Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Употребление в речи глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий).



Тема: Употребление в речи глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий).

Образование и использование в речи глагола и гла­гольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотребления часть речи. Ошиб­ки при использовании глагола и его формсвязаны:

— с неправильным образованием;

— незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

— несоблюдением чередований в основе глагола;

— ненормативным образованием форм повелитель­ного наклонения;

— неверным образованием видовых пар глаголов.

Среди русских глаголов есть группа слов, называе­мых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею, так как эти действия обозначают процессы, про­исходящие в неживой природе или в животном и рас­тительном мире, к ним также относятся действия, свя­занные с особенностями функционирования человечес­кого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлечен­ными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чу­дить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерун­дить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описатель­ную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. Д.

Другая группа слов образует так называемые изо­билующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлы­жен, капать, двигать, плескать, рыскать, колы­хаться, брызгать, которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают. Следует отметить разговорный характер второй фор­мы. В других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызга­ет) спрыскивать, окроплять, а брызгать (брыз­жен) — разлетаться каплями, разбрасывать капли.

Несоблюдение чередований в основе глагола свя­зано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет — следует жжет, бережет, стере­жен. Использование форм типа обусловливать — обуславливать, подытоживать — подытаживатъ, сосредото­чивать — сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с –О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Разви­тие науки обусловливает технический прогресс. В кон­це занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох — сохнул, мок — мокнул предпочтение отдается более короткой. Не сле­дует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим (следует — бежим, хотим), так как эти глаголы имеют особую систему спряжения, называются разно­спрягаемыми.

Трудности возникают при образовании форм пове­лительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехай(те) и едь(те) имеют просторечный отте­нок и не должны употребляться в литературном язы­ке. В качестве замены следует использовать форму — поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар гла­гола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть — накласть, ложить — положить) и при образовании несуществующего в си­стеме языка глагола (делить — разделивать). Норма предполагает использование пары класть и поло­жить, делить и разделить, прокладывать и про­ложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глагола­митипа ранить, казнить, велеть, женить. В их ис­пользовании ошибка понимания влечет за собой ошиб­ку говорения и письма, когда носителем языка двуви­довой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) мо­жен возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени (следует: как только по­падешь...). Подобная ошибка случается также с непра­вильным употреблением причастия на –щий со значе­нием будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (следует: имевшие место в 15 веке). Ошибки на залоговый разнобой могут быть связаны с неправиль­ным выбором залога глагола, в том числе залога при­частия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загорска, известны во всем мире. Или: несмолкаемые аплодис­менты (следует, выпускаемые, несмолкающие).

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну, обычно сохраняют его (мокнуть — мокнувший, липнуть — липнувший, глохнуть — глох­нувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть — промокший, прилипнуть — прилипший, оглохнуть — оглохший). В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллель­ные формы — с суффиксом и без суффикса (завянув­ший завядший, зачахнувший — зачахший, иссяк­нувший иссякший и др.).

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреб­лении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах (следует: Воду нельзя зимой оставлять в тру­бах, так как она может замерзнуть). Птицы, приле­тающие с юга и занимающие пустующие гнезда, выси­живают птенцов (следует: Птицы, которые прилета­ют с юга и занимают пустующие гнезда...).

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на –ся.

Глаголы на –ся нельзя употреблять, если у них совпа­дают два значения — страдательное и возвратное: Огур­цы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару (следует: Огурцы моют под стру­ей холодной воды. Горожане, гуляющие по бульвару). Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпо­читают в научных текстах, когда важно акцентиро­вать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных гла­голов совершенного и несовершенного вида, от глаго­лов каждого из трех залогов: действительного, страда­тельного и среднего: гулять — гуляя, остановиться — остановившись, обсуждаться — обсуждаясь. Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др. Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть, также от части глаголов 1 спряжения, образующих ос­нову неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать вяжу, пахать пашу, плясать пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи, кроме будучи, употребляются, как правило, в народно-поэти­ческой речи: глядючи, играючи, думаючи.

Деепричастия совершенного вида с основой на глас­ный могут употребляться в двух формах: с суффиксами –в и –вши: написав — написавши, закрыв ~ закрывши, нагнув — нагнувши. В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом –в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза (следует: Он си­дел, закрыв глаза). Возможны варианты замерев — за­мерши, затерев — затерши, стерев — стерши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя (не вы­ведши), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), проне­ся (не пронесши) и т.д.

В парах положив — положи (похожа руку на сер­дце), разинув — разиня (слушать разиня рот), скре­пив — скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив сломя (броситься сломя голову), спустив — спустя (работать спустя рукава) ит. П. вторые формы уста­рели и сохраняются лишь во фразеологических выра­жениях. Устарелый оттенок наблюдается также в фор­мах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, у хватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пища, коля, пляша, ходя, хохоча, чеша и др.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.