|
|||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Миронова Ю.С. Гуманитарно-педагогический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» г. Севастополь, Россия В контексте современной науки развитие познавательного интереса является одним из наиболее актуальных. В процессе обучения и воспитания необходимо вызвать у ребенка познавательную потребность, которая лежит в основе развития интереса к познанию. Целью исследования является изучение понятия «интерес», а также влияние познавательного интереса на качество образования. Как утверждал К. Д. Ушинский: «В ребенке необходимо развивать желание и способность самостоятельно, без педагога обогащать свой познавательный опыт. Ребёнку следует дать средство, извлечь нужные сведения не только из книг, но и из окружающих его предметов, из моментов его жизни. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач любого обучения». Познавательный интерес - это самая важная основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активизирует все психические процессы ребенка, побуждает к непрерывному поиску изменения, дополнения, улучшения действительности посредством деятельности. Характерной особенностью познавательного интереса является то, что он может обогатить и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности индивида, поскольку в каждой из них существует познавательный принцип. Человек, погруженный в познавательный интерес, выполняет практически любую деятельность более плодотворно и эффективно. В связи с тем, что интерес представляет собой сложное и очень значимое дл я человека образо вание, он акти вно изучается мног ими исследователями, и в психо лого-педагогической литер атуре можно увид еть большое колич ество различных опреде лений этого поня тия. Выделим т е, которые подчер кивают суть расхож дения мнений бол ее четко и точно. Инте рес - потребнос ть в зна нии, ориентирующем ч еловека в действительнос ти (Л. И. Божович, В. М. Мяси щев) Интерес - осо бая психологи ческая потребность лич ности в определённых пре дметах и видах деятел ьности как и сточниках жела нных переживаний и средствах дости жения желанных цел ей (Б. И. Додонов). Инте рес - эмоциональное прояв ление потребностей чело века (А. В. Петровский). Инте рес - эмоционально окраш енная направленность наш его сознания н а определё нные объекты, влия ющая соответст вующим обра зом на на шу деятельность (Л. А. Гор дон). Интерес - выраж ение устойчивой направл енности личности, е ё деятельности, поступков и поведения отн осительно объе кта потребности. Инте рес - мотив, ко торый дейст вует в си лу своей ос ознанной значи мости и эмоцион альной привлекательности (С. Л. Рубин штейн). Обобщая разли чные взгляды н а природу интер есов, можно выде лить несколько обла стей, в кото рых текущая конце пция связана с потребностями личн ости, ориентацией и сферой мотив ации личности. В вышеприведенных направ лениях мнение С. Л. Рубинш тейна ближе к познавательному инте ресу, в кото ром интерес рассматр ивается как мот ив, а следова тельно, познавательный инте рес - как мот ив познавательной деятел ьности. Именно С. Л. Рубин штейн установил тес ную связь меж ду познавательным интер есом и знан ием: последнее яв ляетс я основой познават ельного интереса, бе з которого о н не мож ет возникнуть, н о удовлетворение инте реса, несомненно, прив едет к обога щению знаний. Сто ит также обра тить внимание н а научные взгл яды Н. Мороз овой, которые указы вают на важн ость эмоциональной стор оны для познават ельного интереса, а именно, чт о интерес предст авляет собой эмоцио нально-познавательный наст рой, который в благоприятных усло виях влияет н а эмоционально-по знавательную ориен тацию человека. Ка к показали исслед ования автора, ро ль интересов следу ющая: - интересы благопри ятствуют глубине и прочности зна ний; - развиваю т и улуч шают качес тво умственной деятел ьности; - оказывают сущест венное влияние н а формирование личн ости ребенка: он и определяют св ою активность в навыках, способ ствуют формированию навы ков, привносят изобрета тельский подход в различные ви ды деятельности; - пр иводят к повышению общ его эмоционального тон уса, создавая положит ельный эмоциональный фо н для проте кания всех психич еских процессов. Ана лиз научной, методи ческой, психолого-педагог ической литературы позв олил определить общ ую линию формир ования познавательных ин тересов. В исследованиях уче ных Г. И. Щукино й, Н. Г. Морозово й были выяв лены следующие эта пы развития познават ельного интереса: 1. Любопы тство - это упрощ енная начальная фа за, обусловленная внеш ними обстоятельствами, ино гда неожиданными и необычными, кото рые привлекают вним ание ребенка. Увлеч ение может служ ить начальным импул ьсом для выявл ения интереса, средс твом привлечения инте реса к мате рии, способствующим пере ходу интереса с этапа прос той ориентации н а этап бол ее стабильного познават ельного отношения. 2. Любопы тство - это цен ное состояние личн ости, для кото рого характерно стрем ление ребенка вый ти за рам ки увиденного. Н а этом эта пе развития инте реса очень сил ьно выражаются чувс тва удивления и радости позн ания. 3. Познавательный инте рес характеризуется активн остью, ценностной мотив ацией, в кото рой познавательные мот ивы занимают осно вное место. Он и способствуют проникн овению личности в существенные свя зи между изуча емыми явлениями, в законы позн ания. 4. Теоретический инте рес: известные теорети ческие вопросы в свою очер едь используются в качестве инстру ментов знаний. Эт от этап характе ризует человека ка к субъекта, творч ескую личность. В свою очер едь В.Б. Бондаревский сформул ировал такие эта пы развития инте реса: занимательность высказ ывания, которая вызы вает любопытство, любопы тство и ост рый интерес к предмету, чт о вызывает потреб ность в знан иях. Проблему вид ов познавательного инте реса можно увид еть в исследо ваниях Л. Божо вича, который опред еляет два осно вных типа познават ельного интереса, предста вляющих последовательные эта пы его разв ития: 1. Ситуативный, эпизодический, возник ающий к вн ешним призн акам предмет ов и явле ний. Являясь отн осительно неусто йчивым, неглубоким, ситуат ивный интерес, те м не мен ее, имеет боль шое значение дл я дальнейшего углуб ления познавательного инте реса. 2. Личностный и нтерес, характери зующийся понимани ем смысла деятел ьности, е е личной и общественной значим остью. Более пол ной является дру гая классификация, предста вленная Г. И. Щукиной. Авт ор выделяет тр и вида познават ельного интереса: 1. Ситуат ивный - эпизодическое пережи вание. 2. Устойчивый, акти вный интерес - эмоцио нально-познавательное отнош ение к пред мету, объектам ил и определенной деятел ьности. 3. Личностный инте рес - направленность личн ости Исследо ватель указывает, чт о интерес к познанию явля ется отражением уро вня активности личн ости, который свя зан со все ми психическими проце ссами человека и занимает важ ное место в структуре ориен тации личности. П о ее сло вам, развитие инте реса идет в направлении сниж ения роли внеш них стимулов, о т диффузного д о дифференцированного инте реса, от ситу ации, поверхностной д о стабильной, глуб окой, теоретической. Име нно Г. И. Щукиной бы ла представлена наиб олее отчётливая струк тура познавательного инте реса. С е ё точки зре ния, познавательный инте рес состоит и з следующих компон ентов: 1. Интеллектуальный компо нент выражающийся в направленности н а познание объе кта, стремлении пост ичь его сущн ость. 2. Эмоциональный компо нент - проявляющийся в положительном эмоцион альном отношении к объекту. 3. Воле вой компонент - рассматри вающийся как ст епень сосредото ченности на дан ном объекте, приме нении усилий дл я достижени я поставленной це ли и отра жающийся в устойчивости инте реса. Таким обра зом, познавательный ин терес - слож ное и неодно родное понят ие, имеющее инте рпретации в различных обла стях психол ого-педагогической нау ки. Несмотря н а то, чт о учёными многог ранно освещены вопр осы о ег о структуре, видах, стад иях развития, эт а пробле ма ещё дол гое время буд ет объектом приста льного вниман ия. На сегодн яшний день познава тельный интерес вс ё шире исслед уется в к онтексте разнооб разной деятельност и школьников, чт о позволяет творч ески работающим педаг огам успешно формир овать и разви вать интересы дет ей, обогащая лич ность, воспи тывая активное отн ошение к жизни.
Литер атура 1. Ушинский К. Д. Избра нные педагогические сочин ения. - М., 1974. - 440 с. 2. Внеурочная деятел ьность: содержание и технологии реали зации : метод. пособие / по д ред. И.В. Муштав инской, Т.С. Кузнецовой. - Сан кт-Петербург : КА РО, 2016. - 256 с. - (Петербу ргский вектор внедр ения ФГОС ОО О). 3. Щукина Г. И. Педагог ические проблемы формир ования познавательных интер есов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. 4. Моро зова Н. Г. Учителю о познавательном инте ресе. - М.: Зна ние, 2009. - 246 с.
|
|||
|