|
|||
Глава XV Солнечное сплетение и блуждающий нервГлава XV Солнечное сплетение и блуждающий нерв
Рис. 60. Нервная система человека (по Везалию)
Вчетырехсложном человеческом теле, каким его представлял пифагореец Филолай, четыре элемента соотносятся с полостями тела в следующем порядке: земля, генеративный аспект души, — с полостью таза; вода, относящийся к чувствам аспект души, с брюшной полостью; огонь, психоинтеллектуальный аспект души, — с полостью грудной клетки, и воздух, высший интеллектуальный аспект души, — с черепной полостью. Слово thumos (тумос) — низший разум в греческой метафизике — происходит от глагола thuein (жертвовать) и является ключом ко всем христианским мифам, раскрывающим истинный смысл принесения в жертву одного праведника за грехи мира. Тот факт, что слово thymus[230] тоже происходит от слова thumos, непременно заинтересует изучающих железы внутренней секреции. В эзотерических комментариях элементы огонь и воздух меняются местами, так что психоинтеллектуального человека можно отнести к полости черепа, а духовный, или высший, интеллект — к полости грудной клетки. Филолай помещает эмоции в пупок и окружающие органы, что вполне согласуется со словами Блаватской, которая называет тремя главными центрами в человеке сердце, голову и пупок. Их опять-таки можно соотнести с духом, интеллектом и эмоциями. Солнечное сплетение является самым важным из центров симпатической нервной системы, который назвали мозгом желудка. Из трех солнц, распознаваемых каббалистами в микрокосме, солнечное сплетение является третьим и самым нижним, а с точки зрения мистерий оно было ночным или адским светилом — светом преисподней. Среди названий, которые давали солнечному сплетению, самым показательным является calias plexus — чревное сплетение. Слово celiac происходит от слова coeliacus — «имеющий отношение к желудку», которое, в свою очередь, является производным от koilia, означающего «живот, брюшная полость», и koilos, означающего «пустоту, полость» или «небеса». Философы признавали три неба: Высшее, или звездное, было местопребыванием принципов; центральное, планетарное или солнечное, — местопребыванием Правителей или Строителей, а низшее, или подлунное, — местопребыванием четырех стихий, называвшихся в мистической литературе четверкой. Следовательно, подлунный, или стихийный, мир, который, как считали мудрецы, охватывал все видимое мироздание, существовал в брюшной полости Великого Человека, и им правило ночное солнце — подземный Зевс, адский Юпитер — под такими именами, как Гадес, Отец Дис и Серапис. На приведенном в «Философских перлах Райша» изображении Великого Человека эта тайна выражена каббалистически, потому что, как будет показано, его фигура располагается таким образом, что стихии соответствуют области живота, а орбиты планет — высшим частям тела Великого Человека. Головой он поддерживает небеса, а верхняя часть черепа совпадает с Северным полюсом, обозначенным большой звездой, ступни ног — с Южным полюсом, обозначенным аналогичным образом. Парацельс признает существование трех солнц, первое из которых озаряет дух, второе — душу, третье — тело, а под телом подразумеваются как животные импульсы, так и организмы. Как мудро заметил этот великий швейцарец: «Тело не будет согрето и освещено, а ум и дух не останутся во тьме». Физическое Солнце нашей Солнечной системы — всего лишь отражатель духовного и интеллектуального света. Розенкрейцеры подтверждали существование интеллектуального солнца, которое освещает сферу разума, равно как и духовного солнца, которым освещена наша божественная сущность. Под духовным солнцем фон Веллинг понимал Бога-Отца, под интеллектуальным (или душевным) солнцем — Христа-Спасителя, под физическим (или телесным) — Люцифера, который, пав с Небес, основал свое царство в бездне и теперь «заперт» в телах стихий, которые заключили в себе его огонь. Следовательно, из трех крупных мозгов, имеющихся в теле, солнечное сплетение является «мозгом камы», отражающим своей «полированной поверхностью» лучи эмоциональной природы, которые расходятся из этого центра по всему телу, а также вбирающим в себя психические воздействия. «Парапсихологические ясновидческие восприятия, — пишет мадам Блаватская о солнечном сплетении, — часто имеют место в этой области, например, при чтении писем, психометрическом анализе субстанций и т.д.». У индейцев Древней Мексики бог Тецкатлипока занимает место гностического Демиурга[231] и получает название «Юпитера пантеона нагуа». Из предания явствует, что изначально он был смертным человеком, великим чародеем или, точнее, колдуном, обратившим свою адскую некромантию против доброжелательного Кетцалькоатля и в конце концов изгнавшим его из страны Анагуак (Аnаhuac). Имя Тецкатлипока означает «огненное зеркало». Он якобы носил на руке (или же, согласно некоторым рассказам, привязанное к животу) огромное зеркало или полированный шит, на поверхности которого отражались все мысли и дела рода человеческого. Вспомним также, что жрецы древнеперсидских мистерий огня носили на себе зеркала как символы эфирного мира и своих собственных ясновидческих способностей. В мексиканском пантеоне Тецкатлипока был «врагом рода человеческого». Подобно скандинавскому Локи[232], он плел интриги против божественной гармонии, принося войны и разрушения в страну дышащих покоем долин и плодородных равнин. Его изображают летающим над миром во главе огромного войска красных демонов, и любое земное создание, нечаянно заглянувшее в его зеркало, лишалось после этого своей души. В этом повествовании, несомненно, содержится намек на могущество и деятельность солнечного сплетения, поскольку Тецкатлипока — это просто символ камы, персонификация тех страстей и желаний, которые, выплеснувшись в мир, разрушают его покой и порядок, доводя в конечном итоге не только людей, но и целые нации до общей гибели.
Из «Reisch's Margarita Philosophica»
Рис. 61. Демиург мира
В медиумизме солнечное сплетение выполняет функции своего рода зеркала, потому что в его центрах чувствительных нервов отражаются картины, существующие в невидимых эфирах. Однако провоцирование подобного состояния неизбежно приводит к дегенерации, то есть к возвращению в некотором смысле слова в животное состояние, потому что животным царством правят импульсы, проецируемые на солнечное сплетение и распределяющиеся из него по симпатическим нервам. Не имея собственной активной воли, животное не способно бороться с камическими импульсами и слепо повинуется им. Используя спинномозговую нервную систему, человек сражается с этими импульсами при помощи интеллекта и. развив индивидуальность, перестает быть пешкой в руках эмоций — за исключением случаев, когда подобное положение дел сохраняется по собственному выбору. Открыв, таким образом, себя воздействию импульсов через область солнечного сплетения, медиум противодействует собственному совершенствованию и, ослабляя закон воли, постепенно утрачивает контроль над своей судьбой. К тому же между ясновидением спинномозговой системы и ясновидением медиумизма существует разница, соответствующая примерно двум третям длины позвоночника и обусловленная камическим управлением симпатическими стволами. Это верно, что симпатическая нервная система служит средством проявления могущества души, но лишь после трансмутации камы и превращения страсти в сострадание. Так как солнечное сплетение представляет собой мозг низшей четверки, то нарушение эмоционального равновесия обычно ощущается в этой области. Страх и возбуждение могут вызвать тошноту или учащенное сердцебиение в надчревной области. Контролируя свою эмоциональную жизнь, человек избавляется от власти камических импульсов. Неуравновешенная деятельность солнечного сплетения часто вызывает негативные психические явления, которым люди, не знающие об иллюзорной природе астрального света, могут ошибочно приписывать духовное происхождение. Десятая пара черепно-мозговых нервов, которые начинаются с боков продолговатого мозга и, нисходя почти вертикально вниз, «образуют ответвления, идущие к наружному уху, глотке, гортани, трахее, пищеводу, сердцу и внутренним органам брюшной полости» (Моррис), обозначается термином pneumogastric, что значит «блуждающий», и является самым крупным нервом тела. Анализ этого весьма информативного слова наводит на определенные размышления. Греческое слово pneuma, обычно переводимое как «легкое», может также означать «дыхание». Словом pneuma древние философы называли «душу», «животворное начало» или «дыхание жизни» и т.п. Термин gastric, в частности, означает «относящийся к желудку», от греческого gastros — «желудок», хотя не исключено, что оно заключает в себе и иной смысл, а именно «мышление брюшной полости». Следовательно, термин pneumogastric, помимо простого объединения слов «легкое» и «желудок», допускает гораздо более широкое толкование, в частности нерв «брюшного или внутреннего дыхания или дыхания души». Известно и другое название этого нерва, которое звучит как Vagus, что значит «бродячий» или «извилистый». Основой подобного определения, видимо, послужили его многочисленные ответвления, иннервирующие[233] все внутренние органы. Однако слово Vagus может иметь и другие, менее привычные толкования. Так, например, оно означает «летающий», «легкий», «неопределенный», «изменчивый» и «непостоянный». Все это подтверждает древние учения о том, что в теле человека «имеется похожая на тростник трубка, по которой носится дух, как некий таинственный и неразличимый агент» (Ипполит. «Against Heresies»). Из контекста подобных высказываний отца Ипполита, жившего до Никейских соборов, со всей очевидностью следует, что тростник — это вовсе не позвоночный столб, поскольку далее он утверждает, что затем дух направляется в ту часть, которая называется спинным мозгом. Мыслители древности придерживались общего мнения, что дыхание человека является носителем его жизненного начала, а блуждающий нерв, несомненно, управляет дыхательной системой. Важно заметить, что двигательные нервные волокна Vagus'a доходят до «точки пульса», или «водителя ритма» в сердце, а его ответвления достигают почти всех жизненно важных органов тела. Титан Прометей украл небесный огонь и принес его на землю в полом стебле ферулы или «гигантского укропа» — одного из видов зонтичных растений. За подобное преступление против власти Демиурга «Друг Человечества» был прикован к высокой скале в Кавказских горах. Большинство комментаторов отождествляли стебель укропа или нартеция[234] с тирсом, или жезлом Вакха[235], представляющим нечто вроде стрекала богов, и в переводе на язык мистической анатомии греков истолковывали его как символ спинного мозга. Однако Дж. Р.С.Мид, немало времени посвятивший изучению орфических преданий, указывая на некоторые разногласия по этому предмету, замечает, что, «по мнению многих авторов, нартеций... и тирс, или жезл, — это две совершенно разные вещи». Ферулой называют не только гигантский укроп, но еще и палку, которой пользовались, чтобы погонять скот и наказывать за мелкие проступки. Слово narthecium в переводе с латыни означает также коробочку для притираний и лекарств, изготовленную выдалбливанием одеревеневшего стебля нартеция. Очевидно, что полый тростник — «скрытое или тайное стрекало» — может означать тело человека в целом, которое было навязано душе в качестве наказания за неповиновение божественным указам (имеется в виду грехопадение). В более узком смысле тростником, возможно, называют какой-то конкретный элемент, а именно блуждающий нерв, в стебле которого содержится дыхание жизни.
Рис. 63. Равновесие высших и низших элементов относительно фокальной точки солнечного сплетения (согласно Роберту Фладду)
«На мой взгляд, — пишет д-р Вазан Ж. Рель, — кундалини, или, как еще ее называют, «змеевидная сила», — это, говоря языком современной науки, блуждающий нерв, который иннервирует все жизненно важные органы и управляет ими через разные сплетения симпатической части вегетативной нервной системы». Утверждая, что кундалини движется по правой ветви блуждающего нерва, доктор расходится со всеми своими предшественниками, посвятившими себя исследованию этого увлекательного предмета. Но если ценность использованных им древних священных книг явно говорит в его пользу, то комментарии к ним крупнейших философов и адептов Индии полностью опровергают его мнение. Сэр Джон Вудрофф, восторгаясь теорией д-ра Реля и считая эту тему достойной глубочайшего изучения, не обнаруживает в блуждающем нерве кундалини, хотя и допускает возможность, что этот нерв выполняет некую «функцию, важную в практике» йоги. Покойный доктор Джордж Кари, усмотревший немало соответствий между Библией и человеческим телом, свидетельствующих о целой жизни, потраченной на кропотливые исследования, так оценивает важность блуждающего нерва: «Этот замечательный нерв представляет собой самый большой пучок нервных волокон в теле человека. Это поистине Древо Жизни, по ветвям которого Святое Дыхание, сущность или Дух распространяется в легкие и солнечное сплетение» («God, Man and the Word Made Flesh»). Теперь можно более подробно разобрать фрагменты текста из главы, посвященной сердцу, где говорится об уходе из тела Атмана в момент смерти. Этот духовный компонент со своими «эфирами» (способностями или силами) соприкасается с точкой пульса в физическом сердце, которое он приводит в действие и которому он сообщает свой ритм. Тогда возникает вопрос, если он занимает подобное положение, то какой же путь окажется наиболее естественным для его выхода? В Чандогья-упанишаде описывается «очень длинный путь», который «ведет в два места: одно в начале, а другое в конце». Что же это за таинственный канал, который тянется от сердца к темени и образует «королевскую дорогу», путь Атмана? Спинной мозг под это определение явно не подходит. Его назначение состоит совершенно в другом. Спинной мозг — это «термометр божественного Меркурия»[236], однако ни один из его концов не находится в сердце, а он сам не идет прямо из места, где пребывает Атман, к «Солнцу». Блуждающий нерв, напротив, во всех отношениях подходит под определение «золотой трубки» (нервы, окрашенные в желтый цвет почти во всех современных учебниках по неврологии), по которой движется дыхание души. «Остатки духов», Логосы, или Владыки жизненно важных органов, все они удаляются по ветвям блуждающего нерва, и в огромном теле этого нерва к ним присоединяется повелитель пульса, и все вместе они уносятся к «Солнцу». Один европейский врач семнадцатого века внес и свою лепту в этот предмет, когда заявил, что «есть такой нерв, одна ветвь которого идет от головного мозга к сердцу и посредством которого органы чувств связаны со средоточием жизни; причем этот нерв представляет собой трубку, по которой газы, или духи, текут вверх и вниз».
Рис. 64.
|
|||
|