|
|||
Проткова Александра Алексеевна, ОБ-РЛ-12Стр 1 из 2Следующая ⇒ Проткова Александра Алексеевна, ОБ-РЛ-12 Тема: «Общение и/или диалог». 1.Дайте определение понятиям: диалог и общение. Диалог – (греч. dialogos – первоначальное значение - разговор между двумя лицами) – словесный обмен между двумя, тремя и более собеседниками. (Литературная энциклопедия). Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. 2.Информация для размышления. Различают вербальное (словесное) общение и невербальное (несловесное). В структуру невербальных средств включены: · мимика и жесты: характерные позы и движения, располагающие к совместной деятельности, угрожающие, игнорирующие и др.; · пространство и время общения: умение оратора «просчитывать» оптимальное время монолога, диалога (хотя затянутость и излишняя лаконичность могут стать барьером для понимания излагаемой информации); · зрительный контакт – взгляд «глаза в глаза» (установление зрительного контакта, умение смотреть в лицо собеседника - важнейший навык, способствующий эффективной коммуникации; он улучшает качество взаимодействия с людьми, придаёт чувство значимости происходящего). Проблемный вопрос: представьте себе, что Вы используете такой метод, как слово учителя (то есть звучит Ваша речь перед классом). Какими должны быть, на Ваш взгляд, мимика, как учитывать пространство и время общения, зрительный контакт? Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Велика роль мимики, наряду с пантомимикой и жестикуляцией, и при вербально общении педагога с учащимися. Бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д. Речь учителя, помимо эмоциональной выразительности, должна быть задушевной, проникновенной, создавать атмосферу искренности и доверия в общении с учениками. В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание. Имеют значение громкость голоса, его высота, тембр, интонация. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Уменьшение или увеличение дистанции должно быть мотивировано для обучающихся. Учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.
Требования к культуре общения: · соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: умение слушать собеседника; умение задавать вопросы; умение ориентироваться в сложной ситуации общения; · соблюдение культуры речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, ясность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней культуре, духовном богатстве; · правильно обращение (на «ты» или «вы» в зависимости от того, кем приходится собеседник), искренность в общении с человечком, проявление интереса в беседе, терпение, тактичность, дистанция, избежание путаницы во время разговора и правильно подобранная тема беседы.
|
|||
|