Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сердцу дорого и свято…»



«Сердцу дорого и свято…»

У хозяев в каждом доме

Есть что-то такое, что всем дорогое.

О прошлом семьи расскажет оно,

О том, что в семье это было давно.

Семейной реликвией это зовётся,

И память о ней мы свято храним.

Чтоб в будущем все поколения наши

Могли бы гордиться предком своим!

                                                      

    Нашу историю создают не только войны и революции, но и частная жизнь наших предков. Историческую ценность представляют не только купеческие и дворянские особняки, но и небольшие деревни, крестьянские избы, быт и обычаи наших предков.

  Мы должны беречь ценности тех времен и с уважением относиться к ним. Знание своего прошлого - это та основа, без которой невозможно будущее.

Я считаю, что память о наших предках составляет главное богатство нашей души и является показателем нравственной воспитанности личности. Необходимо сохранять в памяти опыт прошлых поколений и заботиться о том, чтобы этот опыт не был забыт.

Как - то я наткнулась на непонятный для меня инструмент, оказалось, это инструмент кузнеца, который называется - клещи. Для чего же они служат? Кто же их сделал? Ответ оказался таким, каким я его не ожидала. Оказывается, их сделала моя прабабушка Дружиниская Елена Васильевна, она была кузнецом. Вы представляете? Женщина-кузнец. Я её не помню. Её уже давно нет в живых. А как бы хотелось узнать о ней, узнать её историю. Ведь сейчас этот инструмент – единственная память и реликвия для меня, которая может мысленно перенести меня в те далекие годы, поближе к своей прабабушке.

    Попросив родителей побольше рассказать о ней, мы достали старый фотоальбом. Среди фотографий лежала газета, в которой была заметка. Она начиналась такими словами: «Слава о женщине кузнеце из колхоза «Озёрки» Елене Васильевне Дружининской давно перешагнула пределы нашего района. О ней прозвучал очерк Георгия Балла по центральному радиовещанию. А спустя месяц, в газете «Сельская жизнь» была опубликована статья «Горячие искры». Автор её - наш земляк, журналист В. Шульгин писал: «Сколько ты переклепала косилочных ножей, сколько выстругала косогонов, сковала лемехов! Да не хватит целой книги, чтобы перечислить всё, что ты сделала в своей кузне для хозяйства».

 Я прочитала эту заметку, увидела этот инструмент, рассмотрела фотографии и задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своей прабабушки, о том, как она жила и трудилась во время войны и после. Я решила глубже об этом узнать.

Сейчас мы живем мирно и счастливо, учимся и работаем, мечтаем и воплощаем свои мечты в жизнь, и я считаю, что так спокойно мы живем благодаря нашим предкам, благодаря труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию наших прабабушек и прадедушек.

    Реликвия –особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (Д.Н.Ушинский). Таковой я считаю инструмент - клещи, оставшиеся от моей прабабушки.

    А чтобы узнать откуда они появились в нашем доме, считаю важным узнать историю жизни моей прабабушки.

Моя прабабушка Дружининская (Лесукова) Елена Васильевна. Это мама моего дедушки. Родилась она 10 июня 1926 года в деревне Корчажинская Озерецкого сельсовета, в крестьянской семье Лесуковых Василия Игнатьевича и Евдокии Яковлевны. Безрадостным, нелёгким было её детство. Рано осталась без матери. Учиться ей пришлось недолго. Окончила 4 класса за 3 года. Жили бедно. Прабабушка очень рано познала домашний труд. Отец занимался кустарщиной. Ходил по деревням, паял, чинил ведёрки, замочки, чашечки, самовары… Прозвище у него было Медведь. Был большой и добрый, хорошо играл на гармошке. Люди в деревнях его любили. Прабабушка стала ходить вместе с ним по деревням, помогала ему во всём, училась разному мастерству, научилась зарабатывать себе на хлеб. В деревнях, как увидят их, кричали: «Ой, Медведь с дочкой идут!»

Однако, она не унывала, росла весёлым, радостным ребёнком. И самое страшное, что выпало на её судьбу, как и судьбу её поколения, - война. Всё трудоспособное мужское население ушло на защиту своей Родины.

Так в 16 лет, в страшное для нашей страны время моя прабабушка стала кузнецом. Из словаря Д.Н. Ушинского узнаем, что кузнец – это рабочий мастер, занимающийся ковкой железа. Главным материалом для работы кузнеца является железо, чугун, сталь, бронза, свинец. Свою работу мастер проводит на кузнице, в которой проводится ручная обработка металла (ковка).

Из книги Вологодского поэта В.Белова «Лад» узнаем, где раньше находились кузницы. «Кузница стояла чуть ли не около каждой большой деревни. На околице, вблизи ручья или оврага, не желая с погребами и банями, виднелся средних размеров сарай с тесовой черной крышей, с кирпичной, а иногда и тесовой трубой…»

 В документальном рассказе «Мастер из Озёрок» из книги Георгия Балла «Трубящий в тишине» (Георгий Балл – российский писатель, неоднократно приезжал в Озёрки к Силинским Михаилу Ивановичу и Тамаре Григорьевне) об этом говорится со слов прабабушки так: «… в войну пришлось работать. Был Калининский председателем, такой серьезный, не знаю, кто и натолкнул на меня. Пришел ко мне сам: "Помоги, Лена» <…> А работать начала с шестнадцати лет, в сорок третьем году, только что шестнадцать лет минуло. Мне - шестнадцать, и пацану-молотобойцу - двенадцать, вот и кузнецы стали, кузнец с молотобойцем».

А в Книге Памяти из её воспоминаний написано: «…Я как-то с детства увлекалась железом, но здесь поняла, как это трудно. Силы такой не было, да и сноровки. Мне помог кузнец из соседнего колхоза. Как сейчас помню его слова: «Не торопись, дочка. Ключ вот так возьми. Железо тоже понимать надо». И я многое поняла. Хотя в голове бродили невесёлые мысли. Отказаться надо от кузницы. Разве таким ручонкам подчинится сталь? <…> Однако не отступила. С каждым днём всё уверенней бралась за молот и клещи и сама удивлялась, каким послушным может быть железо».

«…Работа тяжелая, с железом, с молотом. Кузня старая. Мех руками надо было качать - вот и пыхтишь, качаешь. Опять колотишь железо и опять дуешь, куешь…"

Рассмотрев, оставшиеся от прабабушки клещи, считаю важным узнать, что это за инструмент и для чего он предназначен. Обратившись к словарю узнаем, что клещи кузнеца – приспособление, которое используют для удержания заготовки при кузнецких работах.

Клещи состоят из двух отдельных элементов – клещевин, которые скреплены подвижно между собой. В виде оси между ними используют заклепку или болт с гайкой.

Прабабушка познала тяжёлый труд неженской работы. Выполняла самые разные заявки: от лемехов к плугу – до колечек, брошек, головок к ручным часам.

Когда закончилась война, вернулись солдаты в деревню. Прабабушка встретила свою судьбу – молодого парня Василия, моего прадеда. Сыграли свадьбу. Вместе работали - прадедушка много лет был молотобойцем у прабабушки, растили детей: двух дочек и сына. Летом во время сенокоса помимо кузнечного дела косила конной косилкой, по 6 гектаров скашивала трав в день.  

Год по году шло время вперёд. В Озерецком сельсовете было несколько колхозов, в каждом колхозе своя кузница. В 1962 году, в связи с укрупнением колхозов, все колхозы были объединены в один с названием «Озёрки». Техники в хозяйстве стало много, поломок тоже, работы прибавилось. Всем надо было сделать быстрее, приходилось успевать. Так и проработала кузнецом 34 года –ковала, паяла, клепала, и с деревом могла работать, плотничала, столярничала. Приходилось ей и лошадей подковывать. Сама гвозди наклепает и едет, бывало, в делянку в Вощар лошадям копыта ковать. Сколько всего переделано этими золотыми руками! В 1973 году прабабушку наградили орденом «Знак Почёта».

За время работы в кузне научилась печному делу, стала печи класть. По всему колхозу много сложила печей больших и маленьких. На фермах клала печи из кирпича, закладывала в них котлы; не было в колхозе фермы без её печей. Её руками были сложены печи на почте, в сельсовете, на маслозаводе, в детском саду, у председателя, у многих односельчан, причём, населению клала печи в вечернее время, до двенадцати ночи; в районе многим клала, первому секретарю райкома тоже сложила печь. Многих этих зданий уже нет, но в некоторых домах её печи стоят и по сей день.

Ещё в молодости прабабушка научилась выделывать кожу, сама шила сумки и сапоги. Как и все женщины в деревне, пряла и ткала. Училась хорошо вязать и шить. Помогала своим детям, внукам. До самой старости вела хозяйство, держала скота, даже пчёл завела.

Когда вышла на пенсию, занялась воспитанием внуков и правнуков. Пенсию начислили на общих основаниях. Но из послесловия к рассказу Г.Балла узнаём: «Благодаря вмешательству космонавта Валентины Терешковой, которая прочитала эту документальную повесть, местные власти нашли способ заплатить мастеру из Озерок пенсию - не на общих основаниях, а как женщине-кузнецу».

«Крик мой немножко подержала река и отпустила, сразу же он влился в огромную тишину Озерок. Да, здесь среди тишины и простора неоглядного живет не былинный богатырь, а умная, добрая женщина, выдающийся мастер-умелец. А зовут ее Елена Васильевна Дружининская.»
   История жизни моей прабабушки непосредственно связана с историей села, колхоза и всей страны. Проведя эти исследования, я узнала очень много интересного о своей прабабушке, о её трудовых подвигах. О том, как легкими женскими руками она умело могла пользоваться такими тяжелыми инструментами и с их помощью делать необходимые и незаменимые для людей вещи.

Думаю, что таких женщин, как моя прабабушка, было много и в нашем селе, и в районе, и по всей России. Это на их силе духа, выдержке и доброте держится земля русская.!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.