|
|||
План лекцииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема № 3.Принципы исследования Вид учебного занятия:лекция (2 ч) Цель учебного занятия:охарактеризовать принципы исследования и ответить на вопросы для самоконтроля План лекции 1.Теоретический, методологический и прикладной аспекты современной науки 2.Сущность общенаучных принципов исследования действительности 3.Философские методы. Принцип противоречия, принцип оценки, принцип распознавания 4.Общенаучные методы. Частнонаучные методы Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов. Теоретические исследования являются творческими, направленными на создание новых научных гипотез, глубокое объяснение неизученных явлений или процессов, обобщение отдельных явлений или процессов, обоснование стратегии и тактики научных исследований, а также решении других подобных задач. Научные исследования базируются на интеллектуальной деятельности (мышлении) человека – исследователя. Важнейшим элементом теоретического исследования является умственный труд. Существует большое количество методик теоретического исследования, поэтому выбор можно делать только в соответствии с конкретной научной проблемой.
За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы. Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат Методология есть не что иное, как применение общих принципов, теорий при решении исследовательских задач, проблем конкретной науки.
В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой признаются следующие: 1) принципдетерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности; 2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной социальной системы; 3) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим. С успешным применением этих принципов связаны перспективы дальнейшего развития науки. Указанные исследовательские принципы носят всеобщий, общенаучный характер, они применимы в любой сфере научной деятельности. Однако каждая наука на основе общенаучных принципов вырабатывает собственную методологию, характер которой диктуется спецификой ее содержания. Так, методы естественных наук отличаются от методов гуманитарных наук, как и каждая из наук имеет свой набор способов исследования. Частнонаучные принципы определяются особенностями той или иной научной области как в плане предмета исследования, так и степени его теоретической разработанности. В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования или, как говорят, теорию методов, которые группируются вокруг центрального метода, по названию часто совпадающего с основным методологическим принципом, например, диалектический, функциональный, структурный и др. Конкретные (специализированные) принципыисследования определяются характером фактического материала, условиями и целью исследования. Несмотря на разнообразие, принципы-методы представляют собой не хаотичную совокупность, а упорядоченную систему, в которой определяется место каждого из них в соответствии с конкретным этапом исследования, использованием технических приемов и проведением операций с фактическим материалом в заданной последовательности. Метод научного исследования -это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. Формально-логические методы -общие методы, составляющие основу исследования; Общенаучные -это научный аппарат, определяющий эффективность исследования любого типа; Специфические – отражающие особенность системы
Методы философских исследований имеют ряд особенностей, отличающих их от методов других наук. Философские методы основаны на более высоком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные науки, обобщая факты, создают понятия - суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при помощи категорий - предельно общих понятий. Таким образом, мы можем дать определение философскому методу. Философский метод (греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности Принцип (от лат. principium – начало, основа)– это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения. Под принципом в научной теории понимают абстрактное определение идеи, возникающее в результате субъективного осмысливания опыта людей.
При проведении исследования важно учитывать основные методологические принципы: принцип противоречия -это противоречие между желаемым и возможным, известным и искомым; принцип оценки -любые явления оцениваются по критериям важности, актуальности, сложности, связи с другим явлением; принцип распознавания – состоит в необходимости отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности его к определенной типологической группе В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально - экономические, правовые и т. д. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней. К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование. К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию). В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы: 1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; 2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; 3) специальные -для конкретной науки, области научного познания.
|
|||
|