Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение. Заключение



Введение

В 2020 г. исполняется 90 лет первому изда­нию «Листы каменной книги» Александра Михайло­вича Линевского (3.05.1902–20.02.1985). Основа­тель «карельского петроглифоведения» давно стал некой «иконой» для Республики Карелия. С полным правом его называют пионером изучения петроглифов Беломорья и одним из основных исследова­телей «рисунков на скалах» Онежского озера.

Среди интеллигенции советской Карелии 1920–1950-х гг. А.М. Линевский выделялся неза­урядной разносторонностью интересов. Окончив Ле­нинградский университет по специальности «эт­но­графия», в 1926–1930-е гг. он проводит активную собирательскую работу по изучению различных эт­нических групп карел на территории АКССР, в 1926–1928 и 1935 гг. исследует петроглифы Онеж­ского озера и Беломорья, в 1932–1933 гг. работает в Управлении Центральным архивом АКССР, в 1934–1954-х гг. – в Карельском научно-исследователь­ском институте культуры / Карельский институт языка, литературы и истории, в 1947–1949 гг. раска­пывает средневековые курганы в юго-восточном Приладо­жье, с 1954 г. – профессиональный литератор.

Автор «Петроглифов Карелии» не обойдён вниманием современников и потомков. Существуют и биографический очерк о нём [1], и интересные наблюдения [2–4], есть прижизненное исследова­ние творческого пути первого писателя Карелии [5] и автобиографическая повесть [6], ставшая основой для разноплановых краеведческих исследований [7–11]. В данной работе остановимся только на кратком, «студенческом и постуниверси­тетском» периодах жизни А.М. Линевского (1926–1929 гг.). Это время, когда он «погружался в Карелию», в увлека­тельную работу по изучению древнего на­скального искусства.

 

1926–1927 годы

Весной 1926 г. А. Линевскому – подающему надежды студенту третьего курса географического факультета Ленинградского государственного уни­верситета [1] – руководители этнографического отде­ления, где он учился, знаменитые российские учё­ные с революционным прошлым, исследователи «азиатских племён», основатели «этнографической североведческой школы» Владимир Германович Богораз и Лев Яковлевич Штернберг предложили принять участие в экспедиции в АКССР [12, л. 2]. Ранее Александр уже бывал в Олонецкой губернии. Летом 1915 г. он приезжал к своему отцу – Михаилу Адамовичу, руководившему строительством участка Мурманской железной дороги между сёлами Се­гежа и Сорока.

А. Линевский имел успешный опыт 5-месяч­ной самостоятельной экспедиции в 1924 г. в Чуваш­скую автономную область, после года обучения на этнографическом факультете Географического ин­ститута [11]. Студенческой практикой, в современ­ном понимании, данный период трудно назвать – это был специфичный способ В.Г. Богораза жёстко отсеять «балласт» среди студентов-этнографов. В условиях тяжелейших первых лет советской России практическая работа молодого исследователя в «туземных краях Поволжья» была трудной, но мак­симально результативной и профессиональной. В чувашской глубинке он собрал значительный блок полевого этнографического материала, организо­вал первичную сеть краеведов-корреспондентов, читал лекции и информационные доклады по крае­ведению, писал статьи в местные газеты, работал с коллекциями в Центральном чувашском музее.

Есть сведения о раскопках «молодого ар­хео­лога из Ленинграда» «могил с каменными пли­тами с надписями арабской вязью» мусульманского клад­бища в с. Байдеряково в Тетюшском уезде Ка­зан­ской губернии[2]. По возвращении экспедицион­ные наработки «о чувашских верованиях» были дополне-

ны информацией в библиотеках и му­зейных ар­хивах Ленинграда. Стараниями В.Г. Богораза обширная статья «Чуваши» была впо­следствии напечатана в Этнографическом сло­варе [13], а в первом томе трудов Комиссии по уст­ройству сту­денческих этнографических экскурсий и в столич­ных «идеологических» сборниках увидели свет два очерка по послереволюционным преобра­зованиям чувашского края [14, 15]. Начинающий студент-эт­нограф, «богатый желанием, но нищий деньгами», полностью отвечал представлениям своих учителей о «молодых реформаторах, гото­вых нести на Се­вер весь пыл энтузиазма, кото­рый зажгла рево­люция», «соединяющих в себе двойное пионерство науки и культуры» [16]. На­верно, именно во время этой свободной, индивиду­альной полевой деятель­ности у Линевского воз­никло ощущение некой «лич­ной избранности в науке» [3].

Экспедиция в Карелию стала возможной бла­годаря истории с 1 тыс. руб. на экспедиционные ра­боты, ошибочно поступившей из Совнаркома АКССР на геофак ЛГУ. В.Г. Богораз «ходатаем» по спорному финансовому вопросу для встречи с руко­водством республики – председателем КарЦИКа А. Нуортева и председателем СНК Э. Гюллингом – направил в Петрозаводск А. Линевского [4]. Он был снабжён уни­верситетским удостоверением за подпи­сью акаде­мика А.Е. Ферсмана и письмом от декана. Нужно от­дать должное жизненному опыту и такту первых лиц Карелии, принявших, выслушавших и разглядевших в амбициозном студенте в солдатской гимнастёрке и сапогах позитивный рабочий потен­циал, который можно было использовать в стреми­тельно разви­вающемся «социальном проекте» – Автономная Ка­рельская Советская Социалистиче­ская Республика. В 1938 г. почти всё руководство АКССР было ре­прессировано за «финский национа­лизм», поэтому Линевский упоминает об этой судь­боносной для него встрече только в 1960-е гг.

Перед поездкой в Карелию Александр на­ме­тил план «по изучению карельской культуры». Ме­тодично посещая удалённые деревни Сегозерья и Олонецкого Приладожья, он целенаправленно со­бирает этнографический материал сразу по не­скольким темам: «влияние производственных мо­ментов на семейный строй карел»; «влияние прежней русификаторской системы на идеологи­ческие формы карел»; «изучение дохристианских верований карел»; «выявление исчезнувших форм карельского мировоззрения по остаткам идеоло­гических пережитков»; «влияние производствен­ных моментов на верования карел», «приметы»,

 

Фото 1. А. Линевский. 1927 г. Ленинград. НAРК. Ф. Р-3262. Оп. 2. Д. 219.

Photo 1. A. Linevsky. 1927. Leningrad. NARK. F. Р-3262. Op. 2. D. 219.

 «воспоминания о Видлицкой операции 1919 г. и о Гражданской войне в Олонецком районе КАССР» [12, л. 2]. В научном архиве КарНЦ РАН хранятся семь тетрадей с размашистыми записями простым карандашом – полевые дневники студента Линев­ского за 1926 и 1927 гг. [18] (фото 1).

Как вспоминал позднее А.М. Линевский, в 1926 г. «работе сильно мешало то обстоя­тель­ство, что на полученные 300 рублей, на сна­ряже­ние фотоматериалом и прочим ушло 70 руб­лей, на средства передвижения свыше 160 рублей, а оставшиеся 70 рублей на личные расходы могло хватить примерно лишь кое-как на 2 месяца. Не делая секрета, отмечу, что остальные 4,5 ме­сяца, не имея личных средств, я должен был ком­бинировать исследовательскую работу с об­стоятельством пребывания на одном месте та­кого количества времени, чтобы иметь возмож­ность отблагодарить хозяев фотоснимками их семьи для компенсирования расходов по моему со­держанию. Понятно, что подобные условия суще­ствования губительно действовали на работу, так очень и очень часто приходилось сжимать её, чтобы не попасть в весьма затруднительное по­ложение» [12, л. 10]. Действительно, для полевых работ – это были очень незначительные суммы [5].

В течение мая – ноября 1926 г. (с переры­вом в три недели) он пешком обошёл Сегозерскую и Ругозерскую волости Паданского уезда, часть Лет­неконецкой волости Кемского уезда, побывал в Ан­дроногорском обществе и селении Выг-остров Со­роцкой волости [6]. Ситуация в глубинке Олонии была не самая благоприятная для одиночных путе­шествий. На дорогах, кроме бандитов, нередко можно было встретить волков и медведей. Невзи­рая на все трудности, удалось собрать блок этно­графического материала, «состоящий в сыром, необработанном виде из не менее 10 печатных листов (400 тысяч знаков)» [12, л. 10].       

В начале августа 1926 г. будущему ученому посчастливилось сделать «одно из самых крупных археологических открытий первых лет Советской власти» – обнаружить в Беломорской Карелии но­вый «очаг» петроглифов. «Спасибо тебе, Судьба, что ты подарила мне эти августовские сутки, решившие раз и навсегда, кем мне быть и где мне жить!» – такими возвышенными словами он опи­сывал события тех дней [17, л. 78]. Кроме работо­способности, здоровой амбициозности и энергии, начинающий этнограф обладал главным качеством, необходимым для успешной профессиональной деятельности, – умением производить приятное впечатление на собеседника, быстро налаживать контакты с людьми разных сословий. Неоднократно описанная, случайная встреча с местным жителем Г.П. Матросовым на дороге из Сороки в Выг-остров стала решающей для жизненного пути А. Линевского.

Григорий Павлович отвёз на лодке столич­ного студента на остров Шойрукшин, находящийся напротив деревни, посреди порожистой р. Выг [7]. На его северной стороне располагались т.н. Чёртовы Следки – скальное обнажение площадью около 40 кв. м, «мясного» цвета, с «мешаниной» из несколь­ких сотен изображений: оленей, лосей, морских жи­вотных, птиц, лодок, следов ступни человека. В центре выделялась фантастическая, огром­ная фи­гура «горбатого мужчины». Хорошо заметные вы­бивки на скале труднодоступного острова были из­вестны местным жителям, но только Г.П. Мат-росов ре­шил, что они заинтересуют «городского чужака»: «Пой­дём, – говорит, – покажу, что у меня есть» [4, с. 88]. А.М. Линевский «по ассоциации» со знамени­тым онеж­ским изображением сразу решительно переименовал Чёртовы в Бесовы Следки (рисунок).

У Линевского была «кассета с дюжиной плё­нок и отличный аппарат Агфа», но этого было не­достаточно для фотографирования всех изображе­ний. По совету Матросова родилась оригинальная методика: в Сороке были куплены дешёвые обои, насобирали по домам га­зет, далее «мокрой тряпкой смачивая края изображений, проводили по их кон­туру линию чернильным каранда­шом, затем накла­дывали лист газет или обоев, пригла­живая лист к поверхности скалы». Первые простенькие копии беломорских петроглифов стали основой для по­следующего их осмысления в Ленинграде.

В воспоминаниях об этом событии упомина­ется Алексей Воробьёв – «паренёк, своего рода дьячок в старообряд­ческой молельне, по своей инициативе ещё с детства разыскивающий, как ʺди­ковинкиʺ археологический ма­териал» [21, л. 4]. Он показал 14 мест в окрестностях деревни, где на по­верхности песчаных осыпей и огоро­дов встреча­лись каменные орудия и неолитическая ке­рамика.

В Беломорском районном краеведческом му­зее хранится маленькая (7 х 8 см) поясная сту­дий­ная фото­графия А. Линевского и Г. Матросова. Зна­чимые для петроглифоведения Карелии персо­нажи запечатлены на снимке сидящими на фоне «зад­ника» изображением с пасторального летнего пей­зажа: колонна, деревья и за­бор из штакетника. Они в расстегнутых двубортных де­мисезонных пальто, в шарфах. Линевский в модной ку­банке. Скорее всего, эта «карточка на память» была сде­лана в одну из зим 1927–1928 гг. в Сороке, где ра­ботало фотографическое ателье (см. фото 2).

Зимой Линевский активно выступал с докла­дами перед преподавате­лями и студентами уни­верситета, археологами, демонстрировал им копии петроглифов. Он успешно анонсировал новый «очаг древнего искусства», свои предварительные нара­ботки, желая продол­жить изучение этой выра­зи­тельной темы каменного века. На фоне «простых» рабочих выступлений по результатам экспедиций студентов-этнографов в разные районы СССР яр­кие, эмоционально-таин­ственные «рисунки из про­шлого» Карелии вызвали большой интерес специа­ли­стов. На его докладах присутствовали «патри­архи» рос­сийской архео­логии Александр Андрее­вич Спицын и специально приехавший из Москвы, «глава московской архео­логической школы» Васи­лий Алексеевич Город­цов. Большую роль в «про­движении открытия» сыграл фактор «свежести» материала и оригинальности «рас­шифровок», предложенных молодым исследователем. Весной, во время поездки в Москву, состоялось личное зна­комство с аспирантом НИИ археологии и искусство­знания РАНИОН [8] – Александром Яковлевичем Брю­со­вым, в 1926 г. начавшим, вместе с М.Е. Фосс и Д.А. Крайновым, работы на восточном побережье Белого моря.

На проходившем в марте – апреле 1927 г. в Петрозаводске VII Всекарельском съезде советов А. Линевский сообщает о своем научном открытии Александру Николаевичу Лескову, ближайшему со­рат­нику Эдварда Гюллинга. Благожелательное от­ношение высшего руководства республики, которое понимало важность разносторонней научно-иссле­довательской работы для Карелии, позволяло еже­годно получать не­большое финансирование на по­левые исследования [9].

А. Линевский, наверно, первым из исследо­ва­телей подробно описывает опробованный им ме­тод копирования петроглифов, его преимущества перед другими способами снятия копий: «..Простой по технике, очень быстрый и совершенно точный способ … Применение обычного способа эстам­пажа на шведской бумаге оказывалось невозмож­ным: у нас не было для этого ни времен, ни средств» [22, с. 36]. «Была проделана работа по механическому переносу изображений как контур­ных, так и рельефных (гипсовых). Чтобы перене­сти контуры с площади 40 кв. м, заключавших свыше 167 изображений, удалось додуматься по­сле ряда общеизвестных способов (или очень до­рогих, или очень кропотливых) до простого и очень удобного. Площадь разграничилась на квад­раты (примерно 90 х 70 см), каждый квадрат сма­чивался водой, а затем чернильным карандашом обводились контуры изображений. Прикладывае­мый слегка влажный лист бумаги механически за­печатлевал рисунки. Приложив копировальную бумагу лицом на чистую сторону листа посред­ством обвода карандашом механически нанесён­ных контуров, получаются на другой, правой сто­роне, идеально точные очертания. Работы рель­ефных изображений совершались путём употреб­ления гипса обычными средствами. Были сделаны несколько десятков фотографий, топограф. план и т.д.» [22, с. 49–56].

 

 

Фото 2. Г.П. Матросов и А.М. Линевский. Сорока. 1927 г. Музей «Беломорские петроглифы». № 2491.

Photo 2. G.P. Matrosov and A.M. Linevsky. Soroka. 1927. Museum «White sea petroglyphs». No. 2491.

 

Этот «методологический манифест» Линев­ского неоднократно цитировался в дискуссионной историографической части более поздних работ других исследователей. Например, основной оппо­нент – В.И. Равдоникас – в обобщающем академи­ческом труде о петроглифах Онежского озера, в главе, посвящённой анализу историографии на­скального искусства Карелии, отвёл около поло­вины объёма текста критике методики копирования и «расшифровке» скальных полотен А. Линевского [23, с. 15–21]. Выполненные им копии «во всех от­ношениях подобные натуре» он категорично опре­делял как ложные: «нет почти ни одной, вполне сходной с натурой, а некоторые из них … с натурой не имеют ничего общего. … Подобные воспроизве­дения только вводят в заблуждение, как читателей, так и самого исследователя» [23, с. 16]. За много­словной критикой хорошо просматривается раздра­жение мэтра к профессионально более удачливому молодому студенту. А. Линевский «неприлично» стремительно вошёл в столичные «научные круги» с ярким, уникальным материалом: получил благо­желательное предисловие А.А. Спицына к своей статье 1929 г., «водил дружбу» с москвичом А.Я. Брю-совым.

Лето 1927 г. началось поездкой к открытым петроглифам на Выг-остров, куда А.М. Линевский приехал 25 июня вместе с А.Я. Брюсовым –
на­чальником археологической экспедиции Государст­венного исторического музея [12, л. 19]. В работах принимали участие студенты исторического отде­ления историко-философского факультета по циклу археология 1-го Московского государственного университета: С.В. Романовская, Н.А. Прокошев, Д.А. Крайнов, Ю.М. Пылаева [10]. Студенты раскапы­вали неолитические стоянки, обнаруженные годом ранее, а Линевский заново копировал петроглифы «теперь уже квалифицированно: скала была рас­черчена мелом на квадраты, они перенумерованы, а это позволяло позднее безошибочно сращивать листы копий … По-настоящему ʺчитатьʺ петрог­лифы ещё не умел, но – правильно улавливая связь между рисунками – уже выделял сложные компо­зиции из тесного окружения одиночных изображе­ний» [24, с. 99]. Вечерами происходили долгие дис­куссии с А.Я. Брюсовым: «эти часы наших ʺраздумий вслухʺ давали мне очень многое», «за это время я десятки раз благодарил судьбу за знакомство с А. Я. и его эрудицию» [21, л. 5–6].

В 1927 г. на восточном берегу Онежского озера Линевский нашёл 167 новых изображений на Пери Носу и 27 – на Бесовом Носу. Общим итогом полевого сезона стала уникальная коллекция из 359 копий петроглифов [12, л. 12].

Зимой в Ленинграде продолжалась обра­ботка экспедиционного материала. «Я не был под­готовлен к такому открытию. Мои познания в разновидностях археологических памятников не отличались обилием» [17, л. 81]. А.М. Линевский ежедневно занимался изучением научной этногра­фической литературы в Публичной библиотеке (в его внушительном библиографическом списке зна­чилось почти 600 работ, точнее 591 книга). Он ста­вил перед собой сложные вопросы о причинах по­явления петроглифов, пытался представить ход мыслей «первобытного анимиста», выбивавшего «рисунки на скале» [12, л. 12]. Он был уверен, что для постижения сокровенного смысла петроглифов требовались знания «примитивных религиозных форм древних эпох». Именно этнография, пони­маемая А.М. Линевским в данном случае как «изу­чение пережитков верований», должна была дать «ключ понимания причин и поводов изображений на скалах» [12, л. 12], «петроглифы, несомненно, воз­никали в результате мистических представлений, вызванных, однако, строго материальными факто­рами» [25, с. 34].

Предварительным результатом «погруже­ния в тему» стало участие в престижной двухне­дельной выставке «10 лет советской науке» в Рус­ском музее в Ленинграде. Линевскому, как предста­вителю ЛОИКФУН [11], для демонстрации петро-гли­фов выде­лили целую стену большого зала. Умень­шенные в десять раз на пантографе 300 копий изо­бражений тушью на кальке стали «гвоздём про­граммы» юби­лейного мероприятия. По воспомина­ниям А. Линевского, в последствии, он получил «предло­жения из Финляндии (проф. А.М. Тальгрен), Шве­ции (Королевская Академия наук) и от каких-то журналов Германии предоставить им монопо­лию опубликования памятников» [20, л. 1].

 

1928 год

Полевой сезон 1928 г. был максимально ак­тивным. По протекции заместителя наркома про­свещения М.П. Покровского, с которым удалось по­знакомиться на выставке в Русском музее, впервые Линевский получает от Главнауки «открытый лист» на право обследования всего побережья Белого моря и небольшое финансирование.

Сделав доклад на заседании Общества изу­чения Карелии и получив от Совнаркома проси­мые им 220 руб., А.М. Линевский выезжает с Алек­сеем Воробьёвым на восточный берег Онежского озера для обследования побережья от Усть-Шалы до за­крытого Муромского монастыря. На мысах Кладо­вец и Гажий Нос они находят 35 новых пет­рогли­фов, на Бесовом и Пери Носу – ещё 52 изо­браже­ния. Для музея в Петрозаводске изготавли­ваются гипсовые эстампажи древних выбивок.

Затем молодой исследователь направля­ется в с. Сорока на Белом море, где «благодаря любез­ности Управления СЛОНа получил возмож­ность обследовать и изучить форму Соловецких дои­с-торических памятников на большом Заячьем ост­рове, Муксольме, Анзере и в других местах» [12, л. 19]. Путешествие носило экскурсионный ха­рак­тер, но он выступает с докладом «о производи­мых Карельской республикой работах по изучению до- и­сторических памятников» в знаменитом Соло­вец­ком отделении Архангельского общества крае­веде­ния. Знакомится с его учёным секретарем (не­дав­ним заключенным) историком и этнографом, иссле­дователем лабиринтов Беломорья Николаем Нико­лаевичем Виноградовым [26], который вместе с фо­тографом и двумя вольнонаёмными сотрудни­ками СЛОНа сопровождает в поездке по островам архи­пелага [12]. На полученный гонорар за выступле­ние (200 рублей) Линевский приобретает солидный бот грузоподъёмностью в 400–500 пудов, рассчиты­вая продолжить работы в Беломорье в будущие поле­вые сезоны.

В 1930 г. поездка на Соловки повто­рилась. По воспоминаниям А.Я. Брюсова она не была про­стой. Соловецкий архипелаг – это общая закры­тая территория УСЛОН ОГПУ, с режимными огра­ниче­ниями. Прибытие с материка на Соловки, пе­реме­щение по островам было возможно только по спе­циальным пропускам и в сопровождении бойцов охраны. Только благодаря помощи зав. естествен­ным отделом Карельского государственного музея Г.А. Анкудинова небольшой команде археологов (А.Я. Брюсов, А.М. Линевский, студентки Н.Н. Гу-рина и Е.В. Кузнецова) удалось получить разреше­ние у заместителя начальника лагерей «товарища Арвида Мартинелли» [13] и две недели осматривать вместе с Н.Н. Виноградовым археоло­гические па­мятники на Соловецких островах [27] .

Подводя итоги своей работы в 1928 г., А. Линевский пишет: «обнаружены новые 100 пет­роглифов, изучен ряд доисторических памятников на Соловецких островах, проверен собранный в прошлом году материал (359 петроглифов), об­следовано побережье Сороцкой бухты (45 вёрст) и восточный берег Онежского озера (25 вёрст) и, наконец, изучен добытый Брюсовым материал неолитических стоянок на островке с Бесовыми Следками» [12, л. 19]. Таким образом, за 1926–1928 гг. А.М. Линевский сумел найти более 450 но­вых петроглифов. В заключительном примечании он счёл необходимым отреагировать на происки недоброжелателей: «слухи, что мною предостав­лены западным ученым обширные мате­риалы, абсолютно не соответствуют ис­тине» [12, л. 23].

В августе 1928 г. за месяц «отшельниче­ской» жизни в дер. Бесов Нос ученый написал первый, краткий вариант своего знаменитого произ­ведения – «Листы из каменной книги». Он был уве­рен, что именно работа в уединении и тишине спо­собство­вала погружению в ауру древнего искусства: «Можно было в полном одиночестве, придумывая фабулу повести, медленно бродить по мысам, по­крытым рисунками. Мою фантазию ʺраспиралоʺ от множества рождаемых мысленно эпизодов из быта родового общества Севера» [24, с. 99]. «Палеоэтнографическая повесть» увидела свет в 1930 г. в двух номерах популярного в СССР московского журнала «Всемирный следопыт» [28]. «По сюжету она отно­сится к юношеской литературе, а по языку претен­дует на взрослого читателя» [20, л. 3].

Одновременно с археологическими изыска­ниями Линевский продолжал проводить работу по сбору этнографического материала, в том числе «по верованиям русских поморов» [29, 30]. Резуль­татом стала обширная статья «Верования» в крае­ведческую хрестоматию «Карелия» для учителей и учеников советских школ первой ступени, написан­ная по предложению члена редколлегии К.П. Герда. Первоначальный вариант статьи объёмом 3,5 пе­чатных листа по рекомендации Наркомпроса был расширен сведениями по верованиям русских [12, л. 20].

А. Линевский подготовил к публикации мате­риалы и предварительную аналитику экспедицион­ных работ по наскальким изображениям Карелии. Объёмная статья «К вопросу о петроглифах Каре­лии» вышла в научном сборнике ЛОИКФУН – обще­ства, активно проводившего в 1920-х гг. изучение этнографии финно-угорских народов СССР [31]. Главнаука [14] выделила на издание 500 руб., однако на эти небольшие деньги «из-за дорого стоящих клише» удалось «втиснуть» текст объёмом только 2,5 печатных листа (вместо фактических 12–15). Работа предварялась посвящением АКССР, с при­знательностью её руководству (Э.А. Гюллингу, Б.А. Потапову, Н.А. Гаппоеву): «оказавших мне в своё время всемерное содействие и материаль­ную поддержку». Эта первая обстоятельная публи­кация «внесла новую интересную страницу в науку древностей восточной Европы» [22]. На ос­нове этой статьи в декабре 1928 г. успешно защи­щён диплом «Петроглифы Карелии».

 

1929 год

В январе 1929 г. А. Линевский принят в члены секции научных работников Ленинграда. Существо­вала возможность поступить в штат Эрмитажа, но он «предпочёл зачисление в сотрудники Исследо­вательского института при Этноотделении Геофака ЛГУ. Однако, это не давало зарплаты и существовать приходилось на случайные зара­ботки» [21. с. 8]. Весной 1929 г. по протекции Брю­сова им успешно сделан доклад на заседании РАНИОН в Москве.

В специализированном журнале «Охота» и региональных изданиях в 1929 г. были напечатаны его небольшие популярные очерки с иллюстра­циями «о расшифровках петроглифов», позднее вошедшие главами в общий труд 1939 г. [25, 32–35].

Однокурсник Линевского Степан Андреевич Макарьев, возглавивший Карельский государствен­ный музей осенью 1928 г., пригласил его к себе на работу заведующим только организованного исто­рического отдела и секретарём Бюро краеведения, которое должно было курировать всю научно-ис­следовательскую деятельность в Карелии. После официального письма наркома просвещения АКССР Ю. Сиройла 15 мая 1929 г. А. Линевский пе­реехал навсегда в Петрозаводск. Во многом это было правильное, судьбоносное решение [15]. Через месяц после его отъезда в «тихую» Карелию, в Ле­нинграде, по решению правительственной комиссии из Москвы, начались жёсткие «чистки» в научных учреждениях, сопровождавшиеся массовыми уволь-нениями, а потом и арестами «членов контр­революционно-монархической организации» учё­ных-гуманитариев и краеведов по печально извест­ному «Академическому делу», сфабрикованному ЛенОГПУ [36]. В северной столице молодой учёный дворянского происхождения неизбежно попал бы в гибельные жернова классовых репрессий. В Каре­лии же А. Линевский, как член Ленинградской сек­ции научных работников, был на особом положении единственного «официального» представителя «на-учной корпорации».

В Петрозаводске Линевский окунается в во­доворот музейной, краеведческой и литературной работы. «В музее приходилось быть единствен­ным экскурсоводом, по Бюро краеведения читать множество лекций, делать разного рода доклады, также руководить кружком ʺДрузья музеяʺ, гото­вить кадры экскурсоводов по Карелии и в Петро­заводске (по инициативе общества ʺТуристʺ), вести фотокружок, руководить кружками в шко­лах по истории Карелии. Тогда же осенью 1929 года мною была организована Карельская Ассо­циация Пролетарских Писателей (КАПП)» [20, л. 3]. Деятельность кружков дополнялась, по инициа­тиве их руководителя, экскурсионными «вылазками за город» в выходные с ночёвками в лесу.

Основной задачей молодого музейного со­трудника было создание новой экспозиции, сначала в нескольких комнатах дома КарЦИКа на площади имени 25 Октября, а затем в перестроенном здании бывшего собора св. Александра Невского. «При­шлось проявить много изобретательности, чтобы из хаотического собрания самых разнооб­разных экспонатов сделать в современном смысле исторический отдел, состоящий из под­отделов археологии, истории, искусства, а также и этнографии» [20, л. 3].

В 1929 г. руководством АКССР Карельский государственный музей рассматривался как коор­динационный центр всех научных работ, проводи­мых столичными институтами на территории Каре­лии: «политико-просветительского и научного учре­ждения, объединяющего всю работу в этой области в республике» [37, с. 16]. Впервые Наркомпросом республики были профинансированы и самостоя­тельные полевые исследования музея. В его свод­ный план были включены и потом успешно прове­дены две экспедиции С.А. Макарьева «по ком­плексному изучению в этнографическом и экономи­ческом отношении» в восточное Приладожье, Шел­тозерский край и совместно с Этнографическим от­делением ЛГУ студенческая практика в с. Шуя, вы­езд А.М. Линевского для продолжения изучения петроглифов Беломорья и археологических памят­ников Соловков, раскопки А.Я. Брюсова (Москов­ский государственный исторический музей) на реках Выг и Шуя (поселения Волок, Шойрукшин остров, Бесовы Следки, Падозеро), а также орнитологиче­ские наблюдения Т.А. Анкудинова в Тунгудском районе [38, с. 4]. В 1930 г. при остром дефиците типографской бумаги удалось даже выпустить пер­вое и, в последующие шестьдесят лет, единствен­ное научное издание музея [39].

В Карельском государственном музее А. Ли-невский работал пока не осложнились отно­шения с С. Макарьевым, после чего в конце 1930 г. он уехал к своей жене Н. Гуриной в с. Кандалакша, чтобы участвовать в совместном создании местного му­зея.

Заключение

А. Линевский не был археологом и опи­рался при изучении таких оригинальных археологи­ческих памятников, как петроглифы, на методоло­гические принципы, принятые в советской этногра­фии на­чала ХХ в. Но его вклад в формирование нового направления в археологии СССР 1920–1930-е гг. – петроглифоведение, трудно переоценить. Сам он так охарактеризовал результаты этого важного на­чального периода своей научной биографии: «Я расшифровал в 1928–30 гг. ряд петроглифов, вы­яв­лял поводы и причины возникновения отдельных групп и т.д. Не имея достаточной поддержки в пе­риод студенчества и будучи не в силах преодо­леть препятствия в период 1930–35 гг., я смог возобно­вить необходимую полевую работу лишь летом 1935 г.» [25, с. 13].

А.М. Линевскому принадлежат важнейшие полевые наблюдения, столь необходимые для по­иска и фиксации изображений, для понимания пси­хологии древнего художника, его «остроумных и оригинальных» изобразительных приёмов. В крат­ком перечислении – это смысловое разделение групп выбивок, аналитика взаимосвязи соседст­вующих фигур, выделение «знаков ранения» [35, с. 64], смена цветовой гаммы петроглифов в разные времена года [25, с. 11], система включения рисун­ков в естественный контекст скалы для передачи замысла древних выбивок (дорабатывание объём­ной фактуры камня, использование естественных трещин, цветовых пятен) [40, с. 82–83]. Стилистиче­ский анализ и учёт взаимного расположения фигур Бесовых Следков позволили сделать оригинальный вывод о стадиальности в выбивании изображений. Именно Линевский предложил для очистки скал ис­пользовать химические растворы, а для поиска «ло­гики первобытного художника» раскрашивать раз­личными цветами разные группы изображений, что было им опробовано на Бесовых Следках.

Наблюдения учёного, его ёмкие интерпре­та­ции отдельных фигур и сюжетов на основе про­стой аргументации до сих пор остаются важными при попытках расшифровать петроглифы Карелии. «Что же в наследии А.М. Линевского обрело не боя­щуюся времени и развития знания ценность, что сейчас нам представляется всё более значимым? … Это – большая серия совершенно документаль­ных наблюдений, добытых ценой многолетних са­моотверженных исканий. Некоторые из них, на пер­вый взгляд, очень частные… оказываются ключе­выми посылками конкретно-исторической реконст­рукции духовного мира лесного неолита» [3, с. 4].

Полевое изучение и «толкование» петрог­ли­фов Беломорья и Онежского озера в 1926–1929 гг. позволили А.М. Линевскому накопить мате­риал для двух книг, где он впервые смог сравнить «очаги древнего карельского искусства» [25, 40]. Эти труды стали основой для кандидатской диссер­тации, за­щищенной в МГУ в 1944 г. В редакторской статье А.Я. Брюсов эти работы характеризует как «явле­ние исключительное»: «никому не удавалось так близко подойти к раскрытию смысла этих и ана­ло­гичных древних изображений», «смог дать бле­стя­щую реконструкцию смыслового значения рисун­ков», «сумел доказать разновременность выполне­ния различных групп и фигур» [25, с. 3].

Многолетняя научная деятельность  ученого, его «простые» комментарии, «наивно-рационалис-тическое толкование символических знаков», «попытка осветить с помощью этнографи­ческих параллелей их значение в качестве образов магического или религиозного порядка» [23, с. 15] всегда порождали полярные мнения у археологов, но, что немаловажно, положительно стимулировали необходимость более расширенной и углублённой аргументации в дискуссии. Периодически возни­кающие споры о методике и положениях, предло­женных А.М. Линевским почти сто лет назад, можно расценивать, как закономерный знак уважения к мэтру, чьи идеи не потеряли актуальности и по прошествии времени. Будет справедливым отме­тить, что знаменитая «научно-фантастическая по­весть для юношества» о хитром Льёке и петрогли­фах Карелии для многих советских археологов-«ка­менщиков» второй половины ХХ в. послужила по­ложительным импульсом к выбору профессии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.