Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проверочная работа на 20 мин.



 

Тема: Развитие эволюционных идей.

ЦЕЛИ:

1. Учебные:

· Рассмотреть теоретические основы эволюционного процесса

· Сформировать представление о роли Ч.Дарвина в биологии

· Познакомиться с жизнью и творческой деятельностью К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч.Дарвина.

· Рассмотреть основные положения теории Ч. Дарвина

2. Развивающие

· Формировать умение выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект

· Развивать умение проблемно мыслить

3. Воспитательные:

· Воспитывать дисциплинированность и исполнительность

Межпредметные связи: история, география

Внутрипредметные связи: темы раздела.

Проверочная работа на 20 мин.

1. Охарактеризовать и доказать на примерах

I модификационную изменчивость II генотипическую изменчивость

2. Раскрыть понятия:

I сорт, гетерозис, селекция, отбор, чистая линия

II порода, полиплоидия, изменчивость, аутбридинг, гибридизация.

ПЛАН:

1. Развитие эволюционных идей с древности до н.вр.

2. Теория К.Линнея, Ж.Б. Ламарка. Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

3. Жизнь и деятельность Ч.Дарвина. Основные положения его теории.

 

1.

Гераклит Эфесский (Heracleitos Ephesios) (ок. 550 до н. э., Эфес, ныне Турция — ок. 480 до н. э. же), древнегреческий мыслитель, наряду с Пифагором и Парменидом определивший основы античной и всей европейской философии. Выявляя всестороннюю загадочность знакомого мира мифа, обычая, традиционной мудрости, Гераклит открывает само бытие как загадку, т. е. как начало мыслящего бытия человека. Сын Блосона, уроженец г. Эфеса, одного из форпостов греческой ионийской колонизации. Принадлежа к древнему роду, восходящему к основателю Эфеса Андроклу, обладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Однако Гераклит не только отказался от всех титулов, но отстранился и от участия в политической жизни города, подвергая ее резкой критике. По некоторым свидетельствам, Гераклит был учеником Ксенофана и Гиппаса-пифагорейца, по другим же — не был ничьим учеником, но все «узнал от себя самого». Многочисленные анекдоты о смерти Гераклита основаны на некоторых его изречениях, превратно истолкованных и передаваемых понаслышке.

УчениеВопрос, на который отвечает Гераклит, как все есть одно, или что такое (одно) бытие (множественного) сущего? Самый известный ответ на этот вопрос состоит в тезисе «все течет, ничто не покоится». В существовании многого течет (проистекает, происходит) единое бытие. Быть — значит постоянно становиться, перетекать из формы в форму, обновляться, подобно тому, как та же самая река несет новые и новые воды. Другой метафорой бытия как постоянно происходящего оказывается у Гераклита горение, огонь. Строй самодовлеющего мира («космос») есть «вечноживой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». Единое бытие словно разгорается множеством сущего, но и гаснет в нем, равно как и сущее, разгораясь бытием, гаснет в его единстве: «Под залог огня все вещи, и огонь [под залог] всех вещей». Еще одна метафора того же самого игра: каждый раз новая партия той же самой игры. Становление и постоянство (стояние), множественность существующего и единство бытия совмещаются, когда поток мыслится впадающим в самого себя, возгорание и угасание, начало и конец совпадают. Единое бытие множества, мыслимое как поток, впадающий в самого себя, или горение, гаснущее в меру разгорания, точнее (и загадочней) передается уяснением целого как внутренней взаимосвязи противоположного: бытие (течение) ночи и дня есть взаимооперетекание и внутреннее соприсутствие, жизнь живет противоборством смерти, но этим же «живет» и смерть; взаимны бессмертие бессмертных и смертность смертных; противоборствующее этим самым противоборством прочно сцеплено в единую гармонию существования, которая подобна «гармонии лука и лиры». Мир как противоборство противоположного Гераклит передает образом мира-схватки, мира-сражения («полемос»). «Нужно знать, что сражение всеобще, и тяжба правда, и все становится тяжбой и взаимообязанностью». «Война отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других свободными».

 Этот склад, «слог» подобен тому, как из множества слов слагается единое слово поэмы, космос речи, несущей в себе «образ мира в слове явленный» (Б. Пастернак). Отсюда тема «логоса», имеющая, судя по некоторым фрагментам, особое значение для Гераклита. Сочинение («логос») Гераклита открывалось словами: «Относительно этого логоса сущего всегда непонятливы люди...». Аристотель поясняет на этом примере «темноту» Гераклита: если «всегда» относить к «сущему», речь, кажется, идет о «логосе» самого сущего, если же к «непонятливы», то имеется в виду просто сочинение Гераклита. Но именно эта двусмыслица и важна для Гераклита. Греческое слово «логос» значит «слово», «речь», «сочинение», «отчет», но так же и само подотчетное, «положение вещей», «соотношение сил». «Логос»-слово о целом призвано передать, как все сложено в целостность «логоса»-бытия. «Не мне, а «логосу» внимая, мудро согласиться: все есть одно». «Логос» — это форма, то общее, что позволяет передать склад вещей соответствующим складом речи.

 

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

Все учения пронизывают 4 принципа:

1. наличие материи

2. наличие формы

3. движущая причина

4. цель

Он первый ученый, который вскрывал животных,и создал простейшую систематику: 1) кровяные, 2) бескровные, 3) хаос

Выделил род и вид, но не привязал их к основным систематическим категориям. Дал представление о корреляции органов и специализации, и фуккциях. Впервые заложил основу последовательности развития Это учение: «Лестницы веществ и существ»

Выделил 3 градации души:

1) питающая – растения

2) 2) чувствующая- животные

3) Разумная- человек

ЭМПЕДОКЛ из Агригента (ок. 490 — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель. В гилозоистической натурфилософии Эмпедокла «корни» всего сущего — четыре вечных неизменных первовещества (земля, вода, воздух, огонь), а движущие силы — любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, то распадается. По Эмпедоклу, подобное познается подобным. Образ Эмпедокла получил отражение в мировой литературе (Ф. Гельдерлин).

 

 

Поэма о природе сущего. Считал, что жизнь возникла еще до того как появилось солнце, что образовались животные частями, которые находясь в жидкости соединялись. Наиболее важная идея о приспособленности к выживанию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.