Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План лекции



 

Тема № 3.Принципы исследования

Вид учебного занятия:лекция (2 ч)

Цель учебного занятия:охарактеризовать принципы исследования и ответить на вопросы для самоконтроля

План лекции

1.Теоретический, методологический и прикладной аспекты современной науки

2.Сущность общенаучных принципов исследования действительности

3.Философские методы. Принцип противоречия, принцип оценки, принцип распознавания

4.Общенаучные методы. Частнонаучные методы

Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.

Теоретические исследования являются творческими, направленными на создание новых научных гипотез, глубокое объяснение неизученных явлений или процессов, обобщение отдельных явлений или процессов, обоснование стратегии и тактики научных исследований, а также решении других подобных задач.

Научные исследования базируются на интеллектуальной деятельности (мышлении) человека – исследователя. Важнейшим элементом теоретического исследования является умственный труд. Существует большое количество методик теоретического исследования, поэтому выбор можно делать только в соответствии с конкретной научной проблемой.

 

За последние десятилетия методология получила существен­ное развитие. Усилилась ее направленность на помощь исследова­телю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Важной задачей становится методоло­гическое обеспечение исследовательской работы.

Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат

Методология есть не что иное, как применение общих принципов, теорий при решении исследовательских задач, проблем конкретной науки.

 

В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой признаются следующие:

1) принципдетерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности;

2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной социальной системы;

3) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

С успешным применением этих принципов связаны перспективы дальнейшего развития науки.

Указанные исследовательские принципы носят всеобщий, общенаучный характер, они применимы в любой сфере научной деятельности. Однако каждая наука на основе общенаучных принципов вырабатывает собственную методологию, характер которой диктуется спецификой ее содержания. Так, методы естественных наук отличаются от методов гуманитарных наук, как и каждая из наук имеет свой набор способов исследования.

Частнонаучные принципы определяются особенностями той или иной научной области как в плане предмета исследования, так и степени его теоретической разработанности. В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования или, как говорят, теорию методов, которые группируются вокруг центрального метода, по названию часто совпадающего с основным методологическим принципом, например, диалектический, функциональный, структурный и др.

Конкретные (специализированные) принципыисследования определяются характером фактического материала, условиями и целью исследования. Несмотря на разнообразие, принципы-методы представляют собой не хаотичную совокупность, а упорядоченную систему, в которой определяется место каждого из них в соответствии с конкретным этапом исследования, использованием технических приемов и проведением операций с фактическим материалом в заданной последовательности.

Метод научного исследования -это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Формально-логические методы -общие методы, составляющие основу исследования;

Общенаучные -это научный аппарат, определяющий эффективность исследования любого типа;

Специфические – отражающие особенность системы

 

Методы философских исследований имеют ряд особенностей, отличающих их от методов других наук.

Философские методы основаны на более вы­соком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные нау­ки, обобщая факты, создают понятия - суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при по­мощи категорий - предельно общих понятий. Таким образом, мы можем дать определение философскому методу.

Философский метод (греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности

Принцип (от лат. principium – начало, основа)– это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения. Под принципом в научной теории понимают абстрактное определение идеи, возникающее в результате субъективного осмысливания опыта людей.

 

При проведении исследования важно учитывать основные методологические принципы:

принцип противоречия -это противоречие между желаемым и возможным, известным и искомым;

принцип оценки -любые явления оцениваются по критериям важности, актуальности, сложности, связи с другим явлением;

принцип распознавания – состоит в необходимости отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности его к определенной типологической группе

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально - экономические, правовые и т. д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней.

К методам эмпирического уровня  относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию).

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) специальные -для конкретной науки, области научного познания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.