Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесари́и Каппадоки́йской.



 

#толкование_юный_теолог

Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесари́и Каппадоки́йской.

ПАРЕМИИ.

1) Первая паремия читается из книги Бытия и посвящена теме обрезанья (Быт 17:1-2, 4-8, 3, 9-12, 14):

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

Эта паремия напоминает о том, что явился Господь Авраму на сотом году жизни и сказал: «Я твой Бог, ходи предо Мной и будь непорочен». Ходить пред Богом — это жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все сердечные движения. Быть непорочным — значит вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара. Тут же в именах этой супружеской четы удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры (у Авраама были дети Агари, Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение). От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства. Для сохранения в роды родов завета с Богом и как обещание исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама. Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в книге Левит (Лев. 26:41) и в Деяниях (Деян. 7:51).

Судя по значению обрезания, как знамения завета с Богом, этот обряд не должен быть отождествляем с подобным обрядом, употреблявшимся у древних египтян, арабов и ефиоплян, и употребляемым доселе у магометанских народов. Ни один из этих народов не был призываем в завет с Богом, и обрезание у Них введено преимущественно для гигиенических целей и в виде соблюдения одной телесной чистоты. Притом, у магометан обрезание совершается не над осмидневным младенцем, как у евреев, а над отроками по 13-му году, а у египтян и арабов в древности оно coвершалось над тринадцатилетними отроками, и потому, вероятно, оно перешло к ним от Измаила, который обрезан был Авраамом в тех же летах (Быт 17:25) У египтян притом обрезываемы были только жрецы и также желающие заниматься тайными науками – Действие обрезания (состоящее в отреза­нии края верхней плоти, покрывающей половой орган) у евреев совершали сначала отцы семейств по примеру Авраама (Быт 17:23), в случае нужды матери (Исх 4:25), позже священники и левиты. Для совершения операции употребляемы были сначала острые каменные ножи (Исх 4:25; Нав 5:2), позже – стальные ножи.

Слов «в осьмый день» (Быт 17:14) – нет в еврейском тексте и прибавление их в греческом переводе и в славянском.

Повествование об установлении обрезания читается в праздник Обрезания Господня для того, чтобы видно было, что Господом Иисусом Христом, пришедшим не разорить, а исполнить закон ветхозаветный, в точности исполнен был и закон обрезания, и что вместе с тем принято Им на Себя обязательство верности завету с Богом, которое возлага­лось на каждого обрезанного, и которое мог исполнить в совершенстве только Он – Господь Иисус, чем за всех удовлетворил требованиям правды Божией.

В слове Божием нередко предлагаются увещания евреям «обрезать крайнюю плоть сердца» (Втор 10:16), или обличаются «необрезанные сердца и уши» (Лев. 26:41; Деян 7:51). Этими метафоричес­кими выражениями давалось знать евреям, что они не должны гордиться преимуществом своим пред другими народами по внешнему освящению своему, по внешнему знаку своего завета с Богом, а должны, соответственно внешнему освящению, заботиться о внутреннем освяще­нии, о святости в мыслях и о душевной преданности Богу. Апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наруж­ности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (Рим 2:28-29). Тот же апостол называет «Нерукотворенным обрезанием» христианское крещение (Кол 2:11–12), потому что чрез крещение человек вступает в Новый Завет с Богом подобно тому, как обрезание вводило человека в Завет Ветхий.

 

2) Вторая паремия читается из книги Притчей и говорит нам о предвечности Христа, прообразом Которого в Ветхом Завете была – Премудрость. Данная паремия хоть и косвенно, но связана с праздником Обрезанья Господня (Притч. 8:22-30):

«22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. 24. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. 25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. 27. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28. когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29. когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30. тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время».

В этой паримии Божественная Премудрость изображает себя, как личное существо, бытие которого предвечно и предшествует началу бытия мира, и которое участвовало в творении мира.

Не без основания древние отцы и учители Церкви под этою предвечною и миротворящею Премудростию разумели ипостасную Премудрость, второе Лицо Святой Троицы, отождествляя понятие о ней с понятием Слова, которое, по учению Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог, чрез Которое «все произошло, и без Которого не начало́ быть ничто, что́ произошло» (Ин. 1:1-3). Сына Божия представляет орудною причиною творений, когда говорится, что чрез Него Бог сотворил веки (Евр. 1:2), т.е. все, что́ существует во времени. Началом создания Божия называется Сын Божий также в Апокалипсисе (Апок. 3:14).

Рассмотренная паримия читается в праздник Обрезания Господня затем, чтобы видно было для всякого, что приявший обрезание осьмидневный Младенец Господь Иисус есть предвечно от Отца рожденный Сын Божий, что осьмидневный по Матери, Он безначален по Отцу, что, вступив в завет с Богом посредством обрезания, Он предвечно имел по Своему Божеству общение с Ним, как Единородный Его Сын. С этою же целию – утвердить в нас мысль о безначальности Христа по Божеству, хотя по человечеству Он приял начало от земной Матери, та же паримия читается в праздник Благовещения, – в праздник зачатия Христова по плоти от Приснодевы Марии. Но для чего в оба праздника проводится эта мысль? Для того, чтобы мы научились благоговейно чтить и вседушевно любить Того, Кто из любви к нам, будучи Богом, уничижил Себя до восприятия нашего естества, Кто, будучи безначальным, нас ради человек и нашего ради спасения сделался младенцем.

 

3) Третья паремия говорит о блаженной участи праведных по смерти и относится не к празднику «Обре́зание Господне», а памяти святителя Василия Великого (Притч. 10:31-11:12):

«31. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. 32. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.

1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. 2. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. 3. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. 4. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. 5. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. 6. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. 7. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. 8. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. 9. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. 10. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. 11. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. 12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит».

Данная паримия из книги Притчей Соломоновых, читаемая в пятницу 3-й седмицы Великого поста, читается также в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов, – вероятно по применению к тем и другим слов, сказанных в сей паримии (Притч 11:7) о блаженной участи праведных по смерти: «скончавшуся мужу праведну не погибнет надежда». Церковь осуществление этой надежды, – надежды на блаженное общение с Богом в вечности, – видит в тех, в дни празднования которым читается рассматриваемая Паримия.

 

Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии // https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.