|
|||
Третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разделяет психическое и собственно духовное. Таким образом, благодаря наличию указанных разрезов вся реальность (бытие) предстает в виде четырехслойной структуры: духовная, психическая, живая, неживая при
Тема: «Проблема бытия в истории философии. Субстанция как философская категория.» Задание 1. Прочитайте текст темы. 2. Составьте конспект по плану: (можно в электронном виде) 2.1 Понятие «бытие»,история развития понятия 2.2 Формы бытия 2.3 Субстанция, понятие 3. Ответить на вопросы теста в конце текста 4.Ответы присылайте на электронный адрес kulishkina.natalya@mail.ru или в группу техникума в контакте Проблемами бытия занимается раздел философии- онтология. Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – один из основных разделов философского знания, учение о бытии как таковом, или о обо всем сущем (существующем) в целом. Проблема бытия введена в философию Парменидом как ответ на определенный социальный и культурный заказ, т.е. люди стали терять веру в традиционных Богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы социальной жизни. С гибелью Богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных социальных процессов останется стабильным. В глубинах человеческого сознания зарождалась мысль о необходимости поиска новых гарантов человеческого существования, т. к. людям нужна была опора в их жизни. Философия в лице Парменида попыталась успокоить душу античного человека, оповестив людей об открытии абсолютной мысли (божественной), которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность. Поэтому возникает уверенность в том, что все подчиняется порядку с необходимостью. Поэтому судьба людей вечна и неуничтожима, а абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а логос - космический разум. Человек способен что-то знать о мире, если сумеет вступить в непосредственный контакт с разумом, который и есть бытие. Понятие бытие исходное в философском видении мира и включает в себя все существующее вообще. К такому выводу современная философия шла долгим путем. Понятие бытие как философское появилось только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему, т.е. философия имеет своим предметом мир как целое, место человека в обществе и мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, поэтому философия и нуждается в особом понятии, фиксирующем существование мира, человека. В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. В античной философии концепция бытия была связана с признанием бытия как материального неразрушимого и совершенного в космосе, поэтому оно всюду непрерывно, однородно, совершенно неподвижно, и воспринимается только мыслью (Парменид о природе). Гераклит считает, что бытие подвижно, т. е. мир - это космос, не созданный никем из Богов и людей, который был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами погасающими (вечность развивающегося бытия). Единый в своей материальности космос (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар) прежних философов был преобразован Платоном. Понятие бытие разделено им на неравноценные виды: 1. мир вечных, неизменных, идеальных сущностей, мир идей, новые формы бытия, предшествующие миру вещей и определяющие его; 2. окружающих нас вещей, преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер, это какое-то полу-бытие; 3. материя, то вещество, из которого всемирный космический ремесленник (демиург), духовный творец, создает вещи по образцам высшего бытия, по образцам идей. Такой подход позволяет сделать вывод, что бытие - мир неизменных и вечных идей - это истинное бытие; а мир вещей или мир становления - преходящий мир. Философ Плотин (203-269) развил учение Платона об идеях и сделал его законченным, ибо разработал систему симметричного бытия, т. е. у Платона бытие подразделяется на три части: идеи, вещи и материя, из которой образуются вещи. У Плотина в мире бытия существуют 4 вида бытия: самый низший - неопределенная материя, вещество как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей); второй вид бытия - это мир вещей, мир наблюдаемой нами природы, он выше первого, т. к. представляет собой копии, пусть и несовершенные совершенных идей; третий вид бытия - мир идей, он не дан в непосредственном восприятии идеи, это умопостигаемые сущности, которые доступны уму человека, так как в душе есть высокая, причастная миру идей часть, это особая материя, та, которая составляет субстрат идей; четвертая - высшая форма бытия - есть вместилище и источник всего, оно есть единое. Средневековая философия осмысливает истинное бытие теистически (Бог, понимаемый как абсолют), а неистинное бытие как сотворенный мир. В эпоху Возрождения получает признание культ материального бытия природы. Это новое отношение человека к природе обусловлено развитием науки и техники, материального производства и культуры. Эта точка зрения получает развитие в XVII - XVIII вв., где бытие рассматривается как физическая реальность (природа), где исходным становится понятие тела, что связано с развитием механики (природа есть механизм, действующий сам по себе). Для учения о бытии XVII - XVIII вв. характерен субстанциональный подход, из чего выходило, что бытие ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает, т. е. во Вселенной существует всего только одна субстанция и человек является самым совершенным ее проявлением. К. Маркс и Ф. Энгельс в философию вводят новое понятие - общественное бытие, которое рассматривается как собственная внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. В ходе своего исторического развития согласно этому подходу человечество творит самоё себя и особый мир вещей, который Маркс назвал второй природой (предисловие к работе "К критике политической экономии"). Конец 19 - начало 20 века характеризуется тем, что в философии все большее внимание уделяется проблемам познания. Гносеология заняла господствующее положение. Однако в середине 30-х годов 20-го столетия немецкий философ Николай Гартман (1882-1950), рассматривая проблемы онтологии, утверждает, что все существующее как материальное, так и идеальное, следует охватить понятием "реальность" вместо понятия бытия. Он писал: нет реальности высшей или низшей, первичности идей или материи, реальность материи есть не менее и не более реальность, чем реальность идей, реальность духа. Свою концепцию бытия строит следующим образом: "Разрез бытия, разрез реальности - это некая незримая граница, разделяющая области или слои бытия, но и как всякая граница, не только разделяющая, но и связывающая эти области". Первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром в его широком понимании. Здесь пропасть в структуре бытия. Но здесь же и важнейшая его загадка: ведь этот разрез проходит через человека, не разрезая его самого. Второй разрез между живой и неживой природой. Здесь кроется еще одна загадка бытия: как из неживого появилось живое. Третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разделяет психическое и собственно духовное. Таким образом, благодаря наличию указанных разрезов вся реальность (бытие) предстает в виде четырехслойной структуры: духовная, психическая, живая, неживая природа. Духовная и психическая существуют вне пространства. Живая природа и неживая существуют в пространстве. Все 4 среза существуют во времени, охватывают широкий круг проблем, которые привлекли внимание ученых. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: бытие в сегодняшнем понимании имеет сложную структуру. Остановлюсь на основных четырех его формах. 1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Сюда включается бытие природы как целого - "первая природа" и бытие вещей и процессов, произведенных человеком - "вторая природа". Между этими видами бытия существует органическая взаимосвязь. Первая природа является важнейшим фактором, оказывающим влияние на деятельность человека. В первой природе существовали периоды сложного эволюционного характера, когда человек мог подчинить своим интересам окружающую среду, не задумываясь о последствиях, о существовании обратной связи. Это было тогда, когда характеристики окружающей среды изменялись медленно и цивилизация к ним легко адаптировалась. Однако под воздействием деятельности человека спокойные периоды природного развития закончились. В окружающей первой природе произошли под воздействием человека резкие изменения и природа перестала удовлетворять цивилизационным стандартам человека. Это потребовало кардинального изменения в необходимости согласовать свою глобальную деятельность с потребностями природы, с развитием остальной биосферы. 2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека как природного существа и специфически человеческое бытие (подробно сущность бытия человека будет освещаться в др. лекциях). Здесь только следует подчеркнуть, что материальная основа антропосоциогенеза не может быть ограничена лишь биологическими предпосылками, т.е. не только нервно-психическая и анатомо-физиологическая организация непосредственных животных, предшественников человека, но и природа в целом составляет генетическую предпосылку социума. Хотя, разумеется, именно биологическим был тот материал природы, который дал начало длительному и противоречивому процессу зарождения человечества. Причем биологическое выступало не как изолированное от остальной природы, а напротив, как неотъемлемая часть, интегрированная и органически входящая в единую систему природных, т.е. и земных и космических процессов, в совокупности составляющих биосферу. 3 . Бытие социального, общественного. Общественное бытие - это качественно новая социальная система, порожденная взаимодействием людей, прежде всего социальными закономерностями, которые играют решающую роль в формировании личности, индивида, его социальных качеств (анализ будет в последующих лекциях). 4. Бытие духовного, идеального. Подразделяется на два вида: бытие индивидуального, духовного - это, прежде всего, сознание Я, которое выражается в языке индивида. Сюда же включается объективированное духовное, т.е. общественное сознание. Это, прежде всего идеи, идеалы, нормы, принципы, ценности, естественные и искусственные языки, произведения искусств и культуры. Все это составляет духовное богатство личности (бытие личности). В русской философии, как вы уже знаете, бытие личности всегда одухотворено и оценено. Одухотворенность личности означает, с точки зрения русской философии, ощущение не только своего Я, но и чужого. Русской душе свойственно терпимость и уважительность к чужому Я, мыслям и чувствам других людей. Духовность в таком понимании - это чувство долга и ответственности перед другими людьми и природой за свои действия, милосердие, любовь к ближнему, жалость, терпимость, искренность. Это и чувство собственного достоинства, чести, стыда, вины, покаяния, т.е. в русской душе личностно-эмоциональное переплетается с социально-нравственным. Таким образом, бытие есть нечто реально существующее и не нуждается в доказательствах. А можно ли об этом сказать в прошлом и будущем? Исторически сложились два подхода к решению этой философской проблемы: мир существует во времени и пространстве, оно несотворимо, неуничтожимо, т.е. бытие было, есть и будет; мир ограничен во времени и пространстве, т.е. мир существует, он имеет свое начало и, следовательно, конец. Субстанция С проблемой существования мира тесно связано понятие субстанции. Субстанция – это то, что имеет основание в самом себе и выступает причинной основой всего существующего. Субстанция – это сущность мира, которая всегда является абсолютной и неизменной. Представление о субстанции связано с вопросом о первопричине мира: “Откуда все есть?” Субстанция (от лат. substantia -- сущность; то, что лежит в основе) -- философская категория для обозначения внутреннего единства реальности безотносительно к ее многообразным внешним проявлениям. Под субстанцией теперь понимают основу бытия. Проблема субстанции в явном виде была поставлена древнегреческим философом Аристотелем (IV в. до н. э.). Специфическую трактовку понятие субстанции получает в схоластической средневековой философии, где основой существующего мира материальных явлений считают божественное духовное начало. В Новое время в учении нидерландского философа Спинозы (XVII в.) под субстанцией понимается весь материальный мир, в котором растворен. Спиноза говорит, что субстанция является причиной самой себя (causa sui). В этот же период французский философ и математик Декарт различает абсолютную субстанцию (Бог) и порожденные ею две независимые друг от друга субстанции – телесную (материя) и духовную (мышление). В марксистской философии под субстанцией понимается материя. Она сама является основанием своего существования и всех своих формообразований. В конце XX века философия постмодернизма уходит от понимания субстанциальности мира, который предстает для нее хаотичным, неустойчивым, случайным. Такой мир не может иметь однозначных определений. Другими словами, субстанция — это первооснова всего сущего, несотворимое, неуничтожимое начало. Мы помним, что первооснову искали и милетцы, и элеаты, и платоники, и даосы, и все, кто задавался вопросом, как и откуда появилось все сущее. Категория (понятие) субстанции становится центральным элементом онтологической конструкции, в которой воспроизводится старый философский вопрос: первооснова единична (единство мира) или множественна (множественность мира)? Философия Нового времени формулирует три ответа на этот вопрос: существует одна субстанция (монизм); две субстанции (дуализм); множество субстанций (плюрализм). Тест 1 Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого: 2 Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает: 3 Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внес: 4 Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»? 5 Онтология – это учение о: а) бытии; б) познании; в) ценностях; г) нравственности.
|
|||
|