|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Kenexa, Talent Q, Cut-e, Saville Consulting, 1 страница
ББК 88.351.31в6
УДК 159.9.018
В67
Волкова Л.
В67 Прокачай свой IQ. Тренируй мышление, память и интеллект. — СПб.: Питер,
2018. — 192 с.: ил. — (Серия «Сам себе психолог»).
ISBN 978-5-4461-0377-5
При приеме на работу от соискателей часто требуют пройти тест IQ (проверка интеллекта) или другие тесты. Чтобы сдать такой тест, нужно не просто иметь определенный уровень интеллекта, но и попросту уметь решать задачки определенного класса. Например, одни легче справляются с циф-ровыми тестами, другие — с вербальными, а третьи — с тестами в виде картинок. Это происходит не из-за разного уровня интеллекта, а просто потому, что все мы привыкли обрабатывать информацию по-разному. Но в тестах, которые вам дадут, могут быть и все три вида задач, или все задачи будут представлены преимущественно в одном формате. И те, кто не готов именно к такой подаче, полу-чит более низкие показатели. Поэтому к сдаче таких тестов лучше готовиться заранее. В этой книге вы найдете десятки упражнений для тренировки, которые помогут вам без проблем сдать тесты на интеллект в любом формате.
16+(В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.)
ББК 88.351.31в6
УДК 159.9.018
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-4461-0377-5 © ООО Издательство «Питер», 2018 © Серия «Сам себе психолог», 2018 СОЖ АНИЕ
I.ЧтопроверяюестынаIQ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
рческие тесты |
..................... | . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | 3. | Ктрафические тесты | ................ | . | .20 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Г | 4. | Упражненирафиестов | ........ | . | ||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Ваесты |
..................... | . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | 5. | Ктесты | ................. | . | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | 6. | Упражнения на решение вербаестов | ......... | . .43 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
IV.Цифровыетесты...................... | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
уманит | ..................... | . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | 7. | Кть цифровые тесты | .................. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | 8. | Упражнениестов | .......... | . | .64 | |||||||||||||||||||||||||||||||
V. Сместы |
...................... |
. 74 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
азминкля ма |
.................... |
. 109 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | 9. | Развитие вниманитети | ............ | . 109 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | азвитления | ....... | . 118 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | азвитлкт | ................. | . | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | азвиваем графическое мыш | ............. | . 130 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | ренировкления | ............. | .133 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | 14.Игрысцифрами........................ |
Ответы.............................150
I. Гактелт? | .................... | |||
пражнения на решение графических тестов | .........150 | |||
III. Гпражнения на решение вербаестов | .........151 | |||
IVпражнениестов | . . | ........152 | ||
Vесты | ................. | . . | ........154 | |
лава 13. Тренировкления | . . . | . | ........156 | |
VII. Гры с цифрами | ............. | . | ........158 |
ложения |
.........................
ложестдей с выстелта
ложестекслера
ложестудотхау
ложестена Айзенка
ложестеймонда Бернарда Кеттелла
ложест SHL и еги
ложение 9. Другтодики
Шкоов, студентов, соителей наоости очасто
просят пройтеса IQ оверинтеллекта). Чтотакой тест,
нужно не просто иметь определенный уровень интеллектно лавное —
уметь решафичеадачки. Пртодни люди легчавляются
с арифметичеестами, другие — с вербальными, а третьи — с тестами
в виде оЭто происходит не из-за разного уровня интеллекта про - стотомутсивыкли обрабааформаазному.
Но в заданиях, которые вам дадут, могут быть и смешанные тесты, и одно-
ротот, кто не готов к такоодачпоет более результа
Поэтому к прохождению испытаний лучше готовиться заранее. В этой книге
вы найдетопрений для тренировки, которыомогуам без
проблем теснбщий, вербальный и математичеинтеллект,
представленные в любоормате.
I Что проверяют ты на IQ?
1. КАКОЙ У ВАС ИНТЕЛЛЕКТ?
1.1.О ТАКОЕЛЛЕКТ
Говорб интеллекте, отверждаютттоо свойствеловека,
гидяачатки интеллекта у оасекомых и астений,
треассуждают о машинном интеллекте. Ндаваяспоры и аргументы
этологодей, изучающих прчки, обычаи и характеруществ),
ернеоучаюакономерносоцессоередаформа
и управллюбых системах) и гих спалистов, ограничонятие интеллектоознаниееловека, поскота книга предназначена имо для люд Интеллектособносозвоеловеку:
• мыть коетно и абстрактно;
• ндиособ гибкодаптации к изменовым ситуа
• обучаться нсновслапыта;
• испооваоознавательныавыки для управления ожающ средой.
Таблица 1.я раболто | ||
IQ | ||
Примерный IQ греостижльной жизни) | ||
Кандидатоктора наук | ||
Люди с высшим образованием | ||
Непо | 105–110 | |
Офисные работтники про | 100–105 | |
Оконлнолу | ||
эт | ||
Утсолы, но не окон | ||
Ртники средней кватористд | 90–95 | |
рабочие) | ||
онолу бетсов (9 лет) | ||
онт школы | 80–85 | |
ов постттсы | ||
Примерный IQ рар | ||
Професетники | ||
Менеджтрат | ||
Офисные работники, работники продаж, ква | ||
тера и бриг | ||
Ртники средней кваттлу | ||
работники, включаомашнюю прислугу, фермеры) | ||
тники | ||
Тип задач, которые могут быт | ||
утложные труд | ||
уобратжай, починить мебель | ||
ут выполнятомашнюю работу, простые плотниты | ||
утазоны, стть | ||
Интеллект часто увязываетс чувством юмора — свойствопрису тоеловеку.
1 Здесь даны ндние , а просто достатое для данной группы показатели IQ.
На праке лювысоогут быуперпрофессионалами, так и не -
квалифицироваабоднакоказатель Iоторых нижедко
становятвысококвалифрованными спалистамзаканают уерси -
теты. Источни Kaufman, Alan S. IQ Testing 101. New York: Springer Publishing, 2009.
1.2. КАК ПРОВЕРЯЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТ
В 1904 году английский психолог Чарльз Эдвард Спирмен предложил двух-факторную модель интеллекта, утверждая, что на уровень интеллекта влияютдва фактора:
• G—генеральный (общий) интеллект, общий уровень «умственной энер-гии», характеризующийся количеством умственной энергии, ее степенью (скоростью перехода от одного вида деятельности к другой) и ее колебанием (скоростью восстановления после затраченных усилий);
• S—специфический интеллект, свойственный «рабочим навыкам», то естьпроявляющийся только в каком-либо виде деятельности.
Современное измерение интеллекта обычно использует общие тесты для G-интеллекта (см. в Приложениях тесты Равена, Кеттелла и др.), которыми проверяют даже детей от 5 лет и старше, а также специфические тесты на знание и умение пользоваться профессиональными навыками, которые про-ходят желающие занять некую вакантную позицию.
Родоначальник психометрии американец Луис Терстоун в 1930-х годах опро-верг Ч. Спирмена, показав, что интеллект имеет не две, а множество харак-теристик. Предложенную им модель называют мультифакторной моделью интеллекта. Из 12 предложенных им в книге Primary Mental Abilities (1938 г.)факторов в сегодняшнем тестировании используется 7 основных:
V — вербальное понимание— понимание слов, текста, мышление терминами
и понятиями, способность интерпретировать пословицы и т. д.;
W— беглость речи— способность оперировать словами. Тестируется
с помощью заданий на поиск рифмы (например, кот — проглот) или перечисление слов, относящихся к некой категории (Выберите слова, подходящие к слову «крот»: гнездо, шалаш, нора, ход, подкоп, бревно.);
N — умение считать, оперировать цифрами— скорость и точность ариф-метических вычислений (цифровые тесты);
S — пространственный интеллект— а) узнавание плоских геометрическихфигур (круг, квадрат и т. д.); б) зрительные представления в трехмерном пространстве (верх–низ, справа–слева, впереди–позади);
М — ассоциативная память— тестируется во время механического запо-минания словесных ассоциативных пар;
Р — скорость восприятия— скорость и точность восприятия деталей,сходств и различий в изображениях в двух форматах: а) «восприятие
клерербальныеспарами слов, идентичность которых
нужнстановиобразное (невербаоовое», право - полушарное) мышле;
I — индуктивное мышление— способность делать умозаключения на
основе нескольких факторов. Тестируется с помощью задач на нахожде-ние правил, завершоследоватеостербаафиче цифро
Часть э задатноситобщему интеллекту (такиадачки вы най - дете в этой книге), а некоторые — к специальным. Так, бухгалтеру нужно иметь хорооказатель N, архитектору аналиу и руководите нбойтись без I.
1.3. ИНТ ИЛИ РАС?
«Гуманитариям» легче даются одни типы задаQ, «технарям» гие. Чтоошо отесв целонужно чаще решатчто у вас получаются хуже. Ее знаете, ктопробуйттветить
на вопрос: чем вы чаще руководствуетесь в жизни — интуицией или логикой?
Естество, что в ратуаоуемтеле -
нием, нманитараще прибегают к интуиции, а «технар— к лое. Интуицияодсознательное, шаблонное, часто эмоциональноышление,
очень короткоенивое») и быстроЛюащолагающиеся на инту -
• обычнолеаблюдатееюучшу
• стараются наожное впечатлсамых разнообразных знаапоаспоуюаналогии и красое описания;
• етствсе вретяовых игр и игрушолатьев для куко нозей и т
• любяобрашку «Лего» или составиасивый букетлавное, чтостро;
•в ситуации, когда нужнто выбрать иидумаоличество пра -
виешинтуидей тее, чеогаче их опыт
и знания;
•чаще ают вюлю(могут вериодновремо и в Бога,
и в примеомо
•считаюттоучше синица веуравлебе» (еедло -
жит«получите рублей сейчас и120 через час», «выберите поок: губная помада сейчас или сумоерееделю», они выбт 100 рубл и губнуомад
Расчет— логическое мышление, способность мыслить длинными последова-тельными цепоребуеоогерптрудолюбия. Лоов можнхарактеризовать так:
• им базговоры о придуасеобщей формупиающ всущее;
• они стремятся всповапростихемаова
• етства предпочитаюолгааться отеогократно строии перестраивадоимашинки конструкторизуча упой и микроскопом любыть и вяза
•ая что, они долго просматриваюайты, читаютсрав -
аюариан
• озараюедко, нни бт сворудом и кропотой работой, поэтомти озарения чащкааютави
• чащаютеистами;
• «журавнебивлекает их гораздое (они готовы подождать олучиблей и сумочк
Абсолютных лоов и интуитоает. В дом из нас всегда ест гие способносоторыожназвива
Долгираздумья Менделееву состть
табу, а вот интуит этк
С другстесдо этого думал и пытался хоть к
удь систтть химические эты, никакая интуиция ем ла. Даже есрешение присниему полностготовым, простячтто таки зачем нуто есть улся и забыл
Фредерик Ш 1едложил простоест из треопросов, котор -
стро поет, каколойство — интуитивноли логи -
ческое.
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|