Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Технологическая карта урока математики
Макарова Оксана Анатольевна
Гр.ЗФ-309-072-4-1Мг
Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Класс: 2
Тип урока: открытия «нового» знания
Цели по содержанию:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
развивающие: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
воспитывающие: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные: знать и понимать смысл понятия «метр», усваивать соотношения между единицами измерения длины, уметь практически находить длину предметов с помощью рулетки.
Метапредметные :
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные:допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
Межпредметные связи: осуществляется связь с русским языком (тема: «Однокоренные слова»), с литературным чтением (тема: «Фольклор»).
Используемая технология :
технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
Информационно-технологические ресурсы :
компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация Power Point «Метр как единица измерения»; учебник - В. Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, Математика. 2 класс. Ч. 1. – М.: Вентана - Граф, 2012; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).
Этапы урока
| Задачи этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| Создать благоприятный психологический настрой на работу
| Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку.
Мотивирует на успех с помощью четверостишья. Загадывает загадку про медведя.
Представляет героя урока (Мишутку–героя русской народной сказки «Три медведя»), как источника различных заданий на уроке.
| Учащиеся сигнализируют о готовности к уроку спец. карточками.
Учащиеся выделяют существен
ную информацию
из текста загадки,
отгадывая её.
| ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование;
учебно – познавательная мотивация.
КУУД: планирование учебного сотрудничества.
| этап актуализации и пробного уч. действия;
| Актуализация опорных знаний и способов действий
| 1. Предлагает решить логическую задачу. (слайд №3).
- Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля?
2. Организует беседу, выявляющую
представления детей о см и дм как единицах измерения.
- Какие единицы измерения длины, ширины, высоты вы знаете?
- Как соотносятся см и дм?
- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.)
Организует практическую работу в парах, направляет и контролирует ход работы.
- Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь.
- Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах?
- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь.
| Предлагают способы решения задачи, рассуждают в ходе объяснения её решения.
Взаимодействуют
с учителем во время
опроса, осущест
вляемого во фрон
тальном режиме
Слушают вопросы
учителя.
Отвечают на вопро
сы учителя. Работают с таблицей соотношения мер длины.
| ЛУУД: сохранение мотивации к учению.
РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.
ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
| этап выявления места и причины затруднения;
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
| 1.Учитель от имени Мишутки предлагает измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты (слайд №4).
- С какими затруднениями вы столкнулись?
Учитель делает вывод о необходимости более крупной единице измерения длины и соответствующем приборе измерения.
2. Просит выдвинуть предположе
ние о теме предстоящего урока.
-Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться.
Просит сформулировать цели урока.
- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться?
Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока.
| Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают.
Дети предполагают: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число.
Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока с помощью учителя. Предполагают цели урока: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.
| ЛУУД: мотивация на достижение цели познания.
РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.
ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
| этап построения проекта выхода из затруднения;
| Включение учащихся в целенаправленную деятельность
| Учитель демонстрирует метровую линейку, объявляет название и показывает форму записи новой единицы измерения.
-Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а сколько дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр?
Организует практическую работу с одним из учащихся с целью выявления соотношений дм и м
- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?
Составляет совместно с детьми таблицу соотношений мер длины. (слайд №5)
Организует беседу, раскрывающую особенности новой единицы измерения длины.
- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?
- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния?
Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.
Физминутка
| Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.
Составляют с помощью учителя таблицу соотношений мер длины.
Взаимодействуют
с учителем во время
опроса, осущест
вляемого во фрон
тальном режиме
Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)
Осуществляют
актуализацию
личного жизненного
опыта
| ЛУУД: учебно - познавательная мотивация.
РУУД: планирование, как определение последовательности действий.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное высказывание в устной речи.
| этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:
| 1. Организует самостоятельную работу учащихся со статьёй в учебнике. (стр. 35) с целью закрепления материала.
Ставит цель работы со статьёй учебника.
- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины.
2. Организует фронтальный опрос с целью проверка степени усвоения материала.
- Ответьте на вопросы:
- Что такое метр?
- Что можно измерить в метрах?
- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?
- Сколько сантиметров в одном метре?
-104 см-это больше или меньше 1 м?
Организует оценку отвечающих учащихся остальными детьми с помощью сигнальных карточек.
3. Организовывает выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.
| Самостоятельно работают со статьёй учебника: анализируют материал, выделяют существенное,з апоминают таблицу.
Взаимодействуют
с учителем во время
опроса, осущест
вляемого во фрон
тальном режиме.
Контролируют
правильность
ответов обучающихся в соответствии с текстом статьи, оценивают.
Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек, по мере необходимости исправляют,
дополняют, уточняют
озвученные ответы. Используют
речь для регуляции
своего действия.
| РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.
ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.
ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.
| этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
| Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
| 1. Актуализирует знание содержания сказки «Три медведя»
- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?
- Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …».
- Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла.
- Перед вами слова: одеяльце и одеяло (слайд №6). - Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению).- Как называются такие слова?- Для кого сошьём одеяльце? Почему?
- Для кого сошьём одеяло? Почему?
2.Формирует группы и организует практическую работу учащихся с целью тренировки в измерении с помощью метра длины предмета.Формулирует задания самостоятельной работы учащихся.
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы).
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы).
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы).
- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы).
- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). Учитель направляет и корректирует работу в группах. (слайд №7)
| Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова
Учащиеся актуализируют знания русского языка по теме «Однокоренные слова».
Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль.
| ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.
ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров.
РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности.
| этап включения в систему знаний и повторения;
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
| 1.Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам с разным уровнем сложности. Оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения.
2. Организует самопроверку учащихся-сравнение с эталоном и дальнейшую самооценку (слайд №8).
- Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.
| В зависимости от успешности прохождения предыдущего этапа урока некоторые дети самостоятельно выполняют задания с повышенным уровнем сложности, а некоторые прорабатывают ещё раз базовые задания.
- Сравнивают свою работу с правильным решением, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль, самооценку.
| ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу.
| Информация о домашнем задании
| Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
|
|
| этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
| Совместно с учащимися подводит итог урока.
- Какую новую единицу измерения длины вы узнали?
- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?
- Чему же равна длина нашей классной комнаты?
- Какую работу вам понравилось выполнять?
Оценивание учителем работы учащихся.
- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе (слайд №9).
| Совместно с учителем подводят итог урока. Вспоминают тему, цели урока, делают вывод о достижении цели урока, актуализируют «открытые» знания.
Оценивают свою работу на уроке.
Адекватно воспринимают оценку учителя. Формулируют , собственное мнение и позицию. Аргументируют самооценку.
| ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.
КУУД: формулирование и аргументация своего мнения
|
|