|
|||
Глава 5. «Школьные годы чудесные».Стр 1 из 3Следующая ⇒ Глава 5. «Школьные годы чудесные». Трудно сегодня представить человека, не знающего, что такое школа и никогда и нигде не учившегося, - у каждого из нас были свои «школьные годы чудесные». Казалось бы, в Усть-Сысольске, а затем и в Сыктывкаре, дети всегда ходили в школу. Действительно, история городских школ насчитывает почти два столетия. Усть-Сысольску как единственному городу в Коми крае, уездному центру сам Бог велел стать и центром просвещения. Он и стал им. В Коми крае только в Усть-Сысольске можно было получить среднее или начальное духовное образование, поступить в учительскую семинарию и стать учителем начальной школы. Общественную и культурную жизнь Усть-Сысольска невозможно представить без учителей городских школ. Ведь именно школьные преподаватели составляли «костяк» интеллигенции маленького провинциального города. Без учителей не обходились ни любительские театральные постановки, ни организация библиотек (они сами и были библиотекарями), ни сбор экспонатов для первого музея, ни организация «народных чтений». Учителя были среди первых краеведов-исследователей истории и культуры Коми края. Причем никто не заставлял их заниматься культурно-просветительской деятельностью – все это делалось добровольно и безвозмездно. Кто, например, заставлял учителя городского училища П.П.Ползунова, вовсе не историка (он преподавал русский язык), практически сразу после приезда в Усть-Сысольск в 1907 году взяться за сбор материала и подготовку книги по истории своей школы? В 1912 году его книга «История Устьсысольского городского училища» была напечатана в Усть-Сысольске. Без этой книги, в которой – вся история городского образования, сегодня немыслимо писать историю городских школ. Достаточно сказать, что большинство документов, которыми пользовался П.П.Ползунов, просто не сохранились. А ведь он имел и возможность пользоваться воспоминаниями учителей-ветеранов, преподававших еще в уездном училище – «родителе» городского. Разумеется, и наш рассказ об истории городских школ не обойдется без многочисленных ссылок на труд П.П.Ползунова. История школ и образования в Усть-Сысольске достаточно четко делится на два периода. До 70-х годов XIX века (дореформенный период) в городе было всего несколько школ низшего типа, охватывавших незначительное число городских детей. В пореформенный период, с конца 70-х годов позапрошлого столетия, начинается рост численности учащихся, появляются школы повышенного типа, профессиональные учебные заведения. Конец XIX – начало XX веков – время, когда дореволюционные городские школы работали наиболее плодотворно (в этом большая заслуга земства) и практически каждый маленький устьсысолец мог получить образование. Этой периодизации мы и будем придерживаться в повествовании об «учащих и учащихся» Усть-Сысольска.
|
|||
|