Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проткова Александра Алексеевна, ОБ-РЛ-12



Проткова Александра Алексеевна, ОБ-РЛ-12

Тема: «Общение и/или диалог».

1.Дайте определение понятиям: диалог и общение.

Диалог – (греч. dialogos – первоначальное значение - разговор между двумя лицами) – словесный обмен между двумя, тремя и более собеседниками. (Литературная энциклопедия).

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

2.Информация для размышления.

Различают вербальное (словесное) общение и невербальное (несловесное).

В структуру невербальных средств включены:

· мимика и жесты: характерные позы и движения, располагающие к совместной деятельности, угрожающие, игнорирующие и др.;

· пространство и время общения: умение оратора «просчитывать» оптимальное время монолога, диалога (хотя затянутость и излишняя лаконичность могут стать барьером для понимания излагаемой информации);

· зрительный контакт – взгляд «глаза в глаза» (установление зрительного контакта, умение смотреть в лицо собеседника - важнейший навык, способствующий эффективной коммуникации; он улучшает качество взаимодействия с людьми, придаёт чувство значимости происходящего).

Проблемный вопрос: представьте себе, что Вы используете такой метод, как слово учителя (то есть звучит Ваша речь перед классом). Какими должны быть, на Ваш взгляд, мимика, как учитывать пространство и время общения, зрительный контакт?

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Велика роль мимики, наряду с пантомимикой и жестикуляцией, и при вербально общении педагога с учащимися. Бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д. Речь учителя, помимо эмоциональной выразительности, должна быть задушевной, проникновенной, создавать атмосферу искренности и доверия в общении с учениками. В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание. Имеют значение громкость голоса, его высота, тембр, интонация. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Уменьшение или увеличение дистанции должно быть мотивировано для обучающихся. Учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

 

Требования к культуре общения:

· соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: умение слушать собеседника; умение задавать вопросы; умение ориентироваться в сложной ситуации общения;

· соблюдение культуры речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве;

· правильно обращение (на «ты» или «вы» в зависимости от того, кем приходится собеседник), искренность в общении с человечком, проявление интереса в беседе, терпение, тактичность, дистанция, избежание путаницы во время разговора и правильно подобранная тема беседы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.