Паспорт игры.
Паспорт игры.
Критерии
| Содержание
| Название игры
| «Мир эмоций»
| Возрастная категория
| 4 -7 лет
| Цель и задачи игры
| Цель: Создание условий для формирования коммуникативных способностей и социальной компетентности, через развитие эмоциональной сферы ребенка
Задачи:
1. Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека.
2. Формировать умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность, побуждать к осмыслению человеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
3. Развивать связную речь, внимание, память.
4. Развивать умение выражать мимикой лица удивление, испуг, радость, грусть, страх, злость, распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию, различать и сравнивать основные эмоциональные состояния, как свои, так и окружающих ребенка людей.
5. Закреплять знание русских народных сказок.
6. Вызывать у детей положительные эмоции.
| Число участников
| От 2 до 10 человек
| Описание игры (игровой материал)
| · пиктограммы «Эмоции»
· отрывки из русских народных сказок
· ситуации
| Правила игры
| Ребёнок достаёт из коробочки пиктограмму, смотрит на неё, детям не показывает. Изображает эмоцию, дети стараются отгадать и назвать.
| Варианты использования
| 1. Воспитатель предлагает детям портреты детей и взрослых с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Мальчик обиделся, потому что…» и находит нужную пиктограмму.
2. Воспитатель читает отрывок из русской народной сказки, дети обсуждают, какие эмоции проявляются у героев в данном эпизоде и находят подходящую пиктограмму.
|
Дополнительный материал
| Все эмоции выражаются на лице человека с помощью бровей, глаз и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется.
Радость
Oщущение счастья, веселье, наслаждение, удовлетворенность, блаженство, гордость, возбуждение, очарованность, удовольствие, эйфория, признание, дружелюбие, доверие, доброта, симпатия, увлеченность, восхищение.
Удивление
Изумление, взволнованность, шок.
| Гнев
Злоба, раздражение, негодование, возмущение, обида, враждебность, досада, нервозность, агрессия.
Отвращение
Презрение, брезгливость, пренебрежение, антипатия, неприязнь.
| Грусть
Oбеспокоенность, безрадостность, сожаление, вина, стыд, одиночество, печаль, отчаяние.
Страх
Тревога, опасение, нервозность, беспокойство, испуг, плохое предчувствие настороженность, сомнение, напряженность, ужас, паника.
|
|
|
|
| Отрывки из русских народных сказок
| Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…» грусть (печаль).
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли» (радость)
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти» (удивление)
Отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»:
Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела, да и говорит: — А где же моя гусочка? Давайте мне за неё девочку!
А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:
— Бери, лиса, девочку!
Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:
— Девочка, пой песни!
А собака в мешке как зарычит!
Лиса испугалась, бросила мешок – да бежать…
Тут собака выскочила из мешка – да за ней! (испуг)
Отрывок из русской народной сказки «Три медведя»:
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
— Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— Кто хлебал в моей чашке? (гнев)
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут: — Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи! (паника) Он хотел ее укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее. (испуг)
Отрывок из русской народной сказки «Царевна лягушка»:
Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.
На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:
— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.
Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил. (печаль, огорчение)
Отрывок из русской народной сказки «Царевна лягушка»:
Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.
Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.
Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые… (удивление)
Отрывок из русской народной сказки «Лиса и заяц»:
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорoгой зайчик, плачет. (обида, огорчение)
Отрывок из русской народной сказки «Снегурушка и лиса»:
Идет лисица:
— Чего ты, Снегурушка, плачешь?
— Как мне, Лиса-олисава, не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули.
— Сойди, я тебя отнесу.
Снегурушка сошла, села на спину к лисице, и та помчалась с нею. Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку.
— Кто там?
Лиса отвечает:
— Я принесла вашу внучку Снегурушку!
— Ах ты наша милая, дорогая Лиса-олисава! Войди к нам в избу. Где нам тебя посадить? Чем нам тебя угостить?
Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать за ее услугу. А потом простились и дали ей на дорогу еще курочку. (радость)
| Ситуации
| «Вкусные конфеты»
Цель: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: у девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
«Прогулка»
Цель: закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).
Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
«Битва»
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.
Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-
- Змея – Горыныча (голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу Змей – повержен.
|
|