностью применены к тому или иному типу организаций. Например, не возможность применения данного пункта к территории организаций дополнительного образования.
Пункт 2.2.1. изложить в следующей редакции: Собственную территорию рекомендуется оградить забором, в том числе и по периметру территории. На собственной территории не должно быть плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников.
Требования к озеленению не должны распространяться на объекты, размещенные в существующих зданиях, построенных по согласованным проектам городской и сельской застройки.
8.
Пункт 2.2.2. Спортивные и игровые площадки должны иметь полимерное или натуральное покрытие. Полимерные покрытия должны иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.
Спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках и (или) на площадках, имеющих дефекты, не проводятся.
Беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.
Для проведения занятий по физической культуре, спортивных соревнований допускается использование спортивных сооружений и площадок, расположенных за пределами собственной территории и оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
Из текста неясно при каком % влажности площадок, спортивные занятия и мероприятия проводить можно, по каким показателям ориентироваться.
9.
Пункт 2.2.3. На собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
На площадке устанавливаются контейнеры (мусоросборники) с закрывающимися крышками.
Допускается использование иных специальных закрытых конструкций для сбора отходов, в том числе с размещением их на смежных с собственной территорией контейнерных площадках жилой застройки.
Данные общие требования не могут быть применены к тому или иному типу организаций. Например, отсутствует возможность применения данного пункта к территории организации палаточных лагерей.
Кроме того, данный пункт приведет к увеличению бюджетных расходов.
Устройство дренажа – дорогостоящая процедура, требующая и регулярного технического обслуживания.
Предупреждение затопления возможно иными методами, например, разуклонкой рельефа.
10.
Пункт 2.2.4. Покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
Данные общие требования не могут быть применены к тому или иному типу организаций. Например, отсутствует возможность применения данного пункта к территории организации палаточных лагерей.
11.
Пункт 2.2.6. На собственной территории должно быть обеспечено отсутствие грызунов и насекомых, в том числе клещей, способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами.
Данные общие требования не могут быть применены к тому или иному типу организаций. Например, отсутствует возможность применения данного пункта к территории организации палаточных лагерей.
12.
Пункт 2.3.1. Планировка зданий, строений, сооружений должна обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов и обеспечивать доступность услуг, оказываемых для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
При наличии нескольких зданий, функционально связанных между собой, находящихся на одной собственной территории, должны предусматриваться отапливаемые переходы из одного здания в другое для исключения перемещения детей (молодежи) по улице, за исключением загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием. Неотапливаемые переходы допускаются: при следующих климатических условиях:
среднемесячной температуре воздуха в январе от -5°С до +2°С, средней скорости ветра за три зимних месяца 5 и более м/с, среднемесячной температуре воздуха в июле от +21°С до +25°С, среднемесячной относительной влажности воздуха в июле - более 75%,
среднемесячной температуре воздуха в январе от -15°С до +6°С, среднемесячной температуре воздуха в июле от +22°С и выше, среднемесячной относительной влажности воздуха в июле - более 50%.
Организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования размещаются на собственной территории в отдельно стоящих зданиях.
Организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования не допускается размещать в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения.
Встроенные в жилые здания, встроенно-пристроенные к жилым зданиям и (или) к зданиям общественного и административного назначения хозяйствующие субъекты должны иметь самостоятельные вход и выход, а также прилегающую к ним территорию, если иное не определено Правилами.
В подвальных этажах не допускается размещение помещений для детей и молодежи, помещений, в которых оказывается медицинская помощь, за исключением гардеробов, туалетов для персонала, тира, помещений для хранения книг (далее - книгохранилища), умывальных и душевых помещений (далее - умывальные, душевые соответственно), для стирки и сушки белья, гладильных, хозяйственных иных подсобных помещений.
В помещениях цокольного этажа не допускается размещение помещений для детей и молодежи, за исключением гардеробов, туалетов, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых, туалетов, помещений для стирки и сушки белья, гладильных, хозяйственных и иных подсобных помещений, обеденных и тренажерных залов для молодежи.
Подвальные помещения должны быть сухими, не содержащими следы загрязнений, плесени и грибка, не допускается наличие в них мусора.
Учебные помещения для занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста в объектах хозяйствующих субъектов, реализующих образовательные программы дошкольного образования и начального общего, основного общего и среднего общего образования размещаются не выше третьего этажа здания, если иное не определено Правилами.
Минимальное количество помещений, необходимых для функционирования хозяйствующего субъекта (далее - минимальный набор помещений) с круглосуточным пребыванием включает: жилые помещения, помещения для организации питания, помещения для оказания медицинской помощи, помещения для реализации образовательных программ (учебные классы (комнаты самоподготовки) и (или) по присмотру и уходу за детьми (игровые комнаты), или комнаты для осуществления присмотра и ухода (игровые комнаты и (или) гостиные), душевые, умывальные, туалеты для проживающих, помещения для стирки, сушки и глажки белья, комнаты для хранения постельного белья, комнаты и туалеты для персонала.
Для объектов с дневным пребыванием минимальный набор помещений включает: помещения, обеспечивающие реализацию основного вида деятельности, помещения для организации питания (в случае пребывания детей (молодежи) в данных объектах более 4 часов), санитарные узлы, помещения для оказания медицинской помощи (в случаях, установленных законодательством).
Выполнение требования о размещении в отдельно стоящем здании, запрет на размещение в объектах жилого фонда приведет к закрытию всех действующих частных образовательных организаций, а также государственных образовательных организаций, расположенных в приспособленных зданиях или в пристройках к жилым домам.
Также трудновыполнимо требование о наличии отдельного входа и выхода, собственной территории. Выполнение указанного требования приведет к закрытию (дошкольных организаций, центров развития, секции и.т.д.), расположенных в жилом фонде, в деловых центрах и т.д.
Доступность горожан к услугам обучения, воспитания, развития будет ограничена.
Также будут закрыты организации, размещенные в цокольных и подвальных этажах (существенная доля таких организаций – организации, предоставляющие спортивные и творческие услуги).
В то время как в условиях современных мощных средств искусственного освещения можно задействовать цокольные и другие помещения для организации лабораторий.
Требование о минимальном наборе помещений для объектов с дневным пребыванием невыполнимо: ни для палаточных лагерей, ни для образовательных организаций высшего образования
13.
Пункт 2.4.3. Обучающиеся, воспитанники и отдыхающие обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Функциональные размеры мебели должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническим регламентом
Мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой (кроме палаточных лагерей и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования).
Цветовая маркировка наносится на боковую наружную поверхность стола и стула.
Парты (столы) расставляются в следующем порядке: меньшие по размеру - ближе к доске, большие по размеру - дальше от доски. Конторки размещают на последних от доски рядах.
При организации образовательной деятельности без использования учебной доски мебель для учебных заведений может быть расставлена в ином порядке.
Детей рассаживают с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения.
При расположении парт (столов) используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, следует учитывать особенности физического развития обучающихся.
В зависимости от назначения помещений используются различные виды мебели, при этом допускается использование многофункциональной (трансформируемой) мебели.
В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не должны. Вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 025/2012.
Покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений, и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.
Мебель для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна быть приспособлена к особенностям их психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья.
Предлагается не маркировать мебель для обучающихся по образовательным программам среднего образования и дополнительным общеразвивающим программам.
Из текста неясно, о каких обучающихся, воспитанниках и отдыхающих идет речь.
В тексте указано, что при организации образовательной деятельности без использования учебной доски мебель для учебных заведений может быть расставлена в ином порядке. Из текста неясно, в каком ином порядке может быть расставлена мебель без использования учебной доски.
Второй абзац пункта 2.4.3. изложить в следующей редакции: «Мебель для учебных заведений (столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой (кроме палаточных лагерей и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего, высшего образования и дополнительным общеразвивающим программам). Цветовая маркировка наносится на видимую боковую наружную поверхность стола и стула.
14.
Пункт 2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
На каком основании в санитарные правила включены те или иные требования к технике, имеется ли какое-то научное обоснование.
Образовательными организациями уже было приобретено (в т.ч. в рамках нацпроектов) оборудование, не соответствующее новым требованиям.
Под указанные требованиям не подойдут большинство ноутбуков, которые есть в школах. Кроме того а) ноутбуков с такой диагональю экрана на рынке мало и это в первую очередь дорогие игровые ноутбуки б) они заметно тяжелее и переносить их из кабинета в кабинет - неудобно.
Изложить пункт 2.4.5. в следующей редакции: «2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки (нетбуки), планшеты, моноблоки, электронные средства обучения используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. Должны соответствовать техническим регламентам и иметь документы, подтверждающие безопасность для потребителя.».
15.
Пункт 2.4.6.1. В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, цех вторичной обработки овощей, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
В составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на полуфабрикатах, должны быть предусмотрены следующие помещения: загрузочный цех, помещения, предназначенные для доготовив* полуфабрикатов, горячий цех, холодный цех, моечная для кухонной посуды, моечная для столовой посуды, кладовые и складские помещения с холодильным оборудованием.
В составе комплекса помещений буфетов-раздаточных должны быть: помещение для приема и раздачи готовых блюд и кулинарных изделий, помещение для мытья кухонной и столовой посуды, помещение (место) для хранения контейнеров (термосов, тары).
Общественным экспертам не ясно, что представляет собой загрузочный цех.
16.
Пункт 2.4.11. На каждом этаже объекта размещаются туалеты для детей и молодежи. На каждом этаже объектов организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хозяйствующих субъектов социального обслуживания семьи и детей с круглосуточным пребыванием, загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием оборудуются туалетные комнаты для детей (молодежи) разного пола. Площадь туалетов для детей до 3 лет должна составлять не менее 12 м, от 3 до 7 лет - 16,0 м;для детей старше 7 лет - не менее 0,1 м на ребенка.
Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Во вновь строящихся хозяйствующих субъектах в туалетах для мальчиков дополнительно устанавливаются писсуары, оборудованные перегородками.
Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора.
Санитарно-техническое оборудование должно гигиеническим нормативам*, быть исправным и без дефектов.
На этаже проживания (обучения, пребывания) инвалидов туалетная и душевая комнаты должны быть оборудованы с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов. 2.2.3. На собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
3.1.2. Дошкольные организации должны иметь собственную территорию для прогулок детей (отдельно для каждой группы).
На собственной территории дошкольной организации следует располагать игровую (групповые и физкультурно-оздоровительные площадки) и хозяйственную зоны, а также место для хранения колясок, велосипедов, санок.
Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. Для отделения групповых площадок друг от друга, а также для отделения их от хозяйственной зоны используют зеленые насаждения. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 м2 на одного ребенка, но не менее 20 м2, песочницы, а также иные приспособления для игр. Теневые навесы оборудуют полами из дерева или иных строительных материалов в соответствии с областью применения.
Допускается установка на прогулочной площадке сборно-разборных навесов, беседок.
Для организации прогулок детей младенческого возраста используются прогулочные коляски (в том числе многоместные).
3.1.3. Планировка помещений дошкольных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, з
Из текста не ясно обеспеченность умывальных раковин электро- или бумажными полотенцам должна быть во всех туалетах, даже тех, которые находятся в каждом номере, или только в общих туалетах.
Кроме того, указанный пункт противоречит по содержанию пункту 3.1.7. Из текста не ясно, какой из указанных пунктов должна выполнять дошкольная образовательная организация.
Кроме того, установление площади туалетов для детей до 3 лет – 12 метров без учета количества детей – нецелесообразно, необоснованно и финансово не оправданно.
Предлагается пункт 2.4.11. изложить в следующей редакции:
На каждом этаже объекта размещаются туалеты для детей и молодежи. На каждом этаже объектов организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хозяйствующих субъектов социального обслуживания семьи и детей с круглосуточным пребыванием, загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием оборудуются туалетные комнаты для детей (молодежи) разного пола. Площадь туалетов для детей до 3 лет должна составлять не менее 12 м, от 3 до 7 лет - 16,0 м; для детей старше 7 лет - не менее 0,1 м на ребенка.
Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Во вновь строящихся хозяйствующих субъектах в туалетах для мальчиков дополнительно устанавливаются писсуары, оборудованные перегородками.
Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, ведрами для сбора мусора. Умывальные раковины на этаже проживания обеспечиваются электро-или бумажными полотенцами.
Санитарно-техническое оборудование должно гигиеническим нормативам*, быть исправным и без дефектов.
На этаже проживания (обучения, пребывания) инвалидов туалетная и душевая комнаты должны быть оборудованы с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов.
17.
Пункт 2.7.1. Здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.
В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.
Не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением.
Положение этого пункта может трактоваться как создание искусственной климатологии в помещениях. Это повлечёт увеличение бюджета на закупку и эксплуатацию соответствующего оборудования.
Применение центральных систем вентиляции повышает уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями, если не установлены дорогие мед. фильтры.
Текущими нормативами на строительство образовательных организаций такие системы не предусмотрены.
18.
Пункт 2.7.2. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).
Проветривание в присутствии детей не проводится.
Требование не исполнимо организациями (центр развития, спортивная секция и др.), которые расположены в помещении класса А, где система микроклимата выстроена, а фасад сплошной стеклянный и нет возможности обеспечить проветривание.
19.
Пункт 2.7.3. Контроль температуры воздуха во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи осуществляется Организацией с помощью термометров.
Из текста не ясно: как должен осуществляться контроль, с какой периодичностью, должно ли это фиксироваться, термометры должны висеть в каждой комнате, где проживают дети
20.
2.10.2. Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее - физкультминутки).
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов - 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Указанные требования –
это стагнация в развитии цифровой образовательной среды и расширении использования цифрового образовательного контента.
21.
Пункт 2.10.3. Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья.
При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Хозяйствующим субъектом обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах.
Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводится в зале.
Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений к общему времени занятия физической культурой должна составлять не менее 70%.
В тексте отсутствуют нормы продолжительности прогулок в дошкольных образовательных организациях, нет температуры, при которой можно гулять и заниматься физкультурой, нет минимальной допустимой температуры в помещениях образовательных организаций.
22.
2.11.2. Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.
Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.
Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.
Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом или иным моющим средством; нагрудники из ткани - стираются.
Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.
Приобретенные игрушки (за ис