|
|||
Возраст герояСтр 1 из 4Следующая ⇒
Система уроков по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" 1. Сатирические традиции русской литературы в повести М.А.Булгакова Цели: -понять смысл произведения; -увидеть особенности сатиры Булгакова; -оценить злободневность повести . Ход урока Читаем, отвечаем на вопросы (устно), задание в электронном журнале и в конце этого чтива! Слово учителя: Мы впервые знакомимся с творчеством Булгакова, это знакомство будет продолжено в 11-м классе. -Прежде чем перейти к повести «Собачье сердце», мы скажем слово об авторе Слово учителя: Михаил Афанасьевич Булгаков «старый интеллигент», который разделяет судьбу своего народа. В его произведениях звучит пафос возвышения личности. Итак, повесть «Собачье сердце». Вопросы учителя: -Каково ваше впечатление от прочитанного? -О ком эта повесть? -Какое время изображено в повести? -Что наблюдает бездомный и безродный пес в послереволюционной Москве? -Как живут люди? -Давайте вспомним о присходящем в России в 20-е годы прошлого столетия -У Булгакова представлена реальная картина. Каковы приметы времени мы находим в повести? Обратимся к тексту и зачитаем отрывки , дающие ответ на вопрос. -Какова композиционная особенность в повести М.А.Булгакова? -Какие люди могли так наблюдать как Шарик? -Где завязка конфликта? -Какой конфликт порождает превращение Шарика в человека? -Кто идеологический враг профессора Преображенского? - Почему Швондер так нагло ведет себя в разговоре с профессором? -Что собака думала о Швондере , наблюдая события , происходящие в квартире Преображенского? -Как Шариков относится к Швондеру? Близок по духу или нет? -Конфликт все более нарастает. C кем спорит профессор? Зачитайте слова Преображенского о разрухе. Согласны ли вы с этим, УЧИТЕЛЬ: тему воинствующего невежества затрагивали и другие современники М.А.Булгакова. Например, Владимир Маяковский в пьесах «Клоп» и «Баня». У героев завышенная самооценка не по заслугам. Персонажей характеризует речь. Какова речь Швондера и Филиппа Филипповича? -Что прочитал Шариков? Как это выглядит? УЧИТЕЛЬ: Шариковы размножаются и достигают « степеней известных» и становятся явлением новой жизни, ее сутью.Cогласитесь ли вы с мнением, что такие люди , как Шариков нуждаются в хозяине? Если да, то мотивируйте свое мнение. Ели нет, то опровергните это утверждение. Почему Шариков выбрал себе в качестве хозяина Швондера, а не Преображенского, по отношению к которому ведет себя с все более нарастающей наглостью? Почему автор «устраивает» своего героя на такую должность, как заведующий подотделом по очистке города Москвы от бродячих животных в отделе МКХ? Что это за художественный прием? Не странно ли, что такая должность поручена бывшему бродячему псу? -Кто же способствовал порождению шариковых? Как можно назвать это явление? -В чем же суть шариковщины? Найдите доказательства в тексте повести. УЧИТЕЛЬ: у Шарикова к сожалению и профессора, и автора, и читателей не собачье, а человеческое сердце. У профессора и Шарикова разные понятия о жизни. Шариков перенес всю злость собаки и пьяницы в сферу человеческой жизни. Кто же создал его? В.М.Акимов пишет: «Шариков – продукт, нечто вторичное, произведенное от какого-то другого, куда более страшного процесса. У Шарикова не один создатель, а, по крайней мере, два. Cоавторами Шарикова стали такие антагонисты , как «аристократ духа» Преображенский и люмпен-демагог Швондер. Если бы один не создал «биоробота», другой не вложил бы в него свою классовую программу». Согласны ли вы с этим мнением? -Где же кульминация? -Кто победил в этом поединке? -В книге побеждает интеллигенция в лице профессора Преображенского. А как было на самом деле? Что предполагал автор? -По каким признакам можно узнать шариковых? -Где помещается развязка? В чем суть эпилога? Зачитаем выразительно по ролям (автор и собака) о чем думает Шарик после операции. Что это? Очередная загадка автора: безродный пес и мысли о благородном происхождении, то есть человек начинает думать о себе не по заслугам. УЧИТЕЛЬ: сделаем выводы из всего сказанного на уроке: -какое это произведение по жанру? -против чего направлена сатира Булгакова? -в чем особенность булгаковского повествования? -у кого из классиков русской литературы мы видели удивительное переплетение реальности и фантастики? В повести «Собачье сердце» автор продолжает и развивает традиции русской сатирической литературы, заложенные Н.В.Гоголем и М.Е.Салтыковым – Щедриным. Нам осталось решить еще один вопрос: что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение? Давайте обратимся к значениям этих слов - Посмотрите в словаре!- каково ваше мнение?
2. Система образов произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце» Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века. Ход урока. Беседа по жизни и творчеству Булгакова: - Где и когда родился писатель? - Где прошло его детство? Какое он получил образование? - Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве? -Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось? 3. Работа над темой урока. 1) Вопросы - «Какие герои в повести являются главными?» (профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик- Шариков, Швондер) - Охарактеризуйте каждого из героев. Примерная характеристика - Возраст героя
|
|||
|