Главная
Контакты
Случайная статья
|
Поиск решения (открытие нового знания)
Цель – достижение планируемых результатов по предмету ……..
(личностных, предметных, метапредметных)
| 1. Актуализация знаний и постановка проблемы
| Побуждающий от проблемной ситуации диалог
| Сообщение темы с мотивирующим приемом
| Житейское представление и научн. факт
| 2. Открытие нового знания
| Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
| Подводящий к знанию диалог
| 3.4. Первичное закрепление и самостоятельное применение знаний
| 4. Подведение итогов работы
| А К Т И В Н А Я
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
У Ч И Т Е Л Я
| А К Т И В Н А Я
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
У Ч АЩ И Х С Я
| Фронтальные вопросы от учителя и учащихся
| Использование рабочей тетради
| Соотнесение цели и результата
| Оценка и самооценка познавательной деятельности
| «Обучение через открытие»
|
Результат – достижение личностных, предметных, метапредметных результатов; формировании УУД
|
Этапы урока
| Учитель
(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)
| |
Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)
| Доска и оборудование
|
Создание проблемной ситуации
| Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения
- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!
- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений
- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?
| - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
| Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих фактах
|
Формулирование проблемы
| - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить?
| - По-разному формулируют вопрос
| Основной вопрос записывается
|
Выдвижение версий, гипотез
| - Какие у вас есть версии решения проблемы?
| - Предлагают версии, принимаются и абсурдные
| От проблемы стрелками ключ.слова
|
Актуализация имеющихся знаний
Планирование деятельности
| - Что мы уже знаем по этой проблеме?
Здесь и везде используются:
Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).
- Что нужно узнать для решение проблемы?
| - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)
| Например, в виде признаков понятия, опорного сигнала и т.п.
План действий:
1…,
2…, …
|
Поиск решения (открытие нового знания)
| - Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.
| - Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»
- Выполняют задания на новый материал (всем классом)
- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме
|
Ответы – преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.
|
!!! Принципиально важно при этом :
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».
|
Выражение решения. Применение нового знания.
| - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)
| - Обобщают, делают вывод по проблеме
- Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание
| Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для работы
|
Домашнее задание
| Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.
|
|
| | | | |