Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первые жители станции Балезино.



Первые жители станции Балезино.

В 2020 году поселок отметит свое 125-летие. 17 июня 1895 года император Николай II подписал указ о строительстве железной дороги Пермь-Вятка-Котлас. И на этой дороге началось строительство станции Балезино. Практически со всей страны на новую станцию приезжали новопоселенцы.

Станция в первые годы существования была небольшой. По переписи 1901 года здесь жили всего 86 человек. В 1929 году насчитывалось 157 жителей. И только с 1931 года станция стала стремительно расти. Став районным центром. Уже в 1938 году в Балезино числилось более 8000 жителей, и станции был присвоен статус рабочего поселка (поселка городского типа).

Кем же были первопоселенцы? Сколько семей было изначально? Какие они носили фамилии? И какова их дальнейшая судьба? На данный момент собраны сведения только о нескольких семьях, хотя установлены все фамилии первых жителей.

Итак. Вокруг вокзала и станционных построек стояли дома начальника станции Петра Дмитриевича Даньшина («дом с пробками») и начальника паровозного депо Хропина (старая линейная милиция). Вокруг построили частные дома семьи Дементьевых, Чирковых, Куимовых, Деветьяровых, Белявиных, Никулиных, Вяткиных, Овсюковых, Вяткиных, Ашихминых, Мошонкиных, Корепановых. В «доходном доме» (с 1932 года в нем размещалась Линейная амбулатория) жили семьи Туковых, Шубиных, Кониных, Майоровых. В 1908 году построены «дома специалистов» (по ул. Короленко, в 1925 году перестроены по «французскому» проекту – с жилыми мезонинами). В них жили инженер Зенцов и техник Вихарев, и 2 станционных жандарма (фамилии не установлены) с семьями.

По другую сторону станционных путей (которых тогда было только пять) стояли дома семей Губиных, Степановых, Швецовых, Черепановых. Эти дома снесли в 1930-е годы, при первом расширении станции. На этом месте теперь «больной путь» и стояночные пути.

Часть рабочих с семьями первоначально жили в окрестных деревнях – Бурино, Извиль, Кожило, Такапи, Уварсем, Шочек. Но постепенно и они переселялись на саму станцию. К 1917 году добавились дома Беспаловых, Столбовых, Фокиных, Гребневых, Воробьевых, Плетневых, Грицаевых, Ворожцовых, Зориных, Чупиных, Махневых, Ведерниковых, Вороновых, Тютиных, Ивановых. В 1918 году добавились семьи Пономаревых и Буровых.

Чем же занимались жители станции? В первую очередь, это работники железной дороги. Так, В.С. Беспалов был машинистом маневрового паровоза, а В.А. Корепанов - кочегаром; Н.И. Майоров, М.Ф. Гребнев, Г.Н. Ведерников – слесари паровозного депо; И.М. Столбов, Г.В. Ворожцов – плотники депо; С.Е. Махнев – жестянщик депо; П.Н. Губин – монтер депо; П.М. Зорин – подмастерье; И.С. Воронов был плотником службы движения. Т.И. Фокин работал монтером электроосвещения. Телеграфистами работали В.Т. Плетнев, К.В. Казанский и И.Д. Грицаев, их помощниками – В.Д. Чирков и В.П. Горский. А.И. Конин – диспетчер станции, Вихарев и Чупин – дежурные по станции. К.Е. Тютин – бригадир грузчиков-угольных бункеровщиков. П.А. Иванов являлся смотрителем зданий службы пути. Старшим конторщиком (делопроизводителем) был В.Г. Зорин.

После 1917 года многие работники станции сменили профессии. Так, Т.Т. Воробьев и М.Д. Мошонкин стали младшими милиционерами станции, а вновь прибывший Я.Н. Пономарев был агентом Уездной Территориальной ЧК. Так же агентом УТЧК стал Г.Г. Шубин. Рабочий Р.Я. Шубин стал председателем станционного совета, секретарем партийной ячейки и начальником станционной народной милиции. В 1920 году его на посту секретаря партячейки сменил Н.И. Майоров.

Их жены все были домохозяйками, в то время для женщин было неприличным работать. После революции большинство женщин стали вести более активную трудовую и общественную деятельность. Так, бывшая домохозяйка Е.А. Конина стала секретарем комсомольской ячейки, а комсомолка Столбова возглавила пионерскую Ячейку станции.

Помимо железнодорожников, на станции жили и другие. В 1917 году появился дом Утемовых (дом священника на углу улиц Кооперативной и Лермонтова). На месте парикмахерской по ул. Кооперативной стоял особняк купца Овсюкова, владельца станционного буфета и нескольких лавок. Купец, по воспоминаниям старожилов, был большим модником, часто ездил к «куаферу» (модному парикмахеру) в уездный город Глазов и Вятку. На каждый день недели у него имелась своя трость.

Особняк купца Никулина стоял на месте торгового комплекса «Райцентр». Причем семья купца жила на 2 этаже, а нижний этаж с 1912 года занимала начальная школа, учителем в которой работала дочь купца, Софья Никулина. Купец родом был из старообрядческой семьи, потому с местными общался мало, но очень много средств тратил на «богоугодные дела» - содержал школу, тратился на медпункт, помогал малоимущим, очень много читал. По большей части на основе его личной библиотеки в 1920-е годы создавалась библиотека Клуба имени Кирова на станции.

В 1914 году, с началом I Мировой войны, резко возрос грузопоток по стальной магистрали, и потребовались дополнительные рабочие руки на вспомогательные работы – грузчики, подсобники, подмастерья. Такие малоквалифицированные работники даже в ведомостях пофамильно не указывались, заработок получали «артельно», то есть сразу на всех и сами делили деньги. И жили они, как могли устроиться, чаще всего снимали угол (или комнату на несколько человек). В музее хранится паспорт одного такого разнорабочего – Антипа «Внебрачного» Кокорина, приехавшего осенью 1914 года из Осинского уезда Пермской губернии.

Дореволюционных документов о жителях станции, даже связанных с профессиональной деятельностью, очень мало. Тем более, «бытовых». Но иногда попадаются интересные факты. Так, в марте 1911 года газета «Вятская речь» опубликовала заметку «Жертвы пинкертоновщины». Как писалось, на станции Зуева с поезда сняли двух гимназистов 3 класса Глазовской гимназии, в том числе некоего Чупина (возможно из семьи жителей станции – статья не уточняет). Начитавшись книжонок о частном детективе Нате Пинкертоне, они захотели «жить в лесу и заниматься разбоем», украв у родителей 250 рублей. В полицейском участке Чупин отпросился в туалет и застрелился из украденного у отца револьвера.

Как же сложились судьбы первопоселенцев и их семей? По разному. В первый раз судьбы людей «перетасовали» потрясения революции и гражданской войны, воторой раз – Великая Отечественная война и послевоенные массовые миграционные процессы.

Начальник станции П.Д. Даньшин сбежал в начале января 1918 года, на его место был выбран инженер Зенцов. Начальник депо Хропин остался работать на прежней должности. Так же станцию покинули и оба жандарма. После закрытия в 1929 году церкви уехал священник Утемов. А его сын, участвовавший в гражданской войне на стороне красных, был артиллеристом бронепоезда «Мститель» и впоследствии вернулся на станцию.

О купце Овсюкове и его потомках ничего неизвестно с конца 1920-х годов. О потомках купца Никулина можно говорить лишь предположительно – в советское время за принадлежность к «кулацко-купеческому отребью» можно было сильно «пострадать». Вероятно, потомком или членом боковой ветви семьи Никулиных может быть Борис Викторович Никулин, ветеран войны, ветеран железной дороги. Впрочем, в годы войны он служил в военной контрразведке, что с подобной «анкетой» было бы невозможно.

Наиболее изучена история семьи Дементьевых. Степан Федорович родом из самарской губернии, приехал на станцию в числе самых первых. Всю жизнь проработал составителем поездов. И все его дети – а было их 1 сын и 5 дочерей - связали жизнь с железной дорогой.

Парасковья – заведующая производством рабочей столовой, после выхода на пенсию в 1945 году уехала к дочерям, которые покинули Балезино еще до войны. Екатерина после окончания Глазовской женской гимназии работала учителем в школе № 13 (сейчас № 5), затем старший товарный кассир, а с 1925 или 1927 года – заведующая библиотекой Клуба им. Кирова. Елена после курсов товарных кассиров осталась жить и работать в Перми. Наталья 10 лет работала телеграфисткой, затем председатель поссовета в годы войны, с 1946 года – билетный кассир, начальник пассажирского вокзала, Почетный гражданин Балезинского района. Ее сын после учебы уехал в Свердловск, где работал машинистом паровоза. Вера до пенсии работала телефонисткой линейного узла связи. Ее дети уехали в Ленинград до войны, были военными железнодорожниками.

Виктор Степанович работал на станции Помощником машиниста и машинистом паровоза. За трудовые заслуги награжден орденом Трудового Красного Знамени. Его дети так же уехали из поселка. Живущие сейчас в поселке Балезино Дементьевы не родственники первопоселенцев, а лишь однофамильцы.

Берестов Иван Кузьмич приехал на станцию из Святогорского уезда.ероссийском съезде железнодорожников в Москве. Работал оператором-механиком систем водоснабжения станции (водокачка, водонапорная башня и водораздаточные краны). В январе 1918 года он создал первый на территории профсоюз, объединив рабочих-железнодорожников. В январе-феврале 1918 года он был делегатом на I Всероссийском съезде железнодорожников в Москве.

До выхода на пенсию он работал на железной дороге, возглавлял профком, был членом парткома станции, удостоен ряда трудовых наград. Его потомки сейчас живут в г. Глазове.

Владимир Демидович Чирков работал помощником телеграфиста, затем телеграфистом станции. 9 ноября 1917 года принял телеграмму о победе Октябрьской революции в Петрограде. Участник гражданской и Великой Отечественной войн, награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу» и другими. Его дочь так же работала на станции телеграфисткой. После выхода на пенсию жила в поселке.

Кочегар паровоза В.А. Корепанов в 1919 году стал кочегаром на бронепоезде «Мститель», участвовал в обороне станции. Когда возникла угроза уничтожения бронепоезда, он под артобстрелом в одиночку (машинист и его помощник сбежали) вывел бронепоезд из под обстрела в Глазов, при этом был ранен. После окончания гражданской войны продолжил работать на станции. Часть его потомков живет за пределами района, но некоторые остались в поселке.

Сын одного из первых жителей, А. Черепанова, Петр тоже работал на железной дороге, стал одним из первых комсомольцев на станции, затем возглавлял ячейку РКСМ, был инициатором строительства Народного дома (Клуба им. Кирова). В нем он на общественных началах руководил оркестром народных инструментов. А его дети разъехались по стране.

Уже после Великой Отечественной, в 1950-е годы из документов исчезают упоминания о фамилиях: Губины, Куимовы, Чупины, Вяткины, Шубины, Конины, Майоровы. Гребневы, Грицаевы, Махневы. Может быть, потомки разъехались, или погибли на фронте, возможно, дочери приняли новые фамилии, по мужьям.

В то же время в эти годы добавились новые фамилии: Мансветовы, Сандер, Петерман, Михалевич, Титовы, Акатьевы, Зыкины и многие другие.

Сейчас уже сложно установить, кто из балезинских Ашихминих или Тютиных, Степановых или Ивановых, является потомками первопоселенцев, или только однофамильцами. По крайней мере, такие данные (кроме вышеперечисленных) в нашем музее отсутствуют.

Может быть, сами потомки ведут свои родословные, или имеют хотя бы отрывочные сведения. К юбилею поселка, в 2020 году музей планирует создать выставку, посвященную первым годам станции-поселка Балезино и его первых жителей. Поэтому просим откликнуться потомков фамилий и людей, упомянутых в статье. Будем вместе восстанавливать историю!

 

 

Кондратьев О.А., хранитель фондов районного музея.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.