Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Не обязательно заполнять все три строчки во второй и третьей колонке.



 

1.Заполните таблицу (1 балл. В случае досрочного самостоятельного выполнения – 3 балла). Таблицу необходимо заполнить в обычной тетради. Допускается её использование на экзамене.

Формация Экономический базис Форма правления Социальная структура Виды культуры*
Первобытно-общинная        
Рабовладельческая        
Феодальная        
Капиталистическая        

* Рекомендуем Вам использовать следующую классификацию видов культуры: народная, элитарная, массовая.

 

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задания (1 балл).

 

К концу лета 6745 года от Сотворения мира пришли поганые во главе с Бату-ханом, подло и вероломно напав на Старую Рязань, предав её огню и разграблению. Огнём и мечом прошлись они по рязанским землям обрушившись на Владимиро-Суздальскую Русь. Русская нация, ослабленная феодальной раздробленностью, не смогла достойно встретить тумены чингисида. Не встречая достойного сопротивления полчища степняков обрушились на Владимир, не щадя ни смерда, ни князя. Горе нашей стране, горе Рюриковичам, горе вере православной! Не устоит Русь и окажется под игом на 240 лет, что скажется и на богатстве нашем, и на духе народном.

 

Определите год (десятилетие или столетие) создания источника. __________

Предположите кто автор. __________________________________________________

Предположите место создания текста ___________________________

На основании чего Вы пришли к таким выводам?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Изобразите схему общественно-экономической формации на предложенной основе, содержащую следующие компоненты, упорядоченные в иерархию:средства производства, производство, потребление, производительные силы, способ производства производственные отношения, человек, предмет труда, орудия труда, надстройка, обмен, распределение (1 балл).

4. Заполните таблицу (2 балла).

 

Признак государства Наличие признака * Проявление признака
     
Население + К IX в. на территории Киевской Руси сформировалась естественно-исторически складывающаяся и непрерывно самовозобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни сложная, относительно устойчивая совокупность людей, т.е. – население.
     
     
       
       
       

 

* Просто сделайте отметку (используя любой подходящий символ) о наличии или отсутствии данного признака у Киевской Руси.

Подсказка. Для заполнения первой колонки рекомендуем использовать знания, полученные из школьного курса обществознания или обратиться к учебнику: Матузов Н.И., Мальков А.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2004. С. 27. Также можно использовать справочники для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Например: Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, 2017. С. 291.

 

4.2. Дополнительное задание.Как Вы думаете: что стало решающим толчком к формированию государства у Восточных славян? Внешний толчок или сформировавшиеся в конце первого тысячелетия н.э. внутренние предпосылки? Свой ответ поясните (2 балла).

5. Заполните схему социальной структуры Киевской Руси в XI в. (1 балл).

 

6. Какие различия феодальной лестницы Киевской Руси от европейских стран Вам известны? (рис.1). Ответ запишите (1,5 балл).

 

 

Рисунок 1. Феодальная лестница в Европе

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.1. Дополнительное задание:изобразите свой вариант феодальной лестницы Киевской Руси справа от рис.1 (0,5 балла).

 

7. В чём Вы видите причины феодальной раздробленности Киевской Руси? Дайте развернутый ответ (2 балла).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.1. Дополнительное задание повышенной сложности. Что общего и особенного в причинах феодальной раздробленностей Киевской Руси и европейских стран? (1,5 балла)

общее особенное
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________

Как Вы думаете, это проявление одного процесса с единой, общей сутью или разные процессы, обусловленные спецификой регионов? (1,5 балла)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка.Рекомендуем использовать материалы лекции по социально-экономическому устройству Киевской Руси и следующее учебное пособие, имеющиеся в электронном виде: Мезит Л.Э., Ценюга И.Н. История с древнейших времен до начала XXI в.: учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 39–47. Электронный вариант: режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/10/24/bfcc41bf1e5a23653683d0e8b7510229/mezit-le-tsenyuga-in-istoriya-s-drevnejshih-vremen-do-nast-vremeni-2016.pdf

 

 

8. В исторической науке ведутся споры о характере взаимодействия Руси и Золотой орды. Как бы Вы охарактеризовали это взаимодействие? Как Иго (систему господства завоевателя над побежденным), вассалитет (феодальные отношения между вассалом и сеньором), неравноправный военный союз или взаимовыгодный симбиоз? Можете предложить свой вариант. Обоснуйте свою точку зрения. (2,5 балла)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подсказка.Рекомендуем использовать материалы лекции по монголо-татарскому завоеванию и дополнительную литературу. Например:

Ганчар Г.М., Ипполитова А.Г. Русь и Золотая орда: Иго или неравноправный союз военно-политический союз? / Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013, № 1, т. 7. С. 32–39. Электронный вариант: режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24373088 .

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000. С. 187–189. Электронный вариант: режим доступа: http://medievalrus.csu.ru/bible/Gorsky_2000.shtml .

Внимание!Представленные точки зрения не являются единственно верными. Не стоит воспринимать их без критики, как и любую попытку решить научную проблему.

 

9.  Какое влияние оказало монголо-татарское завоевание на дальнейшее развитие Руси? (2 балла)

Влияние на экономику.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Влияние на социальную структуру.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Влияние на политическую систему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Влияние на общественное сознание и культуру.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка: можно использовать литературу, рекомендованную к заданию 5.

10.Заполните таблицу (1 балл).

 

Представитель династии московских князей / годы правления Ключевые события, произошедшие в период его правления
Даниил Александрович /    
                                     / 1325–1340   1327 – тверское восстание    
Симеон Гордый /    
     
     
     
Василий II Тёмный /    
Иван III /    

 

11. Использую табл. 10 для заполнения первой колонки заполните таблицу. (1 балл)

 

Правитель Год* Земли, присоединенные к Московскому княжеству
  _____ _____ _____ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________  
  _____ _____ _____ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________  
  _____ _____ _____ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________  
  _____ _____ _____ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________  
  _____ _____ _____ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________  
  _____ _____ _____ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________  
  _____ _____ _____ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________  
  _____ _____ _____ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________  

* Не обязательно заполнять все три строчки во второй и третьей колонке.

12. В современной исторической науке есть точка зрения, что Московская Русь в XV–XVI в. приобретала признаки модерного государства. Какие признаки модерного государства Вам известны? (0,5 балла)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подсказка: Используйте материалы лекции. В сжатом виде о признаках модерного государства можно прочитать: Тесля А. От «Русской земли» к «Российскому царству». Царствование и господство в России: модерн и его изводы [Электронный ресурс] / Гефтер. Режим доступа: http://gefter.ru/archive/24840 .

 

11.1. Дополнительное задание повышенной сложности. Как Вы думаете, можно ли говорить о Московской Руси как о модерном государстве? Подтвердите свою точку зрения как минимум тремя аргументами. (2 балла)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка.Рекомендуем использовать материалы лекции о социально-экономическом развитии Московской Руси и дополнительную литературу. Например: Кром М.М. Рождение государства: Московская Русь XV–XVI веков. М., 2018. 256 с.

12. Заполните схему. (0,5 балла)

13. Как изменилась система управления Московской Русью при Иване IV? Какие новые органы власти появились в годы его правления? (0,5 балла) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Заполните схему (0,5 баллов).

 

 

14. Задание повышенной сложности. В исторической науке ведутся споры о причинах политики опричнины, проводимой Иваном IV. Существует значимое число точек зрения по этой проблеме. Ознакомьтесь с имеющимися подходами и выполните следующее задание:

- выберите наиболее убедительную на Ваш взгляд точку зрения или сформулируйте свою;

- приведите три аргумента в её поддержку;

- подтвердите каждый аргумент фактами.

Ответ оформите в виде схемы (3 балла).

 

 

 

Подсказка: схема может быть обратная: точка зрения – аргументы – факты. Пример:Преподаватель считает, что студенты не должны приносить котов на лекции по истории (точка зрения). Это может повредить людям с аллергией и айлурофобией, будет отвлекать лектора и студентов и, весьма вероятно, не понравится самим котам (три аргумента). Доказано, что аллергическая реакция может привести к серьезным последствиям для здоровья, а кошачья слюна нередко является аллергеном. Некоторые люди бояться кошек и присутствие их в аудитории негативно скажется на восприятие ими информации (фактык первому аргументу). Лектор, составивший задания, будет в некоторой степени дезориентирован наличием кота, что в любом случае повлечет за собой снижение качества лекции (фактко второму аргументу). Отдельная особь может некомфортно чувствовать себя в незнакомом месте в присутствии множества людей (учитывая, что кошки хищное млекопитающее, ведущие ночной образ жизни, склонные к поиску укрытия), а также быть напугана громким голосом и резкими движениями лектора (фактк третьему аргументу).

 

Пример №2.Студент высказал точку зрения, что Киевская Русь в IX в. являлась протогосударственным образованием, а не полноценным государством в современном понимании (точка зрения). В защиту свой позиции они привел следующие аргументы: у Киевской Руси отсутствовали или не до конца сформировались некоторые признаки государства, а именно монополия на легальное применение силы, сбор налогов и издание законов (фактически – один аргумент, состоящий из трёх частей). На вопрос чем он это подтвердит студент сказал, что кровная месть существовала как минимум до XI в., что подтверждает Русская правда, что, по его мнению, указывает на отсутствие монополии на легальное применение силы. Также, дань не является налогом, так как налог – фиксированная безвозмездная выплата в пользу государства, идущая на выполнение его функций, а дань – фактически выплаты по праву сильного, до уроков Ольги, не имеющие даже приблизительных границ. Причем, дань могли потребовать не только представители князя. В завершении своей мысли студент отметил, что первый закон в прямом смысле слова (Русская правда) появился только в XI в., а до этого у славян действовали нормы обычного права (факты, подтверждающие аргументы).

Рекомендуем следующие материалы: Шишкин И.Г. Опричнина Ивана Грозного в современной историографии. // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы VIII Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 2007. Т 1. С. 97–101. Электронный вариант: режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/39310/1/uibch_2007_01_20.pdf .

Мартюшева В.М., Ленц Г.Т. Опричнина Ивана Грозного в советской историографии (с 20-х до середине 80-х годов XX века) // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2009. С. 29–32. Электронный вариант: режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oprichnina-ivana-groznogo-v-sovetskoy-istoriografii-s-20-h-do-serediny-80-h-godov-xx-veka/viewer .

 

15.

 

Глоссарий

– формация – ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

– экономический базис – _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– революция – _____________________________________________________

_______________________________________________________________

– государство – _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– феод – ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

– сословие – _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

– ранний феодализм – _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– феодальная раздробленность – ______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– крепостничество – ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– сословно-представительная монархия – ______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– крепостное право – ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– первоначальное накопление – _______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– капитал – ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– капитализм – _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– модернизация – ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– консервативная модернизация – _____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– либерализм – _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– либеральные реформы – ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– империализм – ___________________________________________________

__________________________________________________________________

– монополия – _____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– циклический экономический кризис – ________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– индустриализация – _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– коллективизация – ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– фашизм – ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– «Холодная война» – _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.