Конструкт. по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Михалева Анна
Конструкт
организации непосредственно-образовательной деятельности
по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Михалева Анна
Группа: Старшая
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Путешествие по Уралу»
Вид НОД: Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.
Форма НОД: «Путешествие по карте»
Виды деятельности:игровая, конструктивная, познавательно-исследовательская и др.
Учебно-методический комплект:
-Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования
-ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - с
- Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –102с.
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н.С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013 – 199с.
Формы организации: фронтальная, групповая.
Цель:создание условий для формирования представлений о природе Урала, продолжать формировать представления о своей малой Родине.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
| Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
| Развивающие задачи: развивать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя
обогащать словарный запас детей;
расширять кругозор
развивать познавательную активность, память, внимание, воображение наблюдательность, логическое мышление.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира Урала
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к животным, природе и окружающему миру.
Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.
Воспитывать чувство любви к родному краю.
воспитывать культуру общения.
Обучающие задачи: познакомить детей с (местоположение на карте, водоемами, растительным и животным миром; полезными ископаемыми)
| | Планируемый результат:Дети демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность, проявляют самостоятельность в ситуации свободного выбора, дети принимают помощь педагога при планировании деятельности в процессе совместного планирования маршрута путешествия, проявляют умение, высказывают свои мнения, проявляют познавательный интерес, закрепляют уже имеющееся знания, дети проявляют умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы с опорой на помощь педагога. Дети демонстрируют умение слушать собеседников, дети принимают помощь педагога в процессе анализа, совместной деятельности.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о окружающем мире Урала.
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
-принцип активности
-принцип наглядности
-принцип доступности
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения:Словесные (рассказ, объяснение, беседа, повторение, стимулирование занимательным содержанием, проблемная ситуация, ситуация свободного выбора.)
Средства воспитания и обучения: Наглядные (макет карт); мультимедийные (слайды ); литературные (отрывок из стихотворения «Наша Родина» Н. Забилы. ); музыкальные (фонограмма звуков поезда, реки ).
Последовательность деятельности
| Методы
| Содержание деятельности
Педагога
| Деятельность детей
| Планируемый результат
| Выбор пункта назначения
| Организационный момент
Коммуникативная игра «Доброе утро!»
Художественное слово
| (1 слайд)– Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
– Я рада тебя видеть!.. (воспитатель называет имя ребенка, стоящего справа)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Наша Родина» Н. Забилы.
Как велика моя земля, Как широки просторы! Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы. Раскинулась моя страна От севера до юга: Когда в одном краю весна, В другом – снега и вьюга.
-Ребята, а что такое Родина?
(Слайд 2)– Правильно, это страна, в которой мы живём. Она называется Россия. Ребята давайте посмотрим на карту России, посмотрите какая она большая. Но наша страна большая, а есть у каждого человека свой маленький уголок, где он родился и живёт.
– А как называется край, в котором мы живём? (Урал, Уральский край)
Смотрим на карту, находим на карте Урал. (Слайд 3)
- В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.
Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.
– А вам хотелось бы отправиться в путешествие по Уралу?
Хорошо, тогда обратите внимание на свои столы.
Я для вас приготовила маленькие карты, на которых, вы сами будете отмечать наше путешествие.
| Дети внимательно слушают, высказывают свои предположения, участвуют в диалоге.
Рассматривают свои карты.
| Дети демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность.
| Выбор транспортного средства передвижения
| Ситуация свободного выбора
| - А на каком виде транспорта вы бы хотели отправиться в путешествие? (слайд 4)
(картинки с видами транспорта)
- Правильно, поскольку Урал занимает большую площадь на карте России мы с вами отправимся на поезде. (Слайд 5)Дети вы согласны? (Прикрепляем метку поезда к карте) А сейчас повторим правила поведения в транспорте. Как нужно себя вести в транспорте?
| Активно участвуют в обсуждении, выражают свое мнение. Прикрепляют первую метку на свои карты.
| Проявляют самостоятельность в ситуации свободного выбора
| Определение маршрута, прокладывание его на карте (глобусе)
| Упражнение, обьяснение
| (Слайд 6)-Все туристы перед путешествиями прокладывают маршрут на карте. (Обращает внимание детей на карту)
(Слайд 7)- Ребята (воспитатель показывает лист, на котором изображен контур Урала) это контур карты Урал вот именно эту карту мы с вами и украсим сегодня всем тем, чем так знаменит и богат наш край родной – Урал.
-Посмотрите на карту, она условно разделена на разные цвета, как вы думаете почему? А каким цветом обозначены реки на карте? Леса, а они какого цвета? А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом?
- А сейчас мы с вами проложим наш маршрут. Где находимся мы свами? Прежде чем отправится в путешествие, нам нужно определить маршрут
Давайте проложим его на нашей карте.
(маршрут рисуем на карте)
| Дети рассматривают карту, прокладывают маршрут
| Дети принимают помощь педагога при планировании деятельности в процессе совместного планирования маршрута путешествия.
| Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути; что дети знают о пункте назначения
| Беседа, рассуждение
| А как вы думаете, кого и что мы можем встретить в нашем путешествии?
В нашем пути мы узнаем названия водоемов, гор, полезные ископаемые, какие животные и птицы есть на Урале! Ребята подойдите к мольберту, как вы видите здесь тоже висит карта Урала только в отличии от ваших она больше. Предлагаю Вам выбрать метки с изображением того что мы с вами можем повстречать.
( дети называют и приклеивают картинки-метки с конкретными животными, конкретными названиями рек и гор и т.д, но и должны быть лишние метки, например, слон, гора Эльбрус, панда и т.д)
Итак, вы высказали свои предположения, а теперь вы
готовы отправляться? Наш поезд уже ждет на пути.
| Дети высказывают свое предположение ходе диалога
Приклеивают метки на контурную карту
| Проявляют умение, высказывают свои мнения.
| Путешествие. Заполнение участка карты (глобуса) линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками
| Игровой, наглядный, упражнение, художественное слово
| (Слайд 8) - Сейчас мы поиграем в игру «Поезд». Я буду паровоз, а вы – вагончики (затем воспитатель встает впереди детей) Как только паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться вперед. (Воспитатель ведет колонну детей в одном направлении, затем в другом)
(Слайд 9)-Первая остановка «Водоемы» (Воспитатель предлагает детям присесть на места, а затем обращает внимание детей на экран)
(Слайд 10)- Первая и самая длинная река «Урал» Длина реки – 2428 км Она впадает в Каспийское море. По своей длине река занимает 3-е место в Европе.
(Слайд 11)- Следующая по своей длине река это – Печора. Длина реки – 1809 км. Впадает в Баренцево море.
(Слайд 12 -13)-Самые крупные озера Южного Урала – Увильды и Шаблиш. Посмотрите на них какие эти озера? (слушает ответы детей) Да, ребята все верно. Нам с вами пора ехать.
- Следующая станция «Горная» (Слайд 14)
- Наша следующая остановка будет в горах. А теперь я вам хочу рассказать легенду, как образовались уральские горы.
Давным – давно это было. В этих местах жило кочевое племя башкир. Был у них батыр-великан, который носил с глубокими карманами пояс. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и лег пояс через всю землю, от холодного Карского моря на севере, до берегов Каспийского моря на юге». Так образовался Уральский хребет. (Слайд 15)
Итак, самая высокая гора Народная – высочайшая вершина Уральских гор. В литературе нет единого мнения по названию горы, есть два варианта: Нáродная или Нарóдная.
(Слайд 16) Гора Манарага находится в регионе Уральских гор, которая называется «Приполярный Урал». Это один из красивейших районов нашей страны. Туристы и путешественники съезжаются сюда ради великолепных гор и суровой, но такой прекрасной природы. Ее название можно перевести как «Медвежья лапа»
(Слайд 17)-А чем богаты Уральские горы?
Мы с вами продолжим свой путь в глубину гор и познакомимся с полезными ископаемыми.
(Бурый железняк, медь, алюминий, никель, драгоценные камни - малахит, .изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит)
-Прежде чем мы продолжим наш путь, предлагаю немного отдохнуть (воспитатель проводит физминутку)
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
Плечи поднять
-Ну что продолжим наше путешествие?!
Сейчас мы с вами отправляемся дальше и название станции вы узнаете если отгадаете загадку:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Лес) (Слайд 18)
-Значит станция «Лесная» Сейчас мы посмотрим какие животные живут в Уральском лесу. (Слайд 19)Северный олень: только у этого вида самки носят рога так же, как и самцы. Они без проблем передвигаются по снежной поверхности, благодаря широким копытам. Олени обладают превосходным слухом. Но их зрение оставляет желать лучшего. Северные олени питаются грибами, водорослями, птичьими яйцами и морской водой.
(Слайд 20)Песец. Это чудесное животное относиться к лисьему роду, они мелкие и пушистые.
Песцы обладают пушистой белой шерстью, которая надежно защищает их от сильных морозов
(Слайд 21)Медведь. Это самое большое животное одновременно оно является самым не хищным. Любимое лакомство медведя сочные корни трав, молодые стебли растений, ягоды, орехи кедра. Не без удовольствия медведь ест рыбу.
(Слайд 22)Рысь. Эта чудесная северная кошка известна многим. Узнать ее легко по кисточкам на ушках, бакенбардам и небольшому хвосту. Для охоты выбирает темное время суток. Прыжок этого животного в высоту равен росту двух взрослых людей.
(Слайд 23)Соболь. Этот таежный житель отличается от многих животных своей ловкостью и силой. Живет на земле. Передвигается с помощью прыжков.
Теперь обратим наше внимание на птиц.
(Слайд 24)Жаворонок. По соотношению к туловищу голова большая, зато лапки короткие. Окрас: пестрая спина, грудка со светлыми окантовками перьев, светлый живот с темными пятнышками. Певчая птица.
(Слайд 25)Зарянка
Зарянки окрашены сверху в серо-зеленоватый цвет, белое брюшко, рыжий лоб, горло, грудь и бока головы. Птица относительно длинноногая. Певчая птица.
(Слайд 26) Камышовка
Окраска оперения серовато-бурого цвета сверху и бежево-оливкового снизу. Певчая птица.
(Слайд 27)Ласточка
Удлиненное туловище, длинные узкие крылья, хвост с вырезом, слегка приплюснутая голова и короткий клюв. Хвост без вилочки, но с небольшим вырезом. Ноги полностью покрыты белыми перьями и пухом.
(Слайд 28)Ель Хвойное дерево, распространённое во многих регионах России и за её пределами.
(Слайд 29)Сибирский кедр. Растет дерево в темнохвойной тайге. Отличается теневыносливостью и морозостойкостью.
(Слайд 30)Лиственница.
Вот мы и познакомились с природой Урала, узнали какая она особенная, красивая и богатая.
-А нам с вами уже нужно возвращаться! Сейчас мы с вами встанем друг за другом вагончиками и обратно поедем в детский сад. (Слайд 31)
| Дети знакомятся с природой Урала. Заполняют свои карты метками по ходу путешествии.
| Проявляют познавательный интерес, закрепляют уже имеющееся знания
| Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали
| Беседа, обобщение
| -Ребята, вот мы и приехали в детский сад. (Слайд 32) Где мы с вами сегодня путешествовали? Мы путешествовали по Уралу. Что вам больше запомнилось из нашего путешествия? Ребята, помните, вначале мы делали предположение, кого мы можем встретить на Урале?
Предлагаю Вам сравнить свои карты которые вы заполнили во время путешествия метками с картой заполненной перед нашим путешествием.
Были ли верны наши предположения. Все ли у нас совпало? Что или кого мы не встретили?
| Участвуют, проявляют активность, любознательность, участвуют в обсуждении. Дети проявляют умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы с опорой на помощь педагога.
| Дети проявляют умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы с опорой на помощь педагога. Дети демонстрируют умение слушать собеседников.
| Открытость-ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах и семье
| Эмоциональное стимулирование
| - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Возьмите каждый по одному человечку. Посмотрите, на доске прикреплены смайлики: радостный смайлик значит, вам все понравилось, недовольный смайлик значит, что - то понравилось, а что-то нет, грустный смайлик значит, вам ничего не понравилось. Прикрепите ваших человечков под смайликами. -Ребята, вот какое увлекательное путешествие у нас получилось! А куда бы вы еще хотели отправиться путешествовать?
| Участвуют в диалоге, выражают свое эмоциональное состояние
| Дети принимают помощь педагога в процессе анализа, совместной деятельности.
|
Путешествие интересное, но нет ни одной исследовательской деятельности, смысл потерян. Вы им выдали готовы материал…..
Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе.
|