Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Плеяда величайших пианистов». XX век смело можно назвать веком великих пианистов: так много в одном небольшом промежутке времени, кажется, их еще не бывало никогда. Падеревский, Гофман, Рахманинов, Корто, Шнабель – в начале века, С. Рихтер, Рубинштейн, Ги



 

МБУДО «ДМШ№ 1 им. П.И.Чайковского»

 

10.03.2021 г.

Цикл классных часов

«Плеяда величайших пианистов»

Преподаватель Жукова С. А.

 

XX век смело можно назвать веком великих пианистов: так много в одном небольшом промежутке времени, кажется, их еще не бывало никогда. Падеревский, Гофман, Рахманинов, Корто, Шнабель – в начале века, С. Рихтер, Рубинштейн, Гилельс, Кемпфф – во второй половине. Список можно продолжать бесконечно… Но над всеми этими гениями как для простого любителя, так и для профессионального историка музыки высится еще одно имя – Владимир Горовиц. Именно он, и никто другой, по праву считается символом пианизма XX века, что признают даже его недоброжелатели. Можно не любить Горовица – но не признавать его исключительности нельзя.

Детство и юношеские годы

Владимир Самуилович Горовиц родился 1 октября 1903 года. Одни источники утверждают, что появился он на свет в Бердичеве, согласно другим источникам в Киеве.

Многие в семье будущего пианиста были близки к музыкальной сфере. Так, мама Владимира в свое время была ученицей Киевского музыкального училища, а дядя, окончивший Московскую консерваторию, был известен как пианист и педагог.

Владимир поступил в консерваторию, когда ему было всего девять лет. Первые шаги в музыке он делал вместе с матерью, которая никак не предполагала, что растит будущего прославленного музыканта. Все были уверены, что Владимир станет композитором или преподавателем музыки (что и случилось с его братьями и сестрой). Мальчик поступил в класс Сергея Тарновского и Феликса Блуменфельда, часами просиживал за инструментом, а к десяти годам уже играл все произведения Вагнера.

Ему словно не хватало того, чему учили в консерватории. Сам выучил от начала до конца некоторые оперы Римского-Корсакова и Чайковского, чем поражал педагогов и родителей. Владимир Горовиц играл виртуозно, стремительно, знал все произведения любимых авторов. И постепенно начал сочинять сам, во многом подражая своему кумиру, Рахманинову.

1914 год навсегда перевернул жизнь зажиточной интеллигентной семьи, с ее музыкальными вечерами и красивыми сервизами. Приход к власти тех, кто был ничем, но очень хотел стать всем, обернулся катастрофой для наследников купца Горовица. «В 24 часа моя семья потеряла все, — вспоминал Владимир Самуилович много лет спустя. — Своими собственными глазами я видел, как они выбросили наш рояль из окна».

Горовицам в буквальном смысле стало не на что жить. Володе пришлось договориться с руководством консерватории о досрочном окончании, чтобы начать зарабатывать концертами и помогать семье. Преподаватели не возражали: юноша с таким талантом больше не нуждался в их уроках. На выпускном он играл Третий концерт Рахманинова — одно из сложнейших произведений классической музыки, которое потом стало его визитной карточкой. Ему было 17 лет.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.