|
|||
Явление второеЯвление второе
Те же и Кукушкина .
Кукушкина . Как себя не похвалить! У меня чистота, у меня порядок, у меня все в струне! (Садится.) А это что? (Указывает горничной под диван.) Стеша . Да помилуйте, сил моих не хватает, всю поясницу разломило. Кукушкина . Как ты смеешь, мерзкая, так разговаривать! Ты за то жалованье получаешь. У меня чистота, у меня порядок, у меня по ниточке ходи.
Горничная подметает и уходит.
Юлинька!
Юлинькавстает.
Я с вами хочу говорить. Юлинька . Что вам угодно, маменька? Кукушкина . Вы знаете, сударыня, что у меня ни за мной, ни передо мной ничего нет. Юлинька . Знаю, маменька. Кукушкина . Пора знать, сударыня! доходов у меня нет ниоткуда, одна пенсия. Своди концы с концами, как знаешь. Я себе во всем отказываю. Поворачиваюсь, как вор на ярмарке, а я еще не старая женщина, могу партию найти. Понимаете вы это? Юлинька . Понимаю-с. Кукушкина . Я вам делаю модные платья и разные безделушки, а для себя перекрашиваю да перекраиваю из старого. Не думаете ли вы, что я наряжаю вас для вашего удовольствия, для франтовства? Так ошибаетесь. Все это делается для того, чтобы выдать вас замуж, с рук сбыть. По моему состоянию, я вас могла бы только в ситцевых да в затрапезных платьях водить. Если не хотите или не умеете себе найти жениха, так и будет. Я для вас обрывать да обрезывать себя понапрасну не намерена. Полина . Мы, маменька, давно это слышали. Вы скажите, в чем дело. Кукушкина . Ты молчи! не с тобой говорят. Тебе за глупость Бог счастье дал, так ты и молчи. Как бы не дурак этот Жадов, так бы тебе век горе мыкать, в девках сидеть за твое легкомыслие. Кто из умных-то тебя возьмет? Кому надо? Хвастаться тебе нечем, тут твоего ума ни на волос не было: уж нельзя сказать, что ты его приворожила – сам набежал, сам в петлю лезет, никто его не тянул. А Юлинька девушка умная, должна своим умом себе счастье составить. Позвольте узнать, будет от вашего Белогубова толк или нет? Юлинька . Я, маменька, не знаю. Кукушкина . Кто же знает? Вам известно, сударыня, что я посторонних молодых людей в дом не принимаю. Я принимаю только женихов или тех, которые могут быть женихами. У меня, коли мало-мальски похож на жениха, – милости просим, дом открыт, а как завилял хвостом, так и поворот от ворот. Нам таких не надобно. Я свою репутацию берегу, да и вашу также. Юлинька . Что же, маменька, мне делать? Кукушкина . Делать то, что приказано. Вы помните одно, что вам в девках оставаться нельзя. Вы должны будете в кухне жить. Юлинька . Я, маменька, делала все, что вы приказали. Кукушкина . Что же вы делали? Извольте говорить, я буду слушать вас. Юлинька . Когда он пришел к нам во второй раз, помните, еще вы его насильно привели, я сделала ему глазки. Кукушкина . Ну, а он что? Юлинька . А он как-то странно сжимал губы, облизывался. Мне кажется, он так глуп, что ничего не понял. Нынче всякий гимназист ловчее его. Кукушкина . Уж я там ваших наук не знаю, а вижу, что он почтителен, и есть в нем этакое какое-то приятное искательство к начальству. Значит, он пойдет далеко. Я это сразу поняла. Юлинька . Когда он был у нас в третий раз, помните, в пятницу, я ему стихи читала любовные; он тоже, кажется, ничего не понял. А уж в четвертый раз я ему записку написала. Кукушкина . Что же он? Юлинька . Он пришел и говорит: «Мое сердце никогда от вас не отвращалось, а всегда было, есть и будет».
Полинахохочет.
Кукушкина (грозя ей пальцем) . Что же дальше? Юлинька . Говорит: «Как только получу место столоначальника, так буду у вашей маменьки слезно просить руки вашей». Кукушкина . А скоро он получит? Юлинька . Говорит, что скоро. Кукушкина . Поди, Юлинька, поцелуй меня. (Целует ее.) Выйти замуж, мой друг, для девушки велико дело. Вы это после поймете. Я ведь мать, и мать строгая; с женихом что хочешь делай, я сквозь пальцы буду смотреть, я молчу, мой друг, молчу; а уж с посторонним, нет, шалишь, не позволю! Поди, Юлинька, сядь на свое место.
Юлинька садится.
А выйдете, дети, замуж, вот вам мой совет: мужьям потачки не давайте, так их поминутно и точите, чтоб деньги добывали; а то обленятся, потом сами плакать будете. Много бы надо было наставлений сделать; но вам теперь, девушкам, еще всего сказать нельзя; коли случится что – приезжайте прямо ко мне, у меня всегда для вас прием, никогда запрету нет. Все средства я знаю и всякий совет могу дать, даже и по докторской части. Полина . Маменька, кто-то приехал. Юлинька (взглянув в окно) . Белогубов с каким-то стариком. Кукушкина . Садитесь по местам. Юлинька, спусти немного мантилью с правого плеча.
Юсов и Белогубов входят.
|
|||
|