Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Епархиальная хроника.



 

Епархиальная хроника.

 

Мая 23. Село Пухтина-Горка, Осташк. уѣзда; церковь, посвященная Казанской Божіей Матери, деревянная, небольшая; эта церковь первоначально находилась въ с. Покровскомъ, гдѣ она, по народному преданіию, существовала болѣе двух­сотъ лѣтъ, а въ 1886 году перенесена въ с. Пухтину-Горку. Въ этомъ храмѣ замѣчательны четыре иконы значительнаго размѣра и художественно написанныя (распятіе Спасителя, Казанской Бо­жіей Матери, свят. Николая и св. великомуч. Варвары), подарен­ныя г. Зуевымъ. Близъ с. Пухтиной Горки, на берегу рѣки Цны, находится деревянная часовня, построенная въ 1865 г. надъ ис­точникомъ. Между церк. документами не было церковной описи. Въ с. Пухтиной-Горкѣ — земская школа, ученики которой были испытываемы Высокопреосвященнымъ въ знаніи Закона Божія.

Село Трестино, того же уѣзда. Церковь трехъ-престольная, каменная, обширная: главный престолъ въ честь Рождества Христо­ва освященъ въ 1880 г.;’ въ трапезной (храма) два теплые при­дѣла, изъ коихъ одинъ посвященъ Пр. Троицѣ (освященъ въ 1847 г.), другой — Покрову Пр. Богородицы (освященъ въ 1867 г.). Въ приходѣ села Трестина, въ пустошѣ Устиновѣ, деревянная часовня, въ которой находится святочтимая старинная икона Божіей Матері, именуе­мая Троеручица; въ эту часовню бываютъ крестные ходы 28-го іюня и 12 іюля~въ дни празднованій Божіей Матери-Троеручицы. Въ с. Трестинѣ — церк.-приход. школа; отвѣты учащихся въ этой школѣ показали, что завѣдующій оною свящ.* А. Кузнецовъ съ успѣхомъ трудится надъ обученіемъ ихъ Закону Божію. Слѣ­довало бы изъ учащихся составить хоръ пѣвчихъ, тѣмъ болѣе, что мѣстный діаконъ Садиковъ имѣетъ хорошій голосъ и могъ бы обучать дѣтей пѣнію.

Погостъ Рогожа, того же уѣзда. Церковь въ погостѣ — ка­менная, трехъ-престольная. Главный престолъ посвященъ Преобра­женію Господню, а придѣлы — въ трапезной въ честь рождества св. Іоанна Предтечи и Введенія Пр. Дѣвы во храмъ. Построенъ этотъ храмъ въ 1770 г. тщанiемъ игуменіи Домнікіи, бывшей настоятельницы нѣкогда существовавшей Пелагеиной пустыни. При посѣщеніи Высокопреосвященнаго, въ главномъ храмѣ произ­водился ремонтъ. По осмотрѣ церк. документовъ, Высокопреосвя­щенный испытывалъ дѣтей, обучающихся въ церк.-прих. школѣ дер. Раменья (въ приходѣ погоста Рогожи).

Мая 23. Подъ праздникъ Пресв. Троицы, ради храмового празднества, всенощное бдѣніе Архіепископомъ Димитріемъ было отправлено въ'Троицкомъ соборѣ г. Осташкова, въ сослуженіи на­стоятеля собора, протоіерея Николая Аниханова, соборныхъ свя­щенниковъ Георгія Дубакина, Іоанна Дубакина и Іоанна Никотина. Послѣ евангелія (предъ началомъ канона) Преосвященнымъ былъ прочитанъ акафистъ Пресв. Троицѣ.

Мая 24. Воскресенье. Праздникъ Пресв. Троицы. Прео­священнымъ (съ 10 часовъ дня) была совершена литургія въ Воскресенской церкви г. Осташкова, при сослуженіи настоятеля Ни­ловой пустыни игумена Пахомія, который, на основаніи опредѣленія Св. Синода 3-9 апр., былъ возведенъ въ санъ архимандрита, старшаго священника Осташков. Знамен. женскаго монастыря Г. Постникова, священниковъ Воскрес. церкви П. Ильинскаго, I. Бо­брова, Ф. Рясенскаго и собор. свящ. I. Никотина. На маломъ входѣ возложенъ былъ наперсный крестъ на свящ. Гр. Постни­кова, а свящ. I. Никотинъ былъ награжденъ скуфьей. Проповѣдь была произнесена Преосвященнымъ. Послѣ литургіи — была отправ­лена вечерня съ прочтеніемъ колѣнопреклоненно положенныхъ молитвъ.

Подъ высокоторжественный день рожденія Государыни Импе­ратрицы Александры Феодоровны была отправлена, всенощная въ соборѣ Знамен. женск. монастыря въ г. Осташковѣ, въ сослуженіи монастырскихъ священниковъ I. Дюкова (зашт.), Гр. Постникова, А. Волкова и свящ. Воскрес. церкви П. Ильинскаго. Служба от­правлялась празднику въ честь Пресв. Троицы и св. Іоанну Крестителю. На малой вечернѣ по прочтеніи канона Пр. Троицѣ от­правлена была, литія, а послѣ оной — утреня съ величаніемъ св. Іоанну Предтечѣ.

Мая 25. Понедельникъ. Третье обрѣтеніе честной гла­вы св. Пророка и Предтечи Господня Іоанна Крестителя. Высокоторжественный день рожденія Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Литургія Преосвященнымъ была совершена въ Троицкомъ соборѣ, г. Осташкова, въ сослуженіи градского благочиннаго, прото­іерея Николая Аниханова, соборныхъ священниковъ Г. Дубакина, I. Дубакина и I. Никотина. На маломъ входѣ были награждены свящ. Г. Дубакинъ — камилавкою, а свящ. I. •Дубакииъ - скуфьею. Проповѣдь произнесъ Воскресен. церкви свящ. I. Бобровъ. Послѣ литургіи было отправлено, при участіи всего градового духовен­ства, благодарственное молебствіе Господу Богу, по случаю дня рожденія Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны, съ провозглашеніемъ въ концѣ онаго многолѣ­тія. Затѣмъ, по случаю храмового праздника въ Троицк. соборѣ, былъ отправленъ молебенъ Пресв. Троицѣ; по Чтеніи Евангелія (отъ Матфея 116 зач.) по издревле принятому въ г. Осташковѣ обычаю, совершенъ былъ крестный ходъ вокругъ собора; въ крест­номъ ходѣ приняло участіе все градское духовенство; для совер­шенія означ. хода изъ всѣхъ церквей и монастырей были частные крестн. ходы (прибывшіе во время литургіи, а затѣмъ по оконча­ніи общаго крестнаго хода, возвратившіеся по своимъ храмамъ).

Молебенъ Пресв. Троицѣ законченъ въ соборѣ прочтеніемъ молитвы Пресв. Троицѣ и обычными многолѣтіями.

Мая 26. Вторникъ. Обрѣтеніе мощей преп. Макарія, Калязинскаго чудотворца. Въ град. Преображенской церкви Преосвященнымъ отправлено было всенощное бдѣніе (съ литіею), при участіи настоятеля храма протоіерея I. Киркирскаго, настоя­теля Осташков. Житеннаго монастыря Іоны, свящ. Преобр. церкви П. Пѣнкина, погоста Стержа, Осташк. уѣзда, I. Голикова и Знамен­скаго женскаго монастыря свящ. А. Волкова. Служба была совер­шена преп. Макарію Калязинскому чудотворцу.

На мѣстѣ нынѣ существующаго Преображ. храма въ 17 вѣ­кѣ существовала часовня, по преданію построенная на мѣстѣ быв­шаго убогаго дома (гдѣ погребались умершіе странники, или скон­чавшіеся насильств. смертію), а по мнѣнію свящ. Прусовецкаго — на этомъ мѣстѣ были погребены мужественные защитники г. Осташ­кова, павшіе въ битвѣ съ Поляками (въ 1610 г. Исторія Россіи Соловьева, т. VIII, стр. 548). Впослѣдствіи жители г. Осташкова просили патріарха Іоакима разрѣшить проживать игумену при этой часовнѣ Никол. Рожков. монастыря Досифею и дозволить ему постригать въ монашество желавшихъ иночества; но патріархъ не только не позволилъ Досифею поселиться при означ. часовнѣ, но приказалъ разрушить какъ эту, такъ и другія часовни, бывшія въ Осташковѣ. Преображ. храмъ въ г. Осташковѣ начатъ постройкой съ 1759 г., по благословенію Тверского 'архіепископа Афанасія, который лично осмотрѣлъ самое мѣсто буд. храма. Побужденіемъ къ построенію въ г. Осташковѣ (тогда ещё не бывшемъ городомъ) Пре­ображенской церкви было значительное народонаселеніе города Осташкова, жители коего (вмѣстѣ съ приписанными къ нему де­ревнями) не могли помѣщаться при богослуженіи въ двухъ тогда бывшихъ храмахъ (Троицкомъ и Воскресенскомъ). Поводомъ къ построенію Преображенской церкви на мѣстѣ нынѣшняго его су­ществованія было слѣдующее событіе: Въ 1756 году получено было отъ Епархіальнаго Начальства разрѣшеніе ежегодно 27 мая обносить мощи пр. Нила вокругъ его обители. Къ этому торжеству прибылъ изъ г. Торопца въ Осташковъ купецъ Петръ Ив. Абакановъ съ иконою преп. Исаакія Кіевопечерскаго (бывшаго родомъ изъ г. Торопца); въ иконѣ была частица отъ его мощей. Абакановъ предполагалъ пожертвовать эту икону въ Нилову пустынь, но бывшая на озерѣ Селигерѣ сильная буря воспрепятствовала отнесенію св. иконы въ упомяп. обитель, а потому Абакановъ рѣшился нести сухимъ путемъ. Икона была несена изъ Троиц. собора съ крест. ходомъ, донесена была до мѣста, гдѣ находилась вышеупомянутая часовня, и здѣсь у представителей г. Осташкова явилось желаніе — на этомъ мѣстѣ построить новую церковь, а г. Абакановъ согласился передать въ этотъ буд. храмъ св. икону съ условіемъ, чтобы одинъ изъ придѣловъ былъ посвященъ преп. Исаакію Кіевопечерскому; постановлено было будущій храмъ посвятить Преображенію Господню сѣ придѣломъ пр. Исаакію (лѣвый). Въ этомъ придѣлѣ и доселѣ сохраняется икона преп. Исаакія съ ча­стицею его мощей; храмовое празднество въ Осташковѣ пр. Иса­акію совершается 14 февр. и 27 апрѣля (послѣднее число избрано для празднованія пр. Исаакію потому, что въ этотъ день была принесена П.И. Абакановымъ икона пр. Исаакія въ Осташковъ). Правый придѣлъ первоначально предположено было посвятить пр. Сергію Радонежскому, затѣмъ рѣшили посвятить Нерукотворен­ному Образу Спасителя, но по отстройкѣ храма этотъ придѣлъ (правый) былъ освященъ въ честь Владимірской Божіей Матери. Закладка Преображ. церкви была совершена въ октябрѣ 1761 г. архимандритомъ Ниловой пустыни Феодосіемъ 1-мъ; придѣлъ лѣ­вый въ честь пр. Исаакія былъ ранѣе другихъ устроенъ и освященъ (8 янв. 1763 г. архим. Феодосіемъ 1-мъ). Первыми свя­щенниками Преображ. церкви были Давидъ Макарьевъ и Николай Игнатьевъ, а первымъ церковнымъ старостой — купецъ Молодожниковъ. Главный престолъ (въ честь Преображенія Господня) былъ|освященъ въ мартѣ 1776 г. Иконостасъ имѣете въ высоту 25 аршинъ; замѣчательны въ немъ царскія врата съ, рѣзнымъ, боль­шаго размѣра, изображеніемъ Благовѣщенія Пресв. Богородицы: Архангелъ Гавріилъ  Пресв. Дѣва вырѣзаны изъ цѣльнаго де­рева, равно какъ и колоны иконостаса, которыя, за исключеніемъ поновленной мѣстной иконы Рождества Пресв. Богородіцы и иконы верхняго яруса, сохранились въ первоначальномъ своемъ видѣ. Отдѣльно отъ церкви въ 1787—89 г. была построена красивая и высокая колокольня, и на ней въ 1793 г. были устроены город­скіе, боевые часы. Замѣчательныя иконы въ Преображенск. храмѣ: 1) икона «Всемилостиваго Спаса Апостольской проповѣди», нахо­дится на западной сторонѣ праваго трапезнаго столба; эта икона, точное воспроизведеніе древней иконы, переданной въ 1874 г. въ Московскій Румянцевскій музей, сдѣланное Осташковскимъ ху­дожникомъ Александромъ Як. Колокольниковымъ; она имѣетъ два арш. 2 вер. въ вышину и 1 ар. 12 вер. въ ширину. Икона эта замѣчательна по сложности и замысловатости своего рисунка и по рѣдкости подобнаго сюжета иконы. Въ верху иконы, по срединѣ, изображено Тріѵпостасное Божество (или «Отчество»). по сторо­намъ — Божія Матерь, Іоаннъ Предтеча и ангелы. Въ срединѣ иконы изображенъ I. Христосъ, какъ мысленное солнце разумныхъ существъ. Отъ Него, какъ отъ солнца, во всѣ стороны идуть 14 лучей, пропорціональнымъ протяженіемъ своимъ образуя около Него правильный кругъ, или ореолъ; въ каждомъ изъ нихъ по­мѣщены какія-либо изображенія: въ оконечности луча, идущаго отъ главы I. Христа, изображено распятіе Спасителя съ предстоя­щими на правой сторонѣ 6 апостолами, коимъ I. Христосъ препо­даетъ пречистую Свою кровь, а на лѣвой — тоже 6 апостоловъ, которымъ Спаситель преподаетъ Свое тѣло (въ старину принято было изображать тайную вечерю — литургическимъ, а не истори­ческимъ пріемомъ); въ 12 лучахъ изображены проповѣдь и стра­данія 12 апостоловъ; по сторонамъ этихъ изображеній написано на правой сторонѣ — видѣніе Іаковомъ лѣствицы, а на лѣвой — видѣніе Іезекіилемъ затворенныхъ вратъ. Въ оконечности луча идущаго отъ, ногъ Спасителя, изображенъ св. ап. Петръ стоящимъ на двухъ поло­винкахъ вратъ, съ надписью: «Глаголы живота вѣчнаго имаши, и мы вѣровахомъ и познахомъ, яко Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго». Нижнюю часть иконы занимаютъ 40 клеймъ, въ которыхъ изображены проповѣди 70 апостоловъ (подлинная икона апост. проповѣди пере­шла въ Преобр. церковь изъ Ниловой пустыни при покупкѣ для Преобр. церкви двухъ иконостасовъ въ 1762 г. изъ бывшихъ въ монастырѣ трапезной и больничной церквей. По описи Ниловой пустыни эта икона упоминается въ 1663 г. и, вѣроятно, была написана монастырскимъ иконописцемъ Афанасіемъ Ив. Поповымъ). 2) Икона преп. Нила — изъ Ниловой пустыни стариннаго письма (ХVІI в.); на иконѣ изображенъ прежде еще существов. Богоявл. соборъ съ придѣлами св. Ап. и Еванг. Іоанна Богослова и блаж. Василія Московскаго чудотворца; 3) икона пр. Исаакія Кіевопе­черскаго, съ частицею мощей, пожертвованная Торопец. купцомъ Абакановымъ (длина 1 ар. 12 вер., ширина 1 ар. 4 вер.). Преп. Исаакій изображенъ стоящимъ и молящимся предъ иконою Пресв. Троицы; около него изображенъ Кіев. лавр. соборн. храмъ и нѣко­торыя изъ событій его жизни. Написана въ г. Торопцѣ въ 1762 г. 31 окт. (Изъ Лѣтописи, составленной протоіер. I. Киркирскимъ).

Мая, 26. Вторникъ. Литургію Высокопреосвященный Димитрій совершилъ въ Осташковскомъ Богородицкомъ мужскомъ монастырѣ, въ сослуженіи настоятеля обители іеромонаха Іоны, который, на основ. опредѣленія Св. Синода отъ 3—9 апр. 1898 г., былъ возведенъ въ санъ игумена, священниковъ — погоста Стержи, Осташк. уѣзда. I. Голикова, Преображенской церкви г. Осташкова П. Пѣнкина, іеромонаховъ - Алексія и Парфенія; во время малаго входа свящ. I. Голиковъ былъ награжденъ скуфьей, а свящ. П. Пѣнкинъ набедренникомъ; во время чтенія часовъ былъ посвященъ въ стихарь псаломщикъ с. Ботова, Осташк. уѣзда, С. Лебе­девъ; на литургіи былъ рукоположенъ въ іеродіакона монахъ Ни­ловой пустыни Нифонтъ. По окончаніи литургіи, при врученіи игумену Іонѣ игуменскаго жезла, преосвященный произнесъ па­стырск. поученіе ему, какъ настоятелю съ братіей обители.

Въ три часа пополудни Высокопреосвященный Димитрій изъ г. Осташкова прибылъ на пароходѣ «Нилова пустынь» въ Нило­ву пустынь, гдѣ у пристани былъ встрѣченъ настоятелемъ оби­тели, архимандритомъ Пахоміемъ съ братіею монастыря и съ крестнымъ ходомъ вступилъ въ Богоявленскій соборъ обители. Послѣ обычной встрѣчи, совершена была малая вечерня, по оконча­ніи которой Высокопреосвященный прочелъ предъ мощами пр. Нила колѣнопреклонную молитву, послѣ коей, при пѣніи тропаря, рака преподобнаго съ его нетлѣнными мощами, была вынесена на средину храма и, по установленіи мощей на возвышеніи подъ балдахиномъ, начато было молебствіе пр. Нилу. — Послѣ 6-й пѣсни Высокопреосвященнымъ былъ прочитанъ акафистъ пр. Нилу; мо­лебенъ законченъ былъ обычными многолѣтіями, а послѣ молебна было прочтено малое повечеріе; въ служеніи молебна участвовали: настоятель обители, архимандритъ Пахомій, игуменъ Аркадій и всѣ іеромонахи Ниловой пустыни, а также болѣе' 40 священниковъ, прибывшихъ въ обитель изъ окрестныхъ селеній и г. Осташкова.

Въ 6 часовъ въ томъ же Богоявленскомъ, соборѣ было со­вершено всенощное бдѣніе, окончившееся въ 11 час. ночи.. На литію и поліелей выходилъ Высокопреосвященный со всѣми тѣми, кои участвовали и въ совершеніи молебна. По 1-й кафизмѣ свящ. Раевскій прочелъ житіе преп. Нила.

27 Мая. Среда. Обрѣтеніе мощей преп. отца нашего Нила, Столобенскаго чудотворца. Съ 8 час. въ Богоявленскомъ соборѣ Ниловой пустыни, въ которой почиваютъ мощи пр. Нила, начато Богослуженіе. По прочтеніи часовъ, Высокопреосвященный Димитрій съ многочисленнымъ сонмомъ священнослужителей, при громадномъ стеченіи богомольцевъ, изъ монаст. соборнаго храма вышелъ для встрѣчи крестнаго хода, прибывшаго на пароходѣ изъ г. Осташкова. Въ 9 час. въ томъ же соборѣ совершена была ли­тургія Высокопреосвященнымъ, въ сослуженіи настоятеля Ниловой пустыни архимандрита Пахомія, настоятеля Богородицкаго Осташковокаго Житеннаго монаст. игумен. Іоны, игумена (живущаго на покоѣ въ Ниловой пустыни) Аркадія, прот. Троицкаго собора г. Осташкова Н. Аниханова, прот. Преображенской ц. г. Осташкова I. Киркирскаго, свящ. с Спасъ-Переволокъ Осташк. у. П. Воскре­сенскаго, Начальника Ново-Соловецк. пустыни («Божье дѣло») іером. Ардаліона, Воскресен. Осташк. ц. священ. — П. Ильинскаго, I. Боброва, свящ. с. Старыхъ Елецъ, Осташк. у., М. Олимпіева, іеромонаховъ - Ниловой пуст. Филимона. Сергія, Нила, — іеромонаха Житеннаго монаст. Парфенія, священниковъ — А. Модестова, И. Иль­инскаго, П. Раевскаго (живущ. въ Ниловой пуст.) и др.

На маломъ входѣ были награждены скуфьей свящ. М. Олимпіевъ и набедренниками іеромонахи — Парфеній и Филимонъ, свя­щенники — А. Модестовъ и И. Ильинскій. На литургіи былъ руко­положенъ въ іеродіак. монахъ Ниловой пуст. Антоній. Проповѣдь была произнесена Высокопреосвященнымъ. Послѣ литургіи на монастыр. площадкѣ предъ Богоявлен. соборомъ было отправлено освя­щеніе воды, а затѣмъ — совершенъ былъ крестный ходъ вокругъ монастыря, съ обнесеніемъ св. мощей; во время крестн. хода были отправлены молебны Пресвятой Троицѣ, Божіей Матери и преп. Нилу, съ прочтеніемъ акафистовъ противъ западн. стороны оби­тели Пресв. Троицѣ, на южной сторонѣ — Божіей Матери (въ честь Владимірской-Селигерской иконы Ея, празднованіе которой отправляется въ Ниловой пустыни 26 Мая ради чудотворной Владим. иконы Божiей Матери, бывшей келейной у преп. Нила), против восточной стороны обители — у пристани близъ св. воротъ преп. Нилу; здѣсь же предъ мощами преп. Нилу было прочтено Еван­геліе (Матф. зач. 43), на каждой сторонѣ обители было осѣ­неніе крестомъ*и окропленіе св. водой; по внесеніи мощей преп. Нила и по поставленіи оныхъ на обычном местѣ — близъ; иконо­стаса главн. храма (Богоявлен.) на правой сторонѣ, была прочи­тана колѣнопреклоненно молитва пр.|Нилу и молебствіе было за­кончено обычными многолѣтіями. (Богослуженіе литургіи съ крестнымъ ходомъ вокругъ обители окончилось около 3 час. по полудни). Затѣмъ, Высокопреосвященный въ мантіи, со всѣми священнослужащими, братіею монастыря и почетными богомольцами, въ преднесеніи иконы’пр. Нила и Богородичн. просфоры, отправился на монастырскую трапезу, во время коей іеродіакономъ Ни­фонтомъ было прочитано житіе пр. Нила.  По окончаніи трапезы по монастыр. обычаю было возношеніе панагіи (Богородичн. про­сфоры), при чемъ всѣ, присутвовавшіе'въ трапезѣ прикладыва­лись къ иконѣ пр. Нила и отъ Высокопреосвященного получали частицу Богород. просфоры (панагіи); затѣмъ Высокопреосвященный въ маломъ, облаченіи провожалъ изъ соборн. храма обители, при молебномъ пѣніи пр. Нилу, до пристани крестный ходъ изъ храмовъ и монастырей г. Осташкова, каковый крестный ходъ и возвратился въ 5 час. по полудни на пароходѣ (по озеру Селигеру) въ городъ (Осташковъ).

Въ 6 часовъ въ церкви пр. Нила — при архіерейск. покояхъ была отправлена всенощная, а по окончаніи оной Высокопреосвя­щеннымъ въ сослуженіи архимандрита Пахомія, игумена Аркадія, 3-хъ іеромонаховъ и свящ.‘Н. Раевского, была совершена пани­хида, по бывшимъ въ Ниловой пуст. настоятелямъ, во главѣ ко­ихъ поминался мѣстночтимый архіеписк. Тобольскій и Сибирскій Нектарій, погребенный въ обители. Послѣ всенощной, Высокопре­освященный, въ сопровожденіи настоятеля обители, посѣтилъ ц.-приход. монастыр. школу и испытывалъ обучающихся въ ней въ знаніи молитвъ и Закона Божія и — раздавалъ нѣкоторымъ изъ нихъ Евангеліе (на русскомъ языкѣ въ маломъ форматѣ).

Мая 28. Четвергъ. Высокопреосвященный Димитрій въ 8 час. утра отбывъ изъ Ниловой пустыни въ г. Осташковъ и совершилъ литургію въ Вознесенскомъ храмѣ Осташковскаго Зна­менскаго дѣвичьяго монастыря, въ сослуженіи соборнаго протоіе­рея Н. Аниханова, монастыр. свящ. I. Дюкова, Г. Постникова и А. Волкова, который на маломъ входѣ былъ награждёнъ набедренникомъ. Проповѣдь была произнесена Высокопреосвященнымъ (о почитаніи св. иконъ).

28-го мая. послѣ служенія въ Знаменскомъ Осташковскомъ монастырѣ, Высокопреосвященный Димитрій отправился въ Ново-Соловецкую пустынь, болѣе извѣстную подъ названіемъ «Божіе дѣло». Эта пустынь находится близъ г. Осташкова, въ 30 верст. къ западу отъ г. Осташкова и въ 35 верст. отъ Ниловой пуст., на островѣ озера Вселукъ, съ западной стороны коего протекаетъ рѣка Волга. Эта пустынь, вслѣдствіе того, что расположена вдали отъ селеній (ближайшая къ ней дер. Горки (?) находится въ 6—7 верстахъ), и что плаваніе по бурному Вселуцкому озеру небезопасно, малодоступна, и въ ней почти не бываетъ посѣтителей-богомольцевъ. Пустынь долгое время не была посѣщаема архипастырями г. Твери, не смотря на то, что они почти каждогодно посѣщали г. Осташковъ и Нилову пустынь. Въ памяти гражданъ Осташкова и у обитателей пустыни сохранилось преданіе о посѣщеніи Ново-Соловецкой обители только однимъ Тверскимъ Преосвященнымъ (Григоріемъ 1831—1848). Пустынь, по главному храму, называется Покровскою, а по придѣлу, посвященному Соловецкимъ преподобнымъ Зосимѣ и Савватію — Ново-Соловецкою. Божіимъ же дѣломъ эта пустынь названа потому, что основатель ея Іоаннъ, въ монашествѣ Іоиль, задавшись мыслію устроить на пустынномъ, уединен­номъ островѣ монастырь, собирая добровольныя пожертвованія, по­стоянно говорилъ: «подайте, пожертвуйте на Божіе Дѣло». Осно­ваніе Ново-Соловецкой пустыни относится къ началу XVIII стол. (у Звѣринскаго сказано, что она основана въ 1701 г.). Основа­телемъ ея былъ монахъ Іоиль, постриженникъ Успенской Могилев. пустыни (Новоторж. уѣзда); онъ скончался въ 1740 г. и передъ смертью принялъ схиму съ именемъ Іоны. Тѣло его погребено въ монастырскомъ храмѣ, въ трапезѣ, близъ придѣла преподобныхъ Зосимы и Савватія; надъ мѣстомъ его погребенія сдѣлано каменное, въ видѣ продолговатаго четыреугольника, надгробіе, и здѣсь же находятся его поясной портретъ и краткое описаніе обители (писанное на двухъ листахъ), вложенное въ рамку. Пустынь эта, по малочисленности братіи, — такъ какъ не было желавшихъ жить на пустынномъ ма­ломъ (не болѣе 5 десятинъ) островѣ, — и по отсутствію средствъ къ ея содержанію, въ 1764 году была упразднена; въ виду же того, что обратить ее въ приходскую церковь было невозможно, частію за отдаленностію окрестныхъ деревень, а частію за недо­статкомъ земли для надѣла причту, — монастырскій храмъ и другія строенія стали постепенно клониться къ упадку. Такое печальное положеніе св. обители побудило одну крестьянку изъ ближайшей деревни — Ксенію поселиться на Вселуцкомъ островѣ для охраненія церкви. У ней впослѣдствіи явилось желаніе возста­новить монастырь; она собирала денежныя пожертвованія къ под­держанію св. обители и достигла своей благой цѣли. Вселуцкая пустынь снова была возстановлена въ 1772 г. и была приписана къ Ниловой пустынѣ. Въ Ново-Соловецкой пустынѣ одинъ храмъ каменный, трехпрестольный: главный престолъ посвященъ въ честь Пр. Троицы, а придѣлы въ трапезной — правый въ честь Покрова Пр. Богородицы, а лѣвый — за капитальною стѣною, при­строенный къ трапезѣ главнаго храма, — посвященъ пр. Зосимѣ и Савватію, Соловецкимъ чудотворцамъ. Въ этомъ придѣлѣ нахо­дится особенно чтимая икона этихъ угодниковъ Божіихъ, съ ча­стицею ихъ мощей; икона эта была пожертвована въ обитель по­мѣщикомъ Ельчаниновымъ. Кромѣ этой иконы, свято чтится икона Тихвинской Божіей Матери; обѣ иконы въ серебряныхъ ризахъ; сіи свя­тыя иконы нерѣдко берутъ въ ближайшія села и деревни, распо­ложенныя вокругъ Вселуцкаго озера, для служенія молебновъ. Въ этой пустынѣ довольно иконъ, замѣчательныхъ по своей древности (какъ-то: Донской Богоматери), и нѣсколько иконъ хорошей но­вой живописи, изъ каковыхъ замѣчательны двѣ: одна, изображаю­щая соборъ Кіево-Печерскихъ преподобныхъ, другая — также многоличная (съ изображеніемъ св. Василія Великаго, св. великомуч. Димитрія, Іоанна Златоуста, св. великомуч. Варвары и др.), вѣ­роятно, пожертвованныя кѣмъ-либо изъ землевладѣльцевъ. Прежде существующаго нынѣ храма въ Ново-Соловецкой пустынѣ была деревянная церковь въ честь Покрова Пр. Богородицы. Въ этой обители довольно значительная библіотека; есть свято-отеческія творенія на славянскомъ языкѣ, рукописи, сборники (двѣ огромныхъ книги). Въ одной изъ нихъ какой-то пустынный труженикъ вписы­валъ, что могъ найти въ обители; въ этой книгѣ есть статьи по философіи, богословію, церковной исторіи, нѣсколько разъ перепи­саны святцы, алфавиты святыхъ и т. дал.; въ другой — вписаны ноты, кажется, изъ обиходовъ и ирмологія. Есть рукописное житіе преп. Ефрема (Новоторжскаго). — Замѣчателенъ старинный, боль­шого формата рукописный синодикъ. — На пути изъ г. Осташкова въ Новосоловецкую пустынь Преосвященнымъ была посѣщена церковь с. Глубокаго во 2 Осташк. благоч. округѣ. Церковь этого села, расположенная на возвышенномъ мѣстѣ, замѣчательна своею старинною архитектурою; она построена въ 1703 году, но еще довольно крѣпка; храмъ посвященъ св. архистр. Божію Михаилу; вокругъ церкви - галлерея, подъ церковью кладовыя; въ ней ико­ностасъ старинный: довольно иконъ древняго письма; замѣчательны двѣ деревянныя выносныя иконы (хоругви).

Утромъ 29 мая въ 5 часовъ Высокопреосвященный отпра­вился по озеру къ селу Ширкову. Въ этомъ, селѣ особенно за­мѣчательна деревянная старинная церковь, посвященная рождеству св. Іоанна Предтечи; построена въ 1697 г., по благословенію па­тріарха Адріана. Иконостасъ, какъ видно изъ надписи (на 3-мъ ярусѣ онаго), устроенъ М.I. Панафидинымъ. Иконы въ немъ за­мѣчательны по своему письму; кромѣ иконостасныхъ образовъ, иконъ стариннаго письма довольно и въ самой церкви. Церковь по­строена на возвышенномъ берегу озера, что придаетъ особенное величіе этому небольшому, по въ высшей степени оригинальному храму. Нижній этажъ устроенъ на высокомъ подвалѣ, и вмѣсто фундамента подъ стѣнами церкви большіе камни; вокругъ церк­ви — галлерея, а въ храмѣ — на западной сторонѣ обширные хоры. Въ недальнемъ разстояніи отъ церкви, на низменномъ берегу озера находится часовня надъ источникомъ, вода котораго считается цѣлебною; въ часовнѣ между иконами народомъ особенно чтится икона св. Іоанна Предтечи. Къ этой часовнѣ бываетъ крестный ходъ въ праздникъ св. I. Предтечи (24 іюня).

Мая 29. (Пятница). Предъ отбытіемъ изъ г. Осташкова, Высокопреосвященный посѣтилъ кладбищенскую церковь. Въ цер­ковномъ погостѣ, на западной сторонѣ храма, у памятника прот. В. Успенскаго, извѣстнаго своими археологическими и историче­скими трудами (особенно по г. Осташкову и его уѣзду), была от­правлена панихида по умершимъ гражданамъ г. Осташкова, по­гребеннымъ на городскомъ кладбищѣ. Въ совершеніи панихиды принимало участіе все градское духовенство. При пѣніи «Со свя­тыми упокой», Высокопреосвященный, въ сопровожденіи о. протод. В. Приклонскаго, окадилъ могилы погребенныхъ на кладбищѣ (преимущественно вокругъ храма) и, по окончаніи панихиды, въ сопровожденіи настоятеля Ниловой пустыни и г. исправника, отправился въ гор. Ржевъ.

На пути къ этому городу Высокопреосвященнымъ были по­сѣщены: село Хотошино въ 3 Осташковскомъ благочинническомъ округѣ. Церковь этого села каменная, трехпрестольная, — глав­ный престолъ посвященъ Воздвиженію честнаго креста, — а придѣлы — правый въ честь св. Николая чудотворца, а лѣвый — во имя свв. безсребрениковъ — врачей Космы и Даміана. Расположенная на возвышенномъ мѣстѣ, церковь эта представляется величественною, и по своей архитектурѣ и благолѣпію — одна изѣ лучшихъ въ Осташковскомъ уѣздѣ: внутри стѣны храма украшены свя­щенными изображеніями; не скуденъ этотъ храмъ таковыми изобра­женіями и на наружныхъ стѣнахъ. — Нынѣшній храмъ построенъ въ 1878 г. Изъ церковной лѣтописи видно, что первая церковь въ Хотошинѣ существовала еще въ половинѣ ХVII столѣтія и на­ходилась на другомъ мѣстѣ (за рѣкой оть нынѣшней). Изъ прежде бывшихъ при сей церкви священниковъ особенно замѣча­тельны своею пастырскою дѣятельностью и любовью къ благо­украшенію церкви 1. Разумихинъ и Меншагинъ. Такою же забот­ливостью къ благолѣпію и благоустройству храма отличается и нынѣшній настоятель Хотошинскаго храма, прот. I. Волковъ, состоящій на службѣ съ 1848 г. (первоначально на духовно-учеб­ной, а затѣмъ на епархіальной). Его заботами устрояется камен­ная ограда вокругъ кладбища, содержимаго въ надлежащемъ видѣ. По обозрѣніи храма и церковныхъ документовъ, Высокопреосвя­щенный посѣтилъ домъ о. прот. I. Волкова, состоящаго въ долж­ности благочиннаго 3 Осташковскаго округа.

Ночлегъ на 30 мая Высокопреосвященный имѣлъ въ Селижаровскомъ Спасо-Преображенскомъ мужскомъ монастырѣ. — Этотъ монастырь находится въ посадѣ Селижаровѣ, Осташковскаго уѣзда, въ 44 верстахъ отъ г. Осташкова, въ углу, образуемомъ сліяні­емъ р. Селижаровки съ Волгою; онъ существовалъ еще въ 1504 г., и тогда въ немъ была церковь въ честь Пресвятыя Троицы, и настоятельствовалъ въ немъ игуменъ (Сергій). Полагаютъ, что Селижаровскій монастырь основанъ въ XV столѣтіи однимъ изъ По­лоцкихъ князей, владѣвшихъ окрестными землями. Князь Иванъ Борисовичъ Волоцкій упоминаетъ о немъ въ своей духовной гра­мотѣ, писанной въ 1504 г. (Не онъ ли былъ его основателемъ?) Въ челобитной преп. Іосифа Волоцкаго (въ началѣ XVI вѣкѣ) указывается, что князь Феодоръ Волоцкій ничего не оставилъ въ монастырской казнѣ и пользовался достояніемъ чернецовъ. У Стро­ева (списки іерарховъ и настоятелей, 462 стр.) въ немъ показа­ны слѣдующіе настоятели: игумены — Сергій 1513 г., Афанасій 1518 г., Вассіанъ 1534 г., Феодосій 1551 г., Гурій Рогожинъ въ 1551 г., изъ Іосифова Волоколамскаго монастыря, а 3 февр. 1555 г. хиротонисанъ въ архіепископа Казанскаго; скончался 5 декабря 1563 г., причисленъ къ лику святыхъ 4 октября 1595 г., Левкій 1585 г., Маркъ 1598—1600 г., Тихонъ 1625 г., Леонтій 1634—1651 г., Іосифъ 1652 г. Дорофей 1666 г., Нилъ 1672—1674 г., Евфимій 1674—1681 г., Арсеній 1694 г., Феодосій 1698—1701 г., Антоній 1701—1713 г., Іоакимъ Стру­ковъ 1714; 1716 г. опредѣленъ въ келари Чудова монастыря съ 1721 г. архимандритъ Московскаго Донского монастыря; скончался въ санѣ епископа Воронежскаго въ 1724 г.; Нифонтъ 1717—1726 г., Левъ 1726—1729 г., Паисій, бывшій архимандритомъ Небина монастыря 1729—1730 г., Нифонтъ (вторично) 1730—1733 г., Тихонъ 1733 г., Сергій 1734—1735 г., Іосифъ, жив­шій на покоѣ архимандритъ Гледенскій, опредѣленъ 17 февраля 1736 и настоятельствовалъ по 1743 г.; Никонъ Волосскій (былъ переведенъ изъ Тамбова) 1743—1748 г.; архимандриты — Ни­конъ, переведенный изъ Николо-Малицкаго монастыря (6 августа 1748 г.), Іоасафъ 1750 г., Поликарпъ 1752—1759 г., Іоаннъ 1763—1776 г., Христофоръ игуменъ 1777 г., (переведенъ изъ Старицкаго) до 1787 года, архимандритъ Варлаамъ 1799—1804 г., игуменъ Платонъ опредѣленъ 21 декабря 1824 г., а въ февралѣ 1829 г. переведенъ въ Лужецкій монастырь, Ага­питъ 1838—1840 г., Виталій 1840—1850 г., архим. Макарій 1851—1869 г., архим. Арсеній 1869—1878 г. Съ 1895 г. въ Селижаровскомъ монастырѣ настоятельствуетъ игуменъ Никодимъ. Въ обители сей два храма, оба каменные. Соборъ пятиглавый, престолъ его посвященъ Пресвятой Троицѣ; другая церковь однокупольная, теплая, а въ ней два престола: одинъ во имя свв. ап. Петра и Павла, а другой въ честь Казанскихъ святителей: Гурія, Варсонофія и Германа; время построенія этой церкви неизвѣстно. Монастырскій соборъ построенъ въ 1685 г. Во время посѣщенія Селижаровскаго монастыря въ главномъ храмѣ ремонтировался ико­ностасъ; онъ замѣчателенъ своими старинными иконами очень хо­рошей живописи; въ немъ 6 ярусовъ иконъ.

Мая 30. Суббота. Къ 6 час. утра Высокопреосвященный отбылъ изъ Селижаровскаго Свято-Троицкаго монастыря и на пути къ г. Ржеву посѣтилъ село Дмитровское* что въ Тальцахъ, въ 3 Осташковскомъ благочинническомъ округѣ. Въ этомъ селѣ церковь каменная, трехпрестольная; главный престолъ посвященъ Успе­нію Пресвятыя Богородицы, а придѣлы — въ трапезной теплой, посвящены — правый св. великомуч. Димитрію, а лѣвый — въ честь Казанской иконы Божіей Матери; храмъ этотъ построенъ въ*1808 г.; причтъ двухкомплектный; въ этомъ селѣ — церк.-прих. школа; — дѣти, спрошенныя въ знаніи Закона Божія и молитвъ, отвѣчали удовлетворительно.

Село Коша въ томъ же 3 Осташковскомъ благочинническомъ округѣ. Церковь каменная, трехпрестольная; построена въ 1828 г., а въ 1879 г. значительно распространена усердіемъ церковнаго старосты, Селижаровскаго купца Н.К. Голубева. Главный престолъ посвященъ св. пр. Иліи, — а придѣльные — одинъ въ честь зачатія св. Іоанна Предтечи, а другой — въ честь Казанской иконы Бо­жіей Матери, ради мѣстно чтимой издавна иконы (Казанской Бо­жіей Матери).

Въ г. Ржевъ Высокопреосвященный прибылъ въ 3 часа по­полудни, и подъ 31 мая было отправлено имъ всенощное бдѣніе (съ освященіемъ хлѣбовъ) въ Успенскомъ соборѣ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.