Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Умер: 11 апреля 1936 г. (78 лет), Уфа, Башкортостан



 

Риза Фахреддинов Википедия

Башкирский и татарский писатель-просветитель, учёный-востоковед, религиозный деятель. Муфтий ЦДУМ.

· Родился:12 января 1858 г., д. Кичучатово, Бугульминский уезд

, Самарская губерния, Российская империя

· Умер: 11 апреля 1936 г. (78 лет), Уфа, Башкортостан

· В браке с: Нурджамал Абдулнасыровна

· Дети: Габдрахман Ризаитдинович Фахретдинов, Габдул-Ахад Ризаитдинович Фахретдинов

Как возникло самоназвание казанских татар? ссылка https://zen.yandex.ru/media/id/5f1dc534fbc6c7123674a1c3/kak-vozniklo-samonazvanie-kazanskih-tatar-5fcb750b7e300d7ccaa487f0

27 мая 1920 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Татарская АССР. Это постановление стало финальным актом мучительного выбора, который долгие годы стоял перед казанской интеллигенцией. Теперь, когда республика, именовавшаяся Татарской, была, наконец, декретирована, все мосты были сожжены. Хотя против такого выбора изначально выступали многие видные представители национальной элиты. Например, историк и богослов, а также главный редактор журнала «Шура» и будущий муфтий ДУМЕС Ризаиддин Фахреддинов (1859-1936 гг.) писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, сотворили скверное дело»[1]. Сам ученый был сторонником булгаризма, идейного течения, провозглашавшего мусульманскую Волжскую Болгарию культурным и этническим очагом тюркских народов Урало-Поволжья. Споры между «татаристами» и «булгаристами», шедшие в конце XIX – начале XX вв. сегодня многим покажутся странными, особенно, тем, кто искренне считал этноним и автоним современных татар древним и исконным их названием. На самом деле, данное этническое имя закрепилось за поволжскими тюрками сравнительно недавно. Академик В. В. Бартольд писал: «…на Волге местная интеллигенция, после некоторых споров, приняла слово татар как название своего народа, вследствие чего возникла Татарская республика»[2]. Современный татарский этнолог Д. М. Исхаков признает, что «этноним «татары» - плод деятельности многих татарских интеллектуалов»[3]. Здесь нужно сделать важное уточнение, что речь идет, в первую очередь, о казанских татарах, хотя в сконструированную в 20-30-х гг. XX в. татарскую социалистическую нацию помимо них были включены мишары, астраханские татары (юртовские ногайцы), сибирские татары, кряшены, нагайбаки, часть башкир (северо-западная группа), а также сословная общность тептярей, которые имели совсем иное происхождение. Как же именовались предки казанских татар?

Впервые этноним «татары» фиксируется в орхонских памятниках древнетюркской письменности VIII века. Этим словом именовался союз монголоязычных племен, обитавших на стыке современной Монголии и Маньчжурии близ озера Буир-Нур. Тюркские каганы совершили против них ряд походов и включили их в состав Тюркского каганата. Тюрки именовали их термином «отуз-татар», то есть «тридцать татар», подразумевая под этим названием тридцать татарских племен. Была и другая группа названного этноса – «тогуз-татар» («девять татар»), которая входила в состав Уйгурского каганата (745-840 гг.), возникшего на месте поверженной империи тюрков. Эту часть татар после гибели уйгурской державы в 840 году фиксируют восточные источники в составе Кимакского каганата, занимавшего просторы Южной Сибири и Восточного Казахстана[4]. Вероятно, именно о них в XI в. писал выдающийся тюркский филолог Махмуд Кашгари: «Кочевниками являются Жумул, имеющие свой собственный говор и знающие тюркский язык, а также Кай, Йабаку, Татар, Йасмыл. Все эти группы имеют собственный язык, но вместе с тем хорошо владеют тюркским. Далее Киркиз, Кифджак, Угуз, Тухси, Йагма, Жикил, Уграк и Жарук. У них чистый тюркский, единый язык. Близки к нему наречия Йамак и Башгирт»[5]. На карте Махмуда Кашгари эта группа татар помещена в бассейне реки Или, впадающей в озеро Балхаш. Таким образом, в результате долгого пребывания в среде тюркских народов они стали билингвами – помимо собственного монгольского языка владели и тюркскими наречиями.

Что касается «отуз-татар», то к XII веку они стали самой могущественной группировкой Монголии. Именно поэтому все окружающие народы – китайцы, тюрки, тибетцы и другие стали именовать все многолоязычные племена татарами. Подобно этому французы именуют всех немцев алеманами, то есть по имени одного из германских племен. Таким образом, экзоэтноним или экзоним «татар», то есть внешнее обозначение, данное со стороны других народов и не являющееся самоназванием, возникло еще в степях Центральной Азии. Затем оно распространилось среди персов, арабов, армян, русских и европейцев как обозначение кочевников Монголии. Дальнейшая история татар Монголии общеизвестна. В 1202 г. Чингиз-хан и правитель кереитов Тогрул Ван-хан разбили их и подвергли поголовному уничтожению.

Современные татарские историки в целом соглашаются с данной точкой зрения на описываемые события. Упомянутый выше И. А. Гилязов пишет: «Имя «татар» стало широко известно по всей Европе с XIII века. Вначале оно было названием (и, по-видимому, самоназванием) одного из монгольских племен Центральной Азии, затем оно перешло в другое качество, и в XIV-XV вв. уже обозначало больше тюркоязычное население Золотой Орды». Беда только в том, что татарами оно именовалось опять же со стороны соседей – русских, персов, арабов, европейцев. Сами себя ордынцы так никогда не манифестировали. И.А.Гилязов пишет: «К сожалению, исторических источников, которые непосредственно отражали бы этническое сознание населения Золотой Орды, почти нет». На самом деле, источники есть и из них следует, что для собственной атрибуции ордынцы использовали свои племенные названия, например, Едигей-бек Мангыт, Тимур-бек Барлас, Мамай-бек Кият[6] и т.д. Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай – чагатаи, хан Ногай – ногайцы, хан Шибан – шибанцы (шибанлыг), хан Узбек – узбеки, но опять же никак не татары. Кроме них, в составе Золотой Орды были инородные монолитные вкрапления в виде самостоятельных этносов, сложившихся за многие столетия до нашествия монголов. Это – волжские булгары, башкиры, аланы, чуваши, мордва и др. Современные историки правы, когда утверждают, что единый золотоордынский этнос и даже просто народ не успел сложиться ввиду кратковременности истории царства Батыя.

Ныне считается общепринятым, что предки казанских татар именовались чувашами. Еще первый русский историк В.Н.Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский».[7] Р. Н. Степанов обратил внимание на одно странное обстоятельство: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами[8]. Например, в 1682 году казанский воевода Петр Шереметев докладывал: «в нынешнем же де во 190 году…Аюкай и Солом Серет и иные тайши, собрався с своими ратными людми, пошли под Казанские и Уфинские уезды войною по присылке воровских башкирцев и казанских татар…»[9] Однако, параллельные показания ногайского мурзы Алабека Асанова рисуют несколько иную картину: «…в нынешнем де в 190 году…по присылке изменников башкирцев и чюваш, пришел к ним башкирцам Аюка тайша с калмыки и ногайцы и с едисаны и ныне стоит в башкирской деревне Карабаш»[10]. Речь идет об одних и тех же событиях с той лишь разницей, что русский воевода в качестве инициаторов калмыцкого нашествия наряду с башкирами упоминает казанских татар, а ногайский мурза – чувашей. Следовательно, эти два термина тождественны друг другу. Разница состоит лишь в том, что первое название является русским экзонимом предков казанских татар. Второе название – это их самоназвание и туземное название, используемое представителями тюркских, монгольских и финно-угорских народов. Этноним «чуваши» применительно к татарам пережиточно сохранился у марийцев, которые до сих пор именуют их слово суас. Современный автор Д.М.Исхаков подвел черту под многолетними исследованиями на эту тему: «…наименование «чюваш» (šüäš), функционировавшее в Казанском ханстве как обозначение оседло-земледельческого тяглого населения («черные люди»), вполне могло быть использовано как этническое определение»[11].

Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов – казанская (промосковская) и крымская (антимосковская), чуваши на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю?» Пришли на царев двор, и Крымцы Кощак-улан с товарищи с ними билися и побили Чавашу»[12]. Понятно, что и здесь имеются в виду не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны. К тому же определение «Арская Чаваша» указывает на Арскую дорогу, охватывавшую территорию северной части Казанского ханства, где предки современных чувашей никогда не проживали. Таким образом, население ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя (тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др.[13]), представлявшего кочевую аристократию и эксплуатировавшего тяглое чувашское население.

До какого времени этноним «чуваш» функционировал качестве названия предков современных казанских татар? Как показывают источники, он использовался на протяжении всего XVIII века. В.Н.Татищев, говоря о зависимых от башкир категориях населения, упоминает мещеряков и ясачных татар, «которые живут по разным местам или у башкирцев из найма и за долги служат». В другом месте о тех же самых народностях он пишет: «месчеряки и протчие, что они зовут чуваши…»[14] Таким образом, все пришлое мусульманское население Башкирии четко разделялось на две этнические группы – мишарей и чувашей.

Интересно, что служилые татары также именовались чувашами. В Уфимском уезде с XVII в. были известны темниковские мурзы Ураковы, большинство из которых приняло крещение. Однако, один из них вернулся в ислам, за что из князей был низведен в ясачные татары[15]. Это – переводчик Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухаммед Ураков. Его поступок весьма порицался уфимскими дворянами, говорившими, что он «беззаконной чювашенин и принял обрезание»[16]. Вот еще один весьма симптоматичный пример. Один из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг. батыр Тамьянской волости Кусяп Султангулов, приехавший в Оренбург под гарантии личной неприкосновенности, данные оренбургским ахуном Мансуром Абдрахмановым, а затем вероломно арестованный, говорил последнему: «ты де, чувашенин, меня обманул, да и мурза де чувашенин также обманул».[17] В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев не были чувашами в нынешнем значении данного этнонима, нет никакого сомнения. В челобитной «всей Казанской земли», поданной в 1551 г. Ивану IV, фигурируют лишь «чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары»[18]. В последних обычно видят мишарей, а в тарханах – феодальную верхушку башкирского народа[19].

Но татар опять же нет. Следовательно, они значатся под именем чувашей.После присоединения Поволжья к Русскому государству для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников правобережья Волги. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г. некий Рахман Кулуй от имени абызов и старейшин Казанского уезда обратился к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев» (чиршы чирмыш چرشي چرمشي), «горных чувашей» (тау чуваш طاو چواشي), «иштек-башкир» (иштак башкурт اشتك باشقورت) в свое подданство[20]. Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей.

Каково соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами? Как следует из отчета арабского путешественника X в. Ибн Фадлана, население Волжской Болгарии состояло из следующих племен: булгар, эсегел (аскил), баранджар, сувар (суваз)[21]. Последние разделились на две противоборствующие группировки. Одна из них, отказавшись принимать ислам, избрала своим предводителем некоего Вирага.[22] Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности чувашей-язычников. Другая часть сувазов приняла ислам, осталась в Болгарском царстве и образовала в его составе особый Суварский (Сувазский) эмират[23]. Арабский путешественник XII в. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине[24], пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии – булгары и сувары. В городе есть «еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна»[25].

По всей видимости, племена Волжской Болгарии так и не слились в единую народность с единым этнонимом. Причем, сувазы были численно преобладающей этнической группой[26]. Собственно булгары, вероятно, были правящей верхушкой, которая во время монгольских погромов XIII-XIV в. подверглась истреблению и к XV в. ушла в небытие, так как именно с этого времени имя булгар исчезает со страниц исторических источников. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане (сувары, сувазы). На каком языке они разговаривали? Как известно, эпитафии Булгарского городища написаны арабской графикой, но их язык близок к современному чувашскому: вместо кыз ‘дочь’ – хир (هير), вместо джуз ‘сто’ – джур (جور), тугуз ‘девять’ – тухур (طحور) и т.д.[27] Эти же самые слова по-чувашски звучат так: хĕр, çĕр, тăхăр. Как видим, сходство между языком мусульманского населения Казанского ханства и языком современных чувашей налицо. В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте (r-язык), ближайшим родственником которого является чувашский язык.

Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный z-язык общетюркского типа? По всей видимости, этот переход состоялся под влиянием тюрко-монгольской кочевой аристократии, правившей в Казанском ханстве, ведь известно, что именно элита диктует простонародью свои идеалы, вкусы и ценности. Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее конца XVвека. Тюрколог-лингвист А. В. Дыбо пишет: «Окончательное формирование татарского языка происходило после образования Казанского ханства в середине XV века»[28]. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей (мещеряков). Таким образом, проникновение тюркского языка кыпчакской подгруппы, сменившего в Среднем Поволжье палеотюркский (булгаро-чувашский) и мещерский (финно-волжский) языки, связано с военной и культурной экспансией, шедшей из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт – у ногайцев, Кыпчак – в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков[29], а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения[30].

С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX – начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Академик Иоганн Эбергард Фишер в 1755 году писал, что «те, кого сейчас зовут татарами, имя это не принимают, считают поношением»[31]. Историк XVIII в. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек». Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют»[32]. Таким образом, название «татары» было типичным этнофолизмом. Когда и по какой причине оно стало употребляться в качестве этнонима тюрко-мусульман Поволжья?

В XIX в. имя чувашей в качестве самоназвания, судя по всему, сходит на нет, и общеупотребительным становится конфессионим «мусульмане» («бесермяне»). Казанский исследователь А.Хабутдинов пишет, что «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» (в противовес христианам)»[33]. Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности. Современный голландский исследователь Михаэль Кемпер полагает, что главную роль в принятии этнонима «татар» сыграли казанские мусульмане, вращавшиеся в русских академических кругах: «Доценты и преподаватели этих учреждений находились в непосредственном контакте с русскими представителями из сфер науки, образования, администрации или церкви и принимали участие в дискурсе, определенном европейскими формами….Здесь в мусульманах региона преимущественно видели «татар», как «татарские» определялись их литература и язык (вместо төрки теле). Это являло собой следование русской точке зрения, потому что с московской перспективы мусульманские народы, с которыми приходилось иметь дело на востоке государства еще с 13 века, всегда являлись татарами»[34]. Историк и богослов XIX в. Шихабуддин Маджани, именующийся в Татарстане «отцом татарской нации», разглядел в терминологически неточных обобщениях русских ученых большую выгоду для своей идеи объединения разнородной массы мусульман Поволжья под интегрирующим этноним «татары». Эта оплошность позволяла «приватизировать» историю Золотой Орды и построить на ней собственную национальную мифологию. Поэтому он решил не оппонировать «русской точке зрения», т.е. «татарскому» дискурсу в русской научной школе, а принять его как есть, поскольку подмена понятий в перспективе сулила большие возможности для расширения зарождавшегося татарского национального проекта.

Надо сказать, что новация Марджани вызвала бурную реакцию в среде самих мусульман, отказывавшихся принимать чуждое им название «татары», которое у всех ассоциировалось с монгольским погромом стран Ислама. Упоминавшийся выше Ризаиддин Фахреддинов в своей работе “Йыуаныч” (“Утешение”) писал: “Название “татары” нам дали старые московские дьячки, не ведавшие об истории и этнографии. Начиная от русских до французов все называли нас “татарами”. А теперь господин Баттал принимает это название. На самом деле мы обязаны не принимать эту ошибку, а исправить ее. Хорошо, что русские назвали нас “татарами”, а если бы прозвали ”черт”, то теперь такие люди как господин Баттал сегодня стали бы отстаивать “мы не тюрки, а черти”[35]. Казанский просветитель, автор современного татарского языка, Каюм Насыри сетовал: «…если я называл национальную принадлежность своего народа «татарской» – это не нравилось, когда язык (народа) называл татарским – это тоже не нравилось». Классик татарской литературы Галимжан Ибрагимов в статье «Мы - татары» (1911 г.) с сожалением констатировал: «Татары (…) почему-то уклоняются от этого названия (т.е. этнонима «татары» – авт.[36]. Даже сам Шихабуддин Марджани признавал, что казанские мусульмане «избегают называть себя татарами, принимая это за порок, более того, поднимают шум и скандал, заявляя, что они не татары, а мусульмане…»[37]. Однако, за 11 лет существования мусульманской прессы (1906-1917 гг.) проект «татарской нации (миллета)» все же удалось распропагандировать.

Почему, несмотря на искусственность, татарский проект в конце XIX – начале XX вв. нашел поддержку у мусульман Казанского края? Дело в том, что именно они на протяжении XVI-XVIII вв. были самой угнетенной в культурно-религиозном отношении группой населения России. Когда Ш. Марджани предложил своим соплеменникам именоваться татарами, он, вероятно, и не предполагал, что новый этноним будет играть компенсаторную функцию для их ущемленного национального самосознания. В. А. Шнирельман пишет: «Когда татары говорят о золотоордынской части их истории, им приятно сознавать, что в те далекие времена Русь подчинялась Золотой Орде – это основной момент татарского мифа»[38]. Именно этот психологический момент способствовал быстрому распространению нового этнонима среди потомков чувашей-мусульман. Таким образом, «исчезновение» чувашей Казанского уезда и появление «татар» были взаимосвязанными процессами.

Поразительно схожая историческая коллизия произошла в VI в., когда имя разгромленных тюрками аваров приняло племя вархонитов, вошедшее в историю под названием псевдоаваров. Византийский историк VII в. Феофилакт Симокатта рассказывает, что, когда вархониты (племена вар и хуни) прибыли в Восточную Европу, местные народы – берсилы, оногуры, савиры и другие – приняли их по причине сходства имен за «страшных» по всей Азии аваров. Они почтили этих псевдоаваров богатыми дарами и выказали им покорность. Когда вархониты «увидели, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали им посольства, и сами стали называть себя аварами»[39]. Аналогичным образом, сегодняшних поволжских татар с полным основанием можно назвать псевдотатарами, ибо подлинные татары были истреблены Чингиз-ханом либо растворились в составе иных племен, а их грозное имя, по выражению Л. Н. Гумилева, превратилось в камуфляж[40].

Нужно сказать, что татарские идеологи прекрасно понимает суть вышеупомянутых вольных и невольных аберраций. Академик АН Татарстана М. Закиев вспоминает, как сотрудники М. Шаймиева Д. Исхаков и Р. Хакимов создавали неотатаристский дискурс: «Исхаков в свое время предложил не упоминать о булгарском происхождении татар - давайте, сказал он, эту булгарскую теорию не будем пропагандировать. Ведь татаро-монголы - великий народ, они покорили даже русских, русские их всегда боялись. Пусть теперь нас тоже боятся и уважают». Относительно «чувашского» прошлого этот же ученый высказался следующим образом: «Отмечу, что до проведения первой переписи, которая была проведена по царскому указу среди народов края сразу после завоевания Казанского ханства в конце 16 века, те, кого сейчас называют татарами, называли себя «суасами». М. Закиев охарактеризовал происходящее так: «благодаря идеям, которые навязывали руководству Татарстана Рафаэль Хакимов и Дамир Исхаков, мы испортили отношения со многими народами, прежде всего, с башкирами, поскольку им в трудах этих ученых было отказано в самоназвании. Рафаэль Хакимов записывал в татары всех. Кроме того, Дамир Исхаков стал еще ездить в Башкирию, где заявлял о том, что башкир там живет на самом деле меньше, чем татар, поэтому в будущем республика утратит свой статус»[41].

Таким образом, казанские татары обязаны своим возникновением в качестве этнической общности, а затем этнонации, в первую очередь, Русскому государству, которое в XVII в. создало сословие ясачных татар и включило в его состав чувашей-мусульман Казанского края. Тем самым, оно задало вектор дальнейшей консолидации всех «татарских сословий» по номинальному сходству – служилых татар, куда в XVI в. были причислены этнические мишары (мещеряки) и ордынские выходцы на Русь, а также лашманных, торговых, чемоданных и иных «татар», в которые были расфасованы другие группы тюрко-мусульманского населения. В XIX в. опять же русская научная среда подсказала казанской интеллигенции взять на вооружение этноним «татары». В 1920 г. Советская власть особым декретом образовала Татарскую АССР, официально утвердив данное название, хотя последнее было всего лишь историческим клише.

[1] Ризаэддин Фәхреддинев. Болгар вә Казан төрекләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 1993. 36 б.

[2] Бартольд В.В. Сочинения. Т. V. М.: Наука, 1968. С. 143.

[3] Исхаков Д.М. Татары: перепись и политика. Казань: Татарское книжное изд-во, 2010. С.54.

[4] Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата: Наука, 1972. С.42.

[5] Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк / Пер., пред. и комм. З.-А.М.Ауэзовой. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. С.70.

[6] Мангыт, Барлас, Кият – знатные монгольские роды.

[7] Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. Кн. I. Ч. II. – М.: Московский Императорский университет, 1769.С.317.

[8] Степанов Р.Н. К вопросу о служилых и служебных татарах // Сборник аспирантских работ. Серия право, история, филология. Казань, 1964. С.68-69.

[9] Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссиею. Т.5 (1676-1700 гг.). Спб., 1842. С.138.

[10] Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографическою комиссиею. Т.10. Спб.: 1867. С.70. Деревня Карабаш, по всей видимости, соответствует современному поселку городского типа Карабаш Бугульминского района РТ.

[11] Исхаков Д.М. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам Нового времени. Казань: Мастер-Лайн, 1998. С.80-81.

[12] Полное собрание русских летописей. Т.13. 1-ая половина. Спб., 1904: Тип. И.Н.Скороходова, С.166.

[13] Первые четыре рода были приведены в Поволжье основателем Казанского ханства Улуг-Мухаммедом в 30-х гг. XV в. Мангыты появились в Казани после образования Ногайской Орды в конце XV в.

[14] Материалы по истории Башкортостана. Оренбургская экспедиция и башкирские восстания 30-х годов XVIII в. / Автор-составитель Н.Ф.Демидова. Под ред. Н.В.Устюгова. Т.VI. Уфа, 2002. С.301, 384 (далее - МИБ).

[15] МИБ. Ч. I. С.144.

[16] МИБ. Т.III. С.563.

[17] МИБ. Т.VI. С.557. .

[18] Полное собрание русских летописей. Т.13. 1-ая половина. Спб., 1904: Тип. И.Н.Скороходова, С.167.

[19] Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам Нового времени. Казань: Мастер-Лайн, 1998. С.62.

[20] Юсупов Ю.М. История Башкортостана XV-XVI вв. Уфа: Гилем, 2009. С.59.

[21] Данный этноним прошел закономерную для тюркских языков эволюцию сувар ~ суваз ~ сыуаш.

[22] Путешествие Ибн‑Фадлана на Волгу/ Пер. и комм. И.Ю.Крачковского. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. С.76.

[23] Янина С.А. Новые данные о монетном чекане Волжской Болгарии X в. // МИА. № 111. М., 1962. С.196.

[24] Саксин – город, возникший на месте Итиля, столицы Хазарского каганата.

[25] Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / Публикация О.Г.Большакова, А.Л.Монгайта. М.: Наука, 1971. С.27.

[26] Сувары (сувазы) численно преобладали и в Хазарском каганате. См. Хамидуллин С.И. Бурджаны в истории Евразии. Уфа: Гилем, 2013.

[27] Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1960. Таблица №5.

[28] Дыбо А.В. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков. М.: Академия, 2004. С.811.

[29] Иректинский и Каршинский беляки (т.е. владения: от тюрк. биләмәк ‘владеть’) носят названия башкирских родов Иректы и Каршин.

[30] Исхаков Д.М. Указ. соч. С.215.

[31] Фишер И.Э. О народе и имени татарском, также о древних монгольцах и их языке // Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие. Т. 2. СПб, 1755. С. 430.

[32] Рычков П.И. Топография Оренбургская. Спб., 1762. Ч.2. С.49-56.

[33] Хабутдинов А.Ю. История Оренбургского магометанского духовного собрания (1788–1917): институты, идеи, люди. Нижний Новгород, 2010 // URL: http://www.idmedina.ru/books/regions/?3160;

[34] Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством / Пер. с немецкого. Казань: Российский исламский университет, 2008. С.574.

[35] История башкирских родов. Дуван. Том 21 / С. И. Хамидуллин, Б. А. Азнабаев, А. Г. Салихов, И. Р. Саитбатталов, Р. Р. Шайхеев, Р. Р. Асылгужин, А. М. Зайнуллин, В. Г. Волков, А. А. Каримов. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Уфимский полиграфкомбинат, 2016. С.190.

[36]Исхаков Д. Татары: популярная этнография. Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. С.107.

[37]Марджани Ш. Китаб мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар. Ч.1. Казань: Типография Б. Л. Домбровского, 1897. С.4.

[38] Шнирельман В.А. У каждого народа имеется свой национальный миф…// URL: http://www.tatar-history.narod.ru/mif.htm;

[39] Феофилакт Симокатта. История. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С.160.

[40] Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М.: «Изд-во АСТ», 2002. С.107.

[41] Закиев М.: «Мишары - это татары со знаком качества» // URL: http://www.regnum.ru/news/1231225.html.

скопировал

Саетгариев Фарид Сахабутдинович_____________________________

т. 8917 34 54 270; 17.12.2020г

 

 

 

 

           

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.