Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Миронова Ю.С.

Гуманитарно-педагогический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

г. Севастополь, Россия

В контексте современной науки развитие познавательного интереса является одним из наиболее актуальных. В процессе обучения и воспитания необходимо вызвать у ребенка познавательную потребность, которая лежит в основе развития интереса к познанию.

Целью исследования является изучение понятия «интерес», а также влияние познавательного интереса на качество образования.

Как утверждал К. Д. Ушинский: «В ребенке необходимо развивать желание и способность самостоятельно, без педагога обогащать свой познавательный опыт. Ребёнку следует дать средство, извлечь нужные сведения не только из книг, но и из окружающих его предметов, из моментов его жизни. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач любого обучения».

Познавательный интерес - это самая важная основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активизирует все психические процессы ребенка, побуждает к непрерывному поиску изменения, дополнения, улучшения действительности посредством деятельности. Характерной особенностью познавательного интереса является то, что он может обогатить и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности индивида, поскольку в каждой из них существует познавательный принцип. Человек, погруженный в познавательный интерес, выполняет практически любую деятельность более плодотворно и эффективно.

В связи с тем, что интерес представляет собой сложное и очень значимое для человека образование, он активно изучается многими исследователями, и в психолого-педагогической литературе можно увидеть большое количество различных определений этого понятия. Выделим те, которые подчеркивают суть расхождения мнений более четко и точно.

Интерес - потребность в знании, ориентирующем человека в действительности (Л. И. Божович, В. М. Мясищев)

Интерес - особая психологическая потребность личности в определённых предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей (Б. И. Додонов).

Интерес - эмоциональное проявление потребностей человека (А. В. Петровский).

Интерес - эмоционально окрашенная направленность нашего сознания на определённые объекты, влияющая соответствующим образом на нашу деятельность (Л. А. Гордон).

Интерес - выражение устойчивой направленности личности, её деятельности, поступков и поведения относительно объекта потребности.

Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности (С. Л. Рубинштейн).

Обобщая различные взгляды на природу интересов, можно выделить несколько областей, в которых текущая концепция связана с потребностями личности, ориентацией и сферой мотивации личности. В вышеприведенных направлениях мнение С. Л. Рубинштейна ближе к познавательному интересу, в котором интерес рассматривается как мотив, а следовательно, познавательный интерес - как мотив познавательной деятельности.

Именно С. Л. Рубинштейн установил тесную связь между познавательным интересом и знанием: последнее является основой познавательного интереса, без которого он не может возникнуть, но удовлетворение интереса, несомненно, приведет к обогащению знаний.

Стоит также обратить внимание на научные взгляды Н. Морозовой, которые указывают на важность эмоциональной стороны для познавательного интереса, а именно, что интерес представляет собой эмоционально-познавательный настрой, который в благоприятных условиях влияет на эмоционально-познавательную ориентацию человека.

Как показали исследования автора, роль интересов следующая:

- интересы благоприятствуют глубине и прочности знаний;

- развивают и улучшают качество умственной деятельности;

- оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка: они определяют свою активность в навыках, способствуют формированию навыков, привносят изобретательский подход в различные виды деятельности;

- приводят к повышению общего эмоционального тонуса, создавая положительный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы позволил определить общую линию формирования познавательных интересов. В исследованиях ученых Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой были выявлены следующие этапы развития познавательного интереса:

1. Любопытство - это упрощенная начальная фаза, обусловленная внешними обстоятельствами, иногда неожиданными и необычными, которые привлекают внимание ребенка. Увлечение может служить начальным импульсом для выявления интереса, средством привлечения интереса к материи, способствующим переходу интереса с этапа простой ориентации на этап более стабильного познавательного отношения.

2. Любопытство - это ценное состояние личности, для которого характерно стремление ребенка выйти за рамки увиденного. На этом этапе развития интереса очень сильно выражаются чувства удивления и радости познания.

3. Познавательный интерес характеризуется активностью, ценностной мотивацией, в которой познавательные мотивы занимают основное место. Они способствуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями, в законы познания.

4. Теоретический интерес: известные теоретические вопросы в свою очередь используются в качестве инструментов знаний. Этот этап характеризует человека как субъекта, творческую личность.

В свою очередь В.Б. Бондаревский сформулировал такие этапы развития интереса: занимательность высказывания, которая вызывает любопытство, любопытство и острый интерес к предмету, что вызывает потребность в знаниях.

Проблему видов познавательного интереса можно увидеть в исследованиях Л. Божовича, который определяет два основных типа познавательного интереса, представляющих последовательные этапы его развития:

1. Ситуативный, эпизодический, возникающий к внешним признакам предметов и явлений. Являясь относительно неустойчивым, неглубоким, ситуативный интерес, тем не менее, имеет большое значение для дальнейшего углубления познавательного интереса.

2. Личностный интерес, характеризующийся пониманием смысла деятельности, ее личной и общественной значимостью.

Более полной является другая классификация, представленная Г. И. Щукиной. Автор выделяет три вида познавательного интереса:

1. Ситуативный - эпизодическое переживание.

2. Устойчивый, активный интерес - эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности.

3. Личностный интерес - направленность личности

Исследователь указывает, что интерес к познанию является отражением уровня активности личности, который связан со всеми психическими процессами человека и занимает важное место в структуре ориентации личности. По ее словам, развитие интереса идет в направлении снижения роли внешних стимулов, от диффузного до дифференцированного интереса, от ситуации, поверхностной до стабильной, глубокой, теоретической.

Именно Г. И. Щукиной была представлена наиболее отчётливая структура познавательного интереса. С её точки зрения, познавательный интерес состоит из следующих компонентов:

1. Интеллектуальный компонент выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.

2. Эмоциональный компонент - проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту.

3. Волевой компонент - рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса.

Таким образом, познавательный интерес - сложное и неоднородное понятие, имеющее интерпретации в различных областях психолого-педагогической науки.

Несмотря на то, что учёными многогранно освещены вопросы о его структуре, видах, стадиях развития, эта проблема ещё долгое время будет объектом пристального внимания. На сегодняшний день познавательный интерес всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности школьников, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы детей, обогащая личность, воспитывая активное отношение к жизни.

 

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974. - 440 с.

2. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации : метод. пособие / под ред. И.В. Муштавинской, Т.С. Кузнецовой. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 256 с. - (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).

3. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.

4. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 2009. - 246 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.