|
|||
Епархиальная хроника.
Епархиальная хроника.
22 мая Высокопреосвященнѣйшій Димитрій, Архіепископъ Тверской и Кашинскій, съ утреннимъ поѣздомъ, Николаевской желѣзной дороги отбылъ изъ Твери для обозрѣнія церквей Ржевскаго и Осташковскаго уѣздовъ и того же числа въ два часа црибыл въ гор. Ржевъ и посѣтилъ Успенскій соборъ; затѣмъ, по благословеніи бывшихъ въ храмѣ, отправился въ дальнѣйшій путь.
Оковцы во 2 Осташк. благоч. округѣ. Это село расположено на лѣвомъ берегу р. Пыршни, впадающей въ р. Песочню, притокъ р. Волги, и находится на границѣ Ржевскаго и Осташковскаго уѣздовъ (нѣсколько дворовъ с. Оковецъ поселено на территоріи Ржевскаго уѣзда) и въ равномъ разстояній (по 70 верстъ) отъ г. Ржева и Осташкова. Это село замѣчательно находящеюся въ церкви святынею — мѣстно чтимою иконою Божіей Матери и животворящимъ крестомъ, явившимся въ лѣсу на деревьяхъ на одномъ изъ городищъ. На одной сторонѣ рѣки Пыршни находится гора, называемая Красною, а на другой — Воронова гора. О явленіи сихъ иконъ повѣствуется въ старинной рукописи, хранящейся въ Оковецкой церкви. На основаніи оной было составлено нѣсколько описаній и сказаній объ Оковецкой иконѣ Божіей Матери и честномъ крестѣ. Въ 1865 г. студентъ Тв. Семинаріи Вас. Крыловъ составилъ и напечаталъ брошюру: «Историческая записка о с. Оковцахъ и чудотв. иконѣ Пресв. Богородицы»; въ 1885 г. уже 2 изданіемъ была отпечатана брошюра прот. Влад. Успенскаго, извѣстнаго знатока Осташк. церк. древностей: «Историческая записка о с. Оковцахъ и явленныхъ Оковецкихъ иконахъ Пресв. Богородицы и животворящаго креста». Затѣмъ, была издана въ свѣтъ брошюра свящ. села Оковецъ Ал. Лебедева о тѣхъ же явленныхъ конахъ, а въ 1898 г. была отпечатана брошюра г. В. Токмакова подъ заглавіемъ: «Историческое и археологическое описаніе церкви с. Оковецъ въ связи съ историческими обзорами о явленныхъ Оковецкихъ иконахъ: Пресв. Богородицы Одигитріи и животворящаго креста Господня (съ 2 рис., 4 изд.), въ гор. Ржевѣ (?)». Объ этомъ трудѣ самъ г. Токмаковъ говоритъ, что онъ при составленіи его принялъ за основаніе текстъ почтеннаго іерея Влад. Успенскаго, какъ наилучшій, но только провѣрилъ и дополнилъ его новооткры- тыми и малоизвѣстными свѣдѣніями и библіографическими указаніями. Изъ такого обилія печатныхъ изданій объ Оковецкой святынѣ видно, что она глубоко почитается не только въ самомъ с. Оковцахъ, но и въ сосѣднихъ уѣздахъ (Ржевск. и Осташк.); на поклоненіе ей приходятъ богомольцы, а въ лѣтнее время эти иконы (весьма малыя по размѣрамъ — въ длину 11/2 вершка, такой же величины въ ширину) берутъ для совершенія молебствій въ села и въ городъ Ржевъ. При посѣщеніи Высокопреосвященнымъ Димитріемъ села Оковецъ мѣстно чтимыхъ иконъ Пресв. Богородицы и животворящаго креста Господня не было въ Оковецкомъ храмѣ, но они находились въ отсутствіи. Ежегодно въ маѣ мѣсяцѣ эти святыни уносятся изъ с. Оковецъ чрезъ разныя села въ г. Ржевъ, для чего составляется и печатается (заблаговременно) извѣщеніе о перенесеніи св. явленной чудотворной иконы Оковецкой Божіей Матери изъ с. Оковецъ въ гор. Ржевъ. Въ семъ 1900 г. было составлено упомянутое извѣщеніе въ такомъ порядкѣ: св. икона изъ с. Оковецъ 14 мая будетъ принесена а пог. Ераево, 15 мая — въ пог. Введенскій, 16 — въ село Молодой Тудъ, 17 — въ пог. Благовѣщенскій на'Туду, 18 — въ пог. Селишни, 19 — въ с. Холмецъ, 20 — въ пог. Бобровку, 21 — въ п. Язвицы, 22 — въ пог. Рогалево, 23 — въ пог. Спасъ-Березу, 24 — въ с. Завидово, 25 — въ с. Чернѣйку, 27 — въ с. Осуйское, 28 — въ с. Медвѣдево, 30 - въ пог. Збоевъ, 31 — въ гор. Ржевъ. Здѣсь св. икона торжественно встрѣчается всѣмъ населеніемъ города — не только православными, но и старообрядцами. Св. икона первоначально вносится въ Успенскій соборъ, гдѣ на 1 іюня отправляется всенощное бдѣніе, а 1 іюня — литургія, затѣмъ переносится въ городскую церковь Оковецк. (Владимірскую) Божіей Матери, гдѣ и остается на нѣсколько недѣль; послѣ сего въ крестномъ ходѣ св. икона чрезъ различныя села обратно относится въ с. Оковцы. - Празднество сей иконѣ совершается 11 іюля (Оковецкой-Ржевской Божіей Матери). Въ с. Оковцахъ нынѣ существующая церковь каменная, объ одной главѣ; въ ней три престола: главный престолъ посвященъ Пресв. Богородицѣ въ честь ея чудотв. Оковецкой (Ржевской) иконы; придѣлъ (устроенъ въ рядъ съ главнымъ престоломъ) посвященъ происхожденію честныхъ древъ животворящаго креста Господня. Храмовая икона изображаетъ воздвиженіе честнаго креста[1]. Теплый придѣлъ (въ трапезной) посвященъ св. Николаю чудотворцу. На лѣвой сторонѣ иконостаса въ главномъ храмѣ находятся — местно чтимая икона или, вѣрнѣе, двѣ иконы. Первая изъ этихъ иконъ представляетъ ликъ Божіей Матери съ предвѣчнымъ Младенцемъ на лѣвой Ея рукѣ и свят. Николая, стоящаго на правой сторонѣ Богоматери. Вторая - представляетъ изображеніе четыреконечнаго креста Господня, съ коническими верхами какихъ-то зданій при подножіи. Явленія сихъ иконъ, по словамъ рукописнаго сказанія, послѣдовало въ 1539 г., и первоначально явилась икона креста (около праздника Вознесенія Господня) крестьянамъ Ивану и Ермолаю, а затѣмъ въ праздникъ Пресв. Троицы (25 мая того же года) явилась икона Божіей Матери черноризцу Стефану и многомъ съ нимъ бывшимъ. Эти иконы явились въ мѣстности, нынѣ занимаемой церковью. Эта мѣстность слыветъ въ народѣ подъ названіемъ Пырщинскаго-Городища; мѣстность высокая, обрывистая, и внизу ея протекаетъ рѣка Пыршня, впадающая въ р. Песочню, притокъ Волги. На двухъ сторонахъ церкви (съ южной и сѣверной) видны искусственныя укрѣпленія, сдѣланныя, вѣроятно, при постройкѣ церкви. Свв. иконы явились на двухъ соснахъ, стоявшихъ одна отъ другой на разстояніи десяти локтей. По донесеніи великому князю Василію Ивановичу и Московскому митрополиту о явленіи чудотворныхъ иконъ, разрѣшено было построить двѣ деревянныхъ церкви, — одну на мѣстѣ явленія иконы честнаго креста въ память происхожденія честныхъ древъ животворящаго креста Господня, а другую — на мѣстѣ явленія иконы Божіей Матери — въ честь Оковецкой иконы Пресв. Богородицы съ придѣломъ св. Николаю. Затѣмъ, въ 1540 г. эти свв. иконы, по повелѣнію Іоанна Грознаго, приносимы были въ Москву, о чемъ записано въ Воскресенской лѣтописи подъ 7048 годомъ: «Лѣта 7048 (1540) генваря принесены были отъ Ржева на Москву двѣ иконы чудотворныя — образъ Пречистой Богородицы Одигитріи, а другая икона — крестъ честный, и срѣтоша чудотворныя иконы со кресты преосвященный Іосифъ митрополитъ со всѣмъ освященнымъ соборомъ и великій князь Иванъ Васильевичъ всея Руссіи съ братомъ своимъ и съ боляры и со всѣмъ народомъ близъ новаго монастыря митрополита. И повелѣ князь великій на томъ мѣстѣ храмъ поставити во имя Пресв. Богородицы» (Лѣтопись Воскресенская, 295). Эти икони были возвращены изъ Москвы на мѣсто ихъ явленія (на Пырщинское- Городище) въ началѣ іюля; вѣроятно, 11 іюля было днемъ принесенія ихъ въ Оковцы, вслѣдствіе чего было установлено празднество въ этотъ день чудотворнымъ иконамъ. Въ началѣ XVII в., по случаю нашествія на Россію литвы, чудотворныя Оковецкія иконы на время были отнесены въ Новгородъ, гдѣ и оставались до 1667 г. Памятникомъ ихъ пребыванія въ Новгородѣ служатъ копіи съ Оковецкихъ иконъ, находящіяся въ Успенской церкви на торговой сторонѣ. Въ селѣ Оковцахъ на кладбищѣ построена въ недавнее время деревянная церковь, посвященная св. вмч. Димитрію Солунскому; кладбище обнесено оградою и содержится въ надлежащемъ порядкѣ. Въ Оковецкомъ приходѣ три часовни; одна изъ нихъ в видѣ каменнаго столба при въѣздѣ въ с. Оковцы, другая - особенно чтимая находится близъ колодца, построена въ 1891 г., и третья — въ церковной оградѣ — внизу, на сѣверной сторонѣ; въ этой часовнѣ довольно старинныхъ иконъ. Въ селѣ Оковцахъ два штата. Село Хитицы во 2 Осташковекомъ благоч. округѣ. Церковь каменная, обширная, хорошей архитектуры, построена княземъ Ник. Андр. Долгорукимъ въ 1868 г.; въ ней три престола: главный посвященъ Рождеству Спасителя, а придѣлы — правый въ честь св. архистратига Божія Михаила и прочихъ небесныхъ силъ и преп. Онуфрія Великаго (12 іюня); къ сожалѣнію, въ церкви во многихъ мѣстахъ (въ особенности въ алтарѣ) сырость; вокругъ церкви — каменная ограда; площадь церковнаго погоста обширная. Въ Хитицахъ школа поставлена хорошо; мальчика поютъ въ церкви довольно стройно. Хитицы — родина г. Дюкова, извѣстнаго своею благотворительностью въ пользу бѣдныхъ духовнаго вѣдомства; имъ отказано на вдовъ и сиротъ 30000 руб., и процентами съ этого капитала пользуются 12 вдовъ, (Епарх. Вѣд. 1898 г. № 6, стр. 151). Пог. Песочня въ томъ же округѣ, на р. Песочнѣ — притокъ Волги. Это село въ народѣ слыветъ подъ названіемъ Ильи-Песочни, потому что въ Песоченской церкви есть придѣлъ въ честь преп. Иліи; прибавляется-же слово «Песочни» въ отличіе отъ другого погоста, носящаго названія Иліи-Коши. Погостъ Песочня съ двухъ сторонъ окруженъ горами, и одна изъ нихъ — по дорогѣ въ г. Осташк., называется «Богомольною» горою, потому что всходящему на нее видно три храма (въ Песочнѣ, въ Оковцахъ и Хитицахъ), и каждый православный, увидя церкви, имѣетъ благочестивое обыкновеніе осѣнять себя крестнымъ знаменіемъ и помолиться. — Село Песочня — старинное; на мѣстѣ его еще до литовскаго разоренія (въ началѣ XVII в.) существовала Андрейкова слобода, разрушенная литвою. — Памятникомъ давняго населенія, а также и литовскаго разоренія остаются 12 могильныхъ насыпей, называемыхъ сопками. По удаленіи литвы изъ предѣловъ Россіи, на мѣстѣ Андрейковой слободы возникло с. Песочня. О сопкахъ въ народѣ разныя мнѣнія. — Одни думаютъ, что подъ ними похоронены убитые (русскіе) въ битвѣ съ литвою, другіе, что въ сопкахъ сокрыты клады, и были попытки разрывать ихъ, третьи, что подъ ними погребены разныя части тѣла мѣстной богатырки Марьи, которая 12 дней отражала враговъ отъ этой мѣстности, но отъ утомленія заснула на Богомольной горѣ, гдѣ враги убили ее сонную, разсѣкли ея тѣло по частямъ, каковыя и погребены въ разныхъ мѣстахъ, гдѣ нынѣ сопки. Приходъ Песоченскаго погоста состоитъ болѣе чѣмъ изъ 40 деревень, въ коихъ проживаетъ много землевладѣльцевъ (помѣщиковъ). При Песоченской церкви два причта. Нынѣ существующая церковь каменная, построена въ 1775 г. прихожаниномъ Ив. Ив. Строевымъ, помѣщикомъ дер. Зелениной. Въ Песоченской церкви три престола: главный посвященъ рождеству Спасителя, а придѣлы — въ честь Казанской иконы Божіей Матери и св. пророка Иліи. Строитель храма И.И. Строевъ служилъ въ г. Ржевѣ стряпчимъ. Въ Песоченскомъ храмѣ сохранилось старинное Евангеліе, пожертвованное Строевымъ въ церковь св. Николая въ г. Ржевъ (но какъ это Евангеліе изъ Ржева перешло въ Песоченскую церковь, неизвѣстно). Надпись слѣдующая: «Сіе Евангеліе въ церковь чудотворца Николая, что но Ржевѣ-Володиміровѣ, по обѣщанію приложили вкладу (и далѣе не разобрано) стряпчій Иванъ Ивановъ, сынъ Строевъ пожаловалъ. Моли Бога о здравіи Іоанна, Евдокіи, Никиты, Вассы, Іоанна, Евфросиніи, Анны и всѣхъ сродниковъ, а ежели всещедрый Богъ по душу сошлетъ, поминай (?). Написалъ своею рукою 1727 февраля 24 дня». — Первоначально построенная г. Строевымъ, церковь (двухпрестольная) въ 1872 г. подверглась значительному измѣненію: она была распространена, и въ ней устроенъ 3 престолъ въ честь Казанской иконы Божіей Матери (освященъ 9 іюня 1878 г.); перестроена при настоятельствѣ прот. Андрея Дюкова, который и погребенъ близъ сей церкви. Въ Песоченскомъ храмѣ особенно чествуются два креста (большого размѣра) съ изображеніемъ распятаго Спасителя; одинъ изъ нихъ поставленъ въ алтарѣ главнаго храма, а другой — въ самой церкви. Предъ этимъ крестомъ часто служатся молебны, а въ Великій пятокъ отправляется молебенъ съ прочтеніемъ акафиста страстямъ Христовымъ. Изъ иконъ, особенно чтимыхъ, извѣстны, св. вмч. Пантелеймона, высланная съ Афона 1893 г., св. прор. Иліи, Казанской Божіей Матери, скорбящихъ Радости, св. Феодосія Углицкаго, Черниговскаго архіепископа, и Знаменія—Курской иконы Божіей Матери и друг. Къ стариннымъ иконамъ слѣдуетъ отнести иконы, упоминаемыя въ церковной описи 1812 г., живописныя, греческой работы (?) св. вмч. Димитрія Солунскаго, св. Димитрія, митрополита Ростовскаго. Многія иконы пріобрѣтены въ позднѣйшее время стараніемъ церковнаго старосты (С. Троицкаго), мѣстнаго священника (С. Фирсова) и прихожанъ (какъ, наприм., иконы — преп. Нила, Сергія Радонежскаго и друг.). Изъ священниковъ, служившихъ при Песоченской церкви, извѣстны: Борисъ Ивановъ, умершій 9 мая 1786 г., Феодоръ Павловъ съ 1786 по 1796 г., Іоаннъ Тимофеевъ до 1805 г., а затѣмъ, повдовству, оставилъ приходъ и жилъ въ Ниловой пустыни, гдѣ, вѣроятно, постриженъ былъ въ монашество. До 1810 г. богослуженіе въ Песоченскомъ храмѣ отправляли сосѣдніе священники (изъ с. Хитицъ, Сухошина, пог. Жукопы и др.); съ 1810 по 1831 г. Василій Аггѣевъ; съ 1832 г. его сынъ, студентъ Семинаріи, Ник. Вас. Разумихинъ, †6 окт. 1841 г.; прот. Андрей Матв. Дюковъ съ 1822 г. былъ священникомъ с. Хитицъ (см. выше), въ 1841 г. былъ переведенъ въ Песочню, въ 1874 г. былъ перемѣщенъ въ с. Ратьково, а на его мѣсто въ Песочню былъ опредѣленъ его зять Сем. Гавр. Ильинскій; прот. Ан. Дюковъ только числился священникомъ въ с. Ратьковѣ, но жилъ въ Песочнѣ, гдѣ и умеръ 9 апр. 1874 г. и погребенъ близъ церкви; на его могилѣ поставленъ памятникъ; свящ. Ильинскій въ 1879 г. перешелъ въ с. Ширково, гдѣ и умеръ; съ 1877 г. при Песоченской церкви открытъ второй причтъ и съ того времени священствовали: Іоаннъ Ив. Митрофановскій съ 1877 до 1882 г. († 23 дек. 1882 г.); Василій Ив. Колачевъ съ 1873 до 1883 г.; въ этомъ году онъ перешелъ въ с. Жукопу; Іоаннъ Афан. Синевъ съ 1883 по 1888 г. († 28 янв. 1888 г.); Григ. Александр. Троицкій съ 1883 г., въ 1893 г., перемѣщенъ въ с. Горемыкино, Стар. уѣзда; имъ было открыто въ Песочнѣ общество трезвости; Влад. Алексѣев. Приклонскій съ 1882 по 1894 г. (въ 1894 г. перемѣщенъ въ с. Орѣхово, Зубцовскаго уѣзда); въ настоящее время въ с. Песочнѣ священствуютъ — С. Фирсовъ и М. Воиновъ. Въ Песочнѣ — церк.-прих. школа, для которой г. Троицкимъ устроено особое деревянное, подъ желѣзною крышею, зданіе, при школѣ открыто общежитіе. Прежде церк.-прих. школа находилась въ дер. Дмитровѣ, гдѣ и волостное правленіе. Школьное дѣло усердіемъ свящ. С. Фирсова и попечителя школы г. Троицкаго поставлено очень хорошо. Въ школѣ ежегодно торжественно справляется школьный праздникъ - 22 ноября, въ день св. благ. вел. князя Михаила Ярославича Тверского. Предполагалось законоучителемъ свящ. Фирсовымъ устроить съ учащими и учениками паломничество въ Нилову пустынь для поклоненія мощамъ преп. Нила. — Сельское кладбище содержится не въ надлежащемъ порядкѣ, на что слѣдуетъ церковному старостѣ и причту обратить особенное вниманіе. За пог. Песочнею — дер. Дмитровская, довольно населенная и видимо зажиточная; при проѣздѣ Высокопреосвященнаго чрезъ эту деревню — предь каждымъ домомъ былъ поставленъ столъ, покрытый бѣлою скатертью, на столѣ былъ поставленъ хлѣбъ съ солью, для полученія благословенія отъ Архипастыря, а въ одной деревнѣ — при проѣздѣ Высокопреосвященнаго — на одномъ столѣ были выставлены флаги, которые затѣмъ (по проѣздѣ его) были сняты. Село Сухошино во 4 Осташк. благ. округѣ. Церковь каменная, построена въ 188О г; въ ней три престола: главный посвященъ Преображенію Господню, а придѣлы — правый во имя свят. Николая, а лѣвый — въ честь свв. чудотворцевъ безсребренниковъ Косьмы и Даміана. Близъ церковной ограды нѣсколько лавокъ. На мѣстѣ бывшей церкви построена часовня. Въ Сухошинѣ два причта (два священника, діаконъ и два псаломщика) и значительное число вдовъ и сиротъ прежде служившихъ при сей церкви священноцерковнослужителей; въ клировыхъ вѣдомостяхъ таковыхъ числится до 50. Сухошинскій приходъ состоитъ преимущественно изъ деревень, каковыхъ считается до 60. Колокольня не крѣпкая и слѣдуетъ ее ремонтировать, или лучше и вновь перестроить. Село Хотошино въ томъ же округѣ. Благолѣпный храмъ этого села расписанъ священными изображеніями не только внутри, но и внѣ, заботливостью наст. прот. I. Волкова и благочестивыхъ прихожанъ. По этому поводу Высокопреосвященнымъ было сказано поученіе о томъ, какъ угодно Богу усердіе о благоукрашеніи храмовъ Господнихъ, и о значеніи священ. изображеній въ церкви, какъ училищѣ вѣры и благочестія. Въ Хотошинѣ школа поставлена весьма хорошо; учащіеся по Закону Божію отвѣчали основательно; знали не только утреннія и вечернія молитвы, но тропари своимъ ангеламъ, великимъ праздникамъ, разсказывали и довольно подробно житіе своихъ ангеловъ и особо чтимыхъ св. церковью угодниковъ Божіихъ; во время обозрѣнія епархіи Высокопреосвященный не встрѣчалъ лучшей школы, какъ въ Хотошинѣ, за что была выражена благодарность какъ законоучителю (прот I. Волкову), такъ и учителю; дѣтямъ розданы были металлическія иконки въ благословеніе (село Хотошино было уже посѣщено въ 1898 г., см. Тв. Епарх. Вѣд. 1898 г., № 14). Село Волго въ 4 Осташк. благ. округѣ. Въ это село Высокопреосвященный отправился изъ Хотошина на лодкѣ, особо для него приготовленной, по озеру Волго. Это озеро имѣетъ въ длину не менѣе 15 верстъ, почти такой же величины оно въ ширину и имѣетъ овальный видъ и, какъ обширное по объему своему въ длину и ширину, отличается глубиной и не безопасно для плаванія, особенно въ вѣтреные дни, каковыхъ здѣсь довольно. На пути — почти предъ с. Волго — плавающихъ засталъ довольно значительный вѣтеръ, предшествовавшій дождю. Село Волго расположено на высокомъ берегу полуострова Волго и окружено съ трехъ сторонъ водой. Церковь, хотя и незначительная по своему наружному виду, издали, съ озера представляется величественною, — около нея въ оградѣ довольно деревьевъ, придающихъ мѣстности красивый ландшафтъ. Церковь въ Волго каменная, трехпрестольная: построена гвардіи прапорщикомъ Алексѣемъ Ланскимъ въ 1816 г.; въ ней три престола: главный посвященъ свв. апостоламъ Петру и Павлу, а придѣлы - одинъ въ честь св. архистр. Божія Михаила, а другой — Рождества Пресв. Богородицы. Несмотря на неожиданное посѣщеніе Высокопреосвященнымъ, въ церкви все было найдено въ надлежащемъ порядкѣ. Въ церкви довольно старинныхъ, замѣчательныхъ по живописи иконъ; есть и рѣзныя изображенія, но одно изъ нихъ (распятіе Спасителя) весьма неискусной работы: не слѣдовало бы такихъ изображеній имѣть въ церкви; вокругъ церкви сельское кладбище. Церковной земли у причта 36 десятинъ, но изъ нихъ 19 десятинъ, по случаю поднятія воды, затоплено водой. Ночлегъ на 24 мая Высокопреосвященный имѣлъ въ с. Хотошинѣ.
Мая 25. Четвергъ. Село Котицы, въ 1 Осташк. благоч. округѣ. Церковь въ этомъ селѣ каменная, трехпрестольная; главный престолъ посвященъ Казанской иконѣ Божіей Матери, а предѣды — одинъ въ честь св. архистр. Божія Михаила, а другой — свят. Николая. Церковь этого села Высокопреосвященнымъ была посѣщена еще въ 1897 г. (см. Тв. Епарх. Вѣд. № 14, 1897 г.). По обозрѣніи церковныхъ документовъ. Высокопреосвященный осматривалъ старинную деревянную часовню, надъ могилами прежде бывшихъ здѣсь помѣщиковъ. Памятникъ этотъ — кирпичный, покрытый тесомъ, содержится небрежно; полы сгнили, кирпичъ от сырости выпалъ, вездѣ — убожество; по стѣнамъ нѣсколько семейныхъ иконъ съ полинялыми изображеніями, а на нѣкоторыхъ иконахъ и совсѣмъ не видать изображенія; на сѣверной сторонѣ часовни два портрета (мужской и женскій) въ старинныхъ (оригинальныхъ костюмахъ. Въ Котицкой церкви замѣчательны - древняя мѣстно чтимая икона свят. Николая, три иконы съ частицами мощей разныхъ святыхъ (какъ-то: Алексѣя, человѣка Божія, преп. Ефрема и друг.). Въ паперти церковной на небольшой мраморной доскѣ надпись о посѣщеніи Государемъ Императоромъ Николаемъ Павловичемъ села Котицъ. Деревня Сиговка — здѣсь устроена при большой дорогѣ обширная однокупольная каменная часовня, Принадлежащая Ниловой пустынѣ; въ этой часовнѣ замѣчательна большого размѣра икона преп. Нила съ его дѣяніями и чудесами. При этой деревнѣ разныя монастырскія хозяйственныя заведенія (насѣка, скотный дворъ и др.) 25 мая, во 2 часу пополудни, Архіепископъ Димитрій прибилъ въ гор. Осташковъ и при въѣздѣ въ городъ посѣтилъ Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь; затѣмъ - прослѣдовалъ къ градскому Троицкому собору, гдѣ представлялось ему духовенство; по выслушаніи краткой литіи и по благословеніи, онъ отбылъ въ подворье[2], принадлежащее Ниловой пустынѣ, гдѣ представлялись ему наст. Знаменскаго монастыря, игум. Еликонида, наст. собора и городской благочинный, свящ. И. Соколовъ, смотритель дух. училища И.И. Грязной со всею училищною корпораціею н церковный староста. При выходѣ изъ Троицкаго собора воспитанники училища привѣтствовали своего архипастыря пѣ- ніемъ ε΄ιζ πολλά ε΄τη, δε΄σποτα. Съ 6 часовъ начато было, въ присутствіи Архіепископа Димитрія, всенощное бдѣніе въ городской Преображ. церкви свящ. П. Пѣнкинымъ. Служба отправлялась отданію праздника Вознесенія Господня и преп. Макарію, Калязинскому чудотворцу, память коего совершается 26 мая. На литію и величаніе выходилъ Высокопреосвященный Димитрій, а также наст. Тройцкаго собора свящ. И. Соколовъ, священники — П. Лисицынъ, П. Пѣнкинъ и Ф. Рясенскій. Послѣ 2-й кафизмы Высокопреосвященнымъ Димитріемъ былъ прочитанъ акафистъ преп. Макарію. При входѣ въ Преображенскую церковь настоятель оной свящ. П. Лисицынъ привѣтствовалъ Высокопреосвященнаго Димитрія краткою рѣчью (объ Ос-ташковской Преображ. церкви см. Тв. Епарх. Вѣд. 1898 г. № 13). Мая 26. Пятница. Такъ какъ суббота предъ праздникомъ св. Пятидесятницы совпала съ днемъ памяти преп. Нила, Столобенскаго чудотворца, глубокочтимаго въ гор. Осташковѣ, то заупокойная литургія и послѣ оной панихида Архіепископомъ Димитріемъ была совершена въ Крестовоздвиженской церкви Осташковскаго городского кладбища, въ сослуженіи наст. Троицкаго собора свящ. И. Соколова, соборнаго свящ. I. Дубакииа, Воскресенской церкви гор. Осташкова свящ. I. Боброва и Преображенской церкви того же города свящ. П. Пѣнкина, на котораго во время малаго входа была возложена скуфья. Во время чтенія часовъ былъ посвященъ въ стихарь псаломщикъ Воскресенской церкви Е. Москвинъ. На литургіи быль рукоположенъ во іеродіакона монахъ Осташковскаго Житеннаго монастыря Павелъ. По случаю отданія праздиика Вознесенія Господня — послѣ «Буди имя Господне'— предъ праздничною иконою былъ пропѣтъ (трижды) тропарь и (однажды) кондакъ Вознесенію Господню. Послѣ литургіи была отслужена панихида по всѣмъ православнымъ (праотцамъ, отцамъ и братьямъ); воспоминались и имена нѣкоторыхъ замѣчательныхъ лицъ, уроженцевъ гор. Осташкова, какъ-то: Нектарія, архіепископа Тобольскаго о Сибирскаго[3]; митрополита (Новгородскаго) Евфимія (†1695 г.), происходившаго изъ патріаршихъ крестьянъ[4]; архіепископа (Тверского) Сергiя (изъ фамиліи Валтуховыхъ, † 1703 г.), знаменитаго строителя Тверского кафедр. Спасо-Преобр. собора, и доселѣ существующаго; протоіеревъ: Владиміра (Петр. Успенскаго, неутомимаго изслѣдователя Осташковскихъ древностей, по-преимуществу церковныхъ, автора многихъ цѣнныхъ историч. сочиненій объ Осташковѣ и его прошломъ); Іоанна (Киркпрскаго), недавно умершаго въ глубокой старости (болѣе 80 лѣтъ), бывшаго настоятелемъ Преображ. церкви г. Осташкова, и новопреставленнаго протоіерея Николая (Аниханова, † 1-го ноября 1899 года), настоятеля Троицкаго Осташковскаго собора. Г. Осташковъ — родина многихъ замѣчательныхъ людей. Здѣсь родился знаменитый математикъ Леонтій Филипповичъ Магницкій, современникъ Императора Петра I; извѣстный богачъ Савва Яковлевъ также происходилъ изъ гор. Осташкова (строитель и благоукраситель Спасской, что на Сѣнной въ С.-Петербургѣ, церкви, въ описаніи которой находятся подробныя свѣдѣнія о немъ). Въ Осташковѣ и доселѣ много гражданъ съ фамиліею Саввиныхъ; родъ ихъ относится къ концу ХVІI вѣка; изъ этой фамbліb много было замечательныхъ дѣятелей; выдающеюся среди нихъ личностью былъ Ф.К. Саввинъ, долгое время служившій въ должности головы г. Осташкова, о благоукрашеніи котораго онъ съ особымъ усердіемъ заботился и оставилъ много памятниковъ своей неусыпной дѣятельности; скончался онъ при спасеніи своего родного города отъ пожара. — Духовенство гор. Осташкова, какъ видно изъ брошюры прот. Влад. Успенскаго (о прошломъ гор. Осташкова, 1893, Тверь), отличалось многими замѣчательными пастырскими добродѣтелями, какъ-то: соборные протоіереи — Петръ. Максимовъ, Игнатій Петровъ, Сем. Верещагинъ; при Воскрес. церкви долгое время были священники изъ рода Льва Павлова, брата Тобольскаго архіепископа Нектарія; при Георгіевской церкви (которая существовала на мѣстѣ нынѣшняго Троицкаго собора) былъ цѣлый рядъ священниковъ изъ фамиліи Суворовыхъ. Вообще, какъ видно изъ упомянутой брошюры прот. Успенскаго, въ старину при Осташковскихъ церквахъ священники получали свои мѣста не столько по образованію, сколько по наслѣдству. Изъ фамиліи неизвѣстнаго священника происходилъ преосвященный Іосифъ I, епископъ Воронежскій († въ 1726 г.). Отъ 1 священника Преображенской церкви г. Осташкова Ник. Колоколова происходили протоіерей Осташковскаго собора — Андрей Н. Колоколовъ ( † 1802 г.), Д.Н. Колоколовъ, Іоаннъ Колоколовъ, бывшій кафедр. протоіереемъ СПБургскаго Исаакіевскаго собора, и Адріанъ, братъ его, бывшій прот. Казанскаго СПБургскаго собора. Въ гор. Осташковѣ — родился недавно скончавшійся знаменитый профессоръ С.-Петербургской Дух. Академiи, докторъ богословія, Вас. Вас. Болотовъ; отецъ его был причетникомъ Осташк. Троицк. собора; впрочемъ, дѣтство и юность свою г. Болотовъ провелъ въ с. Кравотынѣ, Осташк. собора, куда переѣхала его мать, послѣ смерти своего мужа. Въ два часа пополудни 26 мая въ главномъ храмѣ (монастырскомъ соборѣ) Ниловой пустыни — начата была, въ присутствiи Архіепископа Димитрія, малая вечерня очереднымъ іером. Филимономъ. Предъ оною былъ прочитанъ 9-й часъ. Стихиры на малой вечернѣ были пропѣты съ канонархомъ. По окончаніи малой вечерни, Высокопреосвященный Димитрій, въ полномъ облаченіи, и съ сонмомъ священнослужителей во главѣ съ настоятелемъ пустыни архим. Пахоміемъ изъ алтаря прошли къ ракѣ мощей преп. Нила. По возглашеніи о. протодіакономъ 'Тв. кафедр. собора В. Приклонскимъ, Высокопреосвященный Димитрій (послѣ окажденія свв. мощей при пѣніи тропаря препод. Нилу) прочиталъ съ колѣнопреклоненіемъ молитву, а затѣмъ начатъ былъ молебенъ преп. Нилу, и при пѣніи тропаря мощи его священнослужителями были перенесены на средину храма и возложены на особо устроенное возвышенное мѣсто, осѣненное балдахиномъ. Молебенъ препод. Нилу, пѣтъ былъ съ прочтеніемъ однимъ изъ іеромонаховъ канона сему святому. По окончаніи канона — при пѣніи величанія Высокопреосвященный Димитрій, а за нимъ священнослужащіе прикладывались къ мощамъ преп. Нила. Молебенъ законченъ былъ возглашеніемъ многолѣтій: Государю Императору, Государынямъ Императрицамъ — Александрѣ Феодоровнѣ и Маріи Феодоровнѣ. Наследнику Великому Князю Михаилу Александровичу и всему Царствующему Дому; Св. Синоду и Высокопреосвященному Димитрію съ его Богохранимою паствою, настоятелю обители съ братіею и всѣмъ православнымъ христіанамъ. Послѣ малой вечерни было отправлено малое повечеріе, на коемъ былъ прочитанъ канонъ дневному святому (священномученику Ферапонту); вечернее богослуженіе окончилось въ 4-мъ часу дня. Съ 6 час. вечера начался благовѣстъ ко всенощному бдѣнію. Высокопреосвященный Димитрій «со славою» прослѣдовалъ въ монастырскій соборъ, посвященный Богоявленію (Крещенію) Господню - и затѣмъ началось богослуженіе. Литія, благодаря тихой, благопріятной погодѣ, совершена была внѣ храма, предъ западными вратами онаго среди многочисленныхъ богомольцевъ, коихъ не могъ вмѣстить обширный монастырскій храмъ. Послѣ 1-й кафизмы благочинный 2 Осташковскаго округа, свящ. села Ботова М. Лебедевъ прочиталъ сказаніе объ обрѣтеніи мощей преп. Нила. Елеопомазаніе совершалось у раки преп. Нила Архіепископомъ Димитріемъ, архим. Пахоміемъ, которыхъ затѣмъ замѣнили іеромонахи, и продолжалось по окончаніи всенощного бдѣнія, которое закончилось въ 11 часовъ ночи. Мая 27. Суббота. Обрѣтеніе мощей преп. Нила, Столобенскаго чудотворца. Въ 8 час. утра начался благовѣстъ къ литургіи, и затѣмъ послѣдовалъ выходъ Архіепископа Димитрія «со славою» изъ такъ называемаго архіер. дома. По прочтеніи часовъ — крестный ходъ прослѣдовалъ изъ Богоявленскаго монастырскаго собора къ пристани, у которой былъ встрѣченъ крестный ходъ, приплывшій на разукрашенной флагами баржѣ по озеру Селигеру изъ города Осташкова; въ этомъ крестномъ ходѣ были принесены мѣстно чтимыя иконы Нерукотвореннаго образа Спасителя изъ Троицкаго собора, Знаменія Божіей Матери изъ Знаменскаго женскаго монастыря, Божіей Матери—Одигитріи—Смоленской изъ Житеннаго монастыря, Воскресенія Христова изъ градской Воскресенской церкви, Преображенія Господня изъ градской Преображенской церкви, преп. Нила, Столобенскаго чудотворца и др. — Оба крестныхъ хода, монастырскій и городской при пѣніи тропаря преп. Нилу, при многочисленномъ стеченіи богомольцевъ, прослѣдовали въ монастырскій соборъ, и послѣ сего совершена была Высокопреосвященнымъ Димитріемъ литургія, въ сослуженіи наст. Ниловой пустыни архим. Пахомія, игумена Макарія, наст. Житеннаго Богород. монастыря Василія, наст. Троицкаго Осташк. собора свящ. И. Соколова, который на маломъ входѣ былъ возведенъ въ санъ протоіерея, іером. Филимона, Преображ. гор. Осташкова церкви свящ. П. Лисицына и одного священника изъ Новгородской епархіи. На литургіи былъ рукоположенъ въ іеромонаха іеродіаконъ Нил. пустыни Нифонтъ. Проповѣдь была сказана Высокопреосвященнымъ Димитріемъ. Послѣ литургіи соборомъ священнослужителей, по начатіи молебна, были изнесены изъ храма мощи преп. Нила и поставлены противъ западныхъ вратъ Богоявленскаго собора для прохожденія подъ ними богомольцевъ. Здѣсь же было совершено Архіепископомъ Димитріемъ освященіе воды; затѣмъ начался крестный ходъ съ мощами преп. Нила вокругъ обители. Во время крестнаго хода — на западной части обители были отслужены молебны Спасителю и Божіей Матери, причемъ прочтены были (Высокопреосвященнымъ Димитріемъ) акафистъ Спасителю, а духовенствомъ — по-очереди — акафистъ Пресв. Богородицѣ (Благовѣщенскій). На южной сторонѣ, во время обнесенія мощей преп. Нила были отслужены молебны свв. апостоламъ (общій) и преп. Нилу съ прочтеніемъ акафиста сему угоднику Божію, — далѣе — отслужены были молебны: Тверскимъ святителямъ Арсенію и Варсонофію, св. благ. вел. князю Тверскому Михаилу; на восточной сторонѣ обители отслужены были молебны: св. Предтечѣ и Крестителю Господню Іоанну, св. Николаю чудотворцу, преподобнымъ — Ефрему и Аркадію Новоторжскимъ, преп. Макарію Калязинскому, священномученику Ферапонту (память коего совершается 27 мая) и всѣмъ святымъ. На сѣверной сторонѣ обители были отслужены молебны — Пресвятой Богородицѣ и преп. Нилу, съ прочтеніемъ акафиста Владимірской иконѣ Божіей Матери (ради мѣстно чтимой въ Ниловой пустынѣ иконы сего наименованія, по преданію, принадлежавшей преп. Нилу). Въ время молебствій Высокопреосвященнымъ Димитріемъ были прочитаны Евангелія Спасителю (отъ Матфея зач. 116), Божіей Матери (отъ Луки зач. 4), свв. апостоламъ (отъ Марка зач. 12), святительское (отъ Іоанна зач. 35), преподобнымъ (отъ Матфея зач. 54). На всѣхъ четырехъ сторонахъ монастыря было совершено осѣненіе честнымъ крестомъ (на всѣ стороны) и окропленіе освященною водою. По внесеніи мощей преп. Нила въ Богоявленскій соборъ и по постановленіи оныхъ на обычномъ для нихъ мѣстѣ, была прочитана (предъ ракою преп. Нила) Высокопреосвященнымъ Димитріемъ молитва преп. Нилу, и молебствія закончились обычными многолѣтіями. Послѣ богослуженія изъ собора, въ преднесеніи иконы преп. Нила, во главѣ съ Высокопреосвященнымъ Димитріемъ, духовенство, братія обители и многіе изъ посѣтителей (муж. пола) прослѣдовали въ трапезную, гдѣ по благословеніи отъ Архіепископа Димитрія — всѣ, слушая чтеніе іеродіакономъ Виталіемъ житія преп. Нила и сказанія о чудесахъ отъ его мощей, трапезовали. По окончаніи трапезы былъ совершенъ обрядъ панагіи, и изъ трапезы Архіепископъ Димитрій съ духовенствомъ отправились въ соборъ, гдѣ священнослужители Осташк. церквей и монастырей, облачившись во всѣ свящ. одежды, положили начало возвратному въ г. Осташковъ крестному ходу. По благословеніи Архіепископомъ Димитріемъ начала молебну преп. Нилу — во время пѣнія тропаря ему городской крестный ходъ, сопровождаемый Высокопреосвященнымъ Димитріемъ и наст. Ниловой пустыни съ братіею до пристани, на баржѣ отправился въ г. Осташковъ (въ началѣ 6 часа пополудни), а монастырскій крестный ходъ возвратился въ Богоявленскій соборъ. Мая 28. Воскресенье. Праздникъ Пятидесятницы (въ честь Пресв. Троицы). Благовѣстъ ко всенощной начатъ былъ въ 6 час., и въ половинѣ 7 часа Высокопреосвященный Димитрій «со славой», въ сопровожденіи настоятеля пустыни, прослѣдовалъ въ Богоявленскій монаст. соборъ, гдѣ и начато было всенощное бдѣніе. На литію, благодаря тихой, благопріятной погодѣ, исходили изъ храма на монастырскую площадку (предъ западными вратами собора). Послѣ 1-й кафизмы іером. Нифонтомъ было прочитано поученіе (о дарахъ Духа Святого). Всенощное бдѣніе отправлялъ очередной іером. Серафимъ. На литію и поліелей во главѣ съ Архіепископомъ Димитріемъ выходили — наст. пустыни архим. Пахомій, іеромонахи Ниловой пустыни — Петръ, Филимонъ, Серафимъ, Мефодій и Нифонтъ и свящ. П. Раевскій. Помазаніе елеемъ (до 7 пѣсни) совершалъ Высокопреосвященный Димитрій, а затѣмъ — до чтенія перваго часа — очередной іеромонахъ. Всенощное бдѣніе окончилось предъ 12-ю часами ночи. Изъ Ниловой пустыни Архіепископъ Димитрій съ архимандритомъ Пахоміемъ отправился въ гор. Осташковъ на монастырскомъ пароходѣ «Преп. Нилъ» въ 9 час. утра 28 мая (въ праздникъ Пресв. Троицы), для совершенія литургіи въ Знаменскомъ Осташк. женскомъ монастырѣ. Благовѣстъ начатъ былъ въ 10 час. Литургія была совершена Архіепископомъ Димитріемъ въ сослуженіи наст. Ниловой пустыни, архим. Пахомія, наст. Бородицкаго Житеннаго въ г. Осташковѣ монастыря, игум. Василія, наст. Троицкаго Осташк. собора, прот. И. Соколова, члена Правленія Осташк. мужского духовнаго училища, заштатнаго свящ. I. Дюкова, который, согласно опредѣленію Св. Синода отъ 11—19 апр. 1900 г., былъ возведенъ (на маломъ входѣ) въ санъ протоіерея, и монастырскихъ священниковъ — Г. Постникова и А. Волкова. Проповѣдь была произнесена Высокопреосвященнымъ Димитріемъ. По окончаніи литургіи былъ прочитанъ 9 часъ, а затѣмъ совершена была вечерня, на которой колѣнопреклонныя молитвы были прочитаны Архіепископомъ Димитріемъ. По благословеніи во храмѣ и внѣ онаго богомольцевъ, Высокопреосвященный Димитрій прослѣдовалъ въ помѣщеніе настоятельницы обители игум. Еликониды, гдѣ были представлены ему воспитанницы—сироты, большею частью, духовнаго званія, воспитывающіяся въ монастырскомъ пріютѣ, и ученицы мона
|
|||
|