Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Возраст героя



 

Система уроков по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"

1. Сатирические традиции русской литературы в повести М.А.Булгакова

Цели:

-понять смысл произведения;

-увидеть особенности сатиры Булгакова;

-оценить злободневность повести .

Ход урока

Читаем, отвечаем на вопросы (устно), задание в электронном журнале и в конце этого чтива!

Слово учителя:

Мы впервые знакомимся с творчеством Булгакова, это знакомство будет продолжено в 11-м классе.

-Прежде чем перейти к повести «Собачье сердце», мы скажем слово об авторе

Слово учителя: Михаил Афанасьевич Булгаков «старый интеллигент», который разделяет судьбу своего народа. В его произведениях звучит пафос возвышения личности. Итак, повесть «Собачье сердце».

Вопросы учителя:

-Каково ваше впечатление от прочитанного?

-О ком эта повесть?

-Какое время изображено в повести?

-Что наблюдает бездомный и безродный пес в послереволюционной Москве?

-Как живут люди?

-Давайте вспомним о присходящем в России в 20-е годы прошлого столетия -У Булгакова представлена реальная картина. Каковы приметы времени мы находим в повести? Обратимся к тексту и зачитаем отрывки , дающие ответ на вопрос.

-Какова композиционная особенность в повести М.А.Булгакова?

-Какие люди могли так наблюдать как Шарик?

-Где завязка конфликта?

-Какой конфликт порождает превращение Шарика в человека?

-Кто идеологический враг профессора Преображенского?

- Почему Швондер так нагло ведет себя в разговоре с профессором?

-Что собака думала о Швондере , наблюдая события , происходящие в квартире Преображенского?

-Как Шариков относится к Швондеру? Близок по духу или нет?

-Конфликт все более нарастает. C кем спорит профессор? Зачитайте слова Преображенского о разрухе. Согласны ли вы с этим,

УЧИТЕЛЬ: тему воинствующего невежества затрагивали и другие современники М.А.Булгакова. Например, Владимир Маяковский в пьесах «Клоп» и «Баня». У героев завышенная самооценка не по заслугам. Персонажей характеризует речь. Какова речь Швондера и Филиппа Филипповича?

-Что прочитал Шариков? Как это выглядит?

УЧИТЕЛЬ: Шариковы размножаются и достигают « степеней известных» и становятся явлением новой жизни, ее сутью.Cогласитесь ли вы с мнением, что такие люди , как Шариков нуждаются в хозяине? Если да, то мотивируйте свое мнение. Ели нет, то опровергните это утверждение. Почему Шариков выбрал себе в качестве хозяина Швондера, а не Преображенского, по отношению к которому ведет себя с все более нарастающей наглостью?

Почему автор «устраивает» своего героя на такую должность, как заведующий подотделом по очистке города Москвы от бродячих животных в отделе МКХ? Что это за художественный прием? Не странно ли, что такая должность поручена бывшему бродячему псу?

-Кто же способствовал порождению шариковых? Как можно назвать это явление?

-В чем же суть шариковщины? Найдите доказательства в тексте повести.

УЧИТЕЛЬ: у Шарикова к сожалению и профессора, и автора, и читателей не собачье, а человеческое сердце. У профессора и Шарикова разные понятия о жизни. Шариков перенес всю злость собаки и пьяницы в сферу человеческой жизни. Кто же создал его? В.М.Акимов пишет: «Шариков – продукт, нечто вторичное, произведенное от какого-то другого, куда более страшного процесса. У Шарикова не один создатель, а, по крайней мере, два. Cоавторами Шарикова стали такие антагонисты , как «аристократ духа» Преображенский и люмпен-демагог Швондер. Если бы один не создал «биоробота», другой не вложил бы в него свою классовую программу».

Согласны ли вы с этим мнением? -Где же кульминация?

-Кто победил в этом поединке?

-В книге побеждает интеллигенция в лице профессора Преображенского. А как было на самом деле? Что предполагал автор?

-По каким признакам можно узнать шариковых?

-Где помещается развязка? В чем суть эпилога? Зачитаем выразительно по ролям (автор и собака) о чем думает Шарик после операции. Что это? Очередная загадка автора: безродный пес и мысли о благородном происхождении, то есть человек начинает думать о себе не по заслугам.

УЧИТЕЛЬ: сделаем выводы из всего сказанного на уроке:

-какое это произведение по жанру?

-против чего направлена сатира Булгакова?

-в чем особенность булгаковского повествования?

-у кого из классиков русской литературы мы видели удивительное переплетение реальности и фантастики?

В повести «Собачье сердце» автор продолжает и развивает традиции русской сатирической литературы, заложенные Н.В.Гоголем и М.Е.Салтыковым – Щедриным.

Нам осталось решить еще один вопрос: что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение? Давайте обратимся к значениям этих слов  - Посмотрите в словаре!- каково ваше мнение?

 

2. Система образов произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.

Ход урока.

Беседа по жизни и творчеству Булгакова:

- Где и когда родился писатель?

- Где прошло его детство? Какое он получил образование?

- Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве?

-Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось?

3. Работа над темой урока.

1) Вопросы

- «Какие герои в повести являются главными?»

(профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик- Шариков, Швондер)

- Охарактеризуйте каждого из героев.

Примерная характеристика

- Возраст героя



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.