|
|||
Епархиальная хроника.
Епархиальная хроника.
Мая 23. Село Пухтина-Горка, Осташк. уѣзда; церковь, посвященная Казанской Божіей Матери, деревянная, небольшая; эта церковь первоначально находилась въ с. Покровскомъ, гдѣ она, по народному преданіию, существовала болѣе двухсотъ лѣтъ, а въ 1886 году перенесена въ с. Пухтину-Горку. Въ этомъ храмѣ замѣчательны четыре иконы значительнаго размѣра и художественно написанныя (распятіе Спасителя, Казанской Божіей Матери, свят. Николая и св. великомуч. Варвары), подаренныя г. Зуевымъ. Близъ с. Пухтиной Горки, на берегу рѣки Цны, находится деревянная часовня, построенная въ 1865 г. надъ источникомъ. Между церк. документами не было церковной описи. Въ с. Пухтиной-Горкѣ — земская школа, ученики которой были испытываемы Высокопреосвященнымъ въ знаніи Закона Божія. Село Трестино, того же уѣзда. Церковь трехъ-престольная, каменная, обширная: главный престолъ въ честь Рождества Христова освященъ въ 1880 г.;’ въ трапезной (храма) два теплые придѣла, изъ коихъ одинъ посвященъ Пр. Троицѣ (освященъ въ 1847 г.), другой — Покрову Пр. Богородицы (освященъ въ 1867 г.). Въ приходѣ села Трестина, въ пустошѣ Устиновѣ, деревянная часовня, въ которой находится святочтимая старинная икона Божіей Матері, именуемая Троеручица; въ эту часовню бываютъ крестные ходы 28-го іюня и 12 іюля~въ дни празднованій Божіей Матери-Троеручицы. Въ с. Трестинѣ — церк.-приход. школа; отвѣты учащихся въ этой школѣ показали, что завѣдующій оною свящ.* А. Кузнецовъ съ успѣхомъ трудится надъ обученіемъ ихъ Закону Божію. Слѣдовало бы изъ учащихся составить хоръ пѣвчихъ, тѣмъ болѣе, что мѣстный діаконъ Садиковъ имѣетъ хорошій голосъ и могъ бы обучать дѣтей пѣнію. Погостъ Рогожа, того же уѣзда. Церковь въ погостѣ — каменная, трехъ-престольная. Главный престолъ посвященъ Преображенію Господню, а придѣлы — въ трапезной въ честь рождества св. Іоанна Предтечи и Введенія Пр. Дѣвы во храмъ. Построенъ этотъ храмъ въ 1770 г. тщанiемъ игуменіи Домнікіи, бывшей настоятельницы нѣкогда существовавшей Пелагеиной пустыни. При посѣщеніи Высокопреосвященнаго, въ главномъ храмѣ производился ремонтъ. По осмотрѣ церк. документовъ, Высокопреосвященный испытывалъ дѣтей, обучающихся въ церк.-прих. школѣ дер. Раменья (въ приходѣ погоста Рогожи). Мая 23. Подъ праздникъ Пресв. Троицы, ради храмового празднества, всенощное бдѣніе Архіепископомъ Димитріемъ было отправлено въ'Троицкомъ соборѣ г. Осташкова, въ сослуженіи настоятеля собора, протоіерея Николая Аниханова, соборныхъ священниковъ Георгія Дубакина, Іоанна Дубакина и Іоанна Никотина. Послѣ евангелія (предъ началомъ канона) Преосвященнымъ былъ прочитанъ акафистъ Пресв. Троицѣ. Мая 24. Воскресенье. Праздникъ Пресв. Троицы. Преосвященнымъ (съ 10 часовъ дня) была совершена литургія въ Воскресенской церкви г. Осташкова, при сослуженіи настоятеля Ниловой пустыни игумена Пахомія, который, на основаніи опредѣленія Св. Синода 3-9 апр., былъ возведенъ въ санъ архимандрита, старшаго священника Осташков. Знамен. женскаго монастыря Г. Постникова, священниковъ Воскрес. церкви П. Ильинскаго, I. Боброва, Ф. Рясенскаго и собор. свящ. I. Никотина. На маломъ входѣ возложенъ былъ наперсный крестъ на свящ. Гр. Постникова, а свящ. I. Никотинъ былъ награжденъ скуфьей. Проповѣдь была произнесена Преосвященнымъ. Послѣ литургіи — была отправлена вечерня съ прочтеніемъ колѣнопреклоненно положенныхъ молитвъ. Подъ высокоторжественный день рожденія Государыни Императрицы Александры Феодоровны была отправлена, всенощная въ соборѣ Знамен. женск. монастыря въ г. Осташковѣ, въ сослуженіи монастырскихъ священниковъ I. Дюкова (зашт.), Гр. Постникова, А. Волкова и свящ. Воскрес. церкви П. Ильинскаго. Служба отправлялась празднику въ честь Пресв. Троицы и св. Іоанну Крестителю. На малой вечернѣ по прочтеніи канона Пр. Троицѣ отправлена была, литія, а послѣ оной — утреня съ величаніемъ св. Іоанну Предтечѣ. Мая 25. Понедельникъ. Третье обрѣтеніе честной главы св. Пророка и Предтечи Господня Іоанна Крестителя. Высокоторжественный день рожденія Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Литургія Преосвященнымъ была совершена въ Троицкомъ соборѣ, г. Осташкова, въ сослуженіи градского благочиннаго, протоіерея Николая Аниханова, соборныхъ священниковъ Г. Дубакина, I. Дубакина и I. Никотина. На маломъ входѣ были награждены свящ. Г. Дубакинъ — камилавкою, а свящ. I. •Дубакииъ - скуфьею. Проповѣдь произнесъ Воскресен. церкви свящ. I. Бобровъ. Послѣ литургіи было отправлено, при участіи всего градового духовенства, благодарственное молебствіе Господу Богу, по случаю дня рожденія Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны, съ провозглашеніемъ въ концѣ онаго многолѣтія. Затѣмъ, по случаю храмового праздника въ Троицк. соборѣ, былъ отправленъ молебенъ Пресв. Троицѣ; по Чтеніи Евангелія (отъ Матфея 116 зач.) по издревле принятому въ г. Осташковѣ обычаю, совершенъ былъ крестный ходъ вокругъ собора; въ крестномъ ходѣ приняло участіе все градское духовенство; для совершенія означ. хода изъ всѣхъ церквей и монастырей были частные крестн. ходы (прибывшіе во время литургіи, а затѣмъ по окончаніи общаго крестнаго хода, возвратившіеся по своимъ храмамъ). Молебенъ Пресв. Троицѣ законченъ въ соборѣ прочтеніемъ молитвы Пресв. Троицѣ и обычными многолѣтіями. Мая 26. Вторникъ. Обрѣтеніе мощей преп. Макарія, Калязинскаго чудотворца. Въ град. Преображенской церкви Преосвященнымъ отправлено было всенощное бдѣніе (съ литіею), при участіи настоятеля храма протоіерея I. Киркирскаго, настоятеля Осташков. Житеннаго монастыря Іоны, свящ. Преобр. церкви П. Пѣнкина, погоста Стержа, Осташк. уѣзда, I. Голикова и Знаменскаго женскаго монастыря свящ. А. Волкова. Служба была совершена преп. Макарію Калязинскому чудотворцу. На мѣстѣ нынѣ существующаго Преображ. храма въ 17 вѣкѣ существовала часовня, по преданію построенная на мѣстѣ бывшаго убогаго дома (гдѣ погребались умершіе странники, или скончавшіеся насильств. смертію), а по мнѣнію свящ. Прусовецкаго — на этомъ мѣстѣ были погребены мужественные защитники г. Осташкова, павшіе въ битвѣ съ Поляками (въ 1610 г. Исторія Россіи Соловьева, т. VIII, стр. 548). Впослѣдствіи жители г. Осташкова просили патріарха Іоакима разрѣшить проживать игумену при этой часовнѣ Никол. Рожков. монастыря Досифею и дозволить ему постригать въ монашество желавшихъ иночества; но патріархъ не только не позволилъ Досифею поселиться при означ. часовнѣ, но приказалъ разрушить какъ эту, такъ и другія часовни, бывшія въ Осташковѣ. Преображ. храмъ въ г. Осташковѣ начатъ постройкой съ 1759 г., по благословенію Тверского 'архіепископа Афанасія, который лично осмотрѣлъ самое мѣсто буд. храма. Побужденіемъ къ построенію въ г. Осташковѣ (тогда ещё не бывшемъ городомъ) Преображенской церкви было значительное народонаселеніе города Осташкова, жители коего (вмѣстѣ съ приписанными къ нему деревнями) не могли помѣщаться при богослуженіи въ двухъ тогда бывшихъ храмахъ (Троицкомъ и Воскресенскомъ). Поводомъ къ построенію Преображенской церкви на мѣстѣ нынѣшняго его существованія было слѣдующее событіе: Въ 1756 году получено было отъ Епархіальнаго Начальства разрѣшеніе ежегодно 27 мая обносить мощи пр. Нила вокругъ его обители. Къ этому торжеству прибылъ изъ г. Торопца въ Осташковъ купецъ Петръ Ив. Абакановъ съ иконою преп. Исаакія Кіевопечерскаго (бывшаго родомъ изъ г. Торопца); въ иконѣ была частица отъ его мощей. Абакановъ предполагалъ пожертвовать эту икону въ Нилову пустынь, но бывшая на озерѣ Селигерѣ сильная буря воспрепятствовала отнесенію св. иконы въ упомяп. обитель, а потому Абакановъ рѣшился нести сухимъ путемъ. Икона была несена изъ Троиц. собора съ крест. ходомъ, донесена была до мѣста, гдѣ находилась вышеупомянутая часовня, и здѣсь у представителей г. Осташкова явилось желаніе — на этомъ мѣстѣ построить новую церковь, а г. Абакановъ согласился передать въ этотъ буд. храмъ св. икону съ условіемъ, чтобы одинъ изъ придѣловъ былъ посвященъ преп. Исаакію Кіевопечерскому; постановлено было будущій храмъ посвятить Преображенію Господню сѣ придѣломъ пр. Исаакію (лѣвый). Въ этомъ придѣлѣ и доселѣ сохраняется икона преп. Исаакія съ частицею его мощей; храмовое празднество въ Осташковѣ пр. Исаакію совершается 14 февр. и 27 апрѣля (послѣднее число избрано для празднованія пр. Исаакію потому, что въ этотъ день была принесена П.И. Абакановымъ икона пр. Исаакія въ Осташковъ). Правый придѣлъ первоначально предположено было посвятить пр. Сергію Радонежскому, затѣмъ рѣшили посвятить Нерукотворенному Образу Спасителя, но по отстройкѣ храма этотъ придѣлъ (правый) былъ освященъ въ честь Владимірской Божіей Матери. Закладка Преображ. церкви была совершена въ октябрѣ 1761 г. архимандритомъ Ниловой пустыни Феодосіемъ 1-мъ; придѣлъ лѣвый въ честь пр. Исаакія былъ ранѣе другихъ устроенъ и освященъ (8 янв. 1763 г. архим. Феодосіемъ 1-мъ). Первыми священниками Преображ. церкви были Давидъ Макарьевъ и Николай Игнатьевъ, а первымъ церковнымъ старостой — купецъ Молодожниковъ. Главный престолъ (въ честь Преображенія Господня) былъ|освященъ въ мартѣ 1776 г. Иконостасъ имѣете въ высоту 25 аршинъ; замѣчательны въ немъ царскія врата съ, рѣзнымъ, большаго размѣра, изображеніемъ Благовѣщенія Пресв. Богородицы: Архангелъ Гавріилъ Пресв. Дѣва вырѣзаны изъ цѣльнаго дерева, равно какъ и колоны иконостаса, которыя, за исключеніемъ поновленной мѣстной иконы Рождества Пресв. Богородіцы и иконы верхняго яруса, сохранились въ первоначальномъ своемъ видѣ. Отдѣльно отъ церкви въ 1787—89 г. была построена красивая и высокая колокольня, и на ней въ 1793 г. были устроены городскіе, боевые часы. Замѣчательныя иконы въ Преображенск. храмѣ: 1) икона «Всемилостиваго Спаса Апостольской проповѣди», находится на западной сторонѣ праваго трапезнаго столба; эта икона, точное воспроизведеніе древней иконы, переданной въ 1874 г. въ Московскій Румянцевскій музей, сдѣланное Осташковскимъ художникомъ Александромъ Як. Колокольниковымъ; она имѣетъ два арш. 2 вер. въ вышину и 1 ар. 12 вер. въ ширину. Икона эта замѣчательна по сложности и замысловатости своего рисунка и по рѣдкости подобнаго сюжета иконы. Въ верху иконы, по срединѣ, изображено Тріѵпостасное Божество (или «Отчество»). по сторонамъ — Божія Матерь, Іоаннъ Предтеча и ангелы. Въ срединѣ иконы изображенъ I. Христосъ, какъ мысленное солнце разумныхъ существъ. Отъ Него, какъ отъ солнца, во всѣ стороны идуть 14 лучей, пропорціональнымъ протяженіемъ своимъ образуя около Него правильный кругъ, или ореолъ; въ каждомъ изъ нихъ помѣщены какія-либо изображенія: въ оконечности луча, идущаго отъ главы I. Христа, изображено распятіе Спасителя съ предстоящими на правой сторонѣ 6 апостолами, коимъ I. Христосъ преподаетъ пречистую Свою кровь, а на лѣвой — тоже 6 апостоловъ, которымъ Спаситель преподаетъ Свое тѣло (въ старину принято было изображать тайную вечерю — литургическимъ, а не историческимъ пріемомъ); въ 12 лучахъ изображены проповѣдь и страданія 12 апостоловъ; по сторонамъ этихъ изображеній написано на правой сторонѣ — видѣніе Іаковомъ лѣствицы, а на лѣвой — видѣніе Іезекіилемъ затворенныхъ вратъ. Въ оконечности луча идущаго отъ, ногъ Спасителя, изображенъ св. ап. Петръ стоящимъ на двухъ половинкахъ вратъ, съ надписью: «Глаголы живота вѣчнаго имаши, и мы вѣровахомъ и познахомъ, яко Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго». Нижнюю часть иконы занимаютъ 40 клеймъ, въ которыхъ изображены проповѣди 70 апостоловъ (подлинная икона апост. проповѣди перешла въ Преобр. церковь изъ Ниловой пустыни при покупкѣ для Преобр. церкви двухъ иконостасовъ въ 1762 г. изъ бывшихъ въ монастырѣ трапезной и больничной церквей. По описи Ниловой пустыни эта икона упоминается въ 1663 г. и, вѣроятно, была написана монастырскимъ иконописцемъ Афанасіемъ Ив. Поповымъ). 2) Икона преп. Нила — изъ Ниловой пустыни стариннаго письма (ХVІI в.); на иконѣ изображенъ прежде еще существов. Богоявл. соборъ съ придѣлами св. Ап. и Еванг. Іоанна Богослова и блаж. Василія Московскаго чудотворца; 3) икона пр. Исаакія Кіевопечерскаго, съ частицею мощей, пожертвованная Торопец. купцомъ Абакановымъ (длина 1 ар. 12 вер., ширина 1 ар. 4 вер.). Преп. Исаакій изображенъ стоящимъ и молящимся предъ иконою Пресв. Троицы; около него изображенъ Кіев. лавр. соборн. храмъ и нѣкоторыя изъ событій его жизни. Написана въ г. Торопцѣ въ 1762 г. 31 окт. (Изъ Лѣтописи, составленной протоіер. I. Киркирскимъ). Мая, 26. Вторникъ. Литургію Высокопреосвященный Димитрій совершилъ въ Осташковскомъ Богородицкомъ мужскомъ монастырѣ, въ сослуженіи настоятеля обители іеромонаха Іоны, который, на основ. опредѣленія Св. Синода отъ 3—9 апр. 1898 г., былъ возведенъ въ санъ игумена, священниковъ — погоста Стержи, Осташк. уѣзда. I. Голикова, Преображенской церкви г. Осташкова П. Пѣнкина, іеромонаховъ - Алексія и Парфенія; во время малаго входа свящ. I. Голиковъ былъ награжденъ скуфьей, а свящ. П. Пѣнкинъ набедренникомъ; во время чтенія часовъ былъ посвященъ въ стихарь псаломщикъ с. Ботова, Осташк. уѣзда, С. Лебедевъ; на литургіи былъ рукоположенъ въ іеродіакона монахъ Ниловой пустыни Нифонтъ. По окончаніи литургіи, при врученіи игумену Іонѣ игуменскаго жезла, преосвященный произнесъ пастырск. поученіе ему, какъ настоятелю съ братіей обители. Въ три часа пополудни Высокопреосвященный Димитрій изъ г. Осташкова прибылъ на пароходѣ «Нилова пустынь» въ Нилову пустынь, гдѣ у пристани былъ встрѣченъ настоятелемъ обители, архимандритомъ Пахоміемъ съ братіею монастыря и съ крестнымъ ходомъ вступилъ въ Богоявленскій соборъ обители. Послѣ обычной встрѣчи, совершена была малая вечерня, по окончаніи которой Высокопреосвященный прочелъ предъ мощами пр. Нила колѣнопреклонную молитву, послѣ коей, при пѣніи тропаря, рака преподобнаго съ его нетлѣнными мощами, была вынесена на средину храма и, по установленіи мощей на возвышеніи подъ балдахиномъ, начато было молебствіе пр. Нилу. — Послѣ 6-й пѣсни Высокопреосвященнымъ былъ прочитанъ акафистъ пр. Нилу; молебенъ законченъ былъ обычными многолѣтіями, а послѣ молебна было прочтено малое повечеріе; въ служеніи молебна участвовали: настоятель обители, архимандритъ Пахомій, игуменъ Аркадій и всѣ іеромонахи Ниловой пустыни, а также болѣе' 40 священниковъ, прибывшихъ въ обитель изъ окрестныхъ селеній и г. Осташкова. Въ 6 часовъ въ томъ же Богоявленскомъ, соборѣ было совершено всенощное бдѣніе, окончившееся въ 11 час. ночи.. На литію и поліелей выходилъ Высокопреосвященный со всѣми тѣми, кои участвовали и въ совершеніи молебна. По 1-й кафизмѣ свящ. Раевскій прочелъ житіе преп. Нила. 27 Мая. Среда. Обрѣтеніе мощей преп. отца нашего Нила, Столобенскаго чудотворца. Съ 8 час. въ Богоявленскомъ соборѣ Ниловой пустыни, въ которой почиваютъ мощи пр. Нила, начато Богослуженіе. По прочтеніи часовъ, Высокопреосвященный Димитрій съ многочисленнымъ сонмомъ священнослужителей, при громадномъ стеченіи богомольцевъ, изъ монаст. соборнаго храма вышелъ для встрѣчи крестнаго хода, прибывшаго на пароходѣ изъ г. Осташкова. Въ 9 час. въ томъ же соборѣ совершена была литургія Высокопреосвященнымъ, въ сослуженіи настоятеля Ниловой пустыни архимандрита Пахомія, настоятеля Богородицкаго Осташковокаго Житеннаго монаст. игумен. Іоны, игумена (живущаго на покоѣ въ Ниловой пустыни) Аркадія, прот. Троицкаго собора г. Осташкова Н. Аниханова, прот. Преображенской ц. г. Осташкова I. Киркирскаго, свящ. с Спасъ-Переволокъ Осташк. у. П. Воскресенскаго, Начальника Ново-Соловецк. пустыни («Божье дѣло») іером. Ардаліона, Воскресен. Осташк. ц. священ. — П. Ильинскаго, I. Боброва, свящ. с. Старыхъ Елецъ, Осташк. у., М. Олимпіева, іеромонаховъ - Ниловой пуст. Филимона. Сергія, Нила, — іеромонаха Житеннаго монаст. Парфенія, священниковъ — А. Модестова, И. Ильинскаго, П. Раевскаго (живущ. въ Ниловой пуст.) и др. На маломъ входѣ были награждены скуфьей свящ. М. Олимпіевъ и набедренниками іеромонахи — Парфеній и Филимонъ, священники — А. Модестовъ и И. Ильинскій. На литургіи былъ рукоположенъ въ іеродіак. монахъ Ниловой пуст. Антоній. Проповѣдь была произнесена Высокопреосвященнымъ. Послѣ литургіи на монастыр. площадкѣ предъ Богоявлен. соборомъ было отправлено освященіе воды, а затѣмъ — совершенъ былъ крестный ходъ вокругъ монастыря, съ обнесеніемъ св. мощей; во время крестн. хода были отправлены молебны Пресвятой Троицѣ, Божіей Матери и преп. Нилу, съ прочтеніемъ акафистовъ противъ западн. стороны обители Пресв. Троицѣ, на южной сторонѣ — Божіей Матери (въ честь Владимірской-Селигерской иконы Ея, празднованіе которой отправляется въ Ниловой пустыни 26 Мая ради чудотворной Владим. иконы Божiей Матери, бывшей келейной у преп. Нила), против восточной стороны обители — у пристани близъ св. воротъ преп. Нилу; здѣсь же предъ мощами преп. Нилу было прочтено Евангеліе (Матф. зач. 43), на каждой сторонѣ обители было осѣненіе крестомъ*и окропленіе св. водой; по внесеніи мощей преп. Нила и по поставленіи оныхъ на обычном местѣ — близъ; иконостаса главн. храма (Богоявлен.) на правой сторонѣ, была прочитана колѣнопреклоненно молитва пр.|Нилу и молебствіе было закончено обычными многолѣтіями. (Богослуженіе литургіи съ крестнымъ ходомъ вокругъ обители окончилось около 3 час. по полудни). Затѣмъ, Высокопреосвященный въ мантіи, со всѣми священнослужащими, братіею монастыря и почетными богомольцами, въ преднесеніи иконы’пр. Нила и Богородичн. просфоры, отправился на монастырскую трапезу, во время коей іеродіакономъ Нифонтомъ было прочитано житіе пр. Нила. По окончаніи трапезы по монастыр. обычаю было возношеніе панагіи (Богородичн. просфоры), при чемъ всѣ, присутвовавшіе'въ трапезѣ прикладывались къ иконѣ пр. Нила и отъ Высокопреосвященного получали частицу Богород. просфоры (панагіи); затѣмъ Высокопреосвященный въ маломъ, облаченіи провожалъ изъ соборн. храма обители, при молебномъ пѣніи пр. Нилу, до пристани крестный ходъ изъ храмовъ и монастырей г. Осташкова, каковый крестный ходъ и возвратился въ 5 час. по полудни на пароходѣ (по озеру Селигеру) въ городъ (Осташковъ). Въ 6 часовъ въ церкви пр. Нила — при архіерейск. покояхъ была отправлена всенощная, а по окончаніи оной Высокопреосвященнымъ въ сослуженіи архимандрита Пахомія, игумена Аркадія, 3-хъ іеромонаховъ и свящ.‘Н. Раевского, была совершена панихида, по бывшимъ въ Ниловой пуст. настоятелямъ, во главѣ коихъ поминался мѣстночтимый архіеписк. Тобольскій и Сибирскій Нектарій, погребенный въ обители. Послѣ всенощной, Высокопреосвященный, въ сопровожденіи настоятеля обители, посѣтилъ ц.-приход. монастыр. школу и испытывалъ обучающихся въ ней въ знаніи молитвъ и Закона Божія и — раздавалъ нѣкоторымъ изъ нихъ Евангеліе (на русскомъ языкѣ въ маломъ форматѣ). Мая 28. Четвергъ. Высокопреосвященный Димитрій въ 8 час. утра отбывъ изъ Ниловой пустыни въ г. Осташковъ и совершилъ литургію въ Вознесенскомъ храмѣ Осташковскаго Знаменскаго дѣвичьяго монастыря, въ сослуженіи соборнаго протоіерея Н. Аниханова, монастыр. свящ. I. Дюкова, Г. Постникова и А. Волкова, который на маломъ входѣ былъ награждёнъ набедренникомъ. Проповѣдь была произнесена Высокопреосвященнымъ (о почитаніи св. иконъ). 28-го мая. послѣ служенія въ Знаменскомъ Осташковскомъ монастырѣ, Высокопреосвященный Димитрій отправился въ Ново-Соловецкую пустынь, болѣе извѣстную подъ названіемъ «Божіе дѣло». Эта пустынь находится близъ г. Осташкова, въ 30 верст. къ западу отъ г. Осташкова и въ 35 верст. отъ Ниловой пуст., на островѣ озера Вселукъ, съ западной стороны коего протекаетъ рѣка Волга. Эта пустынь, вслѣдствіе того, что расположена вдали отъ селеній (ближайшая къ ней дер. Горки (?) находится въ 6—7 верстахъ), и что плаваніе по бурному Вселуцкому озеру небезопасно, малодоступна, и въ ней почти не бываетъ посѣтителей-богомольцевъ. Пустынь долгое время не была посѣщаема архипастырями г. Твери, не смотря на то, что они почти каждогодно посѣщали г. Осташковъ и Нилову пустынь. Въ памяти гражданъ Осташкова и у обитателей пустыни сохранилось преданіе о посѣщеніи Ново-Соловецкой обители только однимъ Тверскимъ Преосвященнымъ (Григоріемъ 1831—1848). Пустынь, по главному храму, называется Покровскою, а по придѣлу, посвященному Соловецкимъ преподобнымъ Зосимѣ и Савватію — Ново-Соловецкою. Божіимъ же дѣломъ эта пустынь названа потому, что основатель ея Іоаннъ, въ монашествѣ Іоиль, задавшись мыслію устроить на пустынномъ, уединенномъ островѣ монастырь, собирая добровольныя пожертвованія, постоянно говорилъ: «подайте, пожертвуйте на Божіе Дѣло». Основаніе Ново-Соловецкой пустыни относится къ началу XVIII стол. (у Звѣринскаго сказано, что она основана въ 1701 г.). Основателемъ ея былъ монахъ Іоиль, постриженникъ Успенской Могилев. пустыни (Новоторж. уѣзда); онъ скончался въ 1740 г. и передъ смертью принялъ схиму съ именемъ Іоны. Тѣло его погребено въ монастырскомъ храмѣ, въ трапезѣ, близъ придѣла преподобныхъ Зосимы и Савватія; надъ мѣстомъ его погребенія сдѣлано каменное, въ видѣ продолговатаго четыреугольника, надгробіе, и здѣсь же находятся его поясной портретъ и краткое описаніе обители (писанное на двухъ листахъ), вложенное въ рамку. Пустынь эта, по малочисленности братіи, — такъ какъ не было желавшихъ жить на пустынномъ маломъ (не болѣе 5 десятинъ) островѣ, — и по отсутствію средствъ къ ея содержанію, въ 1764 году была упразднена; въ виду же того, что обратить ее въ приходскую церковь было невозможно, частію за отдаленностію окрестныхъ деревень, а частію за недостаткомъ земли для надѣла причту, — монастырскій храмъ и другія строенія стали постепенно клониться къ упадку. Такое печальное положеніе св. обители побудило одну крестьянку изъ ближайшей деревни — Ксенію поселиться на Вселуцкомъ островѣ для охраненія церкви. У ней впослѣдствіи явилось желаніе возстановить монастырь; она собирала денежныя пожертвованія къ поддержанію св. обители и достигла своей благой цѣли. Вселуцкая пустынь снова была возстановлена въ 1772 г. и была приписана къ Ниловой пустынѣ. Въ Ново-Соловецкой пустынѣ одинъ храмъ каменный, трехпрестольный: главный престолъ посвященъ въ честь Пр. Троицы, а придѣлы въ трапезной — правый въ честь Покрова Пр. Богородицы, а лѣвый — за капитальною стѣною, пристроенный къ трапезѣ главнаго храма, — посвященъ пр. Зосимѣ и Савватію, Соловецкимъ чудотворцамъ. Въ этомъ придѣлѣ находится особенно чтимая икона этихъ угодниковъ Божіихъ, съ частицею ихъ мощей; икона эта была пожертвована въ обитель помѣщикомъ Ельчаниновымъ. Кромѣ этой иконы, свято чтится икона Тихвинской Божіей Матери; обѣ иконы въ серебряныхъ ризахъ; сіи святыя иконы нерѣдко берутъ въ ближайшія села и деревни, расположенныя вокругъ Вселуцкаго озера, для служенія молебновъ. Въ этой пустынѣ довольно иконъ, замѣчательныхъ по своей древности (какъ-то: Донской Богоматери), и нѣсколько иконъ хорошей новой живописи, изъ каковыхъ замѣчательны двѣ: одна, изображающая соборъ Кіево-Печерскихъ преподобныхъ, другая — также многоличная (съ изображеніемъ св. Василія Великаго, св. великомуч. Димитрія, Іоанна Златоуста, св. великомуч. Варвары и др.), вѣроятно, пожертвованныя кѣмъ-либо изъ землевладѣльцевъ. Прежде существующаго нынѣ храма въ Ново-Соловецкой пустынѣ была деревянная церковь въ честь Покрова Пр. Богородицы. Въ этой обители довольно значительная библіотека; есть свято-отеческія творенія на славянскомъ языкѣ, рукописи, сборники (двѣ огромныхъ книги). Въ одной изъ нихъ какой-то пустынный труженикъ вписывалъ, что могъ найти въ обители; въ этой книгѣ есть статьи по философіи, богословію, церковной исторіи, нѣсколько разъ переписаны святцы, алфавиты святыхъ и т. дал.; въ другой — вписаны ноты, кажется, изъ обиходовъ и ирмологія. Есть рукописное житіе преп. Ефрема (Новоторжскаго). — Замѣчателенъ старинный, большого формата рукописный синодикъ. — На пути изъ г. Осташкова въ Новосоловецкую пустынь Преосвященнымъ была посѣщена церковь с. Глубокаго во 2 Осташк. благоч. округѣ. Церковь этого села, расположенная на возвышенномъ мѣстѣ, замѣчательна своею старинною архитектурою; она построена въ 1703 году, но еще довольно крѣпка; храмъ посвященъ св. архистр. Божію Михаилу; вокругъ церкви - галлерея, подъ церковью кладовыя; въ ней иконостасъ старинный: довольно иконъ древняго письма; замѣчательны двѣ деревянныя выносныя иконы (хоругви). Утромъ 29 мая въ 5 часовъ Высокопреосвященный отправился по озеру къ селу Ширкову. Въ этомъ, селѣ особенно замѣчательна деревянная старинная церковь, посвященная рождеству св. Іоанна Предтечи; построена въ 1697 г., по благословенію патріарха Адріана. Иконостасъ, какъ видно изъ надписи (на 3-мъ ярусѣ онаго), устроенъ М.I. Панафидинымъ. Иконы въ немъ замѣчательны по своему письму; кромѣ иконостасныхъ образовъ, иконъ стариннаго письма довольно и въ самой церкви. Церковь построена на возвышенномъ берегу озера, что придаетъ особенное величіе этому небольшому, по въ высшей степени оригинальному храму. Нижній этажъ устроенъ на высокомъ подвалѣ, и вмѣсто фундамента подъ стѣнами церкви большіе камни; вокругъ церкви — галлерея, а въ храмѣ — на западной сторонѣ обширные хоры. Въ недальнемъ разстояніи отъ церкви, на низменномъ берегу озера находится часовня надъ источникомъ, вода котораго считается цѣлебною; въ часовнѣ между иконами народомъ особенно чтится икона св. Іоанна Предтечи. Къ этой часовнѣ бываетъ крестный ходъ въ праздникъ св. I. Предтечи (24 іюня). Мая 29. (Пятница). Предъ отбытіемъ изъ г. Осташкова, Высокопреосвященный посѣтилъ кладбищенскую церковь. Въ церковномъ погостѣ, на западной сторонѣ храма, у памятника прот. В. Успенскаго, извѣстнаго своими археологическими и историческими трудами (особенно по г. Осташкову и его уѣзду), была отправлена панихида по умершимъ гражданамъ г. Осташкова, погребеннымъ на городскомъ кладбищѣ. Въ совершеніи панихиды принимало участіе все градское духовенство. При пѣніи «Со святыми упокой», Высокопреосвященный, въ сопровожденіи о. протод. В. Приклонскаго, окадилъ могилы погребенныхъ на кладбищѣ (преимущественно вокругъ храма) и, по окончаніи панихиды, въ сопровожденіи настоятеля Ниловой пустыни и г. исправника, отправился въ гор. Ржевъ. На пути къ этому городу Высокопреосвященнымъ были посѣщены: село Хотошино въ 3 Осташковскомъ благочинническомъ округѣ. Церковь этого села каменная, трехпрестольная, — главный престолъ посвященъ Воздвиженію честнаго креста, — а придѣлы — правый въ честь св. Николая чудотворца, а лѣвый — во имя свв. безсребрениковъ — врачей Космы и Даміана. Расположенная на возвышенномъ мѣстѣ, церковь эта представляется величественною, и по своей архитектурѣ и благолѣпію — одна изѣ лучшихъ въ Осташковскомъ уѣздѣ: внутри стѣны храма украшены священными изображеніями; не скуденъ этотъ храмъ таковыми изображеніями и на наружныхъ стѣнахъ. — Нынѣшній храмъ построенъ въ 1878 г. Изъ церковной лѣтописи видно, что первая церковь въ Хотошинѣ существовала еще въ половинѣ ХVII столѣтія и находилась на другомъ мѣстѣ (за рѣкой оть нынѣшней). Изъ прежде бывшихъ при сей церкви священниковъ особенно замѣчательны своею пастырскою дѣятельностью и любовью къ благоукрашенію церкви 1. Разумихинъ и Меншагинъ. Такою же заботливостью къ благолѣпію и благоустройству храма отличается и нынѣшній настоятель Хотошинскаго храма, прот. I. Волковъ, состоящій на службѣ съ 1848 г. (первоначально на духовно-учебной, а затѣмъ на епархіальной). Его заботами устрояется каменная ограда вокругъ кладбища, содержимаго въ надлежащемъ видѣ. По обозрѣніи храма и церковныхъ документовъ, Высокопреосвященный посѣтилъ домъ о. прот. I. Волкова, состоящаго въ должности благочиннаго 3 Осташковскаго округа. Ночлегъ на 30 мая Высокопреосвященный имѣлъ въ Селижаровскомъ Спасо-Преображенскомъ мужскомъ монастырѣ. — Этотъ монастырь находится въ посадѣ Селижаровѣ, Осташковскаго уѣзда, въ 44 верстахъ отъ г. Осташкова, въ углу, образуемомъ сліяніемъ р. Селижаровки съ Волгою; онъ существовалъ еще въ 1504 г., и тогда въ немъ была церковь въ честь Пресвятыя Троицы, и настоятельствовалъ въ немъ игуменъ (Сергій). Полагаютъ, что Селижаровскій монастырь основанъ въ XV столѣтіи однимъ изъ Полоцкихъ князей, владѣвшихъ окрестными землями. Князь Иванъ Борисовичъ Волоцкій упоминаетъ о немъ въ своей духовной грамотѣ, писанной въ 1504 г. (Не онъ ли былъ его основателемъ?) Въ челобитной преп. Іосифа Волоцкаго (въ началѣ XVI вѣкѣ) указывается, что князь Феодоръ Волоцкій ничего не оставилъ въ монастырской казнѣ и пользовался достояніемъ чернецовъ. У Строева (списки іерарховъ и настоятелей, 462 стр.) въ немъ показаны слѣдующіе настоятели: игумены — Сергій 1513 г., Афанасій 1518 г., Вассіанъ 1534 г., Феодосій 1551 г., Гурій Рогожинъ въ 1551 г., изъ Іосифова Волоколамскаго монастыря, а 3 февр. 1555 г. хиротонисанъ въ архіепископа Казанскаго; скончался 5 декабря 1563 г., причисленъ къ лику святыхъ 4 октября 1595 г., Левкій 1585 г., Маркъ 1598—1600 г., Тихонъ 1625 г., Леонтій 1634—1651 г., Іосифъ 1652 г. Дорофей 1666 г., Нилъ 1672—1674 г., Евфимій 1674—1681 г., Арсеній 1694 г., Феодосій 1698—1701 г., Антоній 1701—1713 г., Іоакимъ Струковъ 1714; 1716 г. опредѣленъ въ келари Чудова монастыря съ 1721 г. архимандритъ Московскаго Донского монастыря; скончался въ санѣ епископа Воронежскаго въ 1724 г.; Нифонтъ 1717—1726 г., Левъ 1726—1729 г., Паисій, бывшій архимандритомъ Небина монастыря 1729—1730 г., Нифонтъ (вторично) 1730—1733 г., Тихонъ 1733 г., Сергій 1734—1735 г., Іосифъ, жившій на покоѣ архимандритъ Гледенскій, опредѣленъ 17 февраля 1736 и настоятельствовалъ по 1743 г.; Никонъ Волосскій (былъ переведенъ изъ Тамбова) 1743—1748 г.; архимандриты — Никонъ, переведенный изъ Николо-Малицкаго монастыря (6 августа 1748 г.), Іоасафъ 1750 г., Поликарпъ 1752—1759 г., Іоаннъ 1763—1776 г., Христофоръ игуменъ 1777 г., (переведенъ изъ Старицкаго) до 1787 года, архимандритъ Варлаамъ 1799—1804 г., игуменъ Платонъ опредѣленъ 21 декабря 1824 г., а въ февралѣ 1829 г. переведенъ въ Лужецкій монастырь, Агапитъ 1838—1840 г., Виталій 1840—1850 г., архим. Макарій 1851—1869 г., архим. Арсеній 1869—1878 г. Съ 1895 г. въ Селижаровскомъ монастырѣ настоятельствуетъ игуменъ Никодимъ. Въ обители сей два храма, оба каменные. Соборъ пятиглавый, престолъ его посвященъ Пресвятой Троицѣ; другая церковь однокупольная, теплая, а въ ней два престола: одинъ во имя свв. ап. Петра и Павла, а другой въ честь Казанскихъ святителей: Гурія, Варсонофія и Германа; время построенія этой церкви неизвѣстно. Монастырскій соборъ построенъ въ 1685 г. Во время посѣщенія Селижаровскаго монастыря въ главномъ храмѣ ремонтировался иконостасъ; онъ замѣчателенъ своими старинными иконами очень хорошей живописи; въ немъ 6 ярусовъ иконъ. Мая 30. Суббота. Къ 6 час. утра Высокопреосвященный отбылъ изъ Селижаровскаго Свято-Троицкаго монастыря и на пути къ г. Ржеву посѣтилъ село Дмитровское* что въ Тальцахъ, въ 3 Осташковскомъ благочинническомъ округѣ. Въ этомъ селѣ церковь каменная, трехпрестольная; главный престолъ посвященъ Успенію Пресвятыя Богородицы, а придѣлы — въ трапезной теплой, посвящены — правый св. великомуч. Димитрію, а лѣвый — въ честь Казанской иконы Божіей Матери; храмъ этотъ построенъ въ*1808 г.; причтъ двухкомплектный; въ этомъ селѣ — церк.-прих. школа; — дѣти, спрошенныя въ знаніи Закона Божія и молитвъ, отвѣчали удовлетворительно. Село Коша въ томъ же 3 Осташковскомъ благочинническомъ округѣ. Церковь каменная, трехпрестольная; построена въ 1828 г., а въ 1879 г. значительно распространена усердіемъ церковнаго старосты, Селижаровскаго купца Н.К. Голубева. Главный престолъ посвященъ св. пр. Иліи, — а придѣльные — одинъ въ честь зачатія св. Іоанна Предтечи, а другой — въ честь Казанской иконы Божіей Матери, ради мѣстно чтимой издавна иконы (Казанской Божіей Матери). Въ г. Ржевъ Высокопреосвященный прибылъ въ 3 часа пополудни, и подъ 31 мая было отправлено имъ всенощное бдѣніе (съ освященіемъ хлѣбовъ) въ Успенскомъ соборѣ.
|
|||
|