Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Наоэ-дзё» — саркастическое письмо Наоэ Канэцугу к Токугаве Иэясу, апрель 1600 г.



В марте 1600 г. Наоэ Канэцугу начал в Айдзу строительство новых мостов и дорог, также был построен замок Козати. А в апреле пришло письмо от Токугавы Иэясу, где говорилось, что Хори Хидэхару из замка Касугаяма сообщил о предполагаемой измене Уэсуги. В связи с чем Иэясу настоятельно приглашал Уэсуги в Киото объясниться. На Совете клана решили, что нельзя молчать после того, как Уэсуги обвинили в государственной измене. И Наоэ Канэцугу написал Иэясу ответное письмо-провокацию (Мицунари заключил секретный договор с Уэсуги Кагэкацу, на то время владетеля провинции Айдзу. Земли Айдзу находились к северу и востоку от домашней провинции Иэясу в Канто и, окруженный с обеих сторон, Иэясу оказался бы зажат между их войсками. Желая выманить Иэясу в Айдзу, советник Канэцугу послал ему это письмо. После Кагэкацу совершил покушение на жизнь и свободу вассалов Иэясу, которых тот послал на переговоры. О своей безопасности Кагэкацу не беспокоился, будучи уверен, что в случае реальной военной угрозы Мицунари нанесёт удар Иэясу в спину.), выслав копии не только членам Совета регентов, но и большинству влиятельных даймё. Так называемое «Наоэ-дзё» (письмо Наоэ): «Во-первых, хочу дать разъяснения по поводу этих подозрений. Я слышал, ваши подозрения основываются на непроверенных слухах про Айдзу. Поскольку, не могу вас в этом винить, уверен, что в конечном счете вы узнаете всю правду. Это действительно очень печально, если вы полагаете, что мой господин Кагэкацу не провел достаточно времени в Киото. Уэсуги всего лишь два года назад поменяли феодальные владения. Если мы продолжим поездки в Киото, мы не сможем управлять нашей провинцией. Обвинять Кагэкацу в измене, основываясь только на этом, крайне неразумно. Я хотел бы увидеть лицо этого мелкого жулика, распускающего такие слухи. Вы требуете письменного поручительства об отказе от преступной измены, но как насчет письменного обязательства, которое мы закрепили, хотел бы я знать? Кагэкацу во всех землях известен, как открытый человек, ему нечего стыдиться. Я удивлен что такой великий человек как сам Иэясу, собирается обвинить нас в измене, не установив истины. Разве я был неправ, когда с полным уважением относился к вас, как к справедливому человеку? Тот факт, что вы покровительствуете семье Маэда в Кага, действительно демонстрирует ваш авторитет, как мне кажется. Как такой замечательный человек как вы, позволяет другому оставить себя в дураках, подобно Хори Хидэхару? Это действительно жалко.  Вы осуждаете нас за то, что мы скупаем оружие, но это практикуют самураи со всей страны. Это гораздо лучше, чем озабоченность нелепой чайной посудой самураев Камигаты (яп. 上方 - букв. «верхняя сторона» - район, включавший исторически г. Киото и г. Осака с окрестностями). Это не должно вас тревожить. Клан Уэсуги граничит с Хори в Этиго, Датэ, Могами, и остальными кланами. Однако, лишь господин Хори из замка Касугаяма ведёт разговоры об измене. Возможно, это является свидетельством его глупости. Если бы у Кагэкацу возникли мысли об измене, он закрыл бы границы и окружил бы замок рвом. Для чего он стал бы прокладывать дороги, тем самым позволяя врагу напасть? Решиться на такое может лишь большой глупец. В глазах любого человека сразу будет видно, кто прав. Может быть и есть такая причуда, когда в наши дни у некоторых людей возникает предательский умысел подчиниться, если на победу можно не рассчитывать. Однако, для Кагэкацу будет оскорблением, если его ставят в один ряд с такими людьми. Это лишило бы нас самурайской чести, хранимой еще со времен князя Кэнсина. Если вы намерены поверить лжецу и не собираетесь провести надлежащее расследование, тогда Уэсуги не прибудут в Киото. Действительно ли в этом вина Кагэкацу? Или же вы, Иэясу, обманщик? Пусть решает Небо.Я повторюсь. Если вы намерены поверить словам лжеца и продолжите подозревать Кагэкацу, тогда больше нет ничего, что мы могли бы сделать. Я лишь могу выразить своё разочарование, что вы, Иэясу, на деле оказались настолько несправедливым и неблагоразумным».  От Наоэ Ямасиро-но-ками Канэцугу. Оригинал хранится в г. Нагаока, Музее истории префектуры Ниигата о. Хонсю.

35 серия

Хань Синь был прославленным военачальником древнего Китая. Он родился в бедной семье, еще малолетним потерял своих родителей и стал сиротой. До того, как стать знаменитым полководцем, Хань Синь влачил весьма жалкое существование. Он не хотел заниматься торговлей, труд крестьянина его тоже не вдохновлял. Хань Синь зачастую голодал, подвергаясь насмешкам и нападкам со стороны  окружающих. Он был очень умным человеком. В то время он понимал, что его государство стоит перед лицом смены династий. Поэтому он с головой ушел в изучение военного искусства, все время усердно изучал технику ведения рукопашного боя. Он верил, что придет день, когда к нему придет сила и слава. В 209 году до н.э. в стране разразилось крестьянское восстание «Желтых повязок». Хань Синь стал воевать на стороне повстанцев. Главным руководителем восставших был Лю Бан, который впоследствии стал первым императором новой династии Китая—династии Хань.

37 серия

«Флот Куки». Куки Ёситака (1542-1600) воевал за Оду Нобунагу и командовал флотом. Именно Ёситака командовал так называемыми «железными кораблями» в битве при Кидзугавагути в 1578 г. При Сэкигахаре встал на сторону Исиды Мицунари и, потерпев поражение, совершил самоубийство.

«Другой иероглиф». Изначально имя Нобуюки писалось иероглифами 信幸, где второй иероглиф был таким же, как в имени Масаюки (昌幸). Затем Нобуюки поменял написание на 信之

Кобо Дайси - Кукай (яп. 空海 Ку:кай, «море пустоты») (774—835) — крупный религиозный, культурный и общественный деятель Японии эпохи Хэйан. Основатель буддийской школы Сингон. Главным делом в жизни Кукая стало основание монастыря Конгобу-дзи на горе Коя-сан (совр. префектура Вакаяма). Монастырь по сей день является одним из главных духовных центров Японии, привлекающим множество паломников и туристов. Кроме того, Кукай основал первые в Японии общественные школы, принимавшие учеников вне зависимости от их сословия.После смерти Кукай получил титул-псевдоним Кобо Дайси (弘法大師 — яп. «Великий учитель — распространитель Дхармы»). Японские предания приписывают ему заслуги в самых различных областях: строительство дамб, медицина, изобретение слоговой азбуки и т. д. Авторитет Кукая был так велик, что даже правители средневековой Японии впоследствии ссылались на его имя для оправдания своих нововведений.

38 серия

Княжество Кисю (яп. 纪州藩 кисю:-хан), также известно как Кии-хан (яп. 紀伊藩) или Вакаяма-хан (яп. 和歌山藩) — феодальное княжество (хан) в Японии периода Эдо (1619—1871), в провинции Кии региона Нанкайдо на острове Хонсю (современные префектуры Вакаяма и Миэ). В 1600 году после победы в битве при Сэкигахаре Токугава Иэясу пожаловал Асано Юкинаге (1576—1713) княжество Кисю в провинции Кии с доходом 200 000 коку. В 1613 году после смерти бездетного Юкинаги его удел унаследовал брат Асано Нагаакира (1586—1632), который в 1619 году получил новое поместье Хиросима в провинции Аки с доходом 426 000 коку.

Боло (португ.) – круглый пирог.

Сэн-химэ (千姫) (26 мая 1597 –11 марта 1666) – старшая дочь сёгуна Токугавы Хидэтады. Со стороны отца она была внучкой Токугавы Иэясу, со стороны матери – Адзаи Нагамасы и Оити, сестры Оды Нобунаги. В возрасте шести или семи лет дед выдал её за Тоётоми Хидэёри. Об их семейной жизни известно очень мало. В 1615 году Токугава Иэясу осадил замок Осака – Сэн тогда было 19 лет. Когда замок пал, Хидэёри, его мать и семилетний сын Кунимацу совершили самоубийство. Сэн-химэ вызволили из замка еще до его падения, ей также удалось спасти дочь Хидэёри от наложницы, которую она впоследствии удочерила. В 1616 году Иэясу выдал Сэн-химэ замуж за Хонду Тадатоки, внука Хонды Тадакацу, и через несколько лет супруги переехали в замок Химэдзи. У них было двое детей. Однако после смерти трехлетнего сына, а затем мужа Сэн-химэ стала буддисткой монахиней и перебралась в Эдо, где и провела остаток дней.

39 серия

«Искусство войны» Сунь Цзы (кит. трад. 孫子兵法, упр. 孙子兵法, пиньинь: Sūn Zǐ bīng fǎ, палл.: Сунь-Цзы, дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: Трактат Учителя Суня, Сунь-Цзы о военном искусстве) — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии», главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу). Трактат использовали в своих действиях полководцы Такэда Сингэн, Во Нгуен Зиап; он используется в военном обучении в армии США, в том числе в военно-морских силах.

Примерно треть всего населения Эдо составляли самураи, в число которых входили как непосредственные вассалы Иэясу (хатамото), переселившихся в большом количестве в Эдо, чтобы быть поближе к своему сюзерену, так и многочисленные представители военного дворянства (самураи), сопровождавшие крупных местных феодальных владетелей во время их пребывания в Эдо, как того требовала жесткая система посменного нахождения дайме при дворе сегуна (санкин-котай), обязывавшая так называемых посторонних дайме в течение года проживать со всей своей свитой в Эдо, демонстрируя таким образом свою лояльность к центральной власти. Влиятельные феодалы, соревнуясь друг с другом, возводили в городе роскошные особняки для себя и членов свой семьи, а также жилые строения для домочадцев и личной охраны. Огромное число воинов, постоянно и временно проживавших в Эдо, давало повод именовать этот город «столицей самураев». (Искендеров А.А. «Токугава Иэясу»)

Соба (яп. そば или 蕎麦) — национальное японское блюдо в виде длинной коричнево-серой лапши из гречневой муки. Известно с середины XVI века. В Японии словом соба, если речь идёт о лапше, а не блюде, могут называть любую тонкую лапшу, даже без гречневой муки. В частности, на Окинаве под блюдом соба всегда подразумевается только тонкая яичная лапша. Для уточнения гречневую собу называют нихонсоба (яп. 日本蕎麦, японская соба), а яичную — тюкасоба (яп. 中華そば, китайская соба). Подаётся чаще всего охлаждённой без бульона, с соусом цую в специальной чашке, а иногда с горячим бульоном в качестве супа-лапши.

Акаси Морисигэ (?-1618) 明石守重.Другие имена: Акаси Тэрудзуми, Джованни Джусто. Титул: Камо-но-сукэ. Вассал рода Укита. Был сыном Акаси Кагэтика и вассалом Укита Хидэиэ, даймё владения Окаяма. Крещен в 1596 г. и получил имя Джованни Джусто. Сражался при Сэкигахара в 1600 г. на стороне Исида Мицунари в авангарде армии Укита Хидэиэ против войск Фукусима Масанори. В конце сражения сдался Курода Нагамаса. После Сэкигахара стал ронином и о его судьбе не известно ничего до 1614г., когда он появился в кампании при Осака. При Осака он выступил на стороне Тоётоми Хидэёри. По одной версии, он погиб при падении замка, по другой - бежал, чтобы умереть три года спустя в глубокой бедности.

40 серия

Оно Харунага (大野 治長, 1569 – 4 июня 1615) полководец, приближённый Тоётоми Хидэёри. Сражался во время осады Осаки в 1615. Стал комендантом замка Осака после битвы при Сэкигахаре. Участвовал в осаде замка Вакаяма и битве при Тэннодзи, во время которой погиб.

Хонда Масадзуми (1566-1637) был старшим сыном Хонды Масанобу. Как и его отец, он в основном действовал в сфере гражданских дел, и также был известен как хитрый интриган. Во время Зимней осады Осаки именно люди Масадзуми до нарушения мирного договора засыпали внешние и внутренние рвы замка. Он был лишен собственности в 1622 и умер в провинции Дэва в 1637.

Дайбуцу (яп. 大仏; 大佛) или «гигантские Будды» — японское неофициальное название больших статуй Будды. Старейшая из них находится в Асука-дера (609 год), а самые известные в храме Тодай-дзи Нары (752 год) и в храме Котоку-ин Камакуры (около 1252 года). Обе статуи являются национальным достоянием Японии. 24-й день 11-й луны (15 января 1602 года) — из-за халатности рабочих в храме Хокодзи (яп. 方広寺) в Киото начался пожар, уничтоживший статую большого Будды. 30-й день 9-й луны 15 года Кэйтё (15 ноября 1610 год) — по приказу Тоётоми Хидэёри и по замыслам его отца началось восстановление храма Хокодзи; в частности, предполагалось поставить медную статую Будды вместо сгоревшей деревянной и отлить бронзовый колокол. 19-й день 7-й луны 19 года Кэйтё (24 августа 1614 года) — был отлит новый бронзовый колокол для храма Хокодзи. Однако церемония освящения колокола была запрещена Токугавой Иэясу ввиду того, что надпись «кокка анко» на нём (значившая «мир и спокойствие дому и стране») была образована иероглифами, составлявшими его собственное имя — 家康 (ка-ко, «домашний покой»), между которыми стоял иероглиф 安 (ан, «мир»). Токугава воспринял это как недобрый знак: надпись якобы гласила, что мир может быть достигнут только в результате его расчленения. Это событие, вошедшее в историю под названием Случай с надписью на колоколе Хокодзи (яп. 方広寺鐘銘事件 хо: ко: дзи сё:мэй дзикэн), было лишь предлогом в борьбе за власть с Тоётоми Хидэёри, хотя последний не раз посылал советника Катагири Кацумото к Иэясу с извинениями.

41 серия

Кимура Сигэнари (木村 重成, 1593 – 2 июня 1615) – вассал рода Тоётоми. Был сыном Кимуры Хитатиносукэ, одного из главных советников Тоётоми Хидэцугу. Его мать была кормилицей Тоётоми Хидэёри, поэтому Сигэнари с ранних лет поступил на службу к Хидэёри. Во время зимней осады Осаки (1614), своей первой кампании, Сигэнари командовал войском и хорошо себя проявил. В награду за заслуги Хидэёри присвоил ему титул «несравненный герой страны» и пожаловал меч работы Масамунэ. Однако Сигэнари тут же отказался от наград, поскольку служил роду Тоётоми исключительно из-за преданности. Год спустя, во время летней осады Осаки, Сигэнари вывел основную часть войска Тоётоми за пределы стен замка и дал бой армии Ии Тадатаки. Во время сражения Сигэнори погиб, а его голову доставили Токугаве Иэясу, который отметил, что лоб был аккуратно выбрит, волосы тщательно завязаны и покрыты благовониями – всё указывало на то, что Сигэнори вышел на поле боя, полностью подготовившись к гибели.

Мори Кацунага (毛利 勝永, 1577 – 4 июня 1615) – один из сыновей Мори Ёсинари. Родился в провинции Овари. Состоял на службе у рода Тоётоми, по приказу Хидэёси изменил написание имени – вместо森 на 毛利. В битве при Сэкигахаре сражался на стороне Западной армии, потерпевшей поражение. Во время осады Осаки сумел проникнуть в замок Осака, обманув стража.  Тогда же он одержал победу над Хондой Тадамото.

Сэнсодзи (金龍山浅草寺) – или Храм Асакуса Каннон – один из основных буддийских храмов г. Токио, отличающийся особой пышностью и красотой. Не стоит путать с синтоистским храмом Асакуса, расположенным неподалеку. Храм посвящен бодхисаттве Каннон – богине милосердия. По легенде, в 628 году двое рыбаков нашли в реке Сумида статую богини, и глава деревни, к которому пришли рыбаки за советом, увидел в этом священный знак. Староста отдал свой дом для последующего переустройства его в храм Каннон, и к 645 году строительство храма Сенодзи, ныне старейшего в Токио, было завершено.

42 серия

Ода Нагамасу (織田 長益, 1548 - 24 января 1622), также известен под именами Юраку (有楽) и Уракусай (有楽斎), младший брат Оды Нобунаги. В 1588 стал христианином и взял христианское имя Иоанн. Считался великим знатоком чайной церемонии, которой учился у Сэн-но-Рикю. Основал свою собственную школу чайной церемонии. Свои владения он разделил между сыновьями Нагамасой и Хисанагой.

Тёсокабэ Моритика (長宗我部 盛親?, 1575 — 11 мая 1615) — японский самурай и даймё конца периода Адзути-Момояма и начала периода Эдо, 22-й (последний) глава рода Тёсокабэ (1599—1615), даймё провинции Тоса (1599—1600). Четвёртый сын и преемник Тёсокабэ Мототики (1539—1599). В июле 1599 года после смерти своего отца Мототики Моритика стал новым главой рода Тёсокабэ и даймё провинции Тоса на острове Сикоку.В 1600 году Тёсокабэ Моритика, признавая себя вассалом Тоётоми Хидэёри, выступил на стороне Исиды Мицунари в его противостоянии с Токугава Иэясу. В октябре 1600 года во время битвы при Сэкигахара Моритика сражался на стороне Исиды Мицунари. После победы Токугава Иэясу и разгрома Исиды Мицунари Тёсокабэ Моритика был лишён своих родовых владений (провинция Тоса), но по просьбе Ии Наомасы, друга его отца Тёсокабэ Мототики, ему оставили жизнь. Моритика долго странствовал, затем поселился в Киото, где стал священником. В 1614 году Тёсокабэ Моритика поддержал восстание Тоётоми Хидэёри против сёгуната Токугава. Моритика прибыл в Осаку и присоединился к Хидэёри, который в случае своей победы пообещал вернуть ему провинцию Тоса. В 1614—1615 годах Тёсокабэ Моритика сражался под Осакой против армии Токугава. После окончательного разгрома Тоётоми Хидэёри в битве при Тэннодзи и его капитуляции Тёсокабэ Моритика пытался спастись бегством, но был схвачен и вместе с сыновьями в мае 1615 года обезглавлен. С их смертью род Тёсокабэ прекратил своё существование.

Бан Наоюки (塙直之) (1567-1615 годы), один из Семи Копий Сидзигатакэ 賤ヶ岳の七本槍. Был известен также под именем Бан Данъэмон 塙団右衛門. Он погиб, по-видимому, в летней битве при Осаке в 1615 году. На его белом нобори было начертано: «Хандан Уэмон», что означает «Правая дворцовая гвардия. Отряд сопровождения». Все три существовавших гвардии (лейб-гвардия, императорская гвардия и дворцовая гвардия) делились на правую и левую. К периоду Сэнгоку дзидай только гвардия Эмонфу 衛門府 (дворцовая) сохранило свое функциональное значение, так как была тесно связана с полицией. Возможно, либо сам Наоюки, либо кто-то из его предков служил в дворцовой гвардии и носил номинальный титул, звучавший подобным образом.

45 серия

Сатакэ Ёсинобу - японский военачальник, участвовавший в 1600 году в сражении при Сэкигахаре, когда над сторонниками Тоётоми Хидэёси была одержана победа. За то, что Ёсинобу присоединился к «западной коалиции», возглавляемой Исидой Мицунари, с кем у Сатакэ Ёсинобу были хорошие отношения, он был наказан Токугавой Иэясу, возглавлявшим «восточную коалицию». Земельные владения Ёсинобу были сокращены до 180 000 коку, а ему было приказано покинуть свою бывшую область Мито и отправиться в Акиту на далеком севере Хонсю.

Пушки из Англии. Источники утверждают, что у Иэясу Токугава под Осакой было около 300 орудий и что бомбардировка из них велась, не прекращаясь ни на минуту. Однако маловероятно, чтобы все эти сотни орудий были европейского образца. Известно, что первые пушки Токугава купил у капитана Уильяма Адамса, приплывшего в Японию накануне битвы при Сэкигахара и ставшего прототипом капитана Блэксорна в популярном телевизионном фильме «Сёгун», снятого по одноименному роману Джеймса Клейвела. Адамс сумел войти в доверие Иэясу, нашедшего английского капитана при встрече «очаровательным собеседником», что открыло дорогу в Японию и другим англичанам, и вскоре глава торговой миссии Ричард Кок осел в Хирадо, Уильям Итон — в Осаке, а Ричард Викэм — в Эдо. Так вот, Викэм в своем письме к Итону в Осаку от 4 июля 1614 года писал, что «капитан Адамс продал Иэясу пушки и боеприпасы», а 5 декабря того же года доносил в письме в Лондон, что тот купил четыре кулеврины и один сакер за 1400 золотых монет и 10 бочек пороха за 180... Кулеврины эти имели ядра весом 8 кг (17,5 фунтов), а сакер — 2,5 (5,5 фунтов), при дальности стрельбы что-то около 1500-1600 м максимум. 12 орудий Иэясу получил от голландцев, так что вряд ли артиллерия, действовавшая под Осакой, была уж такой многочисленной. Хидэёри также имел у себя в крепости пушки, но Стевен Тернбулл отмечает, что это были уже устаревшие к тому времени казнозарядные португальские орудия, называвшиеся японцами фуранки, и что они не могли соперничать с более современными дульнозарядными пушками Токугава.Впрочем, артиллерия и у того, и у другого вполне могла быть и более многочисленной за счет сугубо японских пушек, сделанных из дерева. Такие просверленные деревянные стволы, скрепленные сверху ротанговыми жгутами, конечно, не могли стрелять металлическими ядрами, плотно входящими в ствол, и рушить крепостные стены. Но зато японские армии с их помощью стреляли деревянными снарядами, начиненными порохом и маслом, которые вызывали сильные пожары. Кроме того, по атакующей пехоте из них же били картечью, что, в общем-то, тоже давало свой эффект.

Ии Наотака (1590-1659) В осаде Осаки участвовал сын Ии Наомасы — Наотака. Старый Наомаса умер в 1602 году. Его владения перешли к его недалекому, но законному сыну Наокацу. Права на наследство предъявил и бастард Наотака. В 1614 году, когда осада Осаки только началась, Токугава Иэясу отдал предпочтение Наотаке и поручил ему командование силами клана Ии. «Красные дьяволы» Ии в ходе зимней кампании 1614-1615 гг. участвовали в штурме укреплений к югу от Осаки, известных как Санада-мару. Клан Ии понес в боях тяжелые потери, но не отступал. Неизвестно, было ли это проявлением самурайского упрямства или дело было в том, что приказ об отступлении не дошел до сражающихся. Тем не менее, становилось ясно, что если «красные дьяволы» не отойдут, то они все погибнут. Поэтому командир, непосредственно руководивший атакой, приказал имевшимся с ним аркебузирам сделать несколько залпов в спину «красным дьяволам». Те, поняв, что попали под огонь, развернули фронт и атаковали, тем самым выйдя из боя, не уронив своего лица.

48 серия

Ава́дзи(яп. 淡路島 Авадзи-сима) — остров в Японии, является крупнейшим островом Внутреннего Японского моря и расположен между Осакским заливом на востоке и проливом Кии на юге. Площадь острова составляет 592,17 км². С VII и по XIX столетия включительно остров образовывал в Японии отдельную провинцию Авадзи. Само название Авадзи означает в переводе Дорога к провинции Ава — так как в прошлом через Авадзи проходил кратчайший путь с Хонсю на Сикоку, в бывшую провинцию Ава, ныне префектура Токусима. В период Эдо, начиная с 1615 года, на Авадзи правили даймё (князья) Такусимы.

49 серия

Сражение при Домёдзи. Летом 1615 года состоялась решающая летняя кампания, в ходе которой были перерезаны коммуникации между Осакой и Нарой на юго-востоке. Здесь две реки сливаются у подножья цепи холмов, образуя естественный барьер, окружающий деревню Домёдзи. Это место имело богатую историческую традицию, так как здесь находилось несколько старых императорских гробниц, курганы и искусственные озера. В наибольшем кургане находились останки императора Одзина, которого считали воплощением Хатимана — бога войны. Сражение при Домёдзи разыгралось среди гробниц, хотя участникам сражения почти ничего не было видно из-за густого тумана. Датэ Масамунэ сражался в авангарде армии Токугавы. Сначала сражение складывалось против правительственных войск, пока выстрелом из аркебузы не был убит полководец повстанцев Гото Мотоцугу (Матабэй). Последнее сражение летней кампании произошло неподалеку от Тоннодзи. В тот день Датэ Масамунэ держал свое знамя на левом фланге армии Токугавы, поэтому ему пришлось сыграть ключевую роль в сражении. Асано Нагаакира получил приказ зайти повстанцам во фланг, но по ошибке атаковал своих же союзников. Раздались крики об измене, хотя измены на самом деле не было. Ошибку удалось распознать, но в результате боевые порядки Токугавы смешались. Датэ Масамунэ носился на коне среди солдат, пытаясь навести порядок. Он сумел успокоить и вдохновить солдат, которые устремились в бой и одержали победу.

Токугава Ёсинао(яп. 徳川義直, 2 января 1601 — 5 июня 1650) — крупный японский даймё раннего периода Эдо, правитель княжество Кофу (1603—1607), Киёсу (1607—1610) и Овари (1610—1650). Девятый сын Токугавы Иэясу.

Прежде чем началась сама осада, вокруг Осаки произошло несколько стычек. Вакаэ и Яо, которые теперь считаются пригородами Осаки, в то время представляли собой небольшие деревушки, окруженные рисовыми полями. Первую стычку при Яо провел отряд клана Тодо, сражавшийся на стороне Токугавы. Тодо потерпели поражение, но в этот момент на их левом фланге ударили «красные дьяволы» Ии Наотаки, которые атаковали отряд Кимуры Сигэнари — одного из руководителей обороны Осаки. Когда поступили известия о том, что Тодо терпят поражение, «красных дьяволов» спешно перебросили к Вакаэ, чтобы те остановили Кимуру. Дав залп из аркебуз, самураи клана Ии под командованием Наотаки пошли в атаку. Их фланги прикрывали отряды союзников. Асигару Ии, дав залп, взяли ружья на плечо и побежали вслед за самурайской конницей. Многие из пехотинцев несли красные флаги. Отряд Кимуры был разбит. Самого Кимуру Сигэнари убили, его отрезанную голову потом самураи Ии демонстрировали в качестве трофея Токугаве. Токугава заметил, что погибший перед боем жег в шлеме фимиам для того, чтобы его голова приятнее пахла. Иэясу рекомендовал поступать подобным образом и своим сторонникам.

50 серия

Мацудайра Таданао (松平 忠直, 16 июля 1595 — 5 октября 1650) — японский даймё в начале периода Эдо, 2-й глава Фукуи-хана (1607—1623). Внук сёгуна Токугава Иэясу. В 1614—1615 годах Мацудайра Таданао участвовал в Осакской кампании своего деда Токугавы Иэясу против Тоётоми Хидэёри. Вначале он опоздал на осаду Осаки, что очень не понравилось его деду. Во время зимней кампании 1614 года действовал неудачно, чем вызвал недовольство деда. Однако во время летней кампании 1615 года он реабилитировался, удачно сражаясь против Санада Юкимура. Тем не менее, он не получил никакой награды за своё участие в кампании.

Княжество Мацусиро (яп. 松代藩 Мацусиро-хан) — феодальное княжество (хан) в Японии периода Эдо (1600—1871), в провинции Синано региона Тосандо на острове Хонсю (современная префектура Нагано). В 1622 году Мацусиро-хан был передан Санаде Нобуюки (1566—1658), который ранее владел Уэда-ханом (провинция Синано). Его потомки управляли княжеством до 1871 года. Мацусиро-хан был ликвидирован в 1871 году.

Сакума Сёдзан (яп. 佐久間 象山 Сакума Сё:дзан / Дзо:дзан, 22 марта 1811 — 12 августа 1864) — японский политик и мыслитель периода Эдо. Был был сторонником открытия страны, ратовал за изучение западных наук.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.