|
|||
ОХРАНА ТРУДА. группа 78 (автомеханик). марта 2020 г.ОХРАНА ТРУДА группа 78 (автомеханик) 23 марта 2020 г. Тема:Основы трудового законодательства о рабочем времени, режиме труда и отдыха. Особенности условий и режима труда на автомобильном транспорте. Рабочее время водителя. Время отдыха водителя. Цель занятия:познакомиться с основами трудового законодательства о рабочем времени, режиме труда и отдыха, особенностями условий и режима труда на автомобильном транспорте. Продолжительность:2 часа
Краткие теоретические сведения: Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей разработано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации и утверждено приказом Минтранса России от 20.08.2004г. №15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» в ред. Приказов Минтранса России от 24.12.2013 N 484,от 13.10.2015 N 299, от 05.06.2017 N 212) . Согласно указанному положению графиками работы (сменности) водителей устанавливается время начала, окончание, продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днём – 7 часов. При суммированном учёте рабочего времени водителем, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Если пребывание водителей в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами, при перевозке крупногабаритных грузов - 8 часов. При суммированном учёте рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более 2 раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учёта времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы. На междугородных перевозках после первых 4 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырёх часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна составлять не менее 42 часов. Санитарно-гигиенические правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей специальных автомобилей. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных или допустимых параметров микроклимата не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем. Оптимальная температура воздуха в кабине автомобиля должна быть от 190 до 250С. Относительная влажность 60-40%. Скорость движения воздуха не более 0,2 м/с. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должна превышать 30С. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 30С. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стёкол кабины. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запылённости и концентрацию углеводородов. Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА, в грузовых не более 70 дБА. Освещённость кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов - не менее 1,2 лк. Необходимо проводить контроль состава отработавших газов автомобилей при проведении ТО-2, после ремонта автомобилей или регулировки системы питания двигателя. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле моющие средства, щётку для мытья рук, полотенце, защитные мази и пасты при контакте с маслами и лакокрасочными материалами. Водители, выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, личной гигиены. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом, засасывать топливо ртом в шланг для переливания ЗАПРЕЩЕНО. Водители, занятые междугородними грузовыми перевозками, при продолжительности рейса более одной смены должны быть обеспечены администрацией: 1. Рейсовыми чемоданами, в комплекс которых должны входить: набор посуды для принятия и приготовления пищи, примус, средства для мытья посуды, термос объёмом не менее 2 литров, фляга для питьевой воды не менее 2 литров. 2. Картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха (гостиниц), пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей, соответствующего рекомендациям данных санитарных правил. Водителям рекомендуется следующий режим питания: Приём пищи должен быть регулярным, промежутки между приёмами пищи не должны превышать 4-5 часов, обязателен приём пищи перед выходом на работу, ужин должен приниматься не менее чем за 2-2,5 часа до сна. Суточная потребность водителей в пище должна определяться на основе данных приведенных в таблице.
При нарушении режима труда и отдыха наступает утомление – состояние, сопровождаемое чувством усталости, снижения работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении качественных и количественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. Наиболее популярной теорией утомления является центрально- нервная теория. Утомление – целостный процесс, в биологической сущности которого существенное значение имеет корковая защитная реакция, проявляющаяся в физиологических механизмах ограничения работоспособности. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. При тяжелом физическом утомлении умственная работоспособность малопродуктивна и наоборот. Эти явления обусловлены иррадиацией торможения из наиболее утомленных центров на соседние. При умственном утомлении отмечены более выраженные функциональные сдвиги со стороны ЦНС: расстройства внимания, ухудшение памяти, мышления, ослабляется точность и координация движений. Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются, и возникает переутомление, при котором отмечается головная боль, чувство тяжести в голове, вялость, рассеянность, снижение внимания, памяти, сна. Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка и др.). Основные и крайне опасные следствия нарушений труда и отдыха, переутомления водителей условно можно разделить на две составляющие. Первая заключается в том, что при утомлении, недостаточной продолжительности сна может существенно замедлиться скорость реакции водителя. В экстремальной ситуации, требующей мгновенного принятия решения и соответствующего реагирования, такое нарушение может привести к серьезным последствиям. Вторым, не менее опасным следствием утомления является ослабление активного внимания у водителя, заторможенность, при этом чрезвычайно велик риск заснуть за рулем. В зависимости от индивидуальных психо-физиологических особенностей засыпанию может предшествовать период выраженной сонливости, когда водитель осознает надвигающуюся опасность и пытается принять соответствующие меры, которые по мнению и опыту водителя ему лучше помогают бороться со сном, и которые, к сожалению, не гарантируют успеха. Значительно страшнее, когда сон охватывает водителя после крайне незначительных предвестниках сонливости и человек не ощущает момента засыпания. Многочисленные попытки создать различные технические средства, которые могли бы препятствовать риску заснуть за рулем, как и народные мудрости водителей (громкая музыка, пение, открытое окно и встречный ветер, семечки, покусывания и похлопывания и т.п.) успеха не гарантируют. Наиболее актуальны эти проблемы для водителей на дальних рейсах, но засыпают за рулем и в городе, при работе в обычной смене «по месту жительства». Известно, что чем лучше дорожные условия, ровнее дорога, тем выше риск заснуть. Очевидно, что вероятность заснуть выше, если накануне работы водитель спал недостаточно либо имеются симптомы общего недомогания. Но при монотонной работе, отсутствии резких раздражителей наступает ослабление концентрации внимания, что в свою очередь провоцирует высокую степень вероятности заснуть за рулем. Как правило, профессиональные водители хорошо знают свои особенности и «слабости» и подавляющее большинство из них понимают, что самый надежный способ не заснуть за рулем – при первых признаках сонливости остановиться и хотя бы немного поспать, сидя в автомобиле. Если такой возможности нет, то необходимо остановиться, выйти из машины, выполнить элементарные физические упражнения, способствующие улучшению и усилению кровотока, снятию общей вялости. Рекомендуется умыться холодной водой. Задание: Изучить особенности условий и режима труда на автомобильном транспорте. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы: 1. Какова продолжительность рабочего времени водителя? 2. Какова продолжительность времени управления автомобилем? 3. Опишите режим питания водителя?
Домашнее задание: Оформить ответы на контрольные вопросы. Список литературы: 1. Кланица, B.C. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие / B.C. Кланица. — М.: Академия, 2012. - 176 с.
Преподаватель - Брыкало А.А., brukalo_aa@mail.ru
|
|||
|