Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сюжеты росписей 1550-70-х гг. Росписи Свияжска и Архангельского собора Московского кремля



33. Сюжеты росписей 1550-70-х гг. Росписи Свияжска и Архангельского собора Московского кремля

Период 1550-1570-х гг. оказался особо плодотворным для провинции. В разных её уголках возникали большие и значимые художественные ансамбли, а церковные реформы, проведённые в XVI в., открывали дорогу новым иконографическим темам в живописном искусстве.

Ансамбль Свияжска – укрепление на Волге, построенное для подготовки штурма Казани, а затем ставшее монастырским комплексом, сформировавшимся вокруг Успенского собора, построенного во второй половине 1550-х.

Фрески Успенского собора были созданы в начала 1560-х. и сохранились по всему объёму здания.

Роспись собора поделена на несколько зон. Верхняя отведена под сцены Творения: в скуфье купола представлено «Отечество» в окружении небесных сил, а в сводах размещены сами сцены Творения, грехопадения и земной жизни первых людей до смерти Адама. Восточная часть верхней зоны отведена под сцены, иллюстрирующие события от Предвечного Совета до отослания Бога-Сына для искупления грехов человечества.

Основная часть собора расписана Богородичными сюжетами. Представлен подробный протоевангельский цикл, свод алтаря занимает «Успение».

Конху апсиды занимает изображение Великого входа (эта композиция также имеет название «Да молчит всяка плоть человеча»). В росписи представлена процессия клириков, совершающая Великий вход. Процессия окружена херувимами, серафимами, престолами и ангелами. На примыкающей арке изображены царь Иван, митрополит Макарий и игумен Успенского монастыря с братией, то есть «живые сущие», о позволении изображать которых шла речь на Стоглавом соборе 1551 г. Это говорит о распространении новых иконографических тем в росписях.

Живопись Успенского собора Свияжска создаёт цельное впечатление и, вероятно, выполнена сплочённой артелью художников. Все художественные средства строго регламентированы, индивидуальные стили подчинены общей задаче. Главный принцип – ясность повествования и красота интерьера.

В 1560-1570-х гг. было создано несколько фресковых ансамблей, где выдерживались те же принципы артельной работы. Одним из таких ансамблей была роспись Архангельского собора Московского Кремля. Росписи были созданы около 1565 г., но большая их часть была заменена в 1650-1660-х гг. О первоначальном виде можно судить лишь по оставшимся прорисям.

Верхняя зона была отведена под подробное изображение «Символа веры», которое было разбито на отдельные композиции и занимало центральный и западный купол, своды, люнеты и западную стену. Иконография «Символа веры» была также разработана в русле «Макариевского» заказа и является примером внедрения новых тем в монументальную живопись. Среднюю зону стен занимал цикл деяний архангела Михаила, а нижний регистр был отведён под изображения представителей рода Рюриковичей. Росписи, если рассматривать их снизу вверх, декларировали исповедание Российским государством (в лице Рюриковичей) православной веры под покровительством архангела Михаила.

Второй темой декораций собора было утверждение идеи «Москва – третий Рим». Недаром изображения сводов и стен символически опирались на представителей русского великокняжеского рода. 

Список литературы:

  1. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи
  2. Лекции С.И.Михайловой

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.