Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От составителя. Историческая справка. Поселок на холмах.



 

МКУК «Великоустюгская ЦБС»

Опокская библиотека –

филиал №19

 

От составителя

Данная брошюра описывает 7 чудес опокской земли: храм во имя Преподобного Симона Воломского, Крестовоздвиженскую обитель, расположенную на Воломах, красивейшее место Опоки и фонтан, а так же водопад «Васькин ключ», Митькину дорогу и урочище Стрельня.

Данное пособие является изданием краеведческого характера. В работе использованы книги, брошюры, воспоминания жителей, архивные документы, в т. ч. Опокской библиотеки.

Брошюра предназначена для широкого круга читателей, кто хочет познакомиться с местными достопримечательностями.

Не претендует на полноту информации.

 

Историческая справка

Поселок на холмах.

В стороне от тракта Вологодского,

Омываясь Сухоной рекой,

На холмах владения Опокского

Стоит поселок дивный наш лесной.

Здесь в лицо друг друга каждый знает,

Живут открыто и не прячут глаз,

А при встрече здравия желаю

И руку помощи любой подаст.

А весной не надышаться воздухом,

Соловьи поют ночь напролет.

Ароматами пьянит черемуха

И сирень букеты раздает.

Наша Полдарса приезжим очень нравится,

Здесь времен связующая нить.

И не зря Великий Петр отважился,

Места глухие эти посетить.

Православный храм – обитель святости,

Куполами устремился ввысь.

Наполняет душу светлой радостью

И надеждою на будущую жизнь.

С колокольни благовест доносится,

Кружат вольно птицы в небесах.

Преподобный святый Симон молится,

Помогает в праведных делах.

Что нам Москва, Европа и Мальдивы?

С родной землею связан человек.

Нет в мире нашей Полдарсы красивее

Нет лучше мест отныне и вовек!

Четыре века для поселка малость,

Много дел, задумок впереди.

Бог храни и молодость, и старость.

Всех на многие лета благослови!

А в престольный праздник вновь на Воломы

Спешат паломники лесной тропой.

К чудотворцу Симону с поклонами

Обрести в сердцах смиренье и покой.

                                                       Н. А. Балуева

Посёлок Полдарса. Наш родной поселок, небольшая точка на карте необъятной России. Здесь родились ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Здесь родились и вы. А что мы знаем о своем посёлке, о нашей малой родине? Вдоль речки Сухона, на её высоком берегу стоит наш посёлок. Маленькая деревенька Полдарса, от которой идёт начало посёлка – один из старинных населенных пунктов Великоустюгского района или как раньше говорили уезда. Первое упоминание о ней относится к 1623 году. 

В Писцовой книге было написано: «Деревня подольная а Полдарса на речке Сухоне и на речке на Полдарсе».

В основном жил здесь  рукодельный и смышленый люд. Первые переселенцы носили такие фамилии: Андреевы, Ковригины, Марковы, Верещагины. Теперь деревня разрослась в посёлок, появились улицы, школа, магазины, больница. Наверное, посёлок начал разрастаться после войны, когда стране для восстановления нужен был лес, и с маленьких лесных участков люди стали переезжать в большой леспромхоз. По воспоминаниям старожилов, начинали жить на улице Зелёной, там были первые финские домики, а в центре (в 50 годы) уже был построен клуб.

Здесь над тихою милою Полдарсой,

Солнце утром встает над рекой.

И проснётся посёлок любимый мой,

Что пока называют лесной.

Белым цветом вдруг вспыхнет,

И берёза помашет листвой.

Соловей пропоёт где – то за рекой,

И родник всех напоит водой.

Полдарса, наша Полдарса,

Домик над рекой,

Полдарса, наша Полдарса,

Уголок родной.

А вы знаете, почему наш посёлок носит такое название?  Существует  несколько версии возникновения названия «Полдарса». Самая любимая для наших жителей такая версия, что проплывал на своих лодках Петр 1 по Сухоне до Архангельска и остановился в одном местечке. Местные жители преподнесли ему кусок сала, но мал кусок Петру 1 показался, и сказал он, что дали ему ПОЛовину ДАРа САла. Вот, мол, и вышла Полдарса. И вторая версия происхождения названия от небольшой речки, правого притока Сухоны. В основе, видимо, лежит вепсское «пелд»— «поле, пашня в лесу на росчисти», а если точнее говорить «место, выженное у болота».

 

Много достопримечательностей есть в нашем поселке. Но, наверное, самой главной является ныне действующих храм во имя Преподобного Симона Воломского. Идея строительства храма во имя преподобного Симона Воломского в Полдарсе возникла еще в 2000 году.  В строительстве храма принимали все неравнодушные жители: собирали камни для фундамента, ездили за мхом для прокладки пазов.

20 июля 2010 года началось строительство церкви. В фундамент были заложены и камни, которые Муза Константиновна Слепухина привезла со Святой Земли. К осени сруб церкви был установ­лен. Потом работа на некоторое время приостановилась.

29 ноября 2010 года строительство храма возобновилось. Организацию работ и финансирование храма взял на себя генеральный директор группы предприятий «Пчелка» Василий Михайлович Перевалов. К нему за помощью в строительстве храма во имя Преподобного Симона Воломского приходской совет во главе с М. К. Слепухиной обратился в 2009 году. К работе приступила профессиональная бригада строителей. И в апреле

2011 года строительство храма было завершено. 15 апреля на церковь установили купола, которые освятил отец Иоанн. Посмотреть на это знаменательное событие пришли и стар, и млад поселка. 22 апреля 2011 года установлены кресты на церковь. А26 апреля установлены колокола. Звон пяти колоколов плывет сейчас над Полдарсой. Потом  начались работы по внутренней отделке храма и по благоустройству территории. Жители поселка, школьники убирали мусор, разносили торф, равняли, посеяны были семена трав. К 19 июля уже зеленела трава.

В середине февраля стали устанавливать иконостас. Изготавливали его в столярной мастерской «Оригинал» Марков Алексей Юрьевич. Работу оплачивал В. М. Перевалов.

19 июля 2011 года, 5 часов вечера - торжественное событие, в храме прошла первая служба. Вел службу Владыка Максимилиан.

20 июля 2011 года, 8 часов утра Владыка Максимилиан в окружении духовенства провел освящение храма, праздничное богослужение. Вокруг церкви прошел первый крестный ход.

 

 

 

Лето 2014 года: в церкви впервые в истории поселка приступил к службе отец Дмитрий. Он был рукоположен в сан священника новым епископом Вологодским и Великоустюгским Игнатием.

 

 

 

 

В 25 км от поселка Полдарса в юго – западном направлении, в верховьях речки Кичменьги на Воломах находится Крестовоздвиженская церковь памяти Симона Воломского.  

 

Воломы – это несколько заброшенных деревень, где в деревне Погост и расположена Крестовоздвиженская обитель памяти преподобного Симона Воломского? Кем же был Симон Воломский? Почему его до сих пор почитают у нас?

 Си­мон Во­лом­ский (в ми­ру Си­ме­он Ми­хай­ло­вич) ро­дил­ся в 1586 го­ду в се­мье кре­стья­ни­на мо­на­стыр­ской Во­ло­ко­лам­ской вот­чи­ны. В 1607 го­ду, в Смут­ное вре­мя, его отец, ра­зо­рив­шись, от­пра­вил­ся на се­вер, а Си­ме­он по­шел в Моск­ву. Там он на­шел при­ют у од­но­го порт­но­го и на­учил­ся порт­няж­но­му ре­ме­с­лу.

Вско­ре свя­той Си­ме­он по­ки­нул Моск­ву, на­пол­нен­ную то­гда из­мен­ни­ка­ми оте­че­ства, и по­шел в Устюг, где, поселившись, пи­тал­ся тру­да­ми рук сво­их. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он на­пра­вил­ся на ост­ров Со­ло­вец­кий для по­кло­не­ния пре­по­доб­ным Зо­си­ме и Сав­ва­тию. В Со­ло­вец­ком мо­на­сты­ре Си­ме­он на­учил­ся гра­мо­те и цер­ков­но­му пе­нию, любил чте­ние бо­же­ствен­ных книг и бе­се­ды с ду­хов­ны­ми стар­ца­ми о спа­се­нии ду­ши. Но искал он уединения и мо­лил игу­ме­на Ма­ка­рия по­стричь его в ино­че­ство.

По­сле мно­гих бесед на­сто­я­тель ис­пол­нил его же­ла­ние и из­ме­нил мир­ское имя Си­мео­на на сход­ное с ним имя Си­мо­на; юно­ше бы­ло то­гда уже два­дцать че­ты­ре го­да. И пре­по­доб­ный Си­мон по­же­лал со­вер­шен­но­го без­мол­вия, и игу­мен от­пу­стил его в уеди­не­ние.

 Неко­то­рое вре­мя он пу­те­ше­ство­вал по мо­на­сты­рям Нов­го­род­ской, Мос­ков­ской и Во­ло­год­ской епар­хий, а за­тем в 1613 го­ду по­се­лил­ся в 80-ти вер­стах от Устю­га, в глу­хом и непро­хо­ди­мом ме­сте Вол­мы, или Во­лом­ском ле­су, на ре­ке Кич­мен­ге. По­лю­би­лось это ди­кое ме­сто бла­жен­но­му Си­мо­ну, и он мо­лил­ся Гос­по­ду и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри, чтобы поз­во­ли­ли ему тут во­дво­рить­ся для спа­се­ния его ду­ши. Он по­ста­вил се­бе тес­ную кел­лию и на­чал воз­де­лы­вать зем­лю в со­вер­шен­ном уеди­не­нии, пи­тал­ся он ово­ща­ми, ко­то­рые сам са­дил, а ино­гда хле­бом, ко­то­рый со­би­рал как ми­ло­сты­ню в окрест­ных се­ле­ни­ях, потому что в те­че­ние пя­ти лет ни­кто не ве­дал об его уеди­нен­ной кел­лии, ограж­ден­ной дре­му­чим бо­ром. Ко­гда же окрест­ные жи­те­ли узна­ли, то ста­ра­лись его вы­тес­нить, но он бла­го­душ­но пре­тер­пел го­не­ние и удер­жал­ся на из­бран­ном ме­сте. Ко­гда по­не­мно­гу на­ча­ли со­би­рать­ся к преподобному Си­мо­ну уче­ни­ки, он по­же­лал построить оби­тель. Ис­про­сив у ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча жа­ло­ван­ной гра­мо­ты на из­бран­ное им ме­сто, пре­по­доб­ный по­ста­вил цер­ковь во имя Воз­дви­же­ния Крес­та Гос­под­ня. Од­на­ко вско­ре по­сле освя­ще­ния храм был со­жжен окрест­ны­ми крестья­на­ми, опа­сав­ши­ми­ся, что к хра­му отой­дут их зем­ли. Пре­по­доб­ный Си­мон не пал ду­хом и стал стро­ить но­вую цер­ковь. В 1620 го­ду, ко­гда храм так­же в честь Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня был по­стро­ен, пре­по­доб­ный Си­мон по­шел в Ро­стов, чтобы про­сить у ар­хи­епи­ско­па Вар­ла­а­ма  нуж­ную утварь для церкви. Но он по­лу­чил не толь­ко все необ­хо­ди­мое для бо­го­слу­же­ния, но и при­нял от ру­ки архиепископа Варлаама и сан свя­щен­ства. Воз­вра­тив­шись в свою оби­тель, пре­по­доб­ный Си­мон уже сам освя­тил но­вую цер­ковь.

Пре­по­доб­ный игу­мен Си­мон был для бра­тии при­ме­ром тру­до­лю­бия, сми­ре­ния, про­сто­ты сер­деч­ной. Пост и мо­лит­ва бы­ли глав­ным де­ла­ни­ем ино­ков. Од­на­ко неко­то­рые кре­стьяне были про­тив свя­то­го стар­ца. Да­ро­ван­ные ца­рем Ми­ха­и­лом Фе­до­ро­ви­чем жа­ло­ван­ные гра­мо­ты на вла­де­ние зем­лей в окру­ге на 10 верст вы­зы­ва­ли у них за­висть и зло­бу. Одн­аж­ды три зло­дея на­па­ли на свя­то­го стар­ца, ко­гда он один ру­бил лес, на­ва­ли­ли на него ко­ло­ду и гро­зи­ли убить, ес­ли он не от­даст им гра­мо­ту на зем­лю. Ед­ва умо­лил их Си­мон от­пу­стить его, чтобы по­ис­кать гра­мо­ту. Воз­вра­тясь к сво­им, он рас­ска­зал быв­шее с ним при­клю­че­ние и угро­жав­шую опас­ность. Мо­на­стыр­ские лю­ди со­бра­лись, что­бы пой­мать этих трех на­силь­ни­ков, но ни­где не мог­ли най­ти их.

12 июля 1641 го­да, ко­гда боль­шин­ство ино­ков оби­те­ли ушли на празд­ник в честь Про­ко­пия Устюж­ско­го (па­мять 8/21 июля), зло­умыш­лен­ни­ки про­бра­лись в мо­на­стырь и, най­дя пре­по­доб­но­го од­но­го, вновь ста­ли тре­бо­вать гра­мо­ту. Пре­по­доб­ный умо­лил их от­пу­стить его в цер­ковь для отыс­ки­ва­ния гра­мо­ты. Там он стал молиться со сле­за­ми пред ико­ной Ма­те­ри Бо­жи­ей и Гос­по­ду Иису­су. Прочитав все мо­лит­вы, он вы­шел к сво­им зло­де­я­ми: «Те­перь де­лай­те со мною, что хо­ти­те». Очень долго пытали Симона злоумышленники, и потом отрубили ему голову и бросили тело недалеко от кел­лии.

Несколь­ко дней ле­жа­ло по­вер­жен­ное те­ло, ни­кем невре­ди­мое, ни зве­ря­ми, ни пти­ца­ми. Воз­вра­ти­лись бра­тия из Ве­ли­ко­го Устю­га и с ужа­сом увидели сво­е­го на­став­ни­ка мерт­вым пред дверь­ми его кел­лии, отпела его братия и те­ло пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Си­мо­на бы­ло с че­стью по­гре­бе­но с ле­вой сто­ро­ны со­здан­но­го им хра­ма. В ско­ром вре­ме­ни у мо­ги­лы свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са, в ос­нов­ном ис­це­ле­ния боль­ных. В 1646 го­ду на­ча­лось по­чи­та­ние пре­по­доб­но­му­че­ни­ка, ему бы­ла со­став­ле­на служ­ба с опи­са­ни­ем жи­тия и чу­дес.

 В 1760 г. вместо Воскресенской церкви над мощами преподобного Симона была построена кирпичная Крестовоздвиженская церковь с северным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери и колокольней. Эта церковь, частично разрушенная, сохранилась до настоящего времени. В 1764 г. обитель была упразднена. Крестовоздвиженская церковь стала приходской, приход составляли 12 деревень.

Почитали преподобного Симона не только жители ближайших окрестностей монастыря. Особенно же почитаемо имя Симона было в Великом Устюге. Среди устюжан бытует предание, что тому, кто посетит Воломы, по молитвам преподобного прощается 40 грехов.  На месте гибели Симона выросла берёзка, но листочки у неё были красного цвета. Чудотворными считались не только мощи, но и вода из Симоновой курьи — излучины реки Кичменги, протекающей рядом с церковью, а также росшая рядом с церковью береза. Как вспоминали старожилы, что если человек, у которого болят зубы, погрызёт коры этой березки, то зубы перестанут болеть.

В 1934 г. Крестовоздвиженскую церковь закрыли. По словам людей, живших на Воломах в то время, большой колокол упал и от него отвалился кусок». В 1936 г. на Воломах был организован колхоз, здание церкви приспособили под склад, затем здесь размещался сельсовет. В 1970-х гг. воломские деревни были отнесены к числу «неперспективных», люди переехали кто - куда и с тех пор это место находилось в запустении.

Летом 1996 г., в день памяти святого (12/25 июля) было совершено первое паломничество в бывшую Симоно-Воломскую пустынь. Его участники искали место захоронения  Симона. По словам С. А. Щепелина,  директор Кичменгско-Городецкого краеведческого музея, когда из церкви вынесли бревна и мусор, слева от царских врат обнаружили мраморные плиты, обрамлявшие участок земли, не закрытый каменной кладкой. По размерам и форме участка можно было предположить, что именно здесь находилась рака преподобного. Здесь же было найдено несколько резных деревянных фрагментов со следами краски, протоиерей Сергий Колчеев, возглавивший работы по расчистке Крестовоздвиженской церкви, идентифицировал их как элементы резной сени. Этот участок был обнесен оградой, а на стене алтарной преграды укрепили одну из плит пола, где о. Сергий написал: «Преподобномученик Симон Воломский. 1586–1641. Память 12/25 VII». В храме впервые после многих лет был отслужен молебен.

 

 

Летом 1997 г. снова состоялось паломничество, накануне дня памяти святого на Воломах побывал епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

В 2000 г. в поселке Полдарса в 25 км от Волом был организован приход Симона Воломского. По решению приходского совета началось строительство храма во имя преподобного  Симона в Полдарсе и восстановление Крестовоздвиженской церкви на Воломах. Сейчас Крестовоздвиженская церковь на Воломах приписана к приходу  преподобного Симона Воломского. Паломничества к мощам преподобного на день его памяти стали ежегодными. В 2003 г. силами прихожан был произведен ремонт церкви. На том месте, где был убит Симон Воломский, снова посадили березку. В 2003–2006 гг. в день памяти преподобного в Крестовоздвиженской церкви совершались всенощное бдение и литургия, дважды их служил владыка Максимилиан. В последние годы в связи с аварийным состоянием части церковного здания литургию служить перестали. В приходе преподобного Симона ведется летопись, где фиксируются чудеса, продолжающие совершаться по молитвам к святому. Теперь каждый год, в день памяти преподобного, проходят паломнические поездки на Воломы.

И как рассказывают участники этих паломнических поездок, что после такой трудной дороги, придёшь на Воломы, ноги гудят – болят. А встанешь на колени около могилы преподобного, то и боль проходит.

 

 

 

 

Примерно в 5 километрах от Полдарсы на правом берегу Сухоны есть деревня Опоки

 

— что на древнерусском языке означает «скалы». Именно эти береговые скалы, высотой до 70 м, и представляют собой удивительное место, настоящее Северное Диво - Опоки. Деревня Опоки существует с 17 века. Первоначально деревня называлась Дьяково, по имени основателя Дьяка. Позже название Дьяково изживает себя, а остается деревня Казенная Порог (прим. Порог – каменная гряда, идущая поперек реки). Около селения находится один из самых опасных на реке Сухоне порогов – Опокский перебор. Опоки – это название крутой излучины и самого опасного порога на Сухоне. Здесь самое быстрое течение и самые малые глубины. Опоки представляют собой своеобразный памятник природы, который получил свой официальный статус в январе 1963 года. Геологическое обнажение, как его еще называют, высотой более 60 метров. Наверху стоит дремучий лес, некоторые сосны и березы повисли на обрыве и не сегодня - завтра сорвутся вниз, в реку. Берег тянется сплошной стеной, но в одном месте разрывается. Слоистые берега в этом месте расходятся в разные стороны под углом почти в 70 градусов. Это и есть Разлом.

 

 

Берег напоминает гигантский слоёный пирог с буровато-коричневыми, тёмно-серыми и белыми полосами из глин, мергелей, алевролитов, известняков, возраст которых более 200 миллионов лет!

В разломе протекает Святой ручей, который клином разрывает монотонность пермских отложений. Ручей Святой и гора Святая названы так, скорее всего, в результате деятельности в Опоках небольшого монастыря – пустыни. В годы советской власти Святую гору переименовали в Красную гору.

Есть в истории Опок и своя печальная страница — «Опокстрой». В 1940–1947 годах здесь была лагерная зона ГУЛАГа. 11 октября 1940 года Приказом НКВД СССР образовано Управление строительства и лагеря Опокского гидроузла (Опокстрой). К январю 1941 года на Опокстрое насчитывалось 97 вольнонаемных и 1123 рабочих – заключенных, они начинали строить плотину и шлюз. Плотина должна была поднять уровень воды на Опокском пороге, а шлюз строился для пропуска через него речных судов и обеспечить водное сообщение между Белым морем и Мариинской водной системой — Волго - Балтом.

К весне 1947 года строительные работы на гидроузле в основном завершились. Но 25 апреля Сухона легко смыла середину плотины, образовав 72-х метровый прорыв. У противоположного берега реки, высота которого 72 метра и сильное течение, все сооружения снесло вниз, засорив дно. С 1 сентября 1948 года управление строительства Опокского гидроузла было расформировано на основании приказа МВД СССР №0482 от 18 августа 1948 года.

Сейчас около реки можно увидеть остатки плотины и шлюзовой камеры.

Через Опоклаг пролегли судьбы тысяч заключенных. Непосильный труд, голод, болезни…. По архивным данным ежемесячно умирало по 25 человек.

 

В 1997 году над излучиной реки на самом высоком месте мыса «Носок» был установлен Поклонный крест «Без вины страдавшим»… Рассказывают, что в тот день над рекой появились две радуги, хотя дождя и не было — как будто радовались души безвинно погибших страдальцев. Первый крест был установлен детьми – воспитанниками из столичного центра «Матвеевское» иих руководителем Денисом Скударем. А второй Поклонный крест установлен на захоронении  местным жителем Лендяевым Василием Михайловичем.

 

.

 

 

 

***

Какие чудные просторы,

Раскинуть руки б и дышать;

Река, леса, поля и долы,

Приятно глазу созерцать.

Те воды, что с младенчества купали,

Те травы, по которым я ходил,

Леса, что ягоды, грибы давали,

Всем сердцем сильно полюбил.

Дома умелыми руками

Как по заказу, выставлены в ряд,

Деревья, что росли веками,

  Дают деревне праздничный наряд.

Красота! – ты только погляди:

         Красивый остров, тут же перекат,

А берег – голову попробуй подними

Не выйдет, очень он высоковат.

Здесь царство тишины и райского покоя,

Народ трудолюбив, приветлив, щедр.

Здесь горе и беда проходят стороною,

А радость и добро сквозит из самых недр.

Здесь излечимы все почти болезни.

Маши косой, паси коров,

Встречай гостей и пой им песни,

И на года останешься здоров.

Я очень счастлив, что родился здесь,

На всю Россию крикну не тая:

- Смотрите, люди, - вот я весь!

- Опоки! – Родина моя!

С. Черемисин

 

 

На другой стороне Сухоны недалеко от заброшенной деревни Братское находится

 Фонтан – это одна из достопримечательностей реки Сухоны, красивейшее место нашего края, любимое место отдыха многих людей. По словам краеведа Марковой А.П., что воду из этого источника пивал сам Пётр 1, когда плыл по Сухоне. Но как вспоминают старожилы, что фонтан – это самоизливающаяся скважина, которая пробурена в 1941 году. Скважину пробурили геологи, которые искали в районе деревни Братское кварцевый песок с целью построения стекольного завода, но при бурении наткнулись на артезианскую воду. В скважину вставили трубу, длина которой над землей была 1,5 м. Источник при этом забил на 8 – ми метровую высоту, вода стала изливаться на поверхность фонтаном. Напор был настолько сильным, что рабочие провели такой эксперимент: на трубу была положена широкая доска, на концы которой легли по 4 человека, вода, накопившись, сбрасывала доску вместе с грузом. Трубу так и не смогли извлечь, но сейчас её не видно. Говорят, что предприимчивые люди брали пробы воды на анализ, собирались заготавливать ее с коммерческой целью, да оказалось, что в её составе мало серебра. Сейчас фонтан не бьёт на такую высоту, только где – то на 5 – 6 метров. Но он до сих пор остается излюбленным местом отдыха не только жителей нашего поселка, но и приезжающих. Он в любое время года, в любую погоду ждет к себе гостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если подниматься вверх по течению Сухоны в трех километрах от деревни Нижняя Тозьма на левом её берегу есть

 

В

 

 

водопад «Васькин ключ» - это небольшой ручеек, вытекающий как бы из середины скалы, нависшей над сухонским обрывом с высоты около 11 метров, не иссякает уже многие столетия. У этого названия существует много преданий и легенд. Но у нас больше всего полюбились две легенды. Первая легенда о черте Ваське, который рассердился на что – то и ударил по скале. Расколол он скалу надвое и забил оттуда родник. Неподалеку от водопада есть очень глубокое Чёртово озеро, на дне которого и начинается подземный ручей, выходящий на поверхность реки Сухоны. Если учесть во внимание, что «Васька» - это распространенное на Руси прозвище черта, а сами черти жили на дне глубоких речных омутов или в озёрах, то теперь понятно происхождение названия. Ну а вторая легенда уже более современная. Как вспоминает Красавцева Галина Гаврииловна со слов своего отца Удальцова Гавриила (к сожалению, родственники отчество не помнят) - очевидца случившегося, что в начале 30 –х годов 20 века её отец Гавриил перевез лодку из посёлка Кичуга в посёлок Сухонский и спустил её на озеро, которое находиться недалеко от деревни Нижняя Тозьма. Его знакомый Василий попросил прокатиться по озеру, отец и одолжил ему лодку, а сам остался на берегу. Василию очень понравилось на озере, и он уговорил отца порыбачить завтра. Рано утром рыболовы отправились на озеро и, усевшись в лодке поудобней, отплыли недалеко от берега.

    Вдруг отец Галины Гаврииловны что – то заметил, хотел показать Василию, но в это время что – то резко толкнуло лодку. Они оба перепугавшись, стали пристально смотреть в озеро и вдруг увидели огромную щуку. Она была очень старая по виду, у неё даже голова была покрыта мхом. Щука была на удивление огромной и несколько раз попыталась опрокинуть лодку, но ей это не удалось, и щука отплыла. Рыбаки подумали, что щуке надоело дурачиться, и она уплыла, но щука оказалась намного настойчивее, чем про неё думали. Она заплыла под лодку, и подождав немного, резким движением опрокинула лодку. Спастись смог только отец Галины Гаврииловны, а Васька утонул. Долго не мог прийти в себя Гавриил, всё никак не шла из головы эта щука. А Василия так найти в озере и не смогли. А через некоторое время у ключа, около реки Сухоны, нашли картуз и ремень этого Василия. И после этого события решили местные жители назвать этот ключ Васькиным. Время от времени жители вспоминают эту историю про Ваську и щуку. Старые рыбаки подшучивают над молодыми ребятами, что, мол, не садитесь в лодку, то старая щука на дно утащит. А ещё Хозяином реки называют водопад Васькин ключ. Из архивных источников известно, что Васькин ключ пробил себе дорогу в береговом откосе как минимум в конце XVII века. При этом за три последующих столетия «раструб» водопада не только не обрушился под напором проточной воды, но и заметно укрепился - считается, что насыщенная карбонатными солями вода «зацементировала» стенки. Многие люди хотели измерить глубину Чертова озера, но никто не смог, говорят, что оно довольно глубокое. Как вспоминают жители, что в конце 70 – х годов, когда вели мимо озера газотрассу с вертолета, рабочие хотели измерить глубину озера, но не хватило 25 метровой длины верёвки – это на середине озера, а по краям глубина достигает 5 - 6 метров. Берега озера поросли багульником, мхом и травой, поэтому кажется, что берега топкие, но на самом деле почва очень твердая, а берега резко обрываются вниз. Во время перелетов весной и осенью на озеро садятся утки. Растительность вокруг обычная, в воде растут жёлтые кувшинки, что говорит о чистоте воды.

     17 апреля 1987 года (30 лет назад) постановлением Вологодской области за №217 водопад «Васькин ключ» объявлен геологическим памятником природы. Взят на учёт Советом общества охраны природы в Вологодской области за №64.

    Вот краткое описание Государственного памятника природы, его назначение: «Пластовый выход подземных вод. Нисходящий родник в виде водопада на левом берегу реки Сухоны, напротив устья реки Чернушка. Высота водопада 10,8 метров над урезом воды в реке Сухоне. Вода пресная чистая, температура не более 5 градусов. Охранная зона 500 метров по обе стороны водопада и от бровки коренного берега. Перечень мер, необходимых для сохранности Государственного памятника природы: запрещается строительство, выемка грунта, горные работы, рубка леса в охранной зоне».

В последние годы всё чаще туристы стали добираться до водопада, хоть он и находится на другом берегу Сухоны.

Недалеко от Полдарсы, всего в 18 километрах, проложен новый туристический маршрут «Митькина дорога». 8 июня в День памяти Петра и Февронии, в День семьи, любви и верности, собираются семейные пары, да и все те, кто захотел пройти по «Митькиной дороге», и отправляются до Богоявленской церкви, что находится в деревне Павловское. Почему эта лесная тропа называется дорогой? И почему Митькиной?

 

Как вспоминают старожилы, на рубеже 19 – 20 веков жил – был в селе одном, что Чермяниным звалось, на речке Стрельне, что в Сухону впадает, мужичок, звали его Митькой (Дмитрий Константинович Нутрихин – сам крепок, силен, и всё хозяйство – крепкое и справное). Была у него семья: жена, дети. И жили они, не тужили: рано вставали, дело знали. Шло все у них хорошо, скучать не успевали. Только однажды жена (любимая его Павла Павловна – единственная, добрая, десять детей ему родившая, 6 сыновей да 4 дочери) захворала: болезнь ее приковала к постели и не сдавала позиций своих. И тогда Митька дал зарок: поправится жена – проложу дорогу от деревни нашей до Богоявленской Стреленской церкви. А от нее до деревеньки семь верст по болотам и лесам идти.

Время шло потихоньку, жена помаленьку поправилась, и все наладилось. Свои слова Митрий помнил, и весной ранней собрался он в путь, насушив сухариков. А дальше вот как рассказывают. Дорог летний день. Между весенней пахотой, сенокосами да уборкой урожая уходил Митька в лес, брал с собой котомку сухарей. Валил лес, настилал гати, вел дорогу к храму. А чтоб силы поддержать, домой не возвращаясь, обедов не готовя, ел размоченные в лесных лывах (лужах) сухари. Долго пришлось трудиться работничку, всё как надо исполнил и свое слово сдержал, обещание свое выполнил: прорубил он дорогу от села до церкви.

И стали кичужане да чермянинцы ходить в церковь на службы по Митькиной дороге. Кичужанки в ботиночках форсили – ноги на новой дороге не замочив! А Нутрихины жили с тех пор в счастье и достатке. Были они все большими тружениками. 5 изб на одном дворе выстроили. А избы на Чермянине не какие-нибудь были, а все сплошь пятистенки да двойни! А на подворье 15 лошадей, 15 коров, много овец да прочей живности. Видно, на рубеже веков такие семьи легко поднимались. И баржа-самоходка у них появилась, и лавка с товаром. И раскулачили их потом из всей деревни единственных. Зависть, видно, одолела даже тех, для кого дороги мостили.

А ведь вместе с уже подросшими сыновьями проложил Дмитрий Константинович и еще одну дорогу – от Чермянина к Чистому болоту. Если современным языком говорить – километровый деревянный мост построили, по которому до сих пор люди ходят! Лес с рёлки – с сухого местечка, с возвышенности – на руках выносили, чтобы мостовую через лывы стелить.

А дорога эта долго людям служила: на конях мужики скакали, зимой – на санях, летом – на телегах ездили, девицы – модницы даже в туфельках и сапожках ходили. Каждой весной дорогу все дружно чистили и латали, мостки новые клали.

И дорожка эта верой - правдой людям прослужила больше века.

И сейчас, в наше время, узнавая историю своих кровей, стали жители местные изучать истоки родных земель, историю свою вспоминать, и решили расчистить Митькину дорогу, чтоб осталась нам память об этом человеке, и его большой любви.

   

 

 

И теперь тропа Митькина еще служит верной службой, и, видно, долго еще служить будет. Пройдя по Митькиной дороге, многовековой дороге наших предков, теперь уж наверняка сроднившись с ними окончательно, все мы задумываемся: « для чего же нам все это надо?» Может быть, и хватило бы нам, как истинным христианам знать лишь их имена, чтобы молиться об упокоении и спасении их душ? Но мы продолжаем разыскивать наших предков, приумножая их список многими и многими именами близких и дальних родичей. Знакомимся с их славными делами, с их непростой судьбой.  Нам это всё просто необходимо. Потому что мы не перекати – поле, не Иваны, не помнящие родства и Родины, и малой, и большой. Мы наследники великих традиций!

 

 

Стреленская Богоявленская церковь, до которой проложена Митькина дорога.

   

 

 

Там, где в Сухону впадает река Стрельна, находится одно из красивейших мест на Сухоне – урочище Стрельна.

 

        

 

Прорываясь к Сухоне, Стрельна разработала широкую долину. Русло реки на этом участке очень извилисто: меандровый пояс местами достигает четырёх-пяти километров. В нижнем течении речные изгибы отодвигают берега друг от друга более чем на километр. Река то вольно разливается по пойменной террасе, то прижимается к пятидесятиметровому обрыву, и тогда течение её становится быстрым, а русло неглубоким.

В русле на известковом дне реки можно увидеть пятипалые отпечатки следов пермских ящеров, прошлёпавших по известковой грязи 250 миллионов лет назад. Сохранилось большое количество изолированных следов и 15 следовых дорожек, самая длинная из которых протянулась почти на 30 метров от одного берега Стрельны до другого.

В крутых обрывистых берегах обнажаются пёстро окрашенные породы пермского возраста: глины, мергели, известняки. Чередование ярких кирпично-красных и белых тонов в сочетание с зеленой растительностью очень живописно. Почти горизонтальное залегание горных пород говорит о спокойном тектоническом режиме территории последние 250-300 миллионов лет. Четкая горизонтальная слоистость и доступность для исследований придает обнажению статус эталонного для данной территории.

В устьевой части Стрельна образует стрелку шириной около ста метров, с неё открывается удивительная панорама и на саму Стрельну, и на Сухону. На правом берегу реки – царство пойменных лугов – крупнотравных, духмяных, разноцветных. Здесь среди таволги, осок и хвощей растут белокопытник холодный, марьянник гребенчатый, коротконожка перистая – растения, занесённые в Красную книгу Вологодской области.

В примыкающем к реке хвойном лесу можно встретить редкую в северных лесах лиану – ломонос.

Её одревесневшие ползучие стебли обвивают деревья и кусты. Крупные белые колокольчики ломоноса свисают с еловых ветвей, придают им экзотический вид.

В 1985 году в низовье реки Стрельны на площади 1755,6 га был создан государственный геологический заказник «Урочище «Стрельна».

 

Моё село зовут глубинкой,

Тепло и ласково зовут

За тишину, за голубинку,

За невзыскательный уют.

За распахнутое небо,

За вескую весомость слов,

За то, что зори пахнут хлебом,

За откровенье соловьев.

Моё село – моя основа,

Его не зря глубинкой звать –

Народ умеет теплым словом

О нем всем сердцем рассказать.

 Земля, на которой вы родились и живете – это земля наших предков, земля ваша и ваших наследников. Каждая тропиночка здесь знакома с детства. Нет ничего почетнее, чем трудиться на этой земле, отдавать ей всю свою любовь, верить в нее и расти вместе с ней. Вот она какая – наша Полдарса. Маленькая точка на карте необъятной России.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.