Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поиск решения (открытие нового знания)



 

Цель – достижение планируемых результатов по предмету ……..  (личностных, предметных, метапредметных)
Принципы
СТРУКТУРА
1. Актуализация знаний и постановка проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Подводящий к теме диалог
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Противоречие
Столкновение мнений
Житейское представление и научн. факт
Практическое задание
2. Открытие нового знания
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
Подводящий к знанию диалог
Групповая работа
Фронтальная работа
Фронт., индивид., групп.
Фронт., индивид., групп.
Индивид., фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронт., индивид., групп.
3.4. Первичное закрепление и самостоятельное применение знаний
4. Подведение итогов работы
Педагогические условия
А К Т И В Н А Я                                  Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь                                   У Ч И Т Е Л Я
А К Т И В Н А Я                                  Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь                                   У Ч АЩ И Х С Я
Фронтальные вопросы от учителя и учащихся
Работа с учебником
Использование рабочей тетради
Основные понятия урока
Соотнесение цели и результата
Оценка и самооценка познавательной деятельности
«Обучение через открытие»
 
 

 

 


Результат – достижение личностных, предметных, метапредметных результатов; формировании УУД
                  

Этапы урока Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование
Создание проблемной ситуации     Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): - Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения - Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их! - Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

 

Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих фактах  
Формулирование проблемы - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить?

- По-разному формулируют вопрос

Основной вопрос записывается
Выдвижение версий, гипотез   - Какие у вас есть версии решения проблемы?

- Предлагают версии, принимаются и абсурдные

От проблемы стрелками ключ.слова
Актуализация имеющихся знаний Планирование деятельности     - Что мы уже знаем по этой проблеме? Здесь и везде используются: Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). - Что нужно узнать для решение проблемы?

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Например, в виде признаков понятия, опорного сигнала и т.п.   План действий: 1…, 2…, …

Поиск решения (открытие нового знания)

 

- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:    - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) - Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»

- Выполняют задания на новый материал (всем классом)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

  Ответы – преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.

!!! Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Выражение решения. Применение нового знания.  

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)

- Обобщают, делают вывод по проблеме - Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для работы
Домашнее задание

Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.

 
         



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.