|
|||
Планирование и нормирование расхода ГСМПланирование и нормирование расхода ГСМ Существует два вида нормирования расхода топлива: линейные (индивидуальные) и удельные (групповые). Линейное нормирование заключается в том, что для грузовых автомобилей расход топлива поставлен в прямую зависимость от выполненной работы в тонно-километрах и указывается в литрах на 100 т • км или на 100 км пробега автомобиля, т. е. на транспортную работу и на пробег. Такое нормирование отражает фактический расход топлива, способствует лучшему использованию грузоподъемности автомобилей и ставит в более выгодные условия водителей тех автомобилей, у которых меньше пробег без грузов и эффективнее используется грузоподъемность автомобиля. Норма расхода топлива на каждые 100 т*км транспортной работы для карбюраторных автомобилей — 2 л, для дизельных — 1,3 л, для газобаллонных на сжиженном газе — 2,5 л. Норма расхода топлива на 100 км пробега устанавливается в зависимости от модели автомобиля. Например, для автомобиля ГАЗ-53А она равна 25 л, для автомобиля ЗИЛ-130 — 31 л, для автомобиля MA3-5335 — 23 л. Линейный расход топлива рассчитывается по формуле QH =K1(L/100)(1 ± Д) + К2(Р/100) + К3т, где К1 — норма расхода топлива на 100 км пробега, л; L — пробег автомобиля, км; Д — поправочный коэффициент (надбавки к нормам); К2 — норма расхода топлива на 100 т*км транспортной работы и на дополнительную массу прицепа, л; Р — транспортная работа, т*км; К3 — норма расхода топлива на одну ездку с грузом, л; т — число ездок с грузом. Применяют формулы для частных случаев, например: для самосвалов QH =K1(L/100)(1 ± Д) + К3т, для автобусов, легковых и грузовых автомобилей с почасовой оплатой QH =K1(L/100)(1 ± Д). При работе за городом на дорогах с современным покрытием нормы снижаются на 15 %. Нормы на расход топлива повышаются: — зимой в южных районах до 10 %; — в северных районах до 15 %; — на Крайнем Севере до 20 %; — при работе на дорогах со сложным планом до 10 %; — в городских условиях от 5 до 20 %; — для автомобилей, работающих с частыми остановками, до 10 %; — при работе в карьерах, на поле и тяжелых дорожных условиях до 20 %; — для новых автомобилей и после капитального ремонта на первой тысяче километров пробега на 5 %; — на учебную езду на 20 %. Групповое нормирование разрабатывается, как правило, на специализированных автотранспортных предприятиях, с учетом структуры парка, объема грузооборота, общего пробега, линейных норм, коэффициентов использования пробега, грузоподъемности автомобилей и фактического расхода топлива за отчетный год. Групповые нормы определяют затраты топлива на выполнение единицы работы и указываются в граммах на тонно-километры, служат показателем эффективности использования автотранспорта. Групповая норма — это максимальное количество топлива, которое допускается расходовать при выполнении единицы транспортной работы. На основании групповых норм определяется фонд на топливо.
Практическая часть:
|
|||
|