|
|||
Тема: Употребление в речи глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий).Тема: Употребление в речи глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий). Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотребления часть речи. Ошибки при использовании глагола и его формсвязаны: — с неправильным образованием; — незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм; — несоблюдением чередований в основе глагола; — ненормативным образованием форм повелительного наклонения; — неверным образованием видовых пар глаголов. Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею, так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться). Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. Д. Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыжен, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться, брызгать, которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают. Следует отметить разговорный характер второй формы. В других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызгает) — спрыскивать, окроплять, а брызгать (брызжен) — разлетаться каплями, разбрасывать капли. Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет — следует жжет, бережет, стережен. Использование форм типа обусловливать — обуславливать, подытоживать — подытаживатъ, сосредоточивать — сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с –О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох — сохнул, мок — мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим (следует — бежим, хотим), так как эти глаголы имеют особую систему спряжения, называются разноспрягаемыми. Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехай(те) и едь(те) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму — поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет. Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть — накласть, ложить — положить) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить — разделивать). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить. Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголамитипа ранить, казнить, велеть, женить. В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней. Видовой разнобой (или временной разнобой) можен возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени (следует: как только попадешь...). Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на –щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (следует: имевшие место в 15 веке). Ошибки на залоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загорска, известны во всем мире. Или: несмолкаемые аплодисменты (следует, выпускаемые, несмолкающие). При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну, обычно сохраняют его (мокнуть — мокнувший, липнуть — липнувший, глохнуть — глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть — промокший, прилипнуть — прилипший, оглохнуть — оглохший). В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы — с суффиксом и без суффикса (завянувший — завядший, зачахнувший — зачахший, иссякнувший — иссякший и др.). Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах (следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов (следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда...). Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на –ся. Глаголы на –ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения — страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару (следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане, гуляющие по бульвару). Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах, когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы. При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять — гуляя, остановиться — остановившись, обсуждаться — обсуждаясь. Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др. Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть, также от части глаголов 1 спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать — вяжу, пахать — пашу, плясать — пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи, кроме будучи, употребляются, как правило, в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи. Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах: с суффиксами –в и –вши: написав — написавши, закрыв ~ закрывши, нагнув — нагнувши. В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом –в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза (следует: Он сидел, закрыв глаза). Возможны варианты замерев — замерши, затерев — затерши, стерев — стерши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя (не выведши), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д. В парах положив — положи (похожа руку на сердце), разинув — разиня (слушать разиня рот), скрепив — скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив — сломя (броситься сломя голову), спустив — спустя (работать спустя рукава) ит. П. вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, у хватя и др. Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пища, коля, пляша, ходя, хохоча, чеша и др.
|
|||
|