Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Храм Петра и Павла с. Петровское



 

 


Каждый населённый пункт, как и человек, проходит через разные этапы своей жизни. Всегда есть обстоятельства, предшествующие времени его появления на свет. Есть момент его рождения. Затем, населённый пункт проходит периоды становления, развития, укрепления.

К числу таких благополучных населённых пунктов-долгожителей можно с полной уверенностью отнести замечательное село Петровское, входящее ныне в состав Ишимбайского района Республики Башкортостан.

Ишимбайский район, в состав которого входит село Петровское, находится на правобережье среднего течения реки Белой. Площадь территории района составляет 4006 км2. Восточная часть территории района относится к западным передовым хребтам Башкирского (Южного) Урала с абсолютной высотой до 845 м (хребет Алатау), увлажненным климатом, покрытым широколиственными и берёзово-осиновыми лесами. Западная часть района находится на Прибельской увалисто-волнистой равнине с незначительно засушливым климатом и лесостепным ландшафтом. Почвы серые, темно-серые лесные и выщелоченные чернозёмы. Полезные ископаемые представлены месторождениями нефти, каменной соли, известняка, гипса, песка, доломита, бутового камня, песчано- гравийной смеси. Лесом занято 252,6 тыс. га (63,1% территории района). По западной окраине района протекает река Белая, по восточной части - Зиган с притоками Сиказя и Ряузак, Селеук, Тайрук, Тор.

 Русское село Петровское было основано на территории, испокон века принадлежавшей башкирским племенам. «В момент вхождения башкир в состав России на территории нынешнего Ишимбайского района проживало племя юрматы.

Этноним «юрматы» считается тождественным с древневенгерским этнонимом «доярмат», а происхождение племени - загадки истории. Одна из гипотез утверждает, что юрматынцы - это угры, то есть древние мадьяры (венгры), пришедшие с востока и севера и подвергшиеся впоследствии тюркизации». Основателем села Петровское принято считать помещика Киндякова Петра Васильевича.

 

Вот как об этом рассказывает старая легенда: «Когда-то там, где сейчас раскинулось село Петровское от речки Шида в сторону Стерлитамака стояли вековые дубовые леса. А по поймам реки Зиган и по свободным от леса полянам колыхались на ветру тучные шелковые травы, где нагуливался скот немногих здесь башкир кочевников. Глаз скотовода и земледельца радовали и открытые от леса места с плодородной черноземной землей, которую можно было использовать под посевы.

Эти маломодные тогда места изобиловали пушным зверем, боровой дичью, а речки - рыбой. Тишина, глушь на многие километры...

«А тележного хода в эти места нет»,- можно читать в старинных записях. Однако тлетворная колонизаторская политика царского самодержавия давно коснулась и этих мест. Не раз уходили местные джигиты к отрядам Карасакала и других смелых людей для того, чтобы противодействовать притеснителям и русским, и своим башкирским из числа богатой знати. Ведь Карасакал, как это видно из показаний Пойманных повстанцев под пыткой показывали, что Карасакал был родом с реки Селеук, что в 15-20 километрах от этих мест.

Так и шла тихая, на первый взгляд, жизнь в этом глухом углу Башкирии. Только тогда, когда во время царствования Екатерины II был проложен гужевой тракт от Белорецких и Авзянских железных заводов Демидовых к Стерлитамаку, несколько оживились эти места - тракт проходил здесь. Потянулись по этой дороге тяжелые конные обозы, груженые тяжелым железом и подготовляемые крепостными людьми. Обозы разгружались в Стерлитамаке для дальнейшего сплава по реке Белой.

Нелёгок был этот почти 250-километровый путь по лесному и горному бездорожью, тянувшемуся через высокие Уральские перевалы Алатау, Калу-гора, Вертун-гора и опасные ущелья. В небольшом поселении, каким в то время было Петровское и останавливались такие обозы, чтобы отдохнуть и лошадям, и людям, починить обоз и упряжь…

Там, где сейчас стоит Дом культуры издавна, жили несколько башкирских семей. Занимались они скотоводством, рыбной ловлей, имели борты лесных пчел. Кочевали в окрестностях в поисках лучших пастбищ скоту. Занимались они и охотой, но огнестрельного оружия почти не имели. Лук и стрелы в умелых руках были неплохим оружием.

Но вот однажды летом приехал в эти места помещик Петр Киндяков. Понравились ему эти привольные места. Стал он уговаривать местного башкирского тархана продать ему окрестные земли. Показал бумагу от губернатора с дозволением на покупку, подарки преподнес. Не хотелось башкирам покидать родных обжитых мест, но побоялись перечить власти имущим и ушли они в горы в сторону Макарово и Кулгунино.

А предприимчивый помещик вскоре завёз сюда несколько семей своих крепостных крестьян. Из числа, купленного здесь за бесценок леса, выделил им немного бревен для постройки курных избенок. А себе силами тех же крепостных построил барские хоромы там, где сейчас улица Почтовая.

Так на гужевом тракте Белорецк-Стерлитамак, на берегу Мелководной речки Шига и возникла убогая деревушка Киндяково с барской усадьбой на самом видном месте. Вначале Киндяково едва насчитывала, два десятка дворов. Но время шло, богател помещик, умножались и дворы крепостных - Киндяков покупал и переселял к себе новых крепостных.

К 1820 году Киндяково значительно увеличилось. Но по-прежнему здесь не было даже небольшой школы. Зато на видном месте стоял кабак да бакалейная лавка помещика.

Местные власти, да и сам помещик давно уже подумывали о том, чтобы построить здесь церковь, которая являлась бы приходом для русских жителей окрестных деревень Павловки, Бердышлы, Тимашевки, Екатериновки и других. Губернские духовные светские власти удовлетворили ходатайство местной знати и вот, после нескольких лет строительства, наконец в 1826 году церковь была построена.

Это было большое массивное с метровыми каменными стенами здание. Поставлена она, была примерно в 50 метрах южнее того моста, где сейчас стоит памятник жертвам белогвардейского террора у Дома культуры.

Рядом с церковью на том месте, где сейчас здание почты была построена церковная сторожка. Церковь была построена в честь святых Петра и Павла. С тех пор деревня Киндяково стала называться селом Петровское».

 

 

В Российском государстве тарханами называли служилых татар, мещеряков, башкир, которые не платили ясака и не получали жалование. Звание передавалось по наследству. Звание получалось за особые военные, дипломатические или другие заслуги.

Согласно рукописи 1967 года, изначально этот населённый пункт стал зваться деревней Киндяково. В 1826 году в деревне Киндяково, после нескольких лет строительства открылась церковь, которую посвящают святым апостолам Петру и Павлу. Церковь была большой и массивной, с метровыми каменными стенами. Рядом с церковью поставили церковную сторожку. По утверждению рукописи 1967 года именно с этого времени (1826 год) деревня Киндяково становится селом Петровское.

К началу 1800-х годов Киндяково/Петровское входило в состав Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. Позже, с 1865 года, село, вместе со своим Стерлитамакским уездом войдёт в состав вновь образованной Уфимской губернии.

После своего отца, Петра Васильевича Киндякова, селом Петровское стала владеть одна из его дочерей - Елизавета Петровна (1805-1854). В 1824 году Елизавета Петровна Киндякова вышла замуж за князя Ивана Александровича Лобанова-Ростовского. Однако, прожив год, супруги разошлись чему причиной послужила особенность физического здоровья Ивана Александровича. В 1828 году Святейший Синод официально разрешил им развод. В том же, 1828 году Елизавета Петровна во второй раз выходит замуж. На этот раз, её избранником стал гусарский командир Александр Васильевич Пашков. Старинный дворянский Род Пашковых известен в России со времён Ивана Грозного. Представители этого Рода занимали видные военные и гражданские посты. Кстати, именно этому богатому Роду принадлежал и знаменитый «Дом Пашкова», построенный в 1784-86 годах в Москве, напротив Кремля. Рукопись 1967 года повествует о том, что в 1865 году в селе была построена трёхклассная церковно-приходская школа. Одной из основных учебных дисциплин таких школ, был Закон Божий. В 1895-1897 годах в селе насчитывалось 273 двора. Селом Петровское, с момента его основания владели представители Рода Киндяковых: сначала Василий Афанасьевич Киндяков, затем его сын - Пётр Васильевич, а после, дочь Петра Васильевича -Елизавета Петровна Пашкова (Киндякова). Нам не удалось найти прямых и подробных данных о том, кто владел Петровским после Елизаветы Петровны, однако, по ряду косвенных данных, вполне справедливо будет допустить, что после неё селом владела её дочь - Екатерина Александровна Тимашева (Пашкова), супруга генерала и министра внутренних дел Тимашева Александра Егоровича.

В 1908 году в селе была построена начальная школа. В 1912 году село получило Почту (улица Почтовая) и больницу, для которой было построено каменное одноэтажное здание. Врачей тогда было крайне мало. В благодарной памяти людей остались фамилии врачей Мишенин и Булатов, которые проработали в Петровском не один десяток лет. Торговля, до октября 1917 года осуществлялась в селе частными торговцами, купцами. В 1919 году в селе Петровском председателем сельского совета стал Горбунов И.П. А в Петровский волостной сельсовет избираются: Л.Т.Арзяев, П.Л.Могильников, И.К.Мокшанов, Т.Вязовцев, И.Ф.Бравцев, А.Ф.Курченков. В 1921 году в ряде населённых пунктов района, в том числе и в Петровском, были созданы библиотеки.

В 1930 году Башкирия сменила административное волостное деление территории на деление районное. Село Петровское вошло в состав Макаровского районного центра. Однако все районные организации находились не в Макарово, а в Петровском. Первым секретарём районного комитета ВКП(б) был товарищ Ахметьянов, председатель районного исполнительного комитета - Бухарбаев, секретарём ЛК ВЛКСМ стал Гумер Кинзякаев.

В 1936 году в селе организована МТС (машинно-тракторная станция) и первым её директором был Аминев Нури Шакирович. Главным агрономом на ней стал Евдокимов Григорий Петрович. Именно введение МТС позволило колхозам начать отход от малоэффективной ручной и конной обработки земель. Первый парк МТС составили полтора десятка маломощных колёсных тракторов. Эта МТС была

расположена на территории бывшего Шихановского лесничества, там, где сейчас расположен полицейский участок.

В 1930 году советская власть, с выходом Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» официально начала в селе раскулачивание.

Священная с древних миров гора - шихан Торатау, стала тем местом, близ которого в 1948-1955 годах существовал спецлагерь особого режима №0016 - одно из многочисленнных подразделений ГУЛАГа. Но не только рядовых граждан накрыла волна репрессий. Преследованию подвергались и высшие государственные и военные деятели. В числе прочих пострадал и герой гражданской войны, чья армия освобождала село Петровское от белогвардейских сил - Василий Константинович Блюхер - легендарный маршал, кавалер Ордена Красного Знамени (за номером «1»), Ордена Красной Звезды (также, за номером «1»), был арестован в 1938 году. После многочисленных допросов он скончался в Лефортовской тюрьме города Москвы.

Был 1937 год, и пришла пора, укрепляющимся колхозам, подумать и об электрификации сёл. По инициативе местных коммунистов: Ревунова Л.Е., Цыбина А.Д., Ерусланова П.Т. и других на реке Зиган, рядом с деревней Арметрахимово, была построена первая в этих местах электростанция, мощностью на 100 киловатт. Пайщиками строительства станции явились колхозы из сёл и деревень: Петровское, Арметово, Ишимово, Бердышла, Арметрахимово, Васильевка.

Как повествует рукопись 1967 года, около тысячи петровчан были призваны на Великую Отечественную Войну. В числе добровольцев были не только мужчины, но и девушки, такие, как: Вера Переведенцева, Анастасия Девяткина, Дина Ищукхаметова, Александра Воробьева, Гусева Мария, Ямал Утягаева, Зайтуна Алибаева. Триста пятьдесят четыре воина из села Петровское не вернулись домой. Они погибли на фронте, защищая свою страну, своё село, свои семьи от врага. В рукописи 1967 года, среди погибших петровчан, упоминаются имена: командир стрелкового полка подполковник Саможенов Михаил Федорович, погибший в боях за советскую Латвию (до войны, Михаил Федорович работал военруком петровской школы), старший лейтенант Степан Грубов, лейтенант Павел Пресняков, братья Сладковы и другие.

Закончилась Великая Отечественная война. Выжившие солдаты вернулись домой. Для села Петровское в который раз пришло время возврата к мирной жизни, время восстановления, ослабшего за военные годы хозяйства. Период нового созидания.

В 1950 году все колхозы села были объединены в одно хозяйство под именем «Ворошилова». Председателем был избран Павел Тимофеевич Ерусланов. Колхозное правление до 1972 года располагалось на территории ПУЖКХ. Позже, эта территория была занята коммунхозом. В 1951 году взамен старого сельского клуба, проекту архитектора Калимуллина было построено первое здание Дома Культуры. С 1954 году на востоке села была выстроена усадьба районного объединения «Сельхозтехника», где трудилось до двухсот шестидесяти рабочих и служащих. Однако, словом «Сельхозтехника» объединение стало называться, ориентировочно, с 1965 года, а до этого периода, в качестве названия использовалась аббревиатура «РТС». В этих мастерских подготавливались рамы для гусеничных тракторов всей Башкирии. Для многих колхозов и совхозов республики поставляла свою продукцию аккумуляторная мастерская. При «Сельхозтехнике» построили нефтебазу, заправочную горючим и смазочными материалами.

У истоков рождения «Сельхозтехники» стоял, пожалуй, самый титулованный житель Петровского - Анатолий Васильевич Петров (1927 г.р.), управляющий Ишимбайского районного объединения по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства. Напротив усадьбы «Сельхозтехники», через дорогу, ведущую на Белорецк, на месте пустыря, обосновалась усадьба механизированного лесхоза и его Шихановского лесничества (образовано в 1936 году). Лесничество называлось Шихановским по той причине, что охватывало территорию вокруг шихана Торатау.

В 1956 году в селе Петровском было начато строительство водопровода от реки Зиган. По всем улицам села водопровод будет проведён в 1966 году. В 1963 году была построена новая школа.

В 1964 году произошли очередные изменения в административном делении Республики. Село Петровское, из состава Стерлитамакского района было переподчинено Ишимбайскому району. В новом, двухэтажном помещении Дома Быта создаётся комбинат бытового обслуживания. В нём работают цеха: швейный, сапожный, ремонтный, парикмахерский, а также функционируют часовая мастерская и фотография. Действует участковая больница на пятьдесят пять коеек, включающая в себя и роддом. Она оснащается хирургическим, рентгеновским, терапевтическим и зубоврачебным кабинетами, плюс лаборатория и амбулатория.

12 февраля 1965 года общее собрание колхозников колхоза «имени Ленина» единогласно избрало своим председателем Тимонина Владимира Фёдоровича, который в то время работал директором петровского СПТУ - 12.

В село приезжали артисты из других областей и республик, а так  же участники художественной самодеятельности из города Ишимбая. Желающие посетить клуб, покупали билеты за счёт средств колхоза. Часто демонстрировались кинофильмы. Перед началом художественного кинофильма показывались специальные киножурналы на сельскохозяйственные темы.

До середины 1960-х годов в селе действовал военкомат, после чего его перевели в город Ишимбай. С 1966 года действует детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 1972 года в селе действовала контора коммунальных предприятий. Эти коммунальные предприятия занимались благоустройством села. В предприятиях было большое количество техники, включая тракторы всех видов и грузовые машины.

Большое количество домов и квартир числились на балансе в коммунхозе, где производились капитальные ремонты силами рабочих-строителей.

В 1970-80-х годах широкое распространение в районе получает банковское кредитование колхозов под 2% годовых.

В 1981 году в петровском СПТУ проходило обучение шестьсот человек. Со дня его организации и по состоянию на 1987 год профтехучилище подготовило и передало народному хозяйству десять тысяч квалифицированных рабочих. В тот период, трудились с большим стажем и опытом мастера производственного обучения: Пастухов М.Г., Подоплелов В.М., Кочуров Г.Г., преподаватель Гусамов Г.Б. В средней школе работало на тот период тридцать восемь учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения, из них двадцать три - с высшим образованием. Заслуженным авторитетом и уважением среди сотрудников и учащихся пользовались учителя: Федонина Лидия Кузьминична, Дегтярева Любовь Николаевна, Панова Мария Алексеевна.

В 1981 году, по улице Первомайской, построили интернат, где он просуществовал до 1989 года, после чего, здание передали под детский сад «Солнышко». Детский сад «Теремок» открылся в июле 1981 года.

В 1992 году прекращены полномочия исполнительного комитета Петровского сельского совета. Утверждена структура администрации Петровского сельсовета. По итогам 1997-го сельскохозяйственного года село Петровское имело: крупнорогатого скота - 576 голов (в том числе, коров – 200, свиней – 312, лошадей – 50); пчёл - 125 ульев.

В 2008 году общая численность населения Петровского сельсовета составила 5671 человек. Национальный состав: русские, башкиры, татары, чуваши, узбеки, таджики, немцы. Территория сельского поселения Петровский сельсовет занимает 20,473 тысяч гектаров. В состав сельского поселения входят: село Петровское (административный центр), деревня Алмалы, деревня Арметрахимово, деревня Бердышла, деревня Васильевка, деревня Гумерово, деревня Ишимово, деревня Калмаково, деревня Павловка,хутор Солёный, деревня Тимашевка. Из частных предприятий, деятельность ведут: крестьянское фермерское хозяйство, индивидуальные предприниматели.

Село Петровское, одновременно и зрелое, и молодое! Зрелое потому, что имеет богатую историю, а молодое по той причине, что в селе появляются новые традиции. И о некоторых таких традициях наш дальнейший рассказ.

С 2006 года в Петровском, в один из августовских дней отмечается День села. Чтобы каждый такой День был запоминающимся, организуются различные мероприятия. Например, тематические соревнования, конкурсы - возле какого дома, в чьём саду или на какой улице красивее обустроен цветник, где привлекательнее детская площадка.

Создан и действует «Женский совет», председателем которого является Летунова Рамиля. Рядом с Домом Культуры, за красивым металлическим ограждением расположилась Аллея Новорождённых, по старинке называемая местными жителями «парк». Между сёлами и деревнями района регулярно проводятся спортивные соревнования. И зачастую, площадками для таких соревнований являются школа, стадион и Дом Культуры села Петровское.

Что касается самого Дома Культуры, то он был построен в 1984 году, придя на смену старому зданию ДК, разобранному в 1981 году. В отношении истории зданий клуба / Дома Культуры, Екатерина Лукьяновна Кудисова (Сладкова) пояснила, что первый клуб был выстроен у речки. Второй, удлинённый - напротив старой школы, затем третий - двухэтажный деревянный. А четвёртый - тот, что стоит сейчас.

В настоящее время, в Доме Культуры успешно функционируют музыкальные и танцевальные кружки. Проводятся занятия затейников. В библиотеке регулярно устраиваются мероприятия для детей, проходят «встречи с любимыми героями».

Уже в течение многих лет, с начала 1970-х в селе, на постаменте стоит трактор марки «Универсал - 2», бывший когда-то настоящей, работающей машиной. Производство таких тракторов в нашей стране было освоено в 1934 году. Эти «стальные кони» выпускались сначала в Ленинграде, а позже - во Владимире.

В 2009 году должность имама-хатиба мусульманской религиозной организации села Петровское занял Ильнур Фатихович Сарбулатов. С 2009 по 2011 годы на базе мечети действовала школа арабского языка. Сейчас эта школа существует в режиме - онлайн.

... Таким село Петровское предстаёт перед нами в настоящее время. Со своими радостями и сложностями, с вопросами и ответами. Сильное само по себе, но и подкрепляемое силой районного центра - города Ишимбая, получившим в 2016 году статус «Город Трудовой Доблести и Славы».

 

Храм Петра и Павла с. Петровское

Церковь началась строиться 1821 года и строилась пять лет. При возведении церкви, для крепости добавляли в раствор белки куриных яиц, и даже молоко, которое собирали всем миром. Церковь была построена крестообразно, а в центре возвышался купол, увенчанный крестом. Окна в храме были большие, вырезанные полусферой, а под куполом окна были меньше. Сверху, под куполом, окна были застеклены цветными стёклами, подобранными по цвету: зелёный, жёлтый, голубой, оранжевый. В храме, даже в дождливую и ненастную погоду, от этих стёкол, от игры и мерцания цветов, всегда была радостная и спокойная атмосфера. Внутри храма, на окнах, стояли узорчатые металлические решётки.

Судьба старой православной церкви села Петровское повторила судьбу многих храмов нашей страны. При советской власти, церковь, как религиозное учреждение не функционировала.

Церковь Петра и Павла действовала по 1928 год, затем её закрыли. В 1928 году она была приспособлена под клуб. Однако для клубных целей её здание оказалось не подходящим. Иконы из церкви собрал и увёз в Стерлитамак Лукьян Лаврентьевич Сладков.

Активными участниками и разрушителями были местные молодые люди, они срывали кресты с купола, колокола с колокольни. Ряд жителей села, в том числе и Анна Андреевна Мезина (Мурсаикова) утверждает, что решение о разрушении церкви было дано после того, как в ней, во время ребячьих шалостей насмерть разбился мальчик.

Часть старожил села, припоминает из рассказов своих родителей, что самый большой колокол снимали с церкви в 1928 году. При снятии колокола с церкви, им был придавлен один житель. Второй колокол снимали чуть позже, но он упал и разбился. Однако, его осколки собрали. И эти колокола были увезены в г.Стерлитамак.

После распада СССР, уже на исходе девяностых годов, под нужды православной общины было выделено ветхое помещение старой школы, которое после 1963 года занимала мастерская училища.

Современному храму села жертвовали иконы. И, помимо имеющихся в храме старинных изображений, иконописцем Василием были написаны современные иконы. 24 ноября 2001 был установлен новый купол храма в выделенном здании бывшей киносети (от Новоселова Е.Д.). В 2004 году к храму перешла территория вокруг храма со всеми надворными постройками (гаражи, земля). С того времени и по сей день, при поддержке местных предпринимателей, храм постоянно благоустраивается, как внутри, так и снаружи. Перед фасадной частью высажены голубые ели, постоянно благоухают ухоженные цветы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.