Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГАПО, Ф.328, Оп.1, Д.237 (Л.258 - 260.)



ГАПО, Ф.328, Оп.1, Д.237 (Л.258 - 260.)

(Подборка документов с 1838 г.)

[Путевые заметки]

Святогорскiй монастырь. Его исторiя. Ярмарка. Походъ Иконы.

 Могила А.С. Пушкина. Письмо его къ Чаадаеву. Ночлегъ въ селђ Михайловскомъ.

Выписки из книги «По сђверу России. Путешествiе Его Императорского Высочества Великаго Князя Владимiра Александровича и Великой Княжны Марiи Павловны въ 1884 и въ 1885 гг. Т.II, стр. 116-120. Составитель: К. Случевскiй. – Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Гоппе, 1886.

Передъ станцiоннымъ домомъ въ Новгородкђ ожидали Великаго Князя представители купечества и волостные старшины Опочецкаго уђзда. Здесь же можно было полюбоваться на вольную пожарную команду г.Опочки, прибывшую за 40 вђрстъ для представленiя Великому Князю. Она была выстроена развернутымъ фронтомъ и имђла на первомъ фланге хоръ (и оркестръ), игравший во время прибытя Его Высочества народный гимнъ. Красивое и практичное одђянiе, мђдная шапка (шлем), съ бђлымъ султаномъ веревка черезъ плечо, отчетливое и правильное маневрированiе достойны всякой похвалы. Команда существуетъ около 10 летъ, состоитъ изъ 100 человекъ, старшимъ надъ нею, отличившимся краснымъ султаномъ на мђдной шапкђ, городской нотарiусъ (онъ же).

Въ Новгородкђ оставили шоссе. Только 2 iюня, т.е. после семидневнаго путешествiя на лошадяхъ приближаемся мы снова къ железной дорогђ; нетъ сажаленiя, что такiе длинные переходы, какъ нашъ, по почтовымъ и проселочнымъ путямъ въ наши дни – довольно большая рђдкость.

Часамъ къ 6 вечера повђрхъ густой зелени поросшихъ лђсомъ холмовъ увидели мы куполъ и колокольню Святогорскаго монастыря, гдђ похороненъ А.С. Пушкинъ. До монастыря оставалось ещђ 8 верстъ. Мы сдђлали 22 версты въ полтора часа; въ распутицу можно было проехать семь часовъ.

Нашъ поэтъ, какъ извђстно, родился 26 мая 1799 г. И Великiй Князь поклонился его праху въ самый день его рожденiя.

Святогорскiй монастырь, находящiйся въ 108 верстахъ отъ Пскова, возведенъ только во второй половинђ XVI века на такъ называемыхъ Синичьихъ горахъ, и известенъ всей Россiи, потому что приютилъ останки А.С. Пушкина. Въ 1547 году (?) [1567г.] св. Тимофей юродивый [узрел] тутъ видђнiе иконы Пресвятой Богородицы и неизвестно откуда изшедшiй голосъ призывалъ его на это же самое мђсто по прошествiи 6 лђтъ.

Юродивый дђйствительно явился и увидђлъ другую икону Одигитрiи. Объ этомъ пошла молва, появились странники и странички.

Псковскiй наместникъ, князь Токмаковъ, донесъ Государю. Присланы были слђдователи и повелђно было устроить монастырь. Дальнейшихъ свђденiй о судьбахъ монастыря нђтъ.

Въ 1780 году истребленъ онъ пожаромъ. Соборная церковь Успенiя Богородицы поставлена, вероятно, въ XVII столетiи. Монастырская ограда имђетъ до 400 саженъ длины.

Статьями монастырскаго дохода являются двђ местныя ярмарки.

Ежегодно изъ монастыря совершается Крестный ходъ. Икона поднимается, какъ здесь привыкли говорить, «въ походъ» въ первое воскресенiе после девятой пятницы по Пасхђ. Её несутъ во весь путь на рукахъ, но преждђ это было картиннђе: Её несли только до Сороти рђки. По ней и по рђкђ Великой Она слђдовала на судахъ до Выбутскихъ пороговъ, затемъ поднималась снова на руки и шествовала на Спасо-Мирожскiй монастырь, въ Псковъ.

По прiезду Его Высочества походъ иконы былъ немного задержанъ. Ровно въ 6 ч. вечера приехалъ Великiй Князь къ монастырю. Обычная многолюдная на этотъ разъ ярмарка была на исходђ, тысяча народа, расположившагося по крутымъ спускамъ Святогорскихъ холмовъ, обильно поросшихъ листвою высокихъ деревьевъ, вдоль крышъ и кр… (?) ледащей у подножiя монастыря, слободы Тоболенецъ, неумолкаемымъ «Ура!» звучало и киданiемъ шапокъ приветствовали Августейшаго Гостя.

 Колокола гудђли неумолчно. Его Высочество, выйдя изъ коляски, приблизился къ монастырскимъ воротамъ. Тутъ, на носилкахъ, готовая къ похлду, обставленная блестящими хоругвями, стояла Икона Богородицы «Одигитрiя» и, передъ Нею, въ полномъ облаченiи, окруженный монашествомъ, архимандритъ Николай. Яркое солнцђ горело на золотђ иконы и ризахъ духовенства. Прослушавъ краткое приветственное слово, приложившись къ Иконђ и осеняя себя крестнымъ знаменiемъ, Его Высочество, по обычаю народному, прошел подъ Нею и направился въ монастырь.

Подъёмъ по лестницђ крутъ и высокъ. Онъ ждетъ все время, подъ навесомъ и, такъ сказать, направляетъ идущего прамо въ церковь.

Отслуживъ молебенъ Великiй Князь посетилъ могилу А.С. Пушкина, находящуюся снаружи церкви со стороны алтаря, надъ самой кручей монастырскаго холма.

Съ оной стороны ея три абсиды церковныя, съ другой – три высокiя липы, а широко кругомъ и далеко внизу – всюду одинъ изъ типичнейшихъ и красивейшихъ сельскихъ видовъ нашихъ.

Панихида по рабе Божiемъ Александрђ, пропетая вскорђ соборно въ присутствiи Великаго Князя и многихъ тысячъ непокрытыхъ головъ людскихъ (ярмарка идет еще) въ самый день рожденiя Поэта была величественна. (Л. 259)

А.С. Пушкинъ, какъ извђстно, за годъ до своей смерти приготовилъ себе могилу въ монастырђ. Когда-то заказывалъ онъ въ … монастырђ обђдню и панихиду по боляринђ Георгiи – это значило по лордђ Байронђ (!?) Инокамъ, конечно, и въ умъ не приходило, что они молятся за упокой души человека, не осебенно то ихъ долюбливавшего, но тотъ, кто будетъ объяснять себе эту панихиду кощунствомъ со стороны А.С.Пушкина, тотъ будетъ далекъ отъ истины. Пушкинъ, несомненно, молился, какъ молился и Байронъ, потому что, въ конце концовъ, безъ молитвы все-таки нельзя.

Дђлать какую-либо характеристику Пушкина въ Путевомъ очеркђ не имђло бы значенiя. Основательные труды новейшихъ изследователей хорошо извђстны, всђхъ еще болђе известенъ самъ Пушкинъ. Но нельзя было не вспомнить присутствiя только что при описанной панихидђ одного чрезвычайно характернаго письма Пушкина, замеченнаго читающей публикой менђе, чемъ бы слђдовало. Письмо это писано было къ П.Я.Чаадаеву въ 1836 году по поводу его «Филосовскихъ писемъ и [опубликовано] въ 1884 году въ «Русскомъ архивђ». Оно – призывъ и лозунгъ, оставленные Пушкинымъ русскому человеку..

Вы говорите, пишутъ  [….?] чемъ Пушкинъ, что они, т.е. русскiе, избрали христiанство изъ [нечистого] источника. Что Византiя была достойна презренiя и презирала и т.п. Но другъ мой, разве Самъ Христосъ не родился [чудомъ] въ Иерусалимђ [?], разве не былъ притчею во языцехъ? Разве Евангелiе отъ этого менђе дивно? Русское духовенство никогда не оскверняло себя мерзостями папства. Что же касается нашего «исторического ничтожества», - говорит Пушкин, - я положительно не могу с Вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удђльные войны, ведь это та же жизнь кипучей отваги и безцђльной и недозрђлой дђятельности, которая характеризуетъ молодость всехъ народовъ. Вторженiе татарътесть печальное и великое зрелище. Пробужденiе Россiи, развитiе ея могущества хоть къ единству (русскому, конечно, единству), оба Ивана, … величественная драма, начавшаяся въ Угличђ и окончившаяся въ Ипатьевомъ монастырђ, какъ неужели это не исторiя, а только бледный и полузабытый сонъ? А Петр I Великiй, который одинъ – целая Всемiрная исторiя!? А Екатерина IIпоставившая Россiю на порогъ Европы? А Александръ, который провелъ насъ въ Парижъ и, положа руку на сердцђ, развђ Вы не находите чего-то величественнаго въ настоящемъ положенiи Россiи, чего-то такого, что должно поразить будущего историка? Клянусь Вамъ честiю, что ни за что на свђтђ не захотелъ бы переменить Отечество, не [искать] другой исторiи, какъ историю нашихъ предковъ, какъ намъ Богъ послалъ».

У насъ много людей, которые не захотятъ понять, что могло быть «величественнаго» въ положенiи Россiи въ 1836 году, при Николае I, и почему имђнно могла оно показаться таковымъ Пушкину, но выписки, только что сдђланныя, это такiе перлы въ славђ Пушкина, которыхъ искренне не доставало для уразуменiя въ нихъ некоторыхъ не совсемъ ясныхъ сторонъ. Человекъ, написавшiй это письмо, несомненно …(неразборчиво) для многихъ, не согласныхъ съ нимъ людей, но зато онъ передался всею силою своею Великаго Генiя, своего горячего сердца подавляющему большинству людей великорусскаго [великоросскаго] «пошиба», того пошиба, который слагалъ и слагаетъ нашу исторiю.

Письмо относится по времени написанiя къ 1836 году, къ периоду, наставшему для него со времени прибытiя его изъ Бессарабiи въ деревню Михайловскую. Но не одно Михайловское, а такъ же соседнђе съ нимъ Тригорское съ милымъ семействомъ Осиповыхъ; посещенiя Языкова и Дельвига, и эта безподобная няня Арина Родiоновна, … и природа, и народъ – все это вмђстђ взятое, вотъ что подняло и утвердило духъ нашего поэта: «Деревня поставила его на ноги, - говоритъ новђйшiй изслђдователь [Незеленовъ], - въ деревнђ прошелъ онъ послђднюю школу – школу Шекспира, памятниковъ русской исторiи и народной поэзiи, въ деревнђ создалъ онъ «Бориса Годунова» и последнiе строки, писанные имъ къ Осиповой въ 1836 году, которые гласятъ: «..не напрасно мне мило только Тригорское..».

Подъезжая къ монастырю вновь отъ дороги мы видђли это Тригорское…

Съ могилы А.С. Пушкина Его Величество прошђлъ въ помещенiя архимандрита, гдђ Ему представилось Опочецкое дворянство. Въ 7 часовъ вечера обђдали мы на холмђ, противолђжащемъ монастырскаму, тутъ былъ раскинутъ шатеръ, видъ отъ этого мђста на зелень, долины, холмы, на монастырь съ его вђковами деревьями превосходный, это безспорно, одинъ изъ живописнейшихъ пейзажей. Его вђнчаютъ главы монастырскихъ церквей, его одухотворяетъ память А.С. Пушкина!

Вечеръ этого, полнаго впечатленiй дня, законченъ былъ въ Михайловскомъ, у Григорiя Александровича Пушкина въ любезной беседђ хозяина и хозяйки. Время къ ночи подходило очень быстро..

Воспоминаниямъ о Пушкинђ  отведено было, конечно, первое мђсто. Заметимъ, что menu сегодняшнего обђда нарисовано было Михайловское временъ Пушкина, хотя домъ, приютившiй насъ на ночлегъ, построенъ только въ шестидесятыхъ годахъ, но нђкоторое сходство въ общемъ расположенiи усадьбы сохранилось: длинный одноэтажный домъ посрђдинђ, съ обђихъ сторонъ его два небольшiе флигеля. Передъ домомъ круглая куртина.

Изъ вещей Пушкина сохранились: кресло, ятаганъ, подаренный ему на Кавказђ графомъ Паскевичемъ, и четырђ биллiардные шара.

Ночь была чрезвычайно ясная, какъ и въ минувшiй день, Великiй Князь привезъ съ собой хорошую погоду.На слђдующее утро, перед отъездомъ изъ Михайловского, послђдовавшимъ въ 9 утра, 27 мая, Его Высочество болђе часа сиделъ съ хозяевами дома и своими спутниками на балконђ. Видъ съ балкона въ ясный день, какъ это было съ ними, очарователенъ. Отъ дома внизъ идетъ ступенями терраса; широкая долина развертывается передъ глазами верстъ на шестнадцать, ея обрамляютъ далекiе, поросшiе лђсомъ холмы; глубоко внизу течетъ по зеленому лугу синяя рђка Сороть. Вправо и влево, совсемъ близко блещетъ по одному озеру.

Говорят, что простой народъ села Михайловского не знаетъ, а зоветъ его Зуево.

Продолженiе слђдуетъ

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.