Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях
Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях
· закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
· развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
· воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные и сюжетные картинки.
План
1. Организационный момент
2. Артикуляционная гимнастика
3. Сообщение темы урока
4. Проговаривание изолированного звука
5. Анализ артикуляции
6. Характеристика звука
7. Связь звука с буквой
8. Развитие фонематического слуха
9. Закрепление звука в слогах
10. Закрепление звука в словах
11. Физкультминутка
12. Закрепление звука в словосочетаниях
13. Закрепление звука в предложениях
14. Итог урока
Этапы
| Ход урока
| Методические примечания
| I
| – Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.
| Организация учащихся.
| II
| – Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми.
Мышонок решил исправиться: почистил зубки, причесался.
Видит – зайчик на качелях катается. Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!” Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит. Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал и кричал всем: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и покатился с горки. Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал.
| Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения:
“Почистим зубки”, “Расческа”, “Качели”, “Бублик”, “Горка”.
| III
| – Ребята, сегодня к нам в гости пришел этот Мышонок Мыша. Какие звуки повторяются в словах Мыша и Мышонок?
– Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение звука [ш].
|
| IV
| – Ребята, наш гость Мыша очень страшный шалун. Залезает Мыша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.
– Ребята, как шуршал Мыша?
– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.
– Какой звук стоит в начале этих слов?
– Давайте произнесем его.
| Произносят звук [ш] по цепочки.
| V
| – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.
|
| VI
| – Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.
|
| VII
| – Однажды Мышонок Мыша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок:
Ах, табуретка хороша! Перевернул – И буква Ш.
На что мама и папа только улыбнулись.
– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа еще буква Ш?
| На доску вывешивается рисунок с изображением буквы.
| VIII
| – Мышонок Мыша любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! Мыша, где мои вещи?! – грозно спрашивает папа
– Я их съел… Нечаянно…
– Как съел? Ах, ты шалопай!
– Ну, что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.
– А шапку он в прошлом году съел тоже в шутку?!
– Вот такой Мыша шалун!
– Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего гостя.
|
| IХ
| Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша.
Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок.
Ши-ши-ши – есть у Мышонка карандаши.
Шо-шо-шо – он рисует хорошо.
– Молодцы.
|
| Х
| – Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мыша?
– Теперь мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово.
– Молодцы!
| Учащиеся перечисляют вещи. Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Учащиеся берут картинки и вывешивают на доску по группам.
| ХI
| – Ребята, Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутые в локтях руками, наподобие “рычагов паровоза”, будем двигаться по комнате, произнося звук за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”, теперь почтовый “Ч-ч-ч”, а за ним товарный “Ж-ж-ж”. Остановился поезд и выпустил свой пар “С-с-с”. Молодцы! Садитесь.
|
| ХII
| – А после того как Мыша поиграет, он любит вкусно покушать. Он любит варенье из вишни. Значит, варенье какое?
– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?
– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?
– Пшенная.
– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?
– Верно, а вы, ребята любите вкусно покушать?
| Учитель показывает рисунки, относящиеся к данным словосочетаниям.
| ХIII
| – А сейчас посмотрите внимательно на рисунки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое.
– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мыша остался очень доволен вами. В течение всего занятия он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также.
| Учащиеся самостоятельно придумывают предложения.
| ХIV
| – Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– Каким был Мышонок Мыша?
– Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел?
– А какой звук мы сегодня повторяли?
– Правильно, звук [ш].
– А какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук.
– Чем мы еще занимались на уроке?
– Понравился ли вам урок?
– До свидания.
|
|
| Упражнение «Чистим зубы»:
· улыбнулись, открыли рот
· с внутренней стороны зубов кончиком язычка "почистили" сначала нижние, затем верхние зубки
|
|
| Упражнение «Расчестка»:
улыбнитесь, обнажите зубки, при этом губы напряженные
|
|
| Упражнение «Качели»
Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.
|
|
| Упражнение «Горка»
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку
|
|
| Упражнение «Чистим зубки»
Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх
|
|
|