|
|||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N9 3 с. Стерлибашево детский сад д. Новый Калкаш муниципального района Стерлибашевского района
Доклад-презентация
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»
Подготовила: Кутлушина Р.К.
Развитие речи в игровой деятельности.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверно это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Так как настоящие время в детских садах часто встречаются разновозрастные группы. Выведем основные цели и задачи развития речи для средних групп и для старших групп. Цель для средних групп: формирование у детей языковой компетентности на основе усвоения норм и правил родного языка. Развивать умение правильно формулировать свои мысли, строить короткие высказывания, использовать в речи повествовательные, вопросительные предложения и различать их по интонации. Цели и задачи развития речи старших групп: освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил родного языка в пределах возрастной компетентности, формирование умений гибко применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками. Формировать пассивный и активный словарь (речепонимания и речеговорения) старших дошкольников. Формировать звукопроизношение: чёткую артикуляцию звуков, речевой слух, навыки звукового анализа слов Формировать разговорную монологическую и диалогическую речь. И поэтому исходя из этого была поставлена цель: создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей посредством игровых технологий. Обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности является основной целью. Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками. В центре речевого развития имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства с звуками и буквами. Например, взять игры для развития мелкой моторики. Для развития мелкой моторики рук, использую игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В моем случае в игры с использованием пуговиц. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы рассыпались», «Разложи их по форме». «Волшебный цветок». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй. Также есть очень распространенная в наше время «Ниткография», «ниткопись». Это заматывание и разматывания клубочков (выкладывание из ниток разных фигурок паучок, бабочка). Практикуется игра с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой. Доступными играми можно назвать игры с цветными квадратами. Геометрические фигуры «оживляем», приделав к ним части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Из веревочки - липучки скручиваем круг по спирали, и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку. Можно прямую или волнистую. Герои готовы, можно рассказывать сказку. Развитие фантазии и творческих способностей. Детям эти превращения очень нравятся. Они иной раз так увлекаются придумыванием рассказов, что невозможно их остановить. Дети, играя с фигурами, обычно обговаривают свои действия, охотно отвечают на вопросы о создаваемых изображениях, составляют короткие рассказы. Для повышения эмоциональной активности детей использую сюрпризные моменты, проблемные, а также игровые и воображаемые ситуации. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. В них с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Также все детки любят слушать сказки. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее. Сочинение детьми сказки «Колобок - продолжение». Упражнения типа «Салат из сказок» (смешивание разных сказок). «Что будет, если…?» сюжет задаёт воспитатель. «изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад) Игра «Сочини сказку или рассказ» Цель игры развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки. Во время занятий с детьми надо стараться обеспечить комфортные условия в группе детей для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успех и, выполняя определенные игровые задания, достигает успеха. Дать возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах освоить материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. Считаю эффективным использование - интерактивной папки для детей, Лэпбук «Говорушки». Многофункционален, направлен на поддержку детской инициативы. Игры с буквами, слоги, чистоговорки и скороговорки. Наборы иллюстраций, прописи. Игровые упражнения для развития связной речи. Игры для обучения чтению. Загадки, пословицы и поговорки. Набор пиктограмм на развитие эмоциональной сферы. Материал пополняется, изменяется время от времени. Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
|
|||
|