|
|||
Понятие развития. 10.03.21Понятие развития. 10.03.21 Рост –количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов и организма в целом. Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Включает и количественные и качественные изменения. Развитие – процесс качественного изменения, перестройки, всегда развитие системы новое качество возникает только как преобразовании в систему. Созревание создает необходимые предпосылки и лимитирует развитие. Индивид (его психика и сознание) – объект развития в традиционной психологии. В культурно-историческом подходе (представлен в трудах Выготского, Леонтьева, Запорожца) объектом развития является человек в системе его социальных связей и отношений. Различают 2 вида направленности развития: прогрессивную и регрессивную. Сегодня признано, что кризисы необходимое звено в развитии, трансформации и совершенствовании личности. Стадиальность развития- единство прерывности и непрерывности психического развития человека. Предмет возрастной психологии – закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и её деятельности на каждый из возрастных стадий развития. Разделы возрастное психологии. Детская 1. От рождения до года 2. От года до 3 3. От 3 до 6-7 (дошкольный) 4. От 6-7 до 11-12 (младше школьный) Подростковая или психология отрочества. 5. От 11-12 до 15 (младше подростковый) 6. (ранняя юность) от 15 до 17 7. (юность) от 17 до 19 Психология зрелости. Психология старения и старости. Возрастная дает знания о нормативном психическом развитии его законах, а клиническая изучает нарушения (дисонтогенез). Соц. историческая природа детства, развитие детства в истории общества- ДЗ. Виды возрастов: 1. Хронологический (количество лет с момента рождения) 2. Биологический (уровень органической зрелости, определяемый состоянием анатомических и физиологических структур, т. е. потенциальный возраст жизни человека, как биологического вида) 3. Психологический (Введен Штерном, как понятие умственного возраста и коэффициента умственного развития; Выготский предложил понятия психологического возраста, как единицы анализа развития в онтогенезе 4. Социальный возраст (характеризует соц. статус человека, т. е. место, занимаемое им в обществе и определяющее систему соц. требований, ожиданий и прав). Методы исследования. Ведущими являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение может быть представлено, как самонаблюдение, но только у детей с 11-12 лет, когда появляется рефлексия. Наблюдение дополняется методом эксперимента. Методом эксперимента принято выявлять причина-следственные связи или причины развития, создаются специальные условия. Эксперимент предполагает 2 замера (пред тест и пост тест), чтобы снять эффект изменения деятельности ребёнка из-за повторного решения задачи вводят контрольную группу. Эксперименты бывают следующих видов (лабораторные, естественные, педагогические – оценивает развивающий эффект обучающих программ и их воздействий). Метод беседы. (стандартизированная (конкретный набор вопросов) и клиническая (вопросы меняются в соответствии с ответами)) Методы исследования продуктов деятельности – является дополнительным к другим. Метод изучения кров структурных различий – сравнение особенностей личностного и умственного развития детей в различных культурах, в зависимости от способов социализации, воспитания и обучения. Метод тестов. Тест – сравнение уровня в развитии ребёнка по определенным показателям с репродуктивной выборкой, т. е. нормативной шкалой. Биографический метод. Исследовательский метод Ананьева. Формы исследования. 1. Поперечные срезы, сравнительно-возрастное исследование 2. Лонгитюдное (продольное) исследование 3. Временное запаздывание Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка. Теория, игнорирующая или отличающая значение активности человека в развитии получили название факторного подхода, т.е. влияние факторов наследственности и среды. Альтернатива факторному походу – это деятельностные подходы, когда активность рассматривается, как основная причина. Однофакторный подход Нативизм - развитие определяется наследственностью человека, представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания. Эмпиризм – ведущий фактор среда. В теории биохиоризм и ассоционизм. Двухфакторные теории – наследственность и среда. Конвергенция Штерна, антагонизм (психоанализ Фрейда), теория развития мышления. Теория созревания – рассматривает психическое развитие, как эндогенный процесс, детерминированный биологическим созреванием морфологических структур мозга в соответствии с врожденной наследственной программой. Штерн – «Зерно, брошенное в почву, прорастает, что это будет пшеница, рож, гречиха или другое растение это определенно наследственностью, но если это зерно попадет в неблагоприятные условия, засуху, заморозки оно не реализует свой потенциал и не прорастет» Наследственность определяет, что произрастёт в соответствии планам развития, а среда создаёт условия для реализации этого плана. Все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследственности, потерпели неудачу. Возникла проблема определения значения активности в общении ребенка со взрослыми, решение этой проблемы было дано в рамках культурно исторического подхода развиваемого в трудах Выготского, Леонтьева, Ильконина, Запорожца. Концепция психического развития ребенка концепция Зигмунда Фрейда. В основе представлений развитии лежит принцип равновесия, уравновешивания психодинамических сил из-за чего психоанализ является психодинамическим подходом. Это двухфакторная теория. Фрейд говорил об оттеснении природного человека и подавление естественного естественной средой. «Человеку от природы врожденны 2 виды влечений, связанные и составляющие в предельном варианте целое, влечение к жизни (сексуальное влечение) противостоит Танатосу (влечению к смерти)/ Сексуальное влечение увлеченно энергией либидо. Влечение к смерти может выражаться у 2 формах – аутоагрессия (саморазрушения направленное на себя) и внешне направленная агрессия. Психическое развитие по Фрейду обусловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания. Противостояние среды и наследственности не может изменить стадии развития ребенка. Развитие структуры личности. Я – эго (возникает из оно на ранней стадии развития, посредник; слуга двух господ оно и сверх я ) Сверх я – супер эго(возникает к 5 годам в результате преодоления эдипового комплекса и присвоения родительских требований и запретов, включает чувство вины и чувство контракции, судья по отношению к я, регулирует поведение и активность человека на основе нравственного сознания и наблюдения) Оно – ит (область бессознательного, включает врожденное влечение, а также вытесненное, снабжено энергией либидо, находиться в конфликте с я и сверх я, которые возникают из «оно») Защитные механизмы – совокупность действий, направленных на уменьшение или устранения угрозы целостности индивида и нарушения баланса психодинамических сил. Преимущественно интегрированы в структуре я. Наиболее значимыми являются: вытеснение, регрессия, уход, реактивное образование, проекция, идентификация, изоляция, замещение, рационализация и сублимация. Стадии развития по Фрейду. 1. Оральная от 0 до года. Влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребностей в пище 2. Анальная от года до 3. Впервые ребёнок вступает в открытое противостояние с обществом, со взрослым, получает удовольствие от процесса смены напряжения облегчением. 3. Фаллическая от 3 до 5. Рост познавательной деятельности, интерес к половой сфере. 4. Латентная от 6 до полового созревания 5. Генитальная с 12 до 18 Эскапизм – уход в мир фантазий, виртуальный мир Проблема развития мышления ребёнка в работах Пиаже-ДЗ 20.03.21 Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона. Развитие личности определяется единством и взаимодействием 3 основных линий: соматической (телесной), психосоциальной, психосексуальной. Главным содержанием развития личности является процесс становления эго – идентичности. Идентичность понимается как само тождественность и включает 3 основных параметра. 1. Само тождественность, как внутреннюю тождественность самому себе во времени и пространстве 2. Признание само тождественности личности значимым соц. окружением 3. Уверенность в том, что внутреннее и внешнее идентичность сохраняются и имеют стабильный характер Весь процесс развития личности Эриксон рассматривает с точки зрения становления и преобразования идентичности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана определяющего основные стадии развития. В каждый период существует особая чувствительность формирования какого-то чувства личности и если этот период пропущен, личностное развитие искажается. Суть кризиса, который возникает на каждой возрастной стадии это выбор между альтернативными путями развития. Кризис осуществляется в радиусе соц.значимых отношений. Периодизация развития личности. Эриксон выделяет 8 возрастов, охватывающих весь жизненный цикл и до дня смерти. Центральная линия развития – формирование эго – идентичности. Табл. Периодизации развития по Эриксону.
· Айрес исследование детства · Культурный фактор в развитии личности · Эриксон 8 ступень развития (будет на экзамене) · Диаулос · Эльконин, развитие детства (для всех)
|
|||
|